Решение №06-04/3781 Жалоба признана обоснованной в части. от 28 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <…>

 

Дело № 021/06/54.3-184/2019                                                      г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 12.01.2017
№ 4
в составе:

<…>;

в присутствии от:

Заявителя – индивидуального предпринимателя <…>,

Заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики – <…>,

Уполномоченного органа – Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам – <…>,

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> на положения конкурсной документации Заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по приготовлению готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов (изв. № 0115200001119001266) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 17.05.2019 обратилась ИП <…>с жалобой на положения конкурсной документации Заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по приготовлению готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов (изв. № 0115200001119001266).

Из жалобы следует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Также заявитель указывает, что в конкурсной документации не определен порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки «Наличие в штате участника конкурса работающего врача-диетолога, имеющего соответствующий действующий сертификат и квалификацию по специальности «диетология» на весь период действия контракта».

В заседании Комиссии ИП <…> поддержала жалобу по изложенным в ней доводам, просила выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами Заявителя о нарушении требований Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме не согласились, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.

Заказчиком объявленной закупки является бюджетное учреждение Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Уполномоченным органом выступила Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам.

30.04.2019 в 13 час. 39 мин. в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0115200001119001266 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по приготовлению готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов, с начальной (максимальной) ценой контракта 43 152 034,45 руб. Одновременно размещена конкурсная документация.

Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме установлены статьей 56.1 Закона о контрактной системе.

Под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям (часть 1 статьи 56.1 Закона о контрактной системе).

В отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме (часть 5 статьи 56.1 Закон о контрактной системе).

Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки (часть 6 статьи 56.1 Закон о контрактной системе).

Требования к конкурсной документации установлены статьей 54.3 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таким порядком являются Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила).

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27.1 настоящих Правил):

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно пункту 2 приложения к Правилам в случае, если предметом закупки выступают работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг, минимальная значимость стоимостных критериев оценки составляет 60%, а максимальная значимость нестоимостных - 40%.

Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием установлены Приложением 1 к Разделу 1 «Техническое задание» Технической части конкурсной документации.

Заказчиком установлены стоимостные критерии со значимостью 60% и нестоимостные – 40%.

В качестве стоимостного критерия установлена «Цена контракта».

В качестве нестоимостного критерия установлена «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Критерий «Квалификация участников закупки» включает в себя следующие показатели:

2.1 «Наличие в штате участника конкурса работающего врача-диетолога, имеющего соответствующий действующий сертификат и квалификацию по специальности «диетология» на весь период действия контракта» (значимость показателя критерия – 20%);

2.2 «Деловая репутация участника конкурса» (значимость показателя критерия – 30%);

2.3 «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» (значимость показателя критерия – 50%).

Предметом оценки по показателю «Наличие в штате участника конкурса работающего врача-диетолога, имеющего соответствующий действующий сертификат и квалификацию по специальности «диетология» на весь период действия контракта» является наличие в штате участника врача-диетолога:

Предметом оценки по данному показателю является  предоставление в составе заявки копии приказа о приеме на работу врача-диетолога, копии трудовой книжки врача-диетолога, копий сертификата и документа, подтверждающего, присвоение квалификации по специальности «диетология».

Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику в случае отсутствия, не представления документов, подтверждающих квалификацию.

Максимальная оценка в 100 баллов присваивается участнику при наличии документов, подтверждающих квалификацию.

Заявителем указывается, что на момент подачи заявки у участника закупки в штате может работать врач-диетолог, срок сертификата или иного документа, подтверждающего присвоение квалификации по специальности «диетология», которого может заканчиваться до истечения срока действия контракта рассматриваемой закупки.

При этом из порядка оценки заявок, установленного в конкурсной документации, не следует, каким образом конкурсная комиссия будет присваивать баллы при таких обстоятельствах.

Представителями Заказчика и Уполномоченного органа на заседании Комиссии Чувашского УФАС России указано, что в подобном случае участнику закупки будет присваиваться максимальный балл, поскольку впоследствии участник закупки будет иметь возможность направить своего специалиста на повышение квалификации, следовательно, его квалификация будет действовать на весь срок действия контракта.

Запросов на разъяснение положений конкурсной документации ИП <…> не подавала.

На основании изложенного, Комиссия признает данный довод необоснованным.

Предметом оценки показателя «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» является наличие у участника конкурса на постоянной основе квалифицированных специалистов в области общественного питания (повара, технологи, квалифицированные в области технологии приготовления питания с разрядом не ниже 4).

Данная информация подтверждается предоставленными копиями дипломов, аттестатов, сертификатов, свидетельств, копиями трудовых книжек (документами, подтверждающими, что данный сотрудник является работником участника конкурса) и штатным расписанием.

Оценка осуществляется в соответствии с пунктом 23 Правил.

В соответствии с пунктом 23 Правил в случае, если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),

где: КЗ - коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;

Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.

Из вышеизложенного следует, что заказчиком установлен порядок оценки заявок, в соответствии с которым максимальное количество баллов по Показателю № 2 будет присвоено участнику закупки, в штате которого имеется наибольшее количество квалифицированных специалистов в области общественного питания.

При этом приложением к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 18.06.1981 № 664 (далее – Приложение) утверждены Штатные нормативы работников кухонь и столовых лечебно-профилактических учреждений.

Пунктом 4 Технического задания установлено, что общий объем услуг составляет:

Круглосуточное пребывание - 279 665 койко-дней;

Дневное пребывание- 40 902 койко - дней.

Следовательно, приблизительно количество коек круглосуточного стационара в учреждении составляет 511,27 (279 665/547), дневного стационара в учреждении – 74,78 (40 902/547), общее количество коек в учреждении приблизительно составляет 586.

Приложением установлено, что при количестве коек в учреждении свыше 500 коек, количество поваров должно составлять 5 единиц и дополнительно 1 единица на каждые 100 коек (сверх 500).

Таким образом, по аналогии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 18.06.1981 № 664 в рамках данной закупки исполнителю для качественного оказания услуг достаточно 6 поваров.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку наличие в штате участника конкурса наибольшего количества специалистов в области общественного питания не подтверждает возможность участника конкурса исполнить условия контракта лучше, чем участник конкурса, в штате которого числится меньшее количество квалифицированных специалистов (но не менее трех).

Таким образом, установленный порядок оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов», предполагающий присвоение наибольшего количества баллов участнику, в штате которого числится большее количество квалифицированных специалистов, нарушает требования Порядка и пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

Наряду с изложенным, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по Показателю № 3 в связи с тем, что требование о предоставлении участниками закупки копий трудовых книжек, а также копии штатного расписания, ограничивает количество участников закупки, поскольку исключает возможность предоставить сведения о специалистах, привлеченных на основании заключенных с ними договоров гражданско-правового характера на выполнение работ.

Кроме того Комиссия отмечает, что при рассмотрении жалобы ИП <…> представители Заказчика и представители Уполномоченного органа не сошлись в едином мнении о том, будут ли присуждаться баллы участникам закупки, приложившим в составе заявки копии договоров гражданско-правового характера на выполнение работ, или не будут.

В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к итоговому заключению о том, что жалоба ИП <…> является обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг». В действиях Заказчика Комиссия признает нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

В целях устранения выявленного нарушения Комиссия считает необходимым выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной  системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ИП <…> на положения конкурсной документации Заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на оказание услуг по приготовлению готовой пищевой продукции для лечебного питания стационарных пациентов (изв. № 0115200001119001266) обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащего порядка оценки заявок по показателю «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг».
  2. Признать в действиях Заказчика – бюджетного учреждения Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  3. Выдать Заказчику – бюджетному учреждению Чувашской Республики «Больница скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения Чувашской Республики, Уполномоченному органу – Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам предписание об устранении выявленного нарушения.

 

Председатель Комиссии                                                       <…>

 

Члены Комиссии                                                                  <…>

 

                                                                                             <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны