Акт внеплановой камеральной проверки б/н Акт внеплановой (документарной) проверки № 03/01-45/19 в отн... от 13 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

АКТ ПРОВЕРКИ № 03/01-45/19

 

         На основании Приказа Чукотского УФАС России № 06 от 04.02.2019г., № 14 от 01.03.2019г., № 17 от 02.04.2019г. была проведена внеплановая (документарная) проверка в отношении Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Птицефабрика «Северная» (далее – ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная») (ИНН: <...>, ОГРН <...>). Место нахождения: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Рультытегина, дом 24.

         Продолжительность проверки: 86 календарных дней.

         Акт составлен: <...>, главным специалистом — экспертом Чукотского УФАС России.

         Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

<...> – руководитель Чукотского УФАС России;

Члены инспекции:

<...> – заместитель руководителя Чукотского УФАС России,

<...> – главный специалист-эксперт Чукотского УФАС России.

         Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся директор <...>.

Целью и задачей настоящей проверки является: исполнение поручения ФАС России от 16.01.2019 № ЦА/1854/19.

Предметом настоящей проверки является соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», (статьи 6, 7 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции») при установлении оптовых цен на реализацию яйца куриного на территории Чукотского автономного округа.

         Срок и место проведения проверки: с 06.02.2019 по 03.05.2019 включительно, по адресу: 689000, Чукотский автономный округ, г. Анадырь, ул. Энергетиков, 13

         В ходе проведения проверки установлено:

ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» - ИНН <...>, ОГРН <...>, уставной капитал <...> рублей, в котором 100% доля участия субъекта Российской Федерации в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

Основной вид деятельности 01.47 Разведение сельскохозяйственной птицы.

Одно из дополнительных видов деятельности является 46.33.2 Торговля оптовая яйцами.

Согласно поручению ФАС России от 16.01.2019 № ЦА/1854/19, территориальным органам ФАС России поручено провести проверку хозяйствующих субъектов, действующих на территории субъекта РФ, которые являются поставщиками яйца куриного, на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства в части обоснованности повышения ими отпускных цен на яйцо куриное.

04 февраля 2019 года приказом № 06 Чукотского УФАС России была назначена внеплановая документарная проверка в отношении Государственного предприятия Чукотского автономного округа, где предметом проверки является соблюдение требований Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», (статьи 6, 7 Федерального закона от 26.07.2006 №135 – ФЗ «О защите конкуренции») при установлении оптовых цен на реализацию яйца куриного на территории Чукотского автономного округа.

По результатам анализа представленных документов, ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» были установлены цены, согласно приказам от 20.12.2017 № 42, от 29.05.2018 № 12, от 27.09.2018 № 35, от 27.12.2018 № 64.

 

Наименование (единица измерения)

С 01 января 2018 года

С 04 июня 2018 года

Изменение, (+/-)

Яйцо высшее (1шт)

16,00

12,00

- 25,0%

Яйцо отборное (1шт)

14,00

10,00

- 28,6%

Яйцо С-1 (1шт)

13,00

9,00

- 30,8%

Яйцо С-2 (1шт)

7,00

-

-

 

Наименование (единица измерения)

С 04 июня 2018 года

С 01 октября 2018 года

Изменение, (+/-)

Яйцо высшее (1шт)

12,00

12,00

0,0%

Яйцо отборное (1шт)

10,00

9,00

-11,1%

Яйцо С-1 (1шт)

9,00

8,00

-12,5%

Яйцо С-2 (1шт)

-

-

-

           

Наименование (единица измерения)

С 01 октября 2018 года

С 01 января 2019 года

Изменение, (+/-)

Яйцо высшее (1шт)

12,00

16,00

25,0%

Яйцо отборное (1шт)

9,00

14,00

35,7%

Яйцо С-1 (1шт)

8,00

12,00

33,3%

Яйцо С-2 (1шт)

-

10,00

-

 

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется ГК РФ, Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими законами и нормативными правовыми актами.

Согласно статье 2 Закона о торговле:

торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием;

продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу.

Как указано в статье 16 Закона о торговле, государственный контроль (надзор) за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона о торговле, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и в пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации (часть 2). Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальные органы при выявлении нарушений антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 Закона, принимают меры в соответствии с Законом о защите конкуренции (часть 3).

Главой 3 Закона о торговле установлены антимонопольные правила, требования и запреты в сфере торговой деятельности.

Так, статьей 13 Закона о торговле предусмотрены следующие антимонопольные требования: хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1) создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции»;

2) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

3) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

4) навязывать контрагенту условия, указанные в подпунктах «а» - «е» пункта 3;

5) заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции", и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Применение данного запрета обуславливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

Условия признания положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке доминирующим установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

Частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением, установленным пунктами 1 – 5 настоящей статьи.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

В виду того, что ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» имеет уставной капитал в размере 6 000 000,00 рублей, в котором 100% доля участия субъекта Российской Федерации в лице Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа, ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» подпадает под исключения установленные пунктом 5 части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

В результате проведенного исследования товарного рынка оптовой торговли яйцами установлено, что единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим оптовую торговлю яйцами на территории Чукотского автономного округа в 2018 году, является ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная».

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» на товарном рынке оптовой торговли яйцами в 2018 году является доминирующим.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

В результате оценки отпускных (оптовых) цен на яйцо куриное, установленных ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная», с использованием метода сопоставимых рынков установлено следующее.

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Рынок сопоставимый с рынком оптовой торговли яйцами в 2018 году на территории Чукотского автономного округа Инспекцией Чукотского УФАС России не установлено.

В результате оценки отпускных (оптовых) цен на яйца куриные, установленных ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная», с использованием затратного метода установлено следующее.

При установлении монопольно высокой цены товара с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара,

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

Рентабельность - это величина, рассчитанная следующим образом:

 цена - это стоимость единицы товара,

себестоимость - это сумма расходов, необходимых для производства и реализации единицы товара.

Исходя из материалов, представленных ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная», а именно:

- приказ от 20.12.2017 № 42 с приложением прейскуранта цен с 01.01.2018;

- приказ от 29.05.2018 № 12 с приложением прейскуранта цен с 04.06.2018;

- приказ от 27.09.2018 № 35 с приложением прейскуранта цен с 01.10.2018;

- приказ от 27.12.2018 № 64 с приложением прейскуранта цен с 01.01.2019;

- накопительная ведомость по финансовому результату предприятия за период с 01.01.2018 по 15.03.2019 г.;

- объем продаж за 2018 год;

- объем продаж за 01.01.2019 – 15.03.2019г.;

- счет 20 Основное производство за 2018 год;

- счет 26 Управленческие расходы за 2018 год.

В результате проведенного анализа установлено, что в расчет отпускных (оптовых) цен на яйца куриные, установленных ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» на 2018 год, включены расходы на сырье и материалы, электрическую энергию, основную заработную плату с отчислениями, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, прибыль.

Включение ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» в отпускные (оптовые) цены на яйца куриные расходов, не связанных с их производством и реализацией, не выявлено.

Согласно сведениям, представленным ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная», фактический уровень рентабельности производства и реализации яичной продукции по итогам 2018 год составил (- 0,15 %), в том числе январь (-0,02%), февраль (0,02%), март (0,05%), апрель (0,09%), май (0,20%), июнь (-0,34%), июль (-0,34%), август (-0,32%), сентябрь (-0,42%), октябрь (-0,25%), ноябрь (-0,27%), декабрь (-0,27%).

Таким образом, отпускные (оптовые) цены на яйца куриные, установленные ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» на территории Чукотского автономного округа, не превышают сумму необходимых для производства и реализации яичной продукции расходов и прибыли и не являются монопольно высокими по признакам части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Нарушением антимонопольного законодательства являются не любые действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, а только те, которые направлены на сохранение или укрепление своего положения на соответствующем товарном рынке с использованием запрещенных методов, наносящих ущерб конкурентам и (или) иным лицам.

Сам по себе факт доминирования на рынке не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. Сфера применения Закона о защите конкуренции ограничена определенным кругом общественных отношений. Квалификация действий лица как нарушающих запрет, предусмотренный Законом о защите конкуренции, в частности отдельными положениями части 1 статьи 10 данного Закона, предполагает доказанность того, что такое поведение обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности) либо неограниченного круга потребителей.

Таким образом, важно доказать, что деяние лица содержит в себе антиконкурентный компонент, подпадающий под объект регулирования Закона о защите конкуренции и требующий принятия мер именно антимонопольного контроля.

В данном конкретном случае не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» норм антимонопольного законодательства, которое обусловлено именно злоупотреблением им своим доминирующим положением, привело или могло привести к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей и, соответственно, требует принятия мер антимонопольного регулирования.

С учетом изложенного, исходя из конкретных обстоятельств, установленных по настоящей внеплановой проверке, достаточных оснований полагать, что со стороны ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» в рассматриваемом случае имеет место быть виновное, противоправное, неправомерное действие, которое можно было бы охарактеризовать как злоупотребление своим доминирующим положением, у Инспекции Чукотского УФАС России, не имеется.

         На основании изложенного Инспекция Чукотского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ГП ЧАО «Птицефабрика «Северная» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции при установлении оптовых цен на реализацию яйца куриного на территории Чукотского автономного округа.

 

Руководитель инспекции                                                               <...>

Подписи лиц, проводивших проверку:                                                 <...>

                                                                                                       <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны