Решение №НВ/2133/20 Жалоба признана обоснованной. от 19 марта 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
Акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико – механический завод» имени Э.С. Яламова»
Дело № 021/06/64-318/2020 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 16 марта 2020 года.
Решение изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 12.01.2017 № 4 в составе:
<…>;
<…>;
<…>;
в присутствии от заказчика – Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики <…>,
заявителя – Акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико – механический завод» имени Э.С. Яламова», <…>, <…>,
рассмотрев жалобу Акционерного общества «Производственное объединение «Уральский оптико – механический завод» имени Э.С. Яламова» (далее – АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова, заявитель) на положения конкурсной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашской Республики (изв. № 0115300044220000005), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 06.03.2020 обратилось АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова» с жалобой на положения конкурсной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетический ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашкой Республики (изв. № 0115300044220000005).
Представитель заявителя сообщил, что положения конкурсной документации не соответствуют положениям Закона о контрактной системе связи с тем, что заказчик объединяет в один лот, несвязанные между собой строительно-монтажные работы и оказание услуг по энергоэффективности использования энергетических ресурсов. :
На основании изложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать ее обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводом жалобы не согласилась. Просила признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного конкурса является отдел архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики.
14.02.2020 в 17 час. 06 мин. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115300044220000005 о проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашской Республики, с начальной (максимальной) ценой контракта 71 472 081,00 руб. Одновременно размещена конкурсная документация.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Частью 1 ст. 108 Закона о контрактной системе установлено, что в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 настоящей статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности определено, что энергосервисный договор (контракт) - договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Энергетическая эффективность - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно пункту 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, заказчик в целях удовлетворения собственных нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, самостоятельно определяет и описывает объект закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Не допускается включать в документацию о закупке требования к товарам (работам, услугам) при условии, что такие требования влекут ограничение количества участников закупки, в том числе при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Наличие или отсутствие функциональной и технологической связи между товарами (работами, услугами), объединенными в один лот, определяется в каждом конкретном случае, исходя из положений документации, с учетом фактических обстоятельств проведения закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, публичных интересов и других факторов, в том числе специфики поставки конкретных товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 г. № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» (далее – Постановление № 636) установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта) и особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота).
Согласно пункту 1 Приложения № 1 к Постановлению № 636 энергосервисный контракт должен содержать перечень мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.
Комиссией установлено, что перечень таких мероприятий (работ) содержится в техническом задании конкурсной документации.
Так в соответствии с пунктом 4 Технического задания к видам выполняемых работ в ходе реализации энергосберегающих мероприятий исполнитель обязан выполнить следующее:
1. выполнить работы согласно представленной заказчиком схемы расположения объектов системы наружного освещения (опор освещения, световых приборов, приборов учета электроэнергии);
2. выполнить перечень мероприятий в соответствии с условиями настоящего технического задания, а также в соответствии с техническими условиями и инструкциями заводов-изготовителей применяемых материалов, изделий, оборудования, в том числе:
- заменить существующие световые приборы, входящие в систему наружного освещения, на светодиодные (энергоэффективные) различной мощности на автомобильных дорогах, внутриквартальных, парковых территориях в количестве 2842 шт. (в том числе 124 торшерных с заменой ламп на энергосберегающие).
- не менять существующие светодиодные (СВД) световые приборы в местах произведённой замены.
- для подключения светодиодных светильников проводить полную замену зарядного кабеля до питающей воздушной линии на опоре с применением новых клеммников (зажимов).
- сформировать и представить заказчику подменный фонд оборудования (светильников) для своевременного выполнения гарантийных обязательств по всей номенклатуре в количестве 2 процента от общего числа светильников;
- заменить и установить на объекте новые кронштейны с регулируемым углом наклона для крепления светильников на опорах в количестве 2000 шт. (если потребуется).
-заменить аварийные опоры в количестве – 63 шт. с оснасткой для прокладки СИП и кронштейнов для светильников по результатам актов обследований и установить новые опоры для достижения среднего уровня освещенности исходя из норматива СНиП 23-05-95 « Нормативы по наружному освещению городских и сельских поселений.»
- осуществить монтаж новых линий СИП 2х25 в рамках изменения и подключения схем оборудования объекта для исключения безучетного потребления электроэнергии установленными светильниками, питание которых осуществляется от силовой сети без узла учета, замены участков линий в ненадлежащем состоянии и для подключения вновь установленных опор. Предусмотреть крепеж на опоры для прокладываемого СИП 2х25. Суммарная протяженность линий составит 26500 метров.
При этом комиссией установлено, что пунктом 13 раздела 2 Информационной карты конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта определена как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за базисный 2019 год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.
Объем потребления энергетического ресурса (электроэнергии) за базисный 2019 г.: 2 161 890 кВт*ч
Стоимость единицы энергетического ресурса, действующей на дату размещения извещения о проведении открытого конкурса: 5,509999815 руб./кВтч
НМЦК = Оп * Св * Л
где:
Оп – объем потребления энергетического ресурса (электроэнергии) кВт*ч;
Св – стоимость энергетического ресурса (тариф) 1 кВт*ч
Л – минимальное количество целых лет, составляющих срок исполнения контракта – 5 лет.
71 472 081,00 = 2 161 890 кВтч х 5,509999815 руб./кВтч х 6 лет.
Минимальный размер экономии – 50 %
Минимальный размер экономии соответствующих расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов в натуральном выражении за весь период достижения предполагаемой экономии (6 лет) составляет:
Энергетические ресурсы |
Процент экономии |
Размер экономии в натуральном выражении, кВт*ч |
Электроэнергия |
_50%__ |
6 485 670 |
Минимальный размер экономии соответствующих расходов заказчика на поставку энергетических ресурсов в денежном выражении за весь период достижения предполагаемой экономии ( 6 лет) составляет:
Энергетические ресурсы |
Процент экономии |
Размер экономии в денежном выражении, руб. |
Электроэнергия |
50 % |
35 736 040,50 |
Вместе с тем, замена опор, в силу требований Закона об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а также, исходя из сущности энергосервисного контракта, не относятся к мероприятиям, направленным на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашской Республики.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки замены аварийных опор и действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетический ресурсов, поскольку указанные товары образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Кроме этого, обоснование начальной (максимальной) цены контракта (приложение N 1 к документации) не содержит стоимость работ по замене аварийных опор освещения.
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о нарушении заказчиком правил описания объекта закупки, что является нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова обоснованной, а в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 3 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО «ПО «Уральский оптико-механический завод» им. Э.С. Яламова на положения конкурсной документации Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на осуществление действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетический ресурсов Заказчиком при эксплуатации системы наружного освещения города Алатырь Чувашкой Республики (изв. № 0115300044220000005) обоснованной;
2. Признать в действиях заказчика - Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Алатыря Чувашской Республики нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, частей 1, 3 статьи 108 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Председатель Комиссии <…>
Члены Комиссии <…>
<…>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.