Решение №НВ/2133/20 Жалоба признана обоснованной. от 19 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

Акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико – механический завод» имени Э.С. Яламова»

 

Дело № 021/06/64-318/2020                                                                           г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:

<…>;

<…>;

<…>;

в присутствии от заказчика – Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики <…>,

заявителя – Акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико – механический завод» имени Э.С. Яламова», <…>, <…>,

рассмотрев жалобу Акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико – механический завод» имени Э.С. Яламова» (далее – АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова, заявитель) на положения конкурсной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашской Республики (изв.  № 0115300044220000005),  в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 06.03.2020 обратилось АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова» с жалобой на положения конкурсной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетический ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашкой Республики (изв.  № 0115300044220000005).

Представитель заявителя сообщил, что положения конкурсной документации не соответствуют положениям Закона о контрактной системе связи с тем, что заказчик объединяет в один лот, несвязанные между собой строительно-монтажные работы  и оказание услуг по энергоэффективности  использования энергетических ресурсов. :

На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представитель заказчика с доводом жалобы не согласилась. Просила признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленного конкурса является отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики.

14.02.2020 в 17 час. 06 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300044220000005 о проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 71 472 081,00 руб.  Одновременно размещена конкурсная документация.

Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

            Частью 1 ст. 108 Закона о контрактной системе установлено, что в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).

В соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:

1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;

2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;

3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.

Законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности определено, что энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

Согласно  пункту 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Не допускается включать в документацию о закупке требования к товарам (работам, услугам) при условии, что такие требования влекут ограничение количества участников закупки, в том числе при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.

Наличие или отсутствие функциональной и технологической связи между товарами (работами, услугами), объединенными в один лот, определяется в каждом конкретном случае, исходя из положений документации, с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики поставки конкретных товаров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 636  «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее – Постановление № 636)  установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота).

Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Постановлению № 636 энергосервисный контракт должен содержать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.

Комиссией установлено, что перечень таких мероприятий (работ) содержится в техническом задании конкурсной документации.

Так в соответствии с пунктом 4 Технического задания к видам выполняемых работ в ходе реализации энергосберегающих мероприятий исполнитель обязан выполнить следующее:

1.      выполнить работы согласно представленной заказчиком схемы расположения объектов системы наружного освещения (опор освещения, световых приборов, приборов учета электроэнергии);

2.      выполнить перечень мероприятий в соответствии с условиями настоящего технического задания, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей применяемых материалов, изделий, оборудования, в том числе:

- заменить существующие световые приборы, входящие в систему наружного освещения, на светодиодные (энергоэффективные) различной мощности на автомобильных дорогах, внутриквартальных, парковых территориях в количестве 2842 шт. (в том числе 124 торшерных с заменой ламп на энергосберегающие).

- не менять существующие светодиодные (СВД) световые приборы  в местах произведённой замены.

-  для подключения светодиодных светильников проводить полную замену зарядного кабеля до питающей воздушной линии на опоре с применением новых клеммников (зажимов).

- сформировать и представить заказчику подменный фонд оборудования (светильников) для своевременного выполнения гарантийных обязательств по всей номенклатуре в количестве 2 процента от общего числа светильников;

- заменить и установить на объекте новые кронштейны с регулируемым углом наклона для крепления светильников на опорах в количестве 2000 шт. (если потребуется).

-заменить аварийные опоры  в количестве – 63 шт. с оснасткой для прокладки СИП и кронштейнов для светильников по результатам актов обследований и установить новые опоры для достижения среднего уровня освещенности исходя из норматива СНиП 23-05-95 « Нормативы по наружному освещению городских и сельских поселений.»

- осуществить монтаж новых линий СИП 2х25 в рамках изменения и подключения схем оборудования объекта для исключения безучетного потребления электроэнергии установленными светильниками, питание которых осуществляется от силовой сети без узла учета, замены участков линий в ненадлежащем состоянии и для подключения вновь установленных опор. Предусмотреть крепеж на опоры для прокладываемого СИП 2х25. Суммарная протяженность линий составит 26500 метров.

            При этом комиссией установлено,  что пунктом 13 раздела 2 Информационной карты конкурсной документации  начальная (максимальная) цена контракта определена как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за базисный 2019 год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

            Объем потребления энергетического ресурса (электроэнергии) за базисный 2019 г.: 2 161 890 кВт*ч

            Стоимость единицы энергетического ресурса, действующей на дату размещения извещения о проведении открытого конкурса: 5,509999815 руб./кВтч

           НМЦК = Оп * Св * Л

           где:

           Оп – объем потребления энергетического ресурса (электроэнергии) кВт*ч;

Св – стоимость энергетического ресурса (тариф) 1 кВт*ч           

Л – минимальное количество целых лет, составляющих срок  исполнения  контракта – 5 лет.

71 472 081,00 = 2 161 890 кВтч х 5,509999815 руб./кВтч  х  6 лет.

            Минимальный размер экономии – 50 %

Минимальный размер экономии соответствующих расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов в натуральном выражении за весь период достижения предполагаемой экономии (6 лет) составляет:

Энергетические ресурсы

Процент экономии

Размер экономии в

 натуральном выражении,

 кВт*ч

Электроэнергия

_50%__

6 485 670

           

            Минимальный размер экономии соответствующих расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов в денежном выражении за весь период достижения предполагаемой экономии ( 6 лет) составляет:

 

Энергетические ресурсы

Процент экономии

Размер экономии в

денежном выражении, руб.

Электроэнергия

50 %

35 736 040,50

 

Вместе с тем, замена опор, в силу требований Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также, исходя из сущности энергосервисного контракта, не относятся к мероприятиям, направленным на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашской Республики.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки замены аварийных опор и действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетический ресурсов, поскольку указанные товары образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.

 Кроме этого, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 1 к документации) не содержит стоимость работ по замене аварийных опор освещения.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова обоснованной, а в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова на положения конкурсной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетический ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашкой Республики (изв.  № 0115300044220000005) обоснованной;

2. Признать в действиях заказчика - Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 3 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

                         

Председатель Комиссии                                                                                      <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                   <…>

 

                                                                                                                                 <…>

 

Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны