Решение б/н Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Эн... от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 087/07/3-97/2021

07 июня 2021 г.                                                                                           г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Т.А. Омаев, руководитель Чукотского УФАС России,

Члены Комиссии: А.А. Матафонова, главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России; А.В. Салмина, ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России,

в присутствии представителей Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» – Нестеренко Д.Л. по доверенности от 15.12.2020 г. № 4733/20, Гончаровой Н.А. по доверенности от 01.06.2021 г. № 2318/21,

в отсутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой», уведомленных надлежащим образом,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» (далее – Заявитель, Общество) на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» (далее – Заказчик), при проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Замена котла № 2 марки КВ-ТС-10-150П в котельной № 18 п.г.т. Провидения» (далее – Аукцион), извещение № 32110292968 в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Чукотское УФАС России 27.06.2021 г. поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.

При этом необходимо учитывать, что согласно части 13 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования. Таким образом, антимонопольный орган не вправе выходить за пределы доводов жалобы, по собственной инициативе устанавливать иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика при рассмотрении жалоб.

По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов со стороны Заказчика выразилось в ненадлежащем формировании Закупочной документации.

Заказчик с доводами Жалобы не согласился и сообщил, что при проведении Аукциона, Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и Документацией.

Проанализировав заявленные доводы, Комиссия приходит к выводу о возможности рассмотрения указанной жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные частью 10 статьи 3 Закона о закупках.

Проверив обоснованность доводов, приведенных в жалобе, в возражениях на нее и в выступлениях присутствовавших в заседании представителей Заказчика, изучив материалы дела, Комиссией установлено следующее.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе (далее – ЕИС) размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Извещение и документация о проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, (далее - Документация) размещено в ЕИС – 19.05.2021 г.

Начальная (максимальная) цена договора – 27 735 910,97 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 27.05.2021 в 10:00 (МСК+9).

Дата рассмотрения первых частей заявок (по местному времени заказчика)– 31.05.2021 (МСК+9).

Дата и время окончания срока подачи ценовых предложений (по местному времени заказчика) – 01.06.2021 в 21:40 (МСК+9).

Дата подведения итогов – 02.06.2021 (МСК+9).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или конкурсной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

При этом, в соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз», утвержденным Генеральным директором ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» И.В. Паплинским от 16 апреля 2020 года (далее - Положение о закупке).

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Чукотского УФАС России установила следующее.

1. В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчик в Документации об аукционе в п.1 «Котел водогрейный КВ-ТС-10-150П (КВ-Р-11,63-150)» Раздела 2 «Наименование, характеристики, требования к поставляемому товару» указывает избыточные и сложные характеристики, не относящихся к характеристикам товара как такового, влечет введение потенциальных участников закупки в заблуждение.

Согласно пунктам 1, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

- требования к участникам такой закупки.

В соответствии с п. 1 ч. 6.1 ст. 3 Закона о закупках, в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки.

Согласно пункта 1 раздела 2 Приложения №4 Технического задания аукционной документации, Заказчиком установлены технические характеристики к поставляемому товару «Котел водогрейный КВ-ТС-10-150П (КВ-Р-11,63-150)»: «Экранные трубы бесшовные горячедеформированные. На поверхности труб должны отсутствовать трещины, плены, рванины, раковины и закаты. Трубы требуются очищенные от окалины, соответствуют ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74. Трубы должны быть с наружным диаметром 60мм, толщиной стенки не менее 3,5 мм. Трубы из марки стали 20. Относительное удлинение не меньше 21%, Временное сопротивление разрыву , МПа (кгс/мм2), не меньше 412 (42). Должны выдерживать испытание на раздачу на оправке с конусностью 1:10 до увеличения наружного диаметра трубы не более 8%. Должны выдерживать испытание на сплющивание до получения между сплющивающими поверхностями расстояния не более 29,45мм. Трубы коллекторов бесшовные горячедеформированные. На поверхности труб должны отсутствовать трещины, плены, рванины, раковины и закаты. Трубы требуются очищенные от окалины, соответствуют ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74. Трубы должны быть с наружным диаметром 219мм, толщиной стенки 10мм. Трубы из марки стали 20 или 10. Относительное удлинение  не меньше 21%, Временное сопротивление разрыву , МПа (кгс/мм2), не меньше 323 (36). Должны выдерживать испытание на сплющивание до получения между сплющивающими поверхностями расстояния не менее 80,32мм. Конвективная поверхность нагрева расположена в вертикальной, полностью экранированной шахте и набирается из U-образных ширм из бесшовных горячедеформированных труб. На поверхности труб должны отсутствовать трещины, плены, рванины, раковины и закаты. Трубы требуются очищенные от окалины, соответствуют ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74. Трубы должны быть с наружным диаметром 28мм, толщиной стенки не менее 3,0 мм. Трубы из марки стали 20. Относительное удлинение не меньше 21%, Временное сопротивление разрыву , МПа (кгс/мм2), не меньше 412 (42). Должны выдерживать испытание на раздачу на оправке с конусностью 1:10 до увеличения наружного диаметра трубы не более 8%. Должны выдерживать испытание на сплющивание до получения между сплющивающими поверхностями расстояния не более 18,44мм. Конвективная поверхность нагрева расположена в вертикальной, полностью экранированной шахте и набирается из U-образных ширм из бесшовных горячедеформированных труб. На поверхности труб должны отсутствовать трещины, плены, рванины, раковины и закаты. Трубы требуются очищенные от окалины, соответствуют ГОСТ 8732-78, ГОСТ 8731-74. Трубы должны быть с наружным диаметром 28мм, толщиной стенки не менее 3,0 мм. Трубы из марки стали 20. Относительное удлинение не меньше 21%, Временное сопротивление разрыву, МПа (кгс/мм2), не меньше 412 (42). Должны выдерживать испытание на раздачу на оправке с конусностью 1:10 до увеличения наружного диаметра трубы не более 8%. Должны выдерживать испытание на сплющивание до получения между сплющивающими поверхностями расстояния не более 18,44мм. Рабочее давление теплоносителя не более 2,50 (25,0) МПа (кгс/см2)».

Заявитель считает, что перечисленные заказчиком требования предъявляются к трубам, поставляемым для изготовления трубной продукции на производстве, в том числе при производстве котлов. Требование от участника перечисленных выше характеристик трубной системы котла является избыточным, не соответствует положениям ст.3 223-ФЗ, так как не относится к функциональным характеристикам или техническим и качественным характеристикам, либо к эксплуатационным характеристикам котла КВ-ТС-10-150П как единицы приобретаемого товара.

Объектом закупки является Замена котла № 2 марки КВ-ТС-10-150П в котельной № 18 п.г.т. Провидения.

Согласно письменным возражениям Заказчика, котел представляет собой сложную конструкцию, устанавливается Заказчиком на опасном производственном объекте – в котельной. Данный котел должен работать под давлением, а также при высоких температурах. В связи с этим, для приобретения качественного товара (Котла), по конструкции соответствующего потребностям Заказчика и выполняющего свои функции, было произведено описание объекта закупки в соответствии с ч.6.1 ст.3 Закона о закупках.

Трубы являются главной составляющей частью котла и их качество определяет функциональную, техническую и эксплуатационную характеристику поставляемого котла.

Данные Технические характеристики установлены исходя из потребности Заказчика в целях поставки качественного и безопасного котла.

В связи с тем, что Котел предназначен для продолжительной работы под давлением, в условиях высоких температур, а также разности температур (нагревание, охлаждение) с горячей водой, холодной водой, паром, парогазовой смеси, Заказчиком в соответствии с п.1 ч.6.1 ст.3 Закона о закупках, установлено требование к КАЧЕСТВЕННЫМ характеристикам поставляемого товара. В частности, Заказчиком установлено требование к Трубной системе (вид трубы, марка стали, наружные диаметры, толщина стенки, временное сопротивление разрыву, относительное удлинение, соответствие ГОСТ).

При этом, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки руководствовался следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Описание Трубной системы произведено в полном соответствии с требованиями ГОСТ и установлено, какому ГОСТ они должны соответствовать, что является абсолютным исключением ограничения конкуренции при описании объекта закупки.

Таким образом, Заказчиком установлены требования к поставляемому товару исходя из реальной потребности Заказчика в целях получения Котла, который будет осуществлять свою функцию в соответствии с задачами, для которых он предназначен. Показатели, установленные в Техническом задании, полностью соответствуют ГОСТ, противоречия отсутствуют. Описание объекта закупки произведено надлежащим образом и полностью соответствует требованиям Закона о закупках, ограничение конкуренции отсутствует.

На заседании Комиссии Заказчик отметил, что на участие в данном электронном аукционе подано 14 (четырнадцать) заявок, что говорит об отсутствии ограничения конкуренции.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем факт ограничения конкуренции установлением спорного требования к поставляемому товару не доказан.

В свою очередь, невозможность поставки товара, с необходимыми Заказчику характеристиками, Заявителем не может однозначно свидетельствовать об ограничении Заказчиком круга потенциальных участников Закупки.

Данный довод жалобы признан необоснованным.

2. Согласно второго довода жалобы, Заявитель считает, что Заказчик «п.4 Вентилятор 19 ЦС-63 Раздела 2 «Наименование, характеристики, требования к поставляемому товару» устанавливает следующие требования: «Производительность на всасывании, м3/ч, не менее 1900 и не более 0,69 м3/с». Заказчик неправомерно требует от участников указания числовых значений обоих пределов показателей. Кроме того, единицы измерения данного показателя в отношении минимального и максимального значения не соответствуют друг другу: м3/ч, не менее 1900 и не более 0,69 м3/с».

Согласно инструкции по заполнению Заявки: Предложение участника в отношении поставляемых товаров не должно сопровождаться словом (словами), в любых падежах, числах и словосочетаниях, символами: «не более», «не менее». Союз «и» является соединительным союзом и означает использование «и того и другого».

Из письменных возражений Заказчика следует, что показатель производительность не менее 1900м3/ч и не более 0,69 м3/с не является диапазонным, согласно инструкции по заполнению заявки участник закупки указывает данное значение в виде конкретной цифры. Кроме этого, согласно требования Заказчика, должен указать данный показатель в двух единицах изменения – м3/ч и м3/с, например, 1900м3/ч и 0,528 м3/с.

В связи с тем, что часть производителей Вентиляторов указывает показатель по производительности в единице измерения м3/ч (куб.м. в час), часть производителей указывает в единице измерения м3/с (куб. м. в секунду), некоторые производители в паспортах и характеристиках вентилятора указывают обе единицы измерения – м3/ч и м3/с, Заказчиком, в целях исключения введения в заблуждение участников закупки установлено, что они должны предоставить в заявки показатель по производительности на всасывании в двух единицах измерения – м3/ч и м3/с. При этом, согласно исчислению времени, деление часа восходит к шестидесятеричной системе счисления и один час состоит из 3600 секунд. Исходя из выше сказанного, заказчиком установлено, что Производительность должна быть не менее 1900 м3/ч (0,528м3/с) и не более 2484 м3/ч (0,69м3/с) данное требование установлено в целях исключения ограничения конкуренции, для того, чтобы участники имели возможность предложить к поставке вентилятор с производительностью 1900м3/ч или 2000м3/ч или 2200м3/ч и т.д.

Таким образом, ограничение конкуренции отсутствует, участники закупки, зная показатель в единице измерения м3/ч могут предложить единицу измерения в м3/с, также установлена возможность предложить любую производительность вентилятора в пределах от 1900 м3/ч (0,528м3/с) до 2484 м3/ч (0,69м3/с).

Таким образом, данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.

Первоочередной целью Закона о закупках, является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (часть 1 статьи 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02 октября 2017 года № 309-КГ17- 7502).

Согласно правовой позиции Президиума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного 16.05.2018, уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

Дополнительным подтверждением того, что при осуществлении данной закупки отсутствует ограничение конкуренции является то, что на участие в данном аукционе подано 14 заявок и 6 участников допущены до участия в электронном аукционе, что говорит о том, что эти участники однозначно правильно поняли инструкцию по заполнению заявки и характеристики, установленные в Техническом задании.

В соответствии с положениями части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Чукотского УФАС России,

РЕШИЛА:

Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Энергострой» на действия (бездействие) Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз», при проведении Аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «Замена котла № 2 марки КВ-ТС-10-150П в котельной № 18 п.г.т. Провидения», извещение № 32110292968, необоснованной.

 

Председатель Комиссии:

 

________________________

 

Т.А. Омаев

 

 

 

Члены Комиссии:

________________________

А.А. Матафонова

 

 

          ________________________

  А.В. Салмина

         

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны