Решение №04-05/10235 Решение Управления в отношении ООО «Автолайн» от 23 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                         

Дело № 26/04-АМЗ-2014                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2014 г.

Решение изготовлено в полном объеме 18 декабря 2014 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению  дела  о  нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при отсутствии в заседании Комиссии:

- законного представителя ответчика - ООО «Автолайн»;

- представителя заявителя администрации г. Чебоксары;

при участии законного представителя заинтересованного лица - ООО «КрокусАвто» - «…», по доверенности от 02.12.2014,

 

рассмотрев материалы дела № 26/04-АМЗ-2014, возбужденного в отношении ООО «Автолайн» (по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России обратилась администрация г. Чебоксары на действия ООО «Автолайн» выразившиеся в осуществлении перевозки пассажиров автомобильным транспортом  на регулярном маршруте № 54 без договора на право осуществления пассажирских перевозок, в котором содержится следующее. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  к вопросам  местного значения отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

В соответствии с Положением  об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 № 1644 (с изменениями), организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам  выступает администрация города Чебоксары.

Администрация г. Чебоксары в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе: формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии  соответствующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; заключение и расторжение договоров (контрактов) с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.

Постановлением администрации города Чебоксары от 27.01.2012 № 8 «Об утверждении схем маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городе Чебоксары» (с изменениями), утверждены 31 схемы маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

По итогам конкурса с ООО «КрокусАвто» заключен договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом  по маршруту регулярных пассажирских перевозок в городе Чебоксары от 13.03.2014 № 33 по маршруту № 54.

В период  с 28  апреля по 07 мая текущего года  совместно с представителями контрольно-надзорных органов (УГАДН по Чувашской Республике, УГИБДД по Чувашской Республике, Минтранс Чувашии, ИФНС по г. Чебоксары, Роспотребнадзор по Чувашской Республике) проведены  проверки соблюдения перевозчиками договорных отношений, а также норм  действующего законодательства. По их результатам по маршруту № 54 зафиксированы автобусы, используемые для регулярных пассажирских перевозок пассажиров, которые выпускаются перевозчиками, не состоящими в договорных отношениях с администрацией города.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 11.07.2014 № 188 возбуждено дело № 26/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ООО «Автолайн» по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

На заседании Комиссии представитель ответчика ООО «Автолайн» не признал нарушение антимонопольного законодательства. Сообщил, что ООО «КрокусАвто» не является конкурентом, т.к. является ненадлежащим перевозчиком на маршруте №  54. Считает, что договор, заключенный между администрацией г. Чебоксары и ООО «Крокус-Авто» на маршрут №54, является недействительным.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает недобросовестную конкуренцию с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

В соответствии Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации (статья 8, часть 1), установление правовых основ единого рынка, включающих вопросы единого экономического пространства и развития конкуренции (статья 71, пункт «ж»).

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целью закона о конкуренции является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно пункту 7 статьи Закона конкуренции-  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из правового смысла понятия недобросовестной конкуренции следует, что наличие или угроза наступления соответствующих последствий по причинению убытков предполагается и непосредственных доказательств причинения ущерба не требуется.

Частью 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция.

Согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011  № 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное третьим лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только положения ФЗ «О защите конкуренции», но и положения статьи 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в силу которых, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались во введении в заблуждение в отношении места производства, в отношении его производителей, введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Таким образом, можно выделить признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией:

 1) юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка.

2) действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации.

3) своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующие нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости.

4) конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкурентам.

Таким образом, если в действиях хозяйствующего субъекта по отношению к другому хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) прослеживаются все названные четыре признака, есть основания считать такие действия недобросовестной конкуренцией. Отсутствие хотя бы одного из вышеприведенных признаков не позволит характеризовать действия юридических лиц как недобросовестную конкуренцию, что ограничит сферу действия Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

 

1. ООО «Автолайн» создано и действует в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью», является в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели в своей деятельности, зарегистрировано в качестве юридического лица, согласно выписке с ЕГРЮЛ имеет ОГРН 1022101147067, следовательно, является хозяйствующим субъектом.

ООО «Автолайн» имеет лицензию от 05.02.2003 №АСС-21-007822 на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.

В период  с 28  апреля по 07 мая текущего года  совместно с представителями контрольно-надзорных органов (УГАДН по Чувашской Республике, УГИБДД по Чувашской Республике, Минтранс Чувашии, ИФНС по г. Чебоксары, Роспотребнадзор по Чувашской Республике) проведены  проверки соблюдения перевозчиками договорных отношений, а также норм  действующего законодательства. По их результатам по маршруту № 54 зафиксированы автобусы, используемые для регулярных пассажирских перевозок пассажиров, которые выпускаются перевозчиками, не состоящими в договорных отношениях с администрацией города.

Так, согласно акта  от 30 апреля 2014 № 26  на остановке общественного транспорта «Универмаг Шупашкар» в г. Чебоксары автобусом осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту № 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства  явилось ООО «Автолайн». Согласно акта от  06 мая 2014 года № 34 в г. Чебоксары автобусом осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту № 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства  явилось ООО «Автолайн». Согласно акта от 09 июля 2014 № 46 на остановке общественного транспорта «Агрегатный завод» в г. Чебоксары автобусом осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту № 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства  явилось ООО «Автолайн».

ООО «КрокусАвто» зарегистрировано в качестве юридического лица за ОГРН  1102130001016, следовательно, является хозяйствующим субъектом. По итогам конкурса администрация города Чебоксары заключила с ООО «КрокусАвто» договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом  по маршруту регулярных пассажирских перевозок в городе Чебоксары от 13.03.2014 № 33 по маршруту № 54. Согласно договору договор вступает в силу с 17 марта 2014 года и действует до 16 марта 2018 года (п. 5.1.) В приложении к названному договору описана схема движения автомобильного транспорта по маршруту № 54 (путь следования), а именно:

в прямом направлении: проспект Тракторостроителей (ост. «Промтрактор-Сервис»)- Эгерский бульвар- проспект Мира- ул. Калинина- ул. Гагарина- проспект Ленина- ул. К. Маркса- ул. Композиторов Воробьевых- Москвовский проспект- ул. Гузовского- ул. М. Павлова- ул. Университетская (ост. «Университет»);

в обратном направлении:

ул. Университетская (ост. «Университет»)- проспект М. Горького- Московский проспект- ул. Композиторов Воробьевых- ул. К. Маркса- проспект Ленина- ул. Гагарина- ул. Калинина- проспект Мира- Эгерский бульвар- проспект Тракторостроителей (ост. «Промтрактор-Сервис»).

Таким образом, оба хозяйствующих субъекта (ООО «КрокусАвто» и ООО «Автолайн»)  обслуживают один и тот же маршрут (маршрут № 54), т.е.  осуществляют деятельность на одном и том же товарном рынке - рынке регулярных пассажирских перевозок, следовательно, являются конкурентами.

 

2. В соответствии с Положением  об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 № 1644 (с изменениями), организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам  выступает администрация города Чебоксары.

Администрация г. Чебоксары в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе: формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии  соответствующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; заключение и расторжение договоров (контрактов) с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.

13 марта 2014 года между администрацией г. Чебоксары и ООО «КрокусАвто» был заключен договор № 33 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары. Договор с ООО «КрокусАвто» был заключен по итогам проведенного администрацией г. Чебоксары конкурса, где одним из условий являлось – осуществление перевозки пассажиров автобусами  с количеством  сидячих мест не менее 18. Осуществляет перевозку пассажиров по схеме действующего маршрута регулярных перевозок пассажиров № 54 «проспект Тракторостроителей (ост. «Промтрактор-Сервис»)- улица Университетская (ост. Университет»). Согласно договору договор вступает в силу с 17 марта 2014 года и действует до 16 марта 2018 года (п. 5.1.)

Приложение к договору  № 33 от 13.03.2014 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары содержит следующее.  Путь следования по маршруту № 54 следующий:

в прямом направлении: проспект Тракторостроителей (ост. «Промтрактор-Сервис»)- Эгерский бульвар- проспект Мира- ул. Калинина- ул. Гагарина- проспект Ленина- ул. К. Маркса- ул. Композиторов Воробьевых- Москвовский проспект- ул. Гузовского- ул. М. Павлова- ул. Университетская (ост. «Университет»);

в обратном направлении:

ул. Университетская (ост. «Университет»)- проспект М. Горького- Московский проспект- ул. Композиторов Воробьевых- ул. К. Маркса- проспект Ленина- ул. Гагарина- ул. Калинина- проспект Мира- Эгерский бульвар- проспект Тракторостроителей (ост. «Промтрактор-Сервис»).

Количество автобусов, эксплуатируемых на маршруте: 28 ед. (+2 резервных).

Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО «КрокусАвто» начало обслуживать маршрут № 54 с 17 марта 2014 года.

По маршруту № 54 осуществлял свою незаконную перевозочную деятельность ООО «Автолайн», поскольку между ООО «Автолайн» и администрацией города Чебоксары отсутствуют договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары по маршруту № 54.

В период  с 28  апреля по 07 мая текущего года  совместно с представителями контрольно-надзорных органов (УГАДН по Чувашской Республике, УГИБДД по Чувашской Республике, Минтранс Чувашии, ИФНС по г. Чебоксары, Роспотребнадзор по Чувашской Республике) проведены  проверки соблюдения перевозчиками договорных отношений, а также норм  действующего законодательства. По их результатам по маршруту № 54 зафиксированы автобусы, используемые для регулярных пассажирских перевозок пассажиров, которые выпускаются перевозчиками, не состоящими в договорных отношениях с администрацией города.

Так, согласно акта  от 30 апреля 2014 № 26  на остановке общественного транспорта Универмаг Шупашкар в г. Чебоксары автобусом осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту № 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства  явилось ООО «Автолайн». Согласно акта от  06 мая 2014 года № 34 в г. Чебоксары автобусом осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту № 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства  явилось ООО «Автолайн». Согласно акта от 09 июля 2014 № 46 на остановке общественного транспорта «Агрегатный завод» в г. Чебоксары автобусом осуществлялись регулярные пассажирские перевозки по маршруту № 54 без заключения договора на осуществление перевозок. Перевозчиком и собственником транспортного средства  явилось ООО «Автолайн».

К представленным администрацией города Чебоксары материалам приложены фотографии посадки пассажиров в автобус, следовавший по маршруту № 54, где перевозчиком выступает ООО «Автолайн».

Также в материалах дела имеется путевой лист от 09.07.2014 № 719, согласно которому ООО «Автолайн» поручает водителю Глухову И.П.  осуществить перевозку пассажиров по маршруту № 54.

Кроме того, в материалах дела имеются  следующие рапорта УГАДН по Чувашской Республике:

- рапорт  от 30.04.2014 № 140013, в котором зафиксировано, что 30 апреля 2014 года в 08 часов 40 минут  в г. Чебоксары кольцо Шупашкар перевозчик ООО «Автолайн» осуществляло перевозку пассажиров по маршруту № 54 (водитель- Таравин В.В. – по путевому листу № 458 от 30.04.2014);

-  рапорт  от 06.05.2014 № 140032, в котором зафиксировано, что 06 мая 2014 года в 17 часов 12 минут  в г. Чебоксары по Московскому проспекту перевозчик ООО «Автолайн» осуществляло перевозку пассажиров по маршруту № 54 (водитель- Малов П.Ю. – по путевому листу № 483 от 06.05.2014);

- рапорт  от 07.05.2014 № 140049, в котором зафиксировано, что 07 мая 2014 года в 08 часов 10 минут  в г. Чебоксары кольцо Тракторостроителей перевозчик ООО «Автолайн» осуществляло перевозку пассажиров по маршруту № 54 (водитель- Петров Э.А. – по путевому листу № 488 от 07.05.2014).

Таким образом, ООО «Автолайн», в нарушение Правил предпринял самостоятельные действия по использованию и перевозке пассажиров по маршруту № 54, вопреки имеющемуся договору между администрацией города Чебоксары и ООО «КрокусАвто» на перевозку пассажиров автомобильным транспортом по маршруту № 54.

 

3. Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта):

- маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (п.8 ст. 2);

- маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9 ст. 2);

- остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11 ст.2);

- перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (п. 13 ст. 2);

- расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15 ст. 2).

Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство (ч.2 ст. 6).

В соответствии с Положением  об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 № 1644 (с изменениями), организатором (заказчиком) пассажирских перевозок по городским маршрутам  выступает администрация города Чебоксары.

Администрация г. Чебоксары в пределах своих полномочий осуществляет, в том числе: формирование рациональной маршрутной сети города Чебоксары; принятие решений об открытии новых маршрутов, изменении или закрытии  соответствующих городских маршрутов; проведение конкурса на право эксплуатации городских маршрутов перевозчиками; заключение и расторжение договоров (контрактов) с перевозчиками на осуществление перевозок пассажиров; изучение потребностей населения в перевозках, определение основных мест концентрации пассажиров, организация остановочных пунктов.

         Согласно ст. 14 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.

         Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации  в постановлении от 31.05.2011 № 13371/10 сформировал следующую правовую позицию, касающуюся проведения конкурсных отборов на право заключения договоров использования муниципальных маршрутов пассажирского автотранспорта : « администрация, осуществляя бюджетные расходы по содержанию находящихся в ее ведении дорог, вправе самостоятельно регулировать вопросы транспортного обслуживания населения, в том числе передавать перевозчикам на обслуживание муниципальную маршрутную сеть (городские маршруты пассажирского транспорта) на конкурсной основе, устанавливать  порядок распределения маршрутов городского пассажирского транспорта, определять условия проводимого конкурса в целях обеспечения бесперебойного и безопасного процесса транспортного обслуживания населения. Решение упомянутых вопросов одновременно отнесено и к полномочиям, и к обязанностям администрации согласно  положениям Конституции Российской Федерации, частей 1 и 3 статьи 7, подпункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Таким образом, материалами дела подтверждается, что действия ООО «Автолайн» по осуществлению перевозок по маршруту № 54  нарушают требования Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Положения  об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 № 1644.

 Кроме того, выезд автобусов ООО «Автолайн» по маршруту № 54 осуществляется без договора на право осуществления пассажирских перевозок.

Таким образом, ООО «Автолайн», осуществляя перевозку пассажиров по  маршруту № 54 получает (может получить) преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности по отношению к другим участникам рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе Чебоксары.

Преимущество ООО «Автолайн» заключается в том,   что общество получает возможность извлекать прибыль от пассажирских перевозок, не участвуя  в конкурсе на право осуществления этих перевозок, не учитывая требований к участникам конкурса, например, о необходимости использования на маршруте автобусов вместимостью более 18 мест.

Следовательно, такая деятельность полностью подпадает под определение недобросовестной конкуренции.

Вышеназванные обстоятельства, подтверждаемые материалами дела, свидетельствуют о том, что действия ООО «Автолайн» непосредственно были направлены на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности перед другим хозяйствующим субъектом ООО «КрокусАвто».

Исходя из изложенного следует, что автобусы ООО «Автолайн», используя маршрут № 54 нарушает статью 2 Устава автомобильного транспорта, Правила перевозок пассажиров и багажа, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Кроме того, выезд автобусов по маршруту № 54 осуществляется без договора на право осуществления пассажирских перевозок.

Комиссия считает, что перечисленные действия предпринимателя нарушили нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости, а также направлены ООО «Автолайн» на получение преимущественного положения (общество получает возможность извлекать прибыль от пассажирских перевозок, не участвуя  в конкурсе на право осуществления этих перевозок, не учитывая требований к участникам конкурса) и причинили (могут причинить) ООО «КрокусАвто» убытки.

 

С учётом  установленных обстоятельств, Комиссия приходит к следующим выводам.

Оба  хозяйствующих субъекта ООО «Автолайн» и ООО «КрокусАвто» в период с 28  апреля по 07 мая текущего года  обслуживали один и тот же маршрут, т.е.  осуществляли деятельность на одном и том же товарном рынке - рынке регулярных пассажирских перевозок, являются конкурентами.

Совершенные действия ООО «Автолайн»  являются актом недобросовестной конкуренции, поскольку данные действия противоречат:

-  законодательству Российской Федерации, а именно:

- Уставу автомобильного транспорта,

- Правилам перевозок пассажиров и багажа, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,

- обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;

- направлены на получение последним преимущества и причинили убытки  (могли причинить) ООО «КрокусАвто»,

- кроме того, выезд автобусов ООО «Автолайн» по маршруту № 54 осуществляется без договора на право осуществления пассажирских перевозок.

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Каких-либо данных об осуществлении ООО «Автолайн» перевозок по маршруту № 54 без договора на право осуществления пассажирских перевозок ни администрацией города Чебоксары Чувашской Республики, ни представителем ООО «КрокусАвто» на момент вынесения решения (заседание Комиссии от 17.12.2014) не представлено.

Таким образом, комиссией  не установлено продолжение ООО «Автолайн» перевозок пассажиров по маршруту регулярных пассажирских перевозок № 54.

С учетом изложенного и применяя правовые нормы в совокупности с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что поскольку в период рассмотрения настоящего дела не установлено продолжение ООО «Автолайн» перевозок пассажиров по маршруту регулярных пассажирских перевозок № 54, отсутствует необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства лицом, совершившим такое нарушение.

 

В адрес Управления поступило письмо ИП Быкова С.В.  от 17.12.2014 (вх. Чувашского УФАС России от 17.12.2014 № 04-05/9536), в котором индивидуальный предприниматель просит включить его в дело третьим лицом с самостоятельными требованиями. В своем заявление указывает о том, что  до 17.01.2014 ИП Быков С.В. осуществлял перевозки по маршруту № 54 на основании договора с администрацией № 60 от 16.07.2013 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г. Чебоксары на период проведения основного конкурса. Впоследствии ИП Быков С.В. обратился с заявкой на участие в открытом конкурсе по лоту № 18 на маршрут № 54, проводимом администрацией г. Чебоксары в период с февраля по март 2014. По результатам проведенного конкурса договор на право осуществления перевозок по маршруту № 54 был заключен с ООО «КрокусАвто». Тем не менее, ИП Быков С.В. считает, что ООО «КрокусАвто» нарушает условия проведенного конкурса на право осуществления пассажирских перевозок: не соблюдается конкурсной документацией 5-ти минутный интервал движения, не используются терминалы для безналичной оплаты проезда.

Комиссия решила отказать в удовлетворении названного ходатайства, поскольку ответчиком по рассматриваемому делу является ООО «Автолайн» и факты, изложенные в заявлении ИП Быкова С.В. не относятся к рассматриваемому делу и передать поступившее письмо на рассмотрение по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Автолайн» (юридический адрес: 429950, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Пионерская вл. 22 ОГРН 1022101147067) нарушающими требования части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 26/04-АМЗ-2014 в отношении ООО «Автолайн» прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         «…»

 

Члены Комиссии          «…»

 

 

 

          Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны