Решение б/н Решение по делу № 83/01-52/16 и предписание в отношении Акци... от 6 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 83/01-52/16

 

02 сентября 2016 г.                                                                                                      г. Анадырь

 

Резолютивная часть решения объявлена 31.08.2016 г.

Полный текст решения изготовлен 02.09.2016 г.

 

Комиссия Чукотского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе: Председатель Комиссии;

члены Комиссии,

в присутствии представителей Организатора торгов;

- «…»., по доверенности № «…» от «…».,

- «…»., по доверенности № «…» от «…».,

в присутствии представителя Заявителя:

- «…»., по доверенности от «…».,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческое предприятие «ТЕМП» (далее – Заявитель, Общество) на действия (бездействие) Акционерного общества «ЧУКОТЭНЕРГО» (далее – Организатор торгов, Заказчик) при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по ледовой перевозке угля для нужд АТЭЦ, извещение № 31603940093 (далее – Конкурс), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чукотское УФАС России 16.08.2016 г. поступила жалоба от Заявителя.

Из Жалобы следует, что при проведении Конкурса Заказчиком нарушены законные права и интересы Заявителя, а именно:

Заказчик ограничил участие в закупке юридических лиц, имеющие в своем распоряжении транспортные средства в долгосрочной аренде и (или) владеющих им по договорам лизинга. При этом требования о наличие транспорта не конкретизированы, не указан оценочный критерий достаточности материальных ресурсов. Соответственно, таковое требование является неизмеримым. Помимо этого, на страницах 103-104 конкурсной документации установлены оценочные критерии и порядок оценки поступивших заявок по неценовым критериям. Исходя из изложенного порядка, - невозможно определить алгоритм ранжирования заявок по неценовым критериям, не даны пояснения понятий «номер уровня иерархии» по критериям оценки. Подобный порядок определения не позволяет участникам закупки обеспечить прозрачный контроль за процессом определения победителя торгов, отсутствует в Положении о закупках организатора торгов. Фактически, победитель торгов определяется в зависимости не от сопоставления заявок участников, а исходя из личной субъективной оценки членов конкурсной комиссии. Нечеткая формулировка оценочных критериев лишает потенциальных участников возможности представить лучшие условия для обеспечения победы в одноэтапном конкурсе при составлении конкурсных заявок.

Представители Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласились и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о закупках, Положением о закупке и конкурсной документацией.

Рассмотрение жалобы назначено на 24.08.2016 в 10-00.

На основании части 14.1. статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение жалобы перенесено на 31.08.2016 в 11-00 часов.

Полно и всесторонне изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Чукотского УФАС России установлено следующее.

Как следует из части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ), целями регулирования данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеримых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1 и 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 данной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке продукции для нужд АО «Чукотэнерго», утвержденным решением Совета директоров АО «Чукотэнерго» от 28 августа 2015 № 11-15, с изменениями и дополнениями от 15.08.2016 № 2-16 (далее - Положение о закупке).

Как следует из материалов дела 29.07.2016 г. в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчик разместил извещение и документацию о проведении Конкурса.

Начальная цена договора, согласно извещению о проведении Конкурса, составляет 77 000 000, 00 рублей (без учета НДС).

В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктом 4.2.13 Конкурсной документации Заказчиком (Организатором) установлены следующие дополнительные требования к Участникам закупки:

1. Участник должен отвечать требованиям по обладанию следующими профессиональными знаниями, опытом, и ресурсными возможностями (материально-техническими, производственными, трудовыми), управленческой компетентностью:

1)      Наличие опыта выполнения договоров оказания аналогичных услуг.

2)      Участник конкурса должен иметь собственный парк транспорта, необходимый для исполнения согласованного графика перевозки угля с Заказчиком, либо состоять в договорных отношениях с компаниями, оказывающими услуги по доставке угольной продукции (транспортно-экспедиторскими компаниями).

3)      Наличие персонального менеджера.

Пунктом 4.2.14 Конкурсной документации Перечень документов, подтверждающих соответствие Участника закупки установленным требованиям в пункте 4.2.13 Конкурсной документации:

1 Копия квитанции об отправке документов, указанных в п. 4.2.16 Конкурсной документации;

2. Справка в свободной форме об участии в судебных разбирательствах в качестве ответчика, в том числе за предшествующие дате вскрытия конвертов 12 месяцев и на момент подведения ее итогов, вступивших в законную силу и не обжалованных Участником судебных актов, которыми установлен факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) Участником обязательств по договорам, в которых он выступает поставщиком (подрядчиком, исполнителем и т.п.).

3. Документы, подтверждающие профильный опыт Участника.

4. Справка о наличии персонального менеджера с указанием контактных данных.

5. При наличии договоры с компаниями, оказывающими услуги по доставке угольной продукции

Согласно Конкурсной документации, рассмотрение заявок осуществляется Закупочной комиссией и иными лицами (экспертами).

Рассмотрение заявок включает отборочную стадию (пункт 2.8.2) и стадию оценки и сопоставления заявок (пункт 2.8.3).

В рамках отборочной стадии Закупочная комиссия проверяет:

правильность оформления Заявок участников и их соответствие требованиям Документации о закупке по существу;

соответствие Участников конкурса требованиям Документации о закупке (в том числе, опыт, правоспособность, квалификация);

соответствие предлагаемых услуг требованиям Документации о закупке;

соответствие предлагаемых договорных условий требованиям Документации о закупке

по критериям, указанным в Разделе 8 настоящей Документации о закупке (Приложение № 3 – Отборочные критерии оценки заявок Участников конкурса).

В рамках каждого из отборочных критериев, указанных в Приложении №3, Организатор конкурса вправе выделять подкритерии, по которым непосредственно будет проводиться отбор.

В рамках отборочной стадии Организатор - Закупочная комиссия может запросить Участников конкурса разъяснения или дополнения их заявок, в том числе представление отсутствующих документов.

В случае выявления в заявке несоответствий между результатом суммирования единичных расценок и общей стоимостью, указанных в заявке, а также несоответствий между ценами одинаковых работ, указанных в разных местах заявки, Организатор конкурса вправе отклонить такую заявку или предложить Участнику конкурса согласиться с одним из вариантов цены (из отличающихся), наиболее выгодным для Заказчика.

По результатам проведения отборочной стадии Закупочная комиссия вправе отклонить заявки, которые:

поданы Участниками конкурса, которые не отвечают требованиям Документации о закупке;

содержат предложения, не соответствующие установленным условиям Документации о закупке;

не содержат документов, требуемых в соответствии с условиями Документации о закупке;

содержат недостоверные сведения или намеренно искаженную информацию или документы;

поданы Участниками конкурса, которые не согласились с предложениями Закупочной комиссией по исправлению очевидных арифметических или грамматических ошибок в их заявках.

Организатор конкурса на основании решения Закупочной комиссии, вправе отклонить заявки Участников конкурса, при наличии оснований предполагать о существовании между Участниками согласованных действий с целью повлиять на определение Победителя конкурса.

Закупочная комиссия также вправе отклонить заявку в случае если цена данной заявки превышает установленную начальную (максимальную) цену договора (цену лота) (пункт 4.2.7).

2.8.3.1 Закупочная комиссия оценивает и сопоставляет заявки и проводит их предварительное (или окончательное – в том случае, если организатором не будет принято решение о проведении переторжки) ранжирование по степени предпочтительности для Заказчика в соответствии с Разделом 9 Документации о закупке (Приложение № 4 - Порядок оценки и сопоставления заявок).

  1. Цена договора.
  2. Неценовые критерии:

 

 

Предварительный весовой коэффициент оценок по критерию (в %) – экспертами не заполняется.

Номер критерия в иерархии

Наименование критерия

Вид критерия оценки и номер уровня иерархии

Уровень

1

Уровень

 2

0

ИТОГОВАЯ НЕЦЕНОВАЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УЧАСТНИКА

Итоговый уровня 0

--

--

1.

Функциональные и технические характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики Продукции

Обобщенный уровня 1

60

--

1.1

Соответствие содержания предлагаемых услуг требованиям, определенным настоящим Техническим заданием

 

Частный уровня 2

--

100

 

Сумма весовых коэффициентов уровня 2 в группе (в %):

--

100%

2.

Квалификация Участника, в том числе:

Обобщенный уровня 1

40

--

2.1

Объем и успешный опыт выполнения аналогичных предмету закупки договоров

договоров

Частный уровня 2

--

50

2.2

Деловая репутация (отзывы заказчиков, участие в судебных разбирательствах)

Частный уровня 2

--

25

2.2

Отсутствие сведений об Участнике в реестре недобросовестных контрагентов ПАО «РАО ЭС Востока»

Частный уровня 2

--

25

 

Сумма весовых коэффициентов уровня 2 в группе (в %):

--

100%

 

  1. Оценка по неценовым критериям (или подкритериям), осуществляется в баллах по шкале:

3

«Приемлемо, удовлетворительно» - предложение Участника полностью соответствует требованиям Документации о закупке, а также объявленным целям и интересам Заказчика

4

«Хорошо» - предложение Участника полностью соответствует требованиям Документации о закупке, а также объявленным целям и интересам Заказчика и превосходят изложенные в Документации о закупке требования

5

«Отлично» - соответствие реально достижимому максимальному уровню предложения по данному критерию, лучшей мировой практике в данной предметной области

  1. Затем оценки по неценовым критериям, указанным в пункте 9.3, сводятся в единую оценку итоговой неценовой предпочтительности путем взвешенного суммирования (суммирования оценок в баллах, умноженных на соответствующий весовой коэффициент).
  2. Для формирования итоговых оценок предпочтительности заявок используется метод представления результатов оценки в виде точек на плоскости типа «Итоговая неценовая предпочтительность заявок –цена договора».

        Таким образом, Конкурсная документация не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по установленным неценовым критериям в балах, значимость которых в весовых коэффициентах оценок по неценовым критериям установлена в процентах, следовательно, определение правомерности выбора победителя не представляется возможным.

На заседании Комиссии представитель Заказчика не указал на наличие в документации порядка присвоения баллов участникам Конкурса по неценовым критериям.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, в том числе информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.

Таким образом, порядок оценки заявок в балах в Конкурсной документации по неценовым критериям отсутствует, что не позволяет участникам получить достоверную информацию о порядке присвоения баллов поданным заявкам, а также не обеспечивает равные права и возможности для участников закупки и равные условия для участия в закупках.

В целях применения пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, а также расширения возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений под порядком оценки и сопоставления заявок следует понимать детальный алгоритм действий, подлежащих осуществлению со стороны организатора торгов в целях определения победителя проводимой закупки.

Соответственно, гарантии юридического равенства участникам закупки организатором торгов не обеспечены, что не соответствует положениям части 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Предоставленное заказчику право самостоятельно определять критерии и порядок оценки и сопоставления заявок не освобождают его от обязанности при формировании конкурсной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

Поэтому буквальное отсутствие указания на необходимость установления в конкурсной документации порядка расчета баллов не свидетельствует о том, что такие правила не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Они необходимы для определения порядка оценки заявок на участие в закупочных процедурах в зависимости от видов товаров, работ, услуг для оценки и сопоставления заявок, осуществляемых в целях выявления лучших условий исполнения договора.

Отсутствие порядка расчета баллов неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение лица, предложившего лучшую заявку, будет основано исключительно на субъективном усмотрении комиссии организатора торгов (заказчика).

Более того, порядок расчета баллов является необходимым для участников закупочных процедур, поскольку его наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности закупок, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Отсутствие конкретного порядка оценки заявок позволяет организатору торгов на стадии оценки заявок произвольно трактовать причины квалификационного отбора, оставляя за собой право по собственному усмотрению допускать и отклонять поданные заявки, и лишает участников торгов возможности получить информацию о причинах такого отклонения и, при несогласии с решением организатора торгов, оспорить его действия в установленном порядке.

Таким образом, жалоба Заявителя признается обоснованной. В действиях Заказчика усматривается нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 3, пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

На основании выше изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 а части 1статья 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческое предприятие «ТЕМП» на действия (бездействие) Акционерного общества «ЧУКОТЭНЕРГО» при проведении открытого одноэтапного конкурса без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по ледовой перевозке угля для нужд АТЭЦ, извещение № 31603940093, обоснованной.

2. Выдать Акционерному обществу «ЧУКОТЭНЕРГО» обязательное для исполнения предписание.

 

 

Председатель Комиссии:

 

 

 

 

 

Члены Комиссии:

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 34/01-52/16

 

 

02 сентября 2016 года                                                                         г. Анадырь

 

Комиссия Чукотского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии;

члены Комиссии, на основании Решения № 83/01-52/16 от 02.09.2016 года руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Акционерному обществу «Чукотэнерго»  (689000, Чукотский АО, г. Анадырь,  ул. Рультытегина, д. 35, корп. А) в срок до 19 сентября 2016 года включительно:

 

Аннулировать (отменить) открытый одноэтапный конкурс без предварительного квалификационного отбора участников на право заключения договора на оказание услуг по ледовой перевозке угля для нужд АТЭЦ, извещение № 31603940093.

 

Оператору Официального сайта (Оператору электронной площадки):

 

Обеспечить возможность и оказать содействие в своевременном исполнении настоящего Предписания.

 

О выполнении настоящего Предписания письменно уведомить Чукотское УФАС России не позднее трёх дней со дня его выполнения.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                               

 

Члены Комиссии                                                                           

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны