Акт внеплановой камеральной проверки б/н В связи с тем, что ранее решением Чукотского УФАС России по ... от 10 марта 2021 г.

Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Анадырь                                                                                                       10.03.2021 в 16.48      

                                               АКТ ПРОВЕРКИ № 087/01/17-35/2021

 

         На основании Приказа Чукотского УФАС России о проведении внеплановой документарной проверки № 58 от 29.12.2020., была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» (далее - МУП «Айсберг»), юридический адрес: 689300, Чукотский автономный округ, Чукотский район, с. Лаврентия, ул. Дежнева, дом 48.

         Продолжительность проверки: 57 календарных дней.

         Акт составлен: Матафоновой А.А. главным специалистом — экспертом Чукотского УФАС России.

         С копией приказа о проведении проверки ознакомлен: и.о. директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» Макаренко Дмитрий Анатольевич 08.02.2021 в 17:39 ч.

         Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

Матафонова Анастасия Алексеевна – врио руководителя Чукотского УФАС России;

Члены инспекции:

Салмина Александра Владимировна - ведущий специалист-эксперт Чукотского УФАС России; Дунакаев Азнаур Эльдарович – главный специалист – эксперт Чукотского УФАС России (далее - Инспекция).

         Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся и.о. директора Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» Макаренко Дмитрий Анатольевич.

         Предметом настоящей проверки является соблюдение требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

         Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации: 24 декабря 2020 года было размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение № 32009841397 о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия».

Срок и место проведения проверки: в период с 12.01.2021 по 23.03.2021 включительно, по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков, д. 13.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

         В ходе проведения проверки установлено:

         В Чукотское УФАС России из ФАС России 28.12.2020 поступили материалы заявления Общества с ограниченной ответственностью «Ирбис» (далее – Заявитель, ООО «Ирбис»), содержащие информацию о признаках нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) со стороны Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Чукотский муниципальный район «Айсберг» (далее – Заказчик, Организатор торгов).

         В соответствии с частью 4 статьи 25.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки по основаниям, указанным в данной статье.

         Так, в рамках рассмотрения дела 087/01/17-35/2021, в соответствии с Регламентом N 340 приказом Чукотского УФАС России от 29.12.2020 N 58 в отношении МУП «Айсберг» была назначена внеплановая документарная проверка.

В соответствии с пунктами 2.16, 2.18 Регламента N 340 срок проведения проверки составляет не более чем один месяц с даты начала ее проведения, указанной в приказе, по дату передачи или направления по почте проверяемому лицу акта проверки. В исключительных случаях на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, указанный срок может быть продлен на два месяца руководителем антимонопольного органа. Общий срок проведения проверки не может превышать три месяца.

В соответствии с пунктом 2.17 Регламента N 340 о продлении срока проведения проверки руководитель антимонопольного органа издает приказ, который доводится до сведения проверяемого лица в любой доступной форме, а копия такого приказа с доказательствами его доведения до сведения проверяемого лица прилагается к материалам проверки.

Так, согласно приказу Чукотского УФАС России от 08.02.2021 N 03 срок проведения внеплановой документарной проверки был продлен на два месяца.

Таким образом, общий срок проведения внеплановой проверки Чукотским УФАС России был соблюден.

В ходе проведения проверки: исследованы учредительные документы, документы по основному виду хозяйственной деятельности, аукционная документация. По результатам исследование полученных документов и материалов Инспекцией Чукотского УФАС России, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

МУП «Айсберг» осуществляет свою деятельность на основании лицензии от 19.08.2016 года № 87 00044 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, где виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) являются сбор и транспортирование отходов IV класса опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах) юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Статус регионального оператора присваивается не более чем на 10 лет. А услуги регионального оператора оплачиваются по цене в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на такие услуги.

         МУП «Айсберг» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории с. Лаврентия, с.п. Лорино на основании заключенного соглашения с Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 10 мая 2018 года № 215 (далее – Соглашение № 215).

Согласно статье 1 Закона об отходах региональный оператор по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

На основании части 10 статьи 24.6 Закона об отходах - операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Частью 2 статьи 24.6 Закона об отходах накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО осуществляются в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее – Правила), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

На основании пункта 23 Правил, в целях обеспечения сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

Пунктом 24 Правил по договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.

Приказ Департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 14 сентября 2020 г. N 04 (далее - Правила № 04) предусматривает, что Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - Соглашение), заключаемого в установленном порядке с органом исполнительной власти Чукотского автономного округа, уполномоченным в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в границах зоны деятельности Регионального оператора и в течение срока, указанных в Соглашении, действующей лицензии, необходимой в отношении деятельности, которую юридическое лицо осуществляет самостоятельно (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов).

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО в границах зоны деятельности региональных операторов осуществляется ими в соответствии с Правилами обращения с ТКО от 12 ноября 2016 г. N 1156.

Взаимодействие региональных операторов с иными участниками в сфере обращения с ТКО осуществляется на основании договоров и соглашений.

В соответствии с пунктом 4.1 Правил № 04 финансовая деятельность Регионального оператора осуществляется за счет собственных финансовых средств, в том числе за счет средств, поступивших от потребителей за пользование услугами Регионального оператора, привлеченных финансовых средств и средств окружного бюджета.

Согласно пункта 5.4. Правил № 04 Региональный оператор согласовывает с уполномоченным органом условия проведения торгов на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО в зоне его деятельности, в случаях и порядке, предусмотренном в разделе 4 Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 N 1133.

Инспекцией установлено, что закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг МУП «Айсберг», утвержденным и.о. директора МУП «Айсберг» Д.А. Макаренко от 07.02.2020 г. (далее - Положение о закупке).

Извещение и документация о проведении аукциона участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия», №32009841397 размещены в ЕИС – 24.12.2020 г. (далее - Аукцион).

Начальная (максимальная) цена договора – 8 161 046,96 рублей.

Дата и время окончания подачи заявок – 01.01.2021 в 00:00 (МСК+9).

Дата рассмотрения первых частей заявок – 04.01.2021 (МСК+9).

Дата подведения итогов – 07.01.2021 (МСК+9).

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлено никаких требований к транспортному средству, который будет собирать и вывозить ТКО.

Предметом проводимой закупки является оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия.

В соответствии Техническим заданием аукционной документации, Заказчиком установлены, следующие требования:

  1. Количество оказываемых услуг не более:

№ п/п

Наименование услуги

Кол-во часов

Цена

1 мото/часа

руб,

(в.т.ч. НДС)

Сумма

руб.

(в т.ч. НДС)

1

Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с.Лаврентия

 

956

 

8536,66

 

8 161 046,96

2. Технические характеристики:

Закрытое грузовое автотранспортное средство.

Объем кузова не менее 7 м3

Инспекцией сделан вывод, что в документации об аукционе Заказчик не указал сведения о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов с учетом сезонной составляющей, что является нарушением подпункта "б" пункта 12 Правил проведения торгов N 1133.

Согласно подпункту "б" пункта 12 Правил проведения торгов N 1133 документация об аукционе наряду с информацией, указанной в ст. 64 Закона о контрактной системе, должна содержать сведения о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей.

В силу пункта 25 Правил обращения с ТКО N 1156 существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов является, в том числе планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов.

В документации об аукционе, а именно в Техническом задании (описание объекта закупки) Заказчиком не предусмотрены виды отходов, относящиеся к ТКО, которые определены Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, далее - Каталог отходов), согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые", а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению", но с учетом нормативов накопления ТКО, разработанных с учетом сезонных изменений массы и объема накапливаемых отходов, согласно Территориальной схеме в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Чукотского Муниципального района Чукотского автономного округа, в том числе с ТКО. Класс опасности ТКО определяется в соответствии с Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, Каталогом отходов.

Однако стоит учитывать, что Закон об отходах требует определять класс опасности отходов на основании документа, т.е. паспорта отходов.

Чтобы отнести класс отходов к опасным или неопасным грузам, их необходимо классифицировать как вещества опасные или безопасные для окружающей среды. Принять данное решение можно только исходя из сведений, содержащихся в паспорте отходов. Документ составляется согласно требованиям Правил проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности.

Таким образом, транспортировать ТКО может не каждый автомобиль. И к персоналу, осуществляющему перевозку, и к транспорту предъявляются строгие требования.

Необходимо наличие определенных документов и создание специальных условий, эти требования регламентируются статьей 16 Закона об отходах, транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:

наличие паспорта отходов;

наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;

наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

 При транспортировке мусора необходимо исключить возможные его потери пути. Подробные требования изложены в п. 3.19 СанПиН 2.1.7.1322- 03.

Нельзя вывозить разные типы отходов одним автомобилем. Должны быть отдельные машины для вывоза мусора из торговых и жилых зданий, для специальных отходов, для крупногабаритных, опасных и т. д.

Среди остальных требований статья 16 Закона об отходах называет наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I - IV класса опасности на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов I - IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I - IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Данные требования подробно раскрываются в государственных санитарно-эпидемиологических правилах и нормах. Роспотребнадзором был разработан проект санитарных правил "Требования к транспортировке опасных отходов". Согласно им, транспортировка опасных отходов осуществляется всеми видами транспорта - трубопроводным, канатным, автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным. Перемещение опасных отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и/или уничтожения производится транспортными средствами специализированных предприятий - перевозчиков отходов. Перевозчики отходов (любые юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие транспортирование опасных отходов) должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии деятельности по транспортировке опасных отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. Работы, связанные с загрузкой, транспортировкой, выгрузкой опасных отходов, должны быть механизированы и по возможности герметизированы. Конструкция и оборудование специализированного транспорта для перемещения опасных отходов должны позволять применение средств механизации и исключать возможность потерь при перегрузке и по пути следования отходов, а также загрязнения среды обитания человека и окружающей среды. Условия транспортировки опасных отходов определяются видом отходов, их установленной и/или потенциальной опасностью для среды обитания и здоровья человека, с учетом агрегатного состояния и способа упаковки. К транспортировке допускаются опасные отходы, имеющие документально установленную производителем и утвержденную органами Роспотребнадзора степень опасности для среды обитания и здоровья человека. Администрация предприятий и организаций, занимающихся транспортировкой опасных отходов, на основании санитарных правил разрабатывает и утверждает инструкцию по технологии приема, перевозки и сдачи отходов в зависимости от их вида, установленной производителем степени опасности для среды обитания и здоровья человека, агрегатного состояния и упаковки.

Автотранспортное средство, предназначенное для перевозки опасных отходов в контейнерах, должно быть оборудовано устройством для механизированной погрузки и разгрузки контейнеров. Автотранспортное средство с открытым типом кузова или контейнера, предназначенное для перевозки опасных отходов без упаковки, должно быть оборудовано устройством для укрытия кузова (контейнера), обеспечивающим водо- и пыленепроницаемые условия транспортировки. Конструкция и оборудование автомобилей, перевозящих бытовые, пищевые, биологические отходы и отходы лечебно-профилактических учреждений, должны обеспечивать возможность проведения санитарной обработки (мойки и дезинфекции) снаружи и внутри транспортного средства. Каждый автомобиль должен иметь документ для внесения отметок о сроках проведенной санитарной обработки, который должен регулярно заполняться организацией, проводящей работы.

Указанные требования носят фрагментарный характер, детализируют требования в отношении отдельных видов транспорта, отдельных категорий отходов и т.п.

Таким образом, вывод Инспекции Чукотского УФАС России об отсутствии в документации об аукционе сведений о количестве (объеме или массе) ТКО в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей является обоснованным, так как транспортировать ТКО может не каждый автомобиль.

Наличие в аукционной документации необходимых сведений имеет существенное значение для потенциальных участников торгов, так как от этого зависит принятие ими окончательного решения об участии или неучастии в торгах. Отсутствие полной информации о предмете торгов снижает внимание к ним потенциальных покупателей и непосредственно влияет на их результаты.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Статья 17 Закона о защите конкуренции, по сути, содержит формальный состав нарушения - достаточно угрозы наступления негативных для конкуренции последствий.

Основной целью проведения торгов является удовлетворение потребностей Организатора торгов по наименьшей цене, что достигается в том числе путем участия максимального количества лиц за счет увеличения конкуренции между ними.

Указанные обстоятельства позволяют Инспекции сделать вывод, что нераскрытие информации о предмете договора (требований, характеристик и объеме)  приводит к ограничению конкуренции, поскольку совокупность приведенных выше обстоятельств свидетельствует, что Аукцион не имел своей целью заключение договора на конкурентной основе, а предполагал определение победителя, с которым потом обсуждались основные условия договора.

Учитывая изложенное, действия МУП «Айсберг», выразившиеся в неустановлении в аукционной документации полной информации о предмете договора, могут привести к последствиям, поименованным в п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, в том числе сокращению числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет сделать вывод о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.

В связи с тем, что ранее решением Чукотского УФАС России по делу № 087/07/3-4/2021 от 21.01.2021 в действиях МУП «Айсберг» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на «Оказание услуг по сбору и вывозу ТКО в с. Лаврентия», извещение № 32009841397 выявлены нарушения Закона о закупках. Заказчику выдано предписание № 087/07/3-4/2021 от 21.01.2021 об аннулировании электронного аукциона. Предписание исполнено. Материалы дела переданы должностному лицу Чукотского УФАС России, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц МУП «Айсберг».

На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 2 ч. 9, п. 2 ч. 8 ст. 44 Закона о защите конкуренции Чукотским УФАС России принято решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции в отношении МУП «Айсберг».

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Матафонова А.А.

 

                                                                                                           Салмина А.В.

     Дунакаев А.Э.

С актом проверки ознакомлен(а)

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

Копию акта получил(а):

 

20

 

г.

 

 

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель инспекции                                                              А.А. Матафонова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны