Решение б/н Жалоба ООО "АКВА" от 4 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ 69/01-52/15

 

 

03 декабря 2015 г.                                                                                                       г. Анадырь

 

Резолютивная часть решения объявлена 01.12.2015 г.

Полный текст решения изготовлен 03.12.2015 г.

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

в присутствии представителей Заявителя:

генерального директора ООО «АКВА»,

в присутствии представителей Заказчика:

рассмотрев жалобу  Общества с ограниченной ответственностью «АКВА» (далее – Заявитель, Общество) на действия Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (далее – Организатор торгов, Заказчик) при проведении открытого конкурса на выполнение работ по переоборудованию тепловых узлов с монтажом общедомовых (коллективных) приборов учета в следующих многоквартирных домах: ул. Береговая, 2, 2а, 10, 12; ул. Беринга, 4, 8, 10, 16; ул. Горького, 6; ул. Ленина, 10, 12, 14, 27, 29, 30, 36А, 36Б, 38А, 38Б, 40А, 40Б, 41, 42, 46А, 46Б, 47, 48, 51, 53, 55, 57, 63; ул. Мира, 3, 5, 7, 9; ул. Отке, 1, 3, 5, 10, 11, 12, 17, 24а, 26, 30а, 32, 37, 39, 40, 41, 42; ул. Партизанская, 7; ул. Рультытегина, 2б, 13, 15, 17, 21;  ул. Строителей, 4, 9,

11, 13; ул. Тевлянто, 8; ул. Чукотская, 13; Энергетиков, 3, 5, 7, 11, 22, 26, 28, 30; ул. Южная, 10, 17, извещение № 31502925511 (далее – Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России поступила жалоба от Заявителя на конкурсную документацию Заказчика.

В своей жалобе Заявитель указывает, что конкурсная документация Заказчика содержит ряд нарушений, а именно:

1. Установленные Заказчиком в пп. 11 и 12  конкурсной документации  требования об обеспечении заявки и обеспечении исполнения договора не соответствуют Положению о закупках, что является нарушением пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

2. Заказчик в документации не установил срок заключения договора, а указанный в извещении срок заключения договора, нарушает право участников закупки на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии.

3. Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) и порядок формирования цены договора (цены лота) установлены Заказчиком в конкурсной документации в нарушение пунктов 5 и 7 части 10 статьи 4  Закона о закупках.

4. Порядок оценки и сопоставления заявок, а также  критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе установлены в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с Законом о закупках. На заседании комиссии представители Заказчика представили возражения по жалобе, где указали, что у антимонопольного органа отсутствуют основания для принятия жалобы к рассмотрению, поскольку в жалобе отсутствуют ссылки на нарушения, перечисленные в части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в возражениях Заказчика, Комиссия Чукотского УФАС России полагает.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными унитарными предприятиями.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2).

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлены принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, к которым в том числе отнесены равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Случаи обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган установлены частью 10 статьи 3 Закона о закупках. При этом данной нормой предусмотрено, что обжалование осуществляется в порядке, установленном антимонопольным органом.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен в статье 18.1 Закона о защите конкуренции.

По правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупке, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания.

Согласно пункту 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках Участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.

В своей жалобе ООО «Аква» указывает на нарушение Заказчиком пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках согласно, которой в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

- порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Таким образом, исходя из анализа приведенных правовых норм, Закон о защите конкуренции позволяет антимонопольному органу рассматривать жалобы участников закупки и в тех случаях, когда жалоба подана не только по основаниям, указанным в Законе о закупках, а также, в случае если жалоба содержит сведения о нарушении организатором закупки требований антимонопольного законодательства.

В жалобе Заявителя содержатся сведения о создании Заказчиком при проведении Конкурса условий, которые могли бы ограничить конкуренцию, и создали для Общества неравные условия осуществления деятельности.

При таких обстоятельствах жалоба в порядке статьи 18.1 Закон о защите конкуренции принята к рассмотрению.

Комиссия Чукотского УФАС России, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и заслушав мнения сторон, установила следующее.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Заказчиком 06.06.2014г. утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (далее – Положение о закупках), которым предусмотрен такой способ закупки, как открытый конкурс.

Организатором торгов 05.11.2015 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение и документация о Конкурсе.

1. По первому доводу жалобы установлено.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе предусмотренная положением о закупке.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Организатор торгов в конкурсной документации установил требование о внесении обеспечения заявки и обеспечение исполнения договора на участие в Конкурсе.

В частности, в пункте 11 информационной карты указан размер обеспечения заявки, а именно: «5% от максимальной стоимости договора. Денежные средства на обеспечение заявки перечисляются на расчетный счет Заказчика по следующим реквизитам: Получатель: МП «Горкоммунхоз» (ИНН 8709007875; КПП 870901001) Северо-восточное отделение № 8645 ОАО «Сбербанк России», БИК 044442607, к/с 30101810300000000607, р/с 40702810136180000381.Назначение платежа: Обеспечение заявки на участие в конкурсе».

Кроме того, в пункте 12 информационной карты конкурсной документации Заказчик установил требование к участникам Конкурса об обеспечении исполнения договора, указав, что «Обеспечение исполнения договора производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет заказчика с назначением платежа «обеспечение договора №___» в срок не позднее 3-х дней с момента размещения информации о победителе открытого конкурса на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Срок обеспечения: с момента заключения договора по момент приемки выполненных работ Заказчиком. Размер обеспечения подлежит возврату не позднее 3-х дней после приемки выполненных работ Заказчиком. Размер обеспечения 10% от стоимости договора, определенной согласно предложению победителя открытого конкурса».

Однако установленные Организатором торгов в конкурсной документации требования об обеспечении заявки и обеспечении исполнения договора отсутствуют в разделе «Открытый конкурс» в Положении о закупках опубликованного  в единой информационной системе 09.06.2014 года.

Как следует из изложенного, законодатель императивно в части 10 статьи 4 Закона о закупках сформулировал требование, о том, чтобы сведения, определенные положением о закупке, указывались в документации о закупке.

Таким образом, документация о закупках не может включать в себя такие условия и требования, которые непосредственно не указаны в Положении о закупках.

Установив в конкурсной документации требования об обеспечении заявки и обеспечении исполнения договора не определенные Положением о закупках Заказчик, нарушил пункт 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В данной части жалоба признана обоснованной.

2. По второму доводу жалоба признана Комиссией обоснованной по следующим основаниям.

Заказчиком в конкурсной документации и в Положении о закупках установлен недостаточный срок для обжалования участниками закупки действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган.

В частях 9 и 10 статьи 3 Закона о закупках установлено, что участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в судебном порядке, а также он вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в предусмотренных случаях.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закон о защите конкуренции.

Согласно части 10 статьи 3 Закона о защите конкуренции участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

 В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции обжалование в административном порядке действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо со дня размещения результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При этом в частях 18, 19 статьи 18.1 Закон о защите конкуренции указано, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 настоящей статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе.

Комиссией Чукотского УФАС России установлено, что пунктом 5.2.22 Положения о закупки определено, что «договор с победителем открытого конкурса должен быть заключен не позднее 10-и дней со дня размещения на официальном сайте протокола конкурса, если более короткие сроки не предусмотрены конкурсной документацией».

Положение о закупке должно соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о закупках, Закона о защите конкуренции, и должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок заключения договоров, который должен обеспечивать участникам закупки возможность реализации их права на обжалование действий заказчика в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции и части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Положением о закупке Организатора торгов такой срок не предусмотрен, а регламентированная возможность заключения договора не позднее 10-и дней со дня размещения на официальном сайте протокола конкурса, безусловно, нарушает право участника на обжалование действий (бездействия) организатора торгов в антимонопольный орган.

3. Довод третий жалобы признан Комиссией необоснованным по следующим основаниям.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупах),

- порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупах).

В соответствии с пунктом 4 Информационной карты документации сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) установлены в соответствии с локальным сметным расчетом который, является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В пункте 5 Информационной карты конкурсной документации Заказчик установил порядке формирования начальной (максимальной) цены договора указав, что в цену договора включены все уплачиваемые и взимаемые на территории РФ налоги и пошлины, а также иные затраты связанные с исполнением договора.

Таким образом, указанные действия Заказчика не нарушают требования пунктов 5 и 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. По четвертому доводу жалобы Комиссия установила.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Из содержания пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно Приложению № 1к Информационной карте документации оценка и сопоставления заявок на участие в Конкурсе осуществляется по критериям:

1. ценовой критерий - «цена договора»,

2. неценовые критерии – «порядок расчетов» (сумма баллов от 0 до 30), «качество услуг и квалификация участника конкурса» (баллы от 0 до 30), «деловая репутация» (баллы от 0 до 60).

Итоговые баллы, присуждаемые заявкам на участие в конкурсе, рассчитываются  путем суммирования баллов, присужденных по ценовому критерию «Цена договора» и по неценовым критериям «Порядок расчетов», «Качество  услуг и квалификация участника конкурса», «Деловая репутация участника конкурса» и определяются по формуле: .

Однако, проверив конкурсную документацию Комиссией было установлено, что в отношении показателя критерия «Цена договора» не установлена значимость этого показателя (баллы), в связи с чем невозможно надлежащим образом установить количество баллов, которое будет присвоено заявке участника Конкурса по ценовому критерию.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения договора.

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке в порядке, который не указан в Положении о закупке.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Чукотского УФАС России при рассмотрении материалов дела установлено, что в разделе 1 конкурсной документации указано, что «настоящая документация о проведении открытого конкурса разработана в соответствии с Положением Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» о закупке товаров, работ, услуг, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. и утвержденным заказчиком, указанным в извещении о проведении настоящего конкурса».

Указанное Положение о закупках в разделе «Открытый конкурс» не определяет критерии оценки и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. Положение о закупках Заказчика в  пункте 5.2.20 содержит лишь примерный перечень оснований, по которым могут быть оценены заявки участников.

Таким образом, документация о закупках не может включать в себя такие условия, которые непосредственно не указаны в Положении о закупках. Обратное может привести к произвольному определению требований, предъявляемых к участникам торгов и их заявкам.

По мимо указанных в жалобе нарушений Комиссия Чукотского УФАС России установила, что в документации о закупки отсутствует схематическая информация для выполнения работ по переоборудованию тепловых узлов с монтажом общедомовых (коллективных) приборов учета.

Также в документации о закупки не указана информация,  кем, откуда и по какой цене будет передан весь перечень материалов и оборудования указанный в Приложении № 3 к Информационной карте.

Отсутствие схемы переоборудования тепловых узлов, и полной информации о передаваемом оборудовании и материалов, ограничивает возможность участника закупки, технически подготовится к участию в Конкурсе, а также подготовить конкурсное предложение.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «АКВА»  на действия Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» при проведении открытого конкурса на выполнение работ по переоборудованию тепловых узлов с монтажом общедомовых (коллективных) приборов учета в следующих многоквартирных домах: ул. Береговая, 2, 2а, 10, 12; ул. Беринга, 4, 8, 10, 16; ул. Горького, 6; ул. Ленина, 10, 12, 14, 27, 29, 30, 36А, 36Б, 38А, 38Б, 40А, 40Б, 41, 42, 46А, 46Б, 47, 48, 51, 53, 55, 57, 63; ул. Мира, 3, 5, 7, 9; ул. Отке, 1, 3, 5, 10, 11, 12, 17, 24а, 26, 30а, 32, 37, 39, 40, 41, 42; ул. Партизанская, 7; ул. Рультытегина, 2б, 13, 15, 17, 21;  ул. Строителей, 4, 9, 11, 13; ул. Тевлянто, 8; ул. Чукотская, 13; Энергетиков, 3, 5, 7, 11, 22, 26, 28, 30; ул. Южная, 10, 17, извещение № 31502925511, обоснованной.

2. Признать в действиях Муниципального предприятия городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» нарушение пункта 9 части 10 статьи 4, часть 10 статьи 3,  части 6 статьи 3, пунктов 12, 13 части 10 статьи 4  Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать Государственному унитарному предприятию Чукотского АО «Чукотснаб» обязательное для исполнения предписание.

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 44/01-52/15

 

 

03 декабря 2015 года                                                                                                                  г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе: на основании Решения № 69/01-52/15, от 03.12.2015 года руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Муниципальному предприятию городского округа Анадырь «Городское коммунальное хозяйство» (689000, г. Анадырь, ул. Ленина, 45, ИНН 8709007875) в срок до 18 декабря 2015 года включительно:

 Аннулировать (отменить) открытый конкурс на выполнение работ по переоборудованию тепловых узлов с монтажом общедомовых (коллективных) приборов учета в следующих многоквартирных домах: ул. Береговая, 2, 2а, 10, 12; ул. Беринга, 4, 8, 10, 16; ул. Горького, 6; ул. Ленина, 10, 12, 14, 27, 29, 30, 36А, 36Б, 38А, 38Б, 40А, 40Б, 41, 42, 46А, 46Б, 47, 48, 51, 53, 55, 57, 63; ул. Мира, 3, 5, 7, 9; ул. Отке, 1, 3, 5, 10, 11, 12, 17, 24а, 26, 30а, 32, 37, 39, 40, 41, 42; ул. Партизанская, 7; ул. Рультытегина, 2б, 13, 15, 17, 21;  ул. Строителей, 4, 9, 11, 13; ул. Тевлянто, 8; ул. Чукотская, 13; Энергетиков, 3, 5, 7, 11, 22, 26, 28, 30; ул. Южная, 10, 17, извещение № 31502925511.

Оператору Официального сайта (Оператору электронной площадки):

Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.

О выполнении настоящего Предписания письменно уведомить Чукотское УФАС России не позднее трёх дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны