Решение №04-05/10332 Решение Управления в отношении ООО «Альбатрос» от 24 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                                Дело № 18/04-АМЗ-2014

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 18 декабря 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 22 декабря 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

в отсутствии ответчика – ООО «Альбатрос», извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

в отсутствии заявителя – «…», извещённой надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрела дело № 18/04-АМЗ-2014 по признакам нарушения ООО «Альбатрос» (ИНН 2130054804; 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Базовый проезд, д.4) пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии из ФАС России поступило заявление «…» о необоснованном установлении различной стоимости автобусных билетов на маршруте Сурское-Чебоксары в прямом и обратном направлении.

Из заявления следует, что по направлению Сурское-Чебоксары стоимость составляет на 111,50 руб. дороже, чем по обратному направлению Чебоксары-Сурское.

Согласно данным Минтранса Чувашии на данном маршруте перевозчиком выступает ООО «Альбатрос», зарегистрированное в Едином реестре регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики от 14.02.2012 №2159515. Данный маршрут проходит по территории Чувашской Республики и Ульяновской области.

Из пояснений ООО «Альбатрос» следует, что 2012 году перевозчиком в адрес автовокзалов данных субъектов были направлены тарифы, утверждённые перевозчиком на данном маршруте.

В связи с изменениями тарифов в Ульяновской области с 25.04.2012 (приказ Минэкономики Ульяновской области от 10.04.2012 №06-96) и Чувашской Республике с 15.05.2012 (постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.04.2012 №143) в адрес автовокзалов перевозчиком были направлены измененные тарифы на данном маршруте.

Дальнейшие изменения тарифов на маршруте автовокзалы производили самостоятельно в рабочем порядке без уведомления перевозчика.

Далее изменения были приняты в Чувашской Республике постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.01.2013 №4 (введён с 10.02.2013), в Ульяновской области приказом Минэкономики и планирования Ульяновской области от 03.12.2013 №06-592 (введен с 24.12.2013).

При этом какая-либо правовая основа по регулирования тарифов перевозки пассажиров на межобластных маршрутах отсутствует.

Очевидно, что разница в стоимости проезда из г. Чебоксары до пгт. Сурское и обратно произошла после последнего повышения тарифа в Чувашской Республике с 10.02.2013, когда стоимость проезда из г.Чебоксары до пгт.Сурское осталась на утверждённом перевозчиком в 2012 году уровне – 533 рубля (2,18 руб./1 км.), а обратно по тарифу Ульяновской области – 644,50 руб. (с 24.12.2013).

В целях приведения на маршруте единого тарифа перевозчиком в феврале 2014 года в адрес автовокзалов были направлены письма с приложением расчета единого тарифа.

Маршруты между населенными пунктами Чувашии и Ульяновской области относятся к межобластным. Тарифы на них не подлежат государственному регулированию и устанавливаются перевозчиками самостоятельно, в зависимости от востребованности и наполняемости маршрута.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2007 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно проведенного Чувашским УФАС России анализа состояния конкуренции на рынке услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом на части автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров «Новочебоксарск-Сурское» с отрезком «Чебоксары-Сурское» (Сурское-Чебоксары) установлено доминирующее положение ООО «Альбатрос» с долей товарного рынка более 50%.

На основании вышеизложенного было возбуждено дело о нарушении ООО «Альбатрос» пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания Комиссии представители ООО «Альбатрос» нарушения антимонопольного законодательства не признали. Сообщили, что с марта 2014 года на данном маршруте автовокзалами (Чувашской Республики и Ульяновской области) установлены единые тарифы – 568 рублей.

Данный маршрут обслуживается Индивидуальным предпринимателем Тарасовым В.А. на основании Договора оказания услуг по организации осуществления пассажирских перевозок на междугородних маршрутах от 16.03.2012, в связи с тем, что ООО «Альбатрос» не имеет собственного автопарка.

 

Комиссия Чувашского УФАС России, изучив материалы дела и заслушав доводы сторон, приходит к следующим выводам.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства. Свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

В силу пунктов 4, 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменён другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за её пределами. Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, Управлением был проведён анализ состояния конкуренции на рынке услуг по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом на части автобусного маршрута регулярных перевозок пассажиров «Новочебоксарск-Сурское» с отрезком «Чебоксары-Сурское» (Сурское-Чебоксары)».

Согласно данным Минтранса Чувашии на данном маршруте единственным перевозчиком выступает ООО «Альбатрос», зарегистрированное в Едином реестре регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики от 14.02.2012 №2159515. Данный маршрут проходит по территории Чувашской Республики и Ульяновской области.

Таким образом, согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено доминирующее положение ООО «Альбатрос» на данном товарном рынке с долей товарного рынка более 50%.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта) под понятием маршрута следует понимать путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;

- маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке;

- пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключён договор фрахтования транспортного средства;

- перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Частями 1 и 4 статьи 4 Устава автомобильного транспорта установлено, что перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении. Перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

В силу статьи 5 Устава автомобильного транспорта перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Согласно частям 1-5 статьи 19 Устава автомобильного транспорта регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования (часть 2 статьи 19).

Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на (часть 3 статьи 19):

1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;

2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров (часть 4 статьи 19).

Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров (часть 5 статьи 19).

Перевозке пассажиров автомобильным транспортом соответствует код общероссийского классификации видов экономической деятельности как «деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию» на основании «ОК 029-2007 (КДЕС Ред.1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 №329-ст) (введён в действие 01.01.2008 на период до 01.01.2013 без отмены ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)) (далее – ОКВЭД).

Согласно ОКВЭД услугам по регулярной перевозке пассажиров автомобильным транспортом присвоены следующие коды:

- 60.21.1 – Деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, в том числе:

- 60.21.13 – Междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию.

Согласно ГОСТ Р 51825-2001 «Услуги пассажирского автомобильного транспорта» услуги пассажирского автомобильного транспорта подразделяются на две группы:

- услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств (далее – услуги по перевозке);

- услуги, не связанные с перемещением пассажиров и багажа с использованием автотранспортных средств, но имеющие непосредственное отношение к перевозке.

Услуги по перевозке классифицируют по следующим признакам: регулярность, степень участия пассажира в установлении параметров перевозки, вид сообщения, назначение, вид автотранспортного средства.

По регулярности осуществления услуги по перевозке подразделяют на регулярные и нерегулярные (разовые).

В зависимости от степени участия пассажира в установлении параметров перевозки услуги по перевозке могут быть следующими:

- пассажир определяет маршрут, места остановки и время отправления;

- пассажир определяет места остановки, а маршрут и расписание движения установлены заранее;

- пассажир не принимает участия в определении параметров перевозки, поскольку они установлены заранее.

В зависимости от вида сообщения перевозки могут быть городскими, пригородными, междугородными и международными.

По назначению услуги по перевозке подразделяют на перевозки общего пользования и специальные перевозки (перевозки специально организованных групп людей).

В зависимости от видов используемых автотранспортных средств услуги по перевозке подразделяют следующим образом:

- перевозка автобусами;

- перевозка легковыми автомобилями (в том числе легковыми таксомоторами);

- перевозка грузовыми автомобилями, специально оборудованными для перевозки пассажиров.

В соответствии со статьей 3 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

Формирование сети регулярных автобусных маршрутов между субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, утвержденном приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14.08.2003 №178. В соответствии с указанным порядком работа по формированию сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае Минтранс Чувашии и Министерство строительства, ЖКХ и транспорта Ульяновской области.

Регулярные перевозки пассажиров автобусами по межобластному маршруту Сурское-Чебоксары (Чебоксары-Сурское) осуществляются согласно реестру регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации Минтранса России.

Маршруты между населёнными пунктами Чувашии и Ульяновской области относятся к межобластным. Тарифы на них не подлежат государственному регулированию и устанавливаются перевозчиками самостоятельно, в зависимости от востребованности и наполняемости маршрута.

Согласно Паспорту автобусного маршрута №515 «Новочебоксарск-Сурское» установлено, что расстояние по прямому и обратному направлениях составляет одинаковое количество километров – 268,4 км от начальной и до конечной точки маршрута.

Все остановочные пункты на пути маршрута «Чебоксары-Сурское» и «Сурское-Чебоксары» совпадают.

Таким образом, ООО «Альбатрос» оказывает одинаковую услугу перевозки пассажиров по маршруту Чебоксары-Сурское-Чебоксары, тем самым ничем экономически не подтверждая разницу в установленной стоимости билетов.

Проанализировав маршрут Чебоксары-Алатырь-Сурское (Сурское-Алатырь-Чебоксары), не установлено полного совпадения с другими междугородними маршрутами. Наиболее близки по Схеме движения автобуса маршрут №535 «Чебоксары-Алатырь», №569 «Чебоксары-Ардатов», №631 «Новочебоксарск-Алатырь», №570 «Новочебоксарск-Саранск» с пересадкой в г.Алатырь на маршрут «Алатырь-Сурское» более длителен по времени нахождения в пути. Время ожидания маршрута в г.Алатырь составляет от 44 минут и более.

Маршрут №515 «Новочебоксарск-Сурское» на отрезке «Чебоксары-Сурское». Время отправления из г.Чебоксары: 05:44, 07:18. Стоимость проезда – 568 рублей,  время в пути – 4 часа 40 минут.

Маршрут  «Чебоксары-Алатырь». Стоимость проезда – 509 рублей. Пересадка на автобус маршрута «Алатырь-Сурское». Стоимость проезда – 61 рубль. Общая стоимость проезда Чебоксары-Сурское – 570 рублей.  

Перевозчик

Время отправления

Время в пути

Промежуточный пункт (пересадка)

Время прибытия в промеж.пункт

Время ожидания

Время отправления из промежуточного пункта

Время в пути

Время прибытия в пункт назначения

Общее время в пути

ИП Петров А.А.

06:04

3:26

Алатырь

09:30

0:50

10:20

1:00

11:20

5:16

ГУП ЧР «Чувашавтотранс»

06:50

3:26

Алатырь

10:16

2:14

12:30

1:00

13:30

6:40

ИП Петров А.А.

07:35

3:26

Алатырь

11:01

1:29

12:30

1:00

13:30

5:55

ОАО «Автовас»

08:20

3:26

Алатырь

11:46

0:44

12:30

1:00

13:30

5:10

 

Таким образом, все аналогичные маршруты из г.Чебоксары до п.Сурское и в обратном направлении длительны по времени нахождения в пути и требуют пересадки в промежуточных пунктах, что также не могут рассматриваться как взаимозаменяемые.

В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услуги перевозки пассажиров) влечёт ущемление прав потребителей-пассажиров, для которых была необоснованно установлена более высокая цена их приобретения при движении в одну сторону маршрута по сравнению с пассажирами, передвигающимися данным перевозчиком в обратном направлении, и образует состав нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В рассматриваемом деле ООО «Альбатрос», занимающий доминирующее положение на рынке пассажирских перевозок по маршруту Новочебоксарск-Сурское-Новочебоксарск с отрезком маршрута Чебоксары-Сурское-Чебоксары, необоснованно установило разную стоимость билетов по направлению Чебоксары-Сурское и обратно, тем самым ущемил интересы физических лиц (пассажиров), о чем свидетельствует поступившее в антимонопольный орган заявление Некрасовой Ю.Е., что по направлению Сурское-Чебоксары стоимость составляет на 111,50 руб. дороже, чем по обратному направлению Чебоксары-Сурское. Стоимость проезда из г.Чебоксары до пгт.Сурское– 533 рубля (2,18 руб./1 км.), а обратно – 644,50 руб. (с 24.12.2013).

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО «Альбатрос» действий, нарушающих пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписания ответчику по делу.

С марта 2014 года установлен единый тариф по перевозке пассажиров. ООО «Альбатрос» представил копии Посадочных ведомостей от автостанции Сурское от 20.05.2014 и центрального автовокзала г.Чебоксары от 22.05.2014, которые подтверждают, что установлена единая цена билетов по маршруту «Чебоксар-Сурское» и «Сурское-Чебоксары» - 568 рублей.

С учетом изложенного и применяя правовые нормы в совокупности с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает, что поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком прекращено совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, отсутствует необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 и статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия ООО «Альбатрос» (ИНН 2130054804; 428020, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Базовый проезд, д.4) нарушающими требования пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Производство по делу №18/04-АМЗ-2014 прекратить.  

 

 

Председатель Комиссии                                                                                «…»

 

Члены Комиссии                                                         «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны