Акт внеплановой камеральной проверки б/н В связи с тем, что ранее решением Чукотского УФАС России по ... от 10 марта 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFг. Анадырь 10.03.2021 в 16.48
АКТ ПРОВЕРКИ № 087/01/17-35/2021
На основании Приказа Чукотского УФАС России о проведении внеплановой документарной проверки № 58 от 29.12.2020., была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» (далее - МУП «Айсберг»), юридический адрес: 689300, Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Лаврентия, ул. Дежнева, дом 48.
Продолжительность проверки: 57 календарных дней.
Акт составлен: Матафоновой А.А. главным специалистом — экспертом Чукотского УФАС России.
С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: и.о. директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» Макаренко Дмитрий Анатольевич 08.02.2021 в 17:39 ч.
Лица, проводившие проверку:
Руководитель инспекции:
Матафонова Анастасия Алексеевна – врио руководителя Чукотского УФАС России;
Члены инспекции:
Салмина Александра Владимировна - ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России; Дунакаев Азнаур Эльдарович – главный специалист – эксперт Чукотского УФАС России (далее - Инспекция).
Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся и.о. директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» Макаренко Дмитрий Анатольевич.
Предметом настоящей проверки является соблюдение требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 24 декабря 2020 года было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 32009841397 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия».
Срок и место проведения проверки: в период с 12.01.2021 по 23.03.2021 включительно, по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 13.
В ходе проведения проверки установлено:
В Чукотское УФАС России из ФАС России 28.12.2020 поступили материалы заявления Общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» (далее – Заявитель, ООО «Ирбис»), содержащие информацию о признаках нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) со стороны Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» (далее – Заказчик, Организатор торгов).
В соответствии с частью 4 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки по основаниям, указанным в данной статье.
Так, в рамках рассмотрения дела 087/01/17-35/2021, в соответствии с Регламентом N 340 приказом Чукотского УФАС России от 29.12.2020 N 58 в отношении МУП «Айсберг» была назначена внеплановая документарная проверка.
В соответствии с пунктами 2.16, 2.18 Регламента N 340 срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа. Общий срок проведения проверки не может превышать три месяца.
В соответствии с пунктом 2.17 Регламента N 340 о продлении срока проведения проверки руководитель антимонопольного органа издает приказ, который доводится до сведения проверяемого лица в любой доступной форме, а копия такого приказа с доказательствами его доведения до сведения проверяемого лица прилагается к материалам проверки.
Так, согласно приказу Чукотского УФАС России от 08.02.2021 N 03 срок проведения внеплановой документарной проверки был продлен на два месяца.
Таким образом, общий срок проведения внеплановой проверки Чукотским УФАС России был соблюден.
В ходе проведения проверки: исследованы учредительные документы, документы по основному виду хозяйственной деятельности, аукционная документация. По результатам исследование полученных документов и материалов Инспекцией Чукотского УФАС России, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).
МУП «Айсберг» осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 19.08.2016 года № 87 00044 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, где виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) являются сбор и транспортирование отходов IV класса опасности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Статус регионального оператора присваивается не более чем на 10 лет. А услуги регионального оператора оплачиваются по цене в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на такие услуги.
МУП «Айсберг» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории с. Лаврентия, с.п. Лорино на основании заключенного соглашения с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10 мая 2018 года № 215 (далее – Соглашение № 215).
Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
На основании части 10 статьи 24.6 Закона об отходах - операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
Частью 2 статьи 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
На основании пункта 23 Правил, в целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.
Пунктом 24 Правил по договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.
Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 14 сентября 2020 г. N 04 (далее - Правила № 04) предусматривает, что Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Соглашение), заключаемого в установленном порядке с органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в границах зоны деятельности Регионального оператора и в течение срока, указанных в Соглашении, действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности, которую юридическое лицо осуществляет самостоятельно (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов).
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в границах зоны деятельности региональных операторов осуществляется ими в соответствии с Правилами обращения с ТКО от 12 ноября 2016 г. N 1156.
Взаимодействие региональных операторов с иными участниками в сфере обращения с ТКО осуществляется на основании договоров и соглашений.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил № 04 финансовая деятельность Регионального оператора осуществляется за счет собственных финансовых средств, в том числе за счет средств, поступивших от потребителей за пользование услугами Регионального оператора, привлеченных финансовых средств и средств окружного бюджета.
Согласно пункта 5.4. Правил № 04 Региональный оператор согласовывает с уполномоченным органом условия проведения торгов на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО в зоне его деятельности, в случаях и порядке, предусмотренном в разделе 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133.
Инспекцией установлено, что закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП «Айсберг», утвержденным и.о. директора МУП «Айсберг» Д.А. Макаренко от 07.02.2020 г. (далее - Положение о закупке).
Извещение и документация о проведении аукциона участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия», №32009841397 размещены в ЕИС – 24.12.2020 г. (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена договора – 8 161 046,96 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок – 01.01.2021 в 00:00 (МСК+9).
Дата рассмотрения первых частей заявок – 04.01.2021 (МСК+9).
Дата подведения итогов – 07.01.2021 (МСК+9).
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлено никаких требований к транспортному средству, который будет собирать и вывозить ТКО.
Предметом проводимой закупки является оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия.
В соответствии Техническим заданием аукционной документации, Заказчиком установлены, следующие требования:
- Количество оказываемых услуг не более:
№ п/п |
Наименование услуги |
Кол-во часов |
Цена 1 мото/часа руб, (в.т.ч. НДС) |
Сумма руб. (в т.ч. НДС) |
1 |
Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с.Лаврентия |
956 |
8536,66 |
8 161 046,96 |
2. Технические характеристики:
Закрытое грузовое автотранспортное средство.
Объем кузова не менее 7 м3
Инспекцией сделан вывод, что в документации об аукционе Заказчик не указал сведения о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов с учетом сезонной составляющей, что является нарушением подпункта "б" пункта 12 Правил проведения торгов N 1133.
Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил проведения торгов N 1133 документация об аукционе наряду с информацией, указанной в ст. 64 Закона о контрактной системе, должна содержать сведения о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей.
В силу пункта 25 Правил обращения с ТКО N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является, в том числе планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов.
В документации об аукционе, а именно в Техническом задании (описание объекта закупки) Заказчиком не предусмотрены виды отходов, относящиеся к ТКО, которые определены Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, далее - Каталог отходов), согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые", а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению", но с учетом нормативов накопления ТКО, разработанных с учетом сезонных изменений массы и объема накапливаемых отходов, согласно Территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Чукотского Муниципального района Чукотского автономного округа, в том числе с ТКО. Класс опасности ТКО определяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, Каталогом отходов.
Однако стоит учитывать, что Закон об отходах требует определять класс опасности отходов на основании документа, т.е. паспорта отходов.
Чтобы отнести класс отходов к опасным или неопасным грузам, их необходимо классифицировать как вещества опасные или безопасные для окружающей среды. Принять данное решение можно только исходя из сведений, содержащихся в паспорте отходов. Документ составляется согласно требованиям Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности.
Таким образом, транспортировать ТКО может не каждый автомобиль. И к персоналу, осуществляющему перевозку, и к транспорту предъявляются строгие требования.
Необходимо наличие определенных документов и создание специальных условий, эти требования регламентируются статьей 16 Закона об отходах, транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта отходов;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
При транспортировке мусора необходимо исключить возможные его потери пути. Подробные требования изложены в п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322- 03.
Нельзя вывозить разные типы отходов одним автомобилем. Должны быть отдельные машины для вывоза мусора из торговых и жилых зданий, для специальных отходов, для крупногабаритных, опасных и т. д.
Среди остальных требований статья 16 Закона об отходах называет наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
Данные требования подробно раскрываются в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормах. Роспотребнадзором был разработан проект санитарных правил "Требования к транспортировке опасных отходов". Согласно им, транспортировка опасных отходов осуществляется всеми видами транспорта - трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перемещение опасных отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения производится транспортными средствами специализированных предприятий - перевозчиков отходов. Перевозчики отходов (любые юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортирование опасных отходов) должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности по транспортировке опасных отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Работы, связанные с загрузкой, транспортировкой, выгрузкой опасных отходов, должны быть механизированы и по возможности герметизированы. Конструкция и оборудование специализированного транспорта для перемещения опасных отходов должны позволять применение средств механизации и исключать возможность потерь при перегрузке и по пути следования отходов, а также загрязнения среды обитания человека и окружающей среды. Условия транспортировки опасных отходов определяются видом отходов, их установленной и/или потенциальной опасностью для среды обитания и здоровья человека, с учетом агрегатного состояния и способа упаковки. К транспортировке допускаются опасные отходы, имеющие документально установленную производителем и утвержденную органами Роспотребнадзора степень опасности для среды обитания и здоровья человека. Администрация предприятий и организаций, занимающихся транспортировкой опасных отходов, на основании санитарных правил разрабатывает и утверждает инструкцию по технологии приема, перевозки и сдачи отходов в зависимости от их вида, установленной производителем степени опасности для среды обитания и здоровья человека, агрегатного состояния и упаковки.
Автотранспортное средство, предназначенное для перевозки опасных отходов в контейнерах, должно быть оборудовано устройством для механизированной погрузки и разгрузки контейнеров. Автотранспортное средство с открытым типом кузова или контейнера, предназначенное для перевозки опасных отходов без упаковки, должно быть оборудовано устройством для укрытия кузова (контейнера), обеспечивающим водо- и пыленепроницаемые условия транспортировки. Конструкция и оборудование автомобилей, перевозящих бытовые, пищевые, биологические отходы и отходы лечебно-профилактических учреждений, должны обеспечивать возможность проведения санитарной обработки (мойки и дезинфекции) снаружи и внутри транспортного средства. Каждый автомобиль должен иметь документ для внесения отметок о сроках проведенной санитарной обработки, который должен регулярно заполняться организацией, проводящей работы.
Указанные требования носят фрагментарный характер, детализируют требования в отношении отдельных видов транспорта, отдельных категорий отходов и т.п.
Таким образом, вывод Инспекции Чукотского УФАС России об отсутствии в документации об аукционе сведений о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей является обоснованным, так как транспортировать ТКО может не каждый автомобиль.
Наличие в аукционной документации необходимых сведений имеет существенное значение для потенциальных участников торгов, так как от этого зависит принятие ими окончательного решения об участии или неучастии в торгах. Отсутствие полной информации о предмете торгов снижает внимание к ним потенциальных покупателей и непосредственно влияет на их результаты.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Статья 17 Закона о защите конкуренции, по сути, содержит формальный состав нарушения - достаточно угрозы наступления негативных для конкуренции последствий.
Основной целью проведения торгов является удовлетворение потребностей Организатора торгов по наименьшей цене, что достигается в том числе путем участия максимального количества лиц за счет увеличения конкуренции между ними.
Указанные обстоятельства позволяют Инспекции сделать вывод, что нераскрытие информации о предмете договора (требований, характеристик и объеме) приводит к ограничению конкуренции, поскольку совокупность приведенных выше обстоятельств свидетельствует, что Аукцион не имел своей целью заключение договора на конкурентной основе, а предполагал определение победителя, с которым потом обсуждались основные условия договора.
Учитывая изложенное, действия МУП «Айсберг», выразившиеся в неустановлении в аукционной документации полной информации о предмете договора, могут привести к последствиям, поименованным в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.
Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
В связи с тем, что ранее решением Чукотского УФАС России по делу № 087/07/3-4/2021 от 21.01.2021 в действиях МУП «Айсберг» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия», извещение № 32009841397 выявлены нарушения Закона о закупках. Заказчику выдано предписание № 087/07/3-4/2021 от 21.01.2021 об аннулировании электронного аукциона. Предписание исполнено. Материалы дела переданы должностному лицу Чукотского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц МУП «Айсберг».
На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 2 ч. 9, п. 2 ч. 8 ст. 44 Закона о защите конкуренции Чукотским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в отношении МУП «Айсберг».
Подписи лиц, проводивших проверку: Матафонова А.А.
Салмина А.В.
Дунакаев А.Э.
С актом проверки ознакомлен(а)
|
20 |
|
г. |
|
(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)
Копию акта получил(а):
|
20 |
|
г. |
|
(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)
Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт
Руководитель инспекции А.А. Матафонова