Решение №04-05/10840 Решение и предписание Управления в отношении ООО «Анвар» от 16 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                         

Дело № 48/04-АМЗ-2015                                                                                 г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  27 ноября 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме  11 декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при отсутствии в заседании Комиссии заявителя: ОРС (СБ) МВД по Чувашской Республике;

при участии в заседании Комиссии ответчика:  представителя ООО «Анвар» – «…»

при отсутствии в заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями:

- ОАО «Чувашавтодор»;

- УГИБДД МВД по Чувашской Республике;

«…»

рассмотрев материалы дела № 48/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Анвар» (429956, г. Новочебоксарск, ул. Первомайская, д. 43, оф.  58, ОГРН 1132124000249, ИНН 2124036878, далее – ООО «Анвар»)  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии поступило обращение Оперативно-розыскной части собственной безопасности Министерства внутренних дел по Чувашской Республике о следующем. В сентябре-ноябре 2014 г. на территории Чувашской Республики руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность по подготовке водителей транспортных средств, в связи с временным отсутствием в УГИБДД МВД по Чувашской Республике поверенных средств измерений обратились в ООО «Анвар» (ИНН 2124036878, ОГРН 113212400024, юридический адрес: 429956, г. Новочебоксарск, ул. Первомайская, д. 43, оф. 58) с целью получения документов о проведении замеров геометрических размеров и измерений коэффициентов сцепления дорожных покрытий на закрытых площадках, используемых для первоначального обучения вождению.

Стоимость услуг ООО «Анвар» для заинтересованных организаций составила 50 000 рублей за 1 закрытую площадку, при этом стоимость услуг является необоснованно завышенной

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 04.09.2015 № 184 возбуждено дело № 48/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Анвар» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 Представитель ООО «Анвар»  нарушение антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что стоимость услуг ООО «Анвар»  определилась договорным способом и по согласованию с другой стороной договора. В стоимость услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей включаются накладные расходы, налоги и сборы, общехозяйственные расходы, арендные платежи и т.п.  В целях эффективности деятельности и рациональности вложенных средств, стоимость услуги увеличивается на коэффициент рентабельности, который установлен в размере 55 %.  Средняя себестоимость услуги составляет 33 000 руб., с учетом расходов и рентабельности стоимость услуги составляет 50 000 руб. ООО «Анвар» считает, что стоимость за оказанные услуги является обоснованной.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства. Свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

В силу пунктов 4-5 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.             

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта нарушившими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие двух условий:

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке нарушения;

- результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг. (проведенного в соответствии с приказом от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке») установлено доминирующее положение ООО «Анвар» с долей 73,68 %.

Приказом от  31.08.2015 № 182 ООО «Анвар» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

 

2. Условия реализации Примерной программы, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (зарегистрировано в Минюсте России 9 июля 2014 г. N 33026), составляют требования к учебно-материальной базе, в том числе участку закрытой площадки или автодрому, организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее – постановления № 966) устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

В пункте 4 постановления № 966 указаны лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия).

Согласно пункту 5  постановления № 966 при намерении соискателя лицензии реализовывать образовательные программы, указанные в настоящем пункте, предъявляются лицензионные требования, установленные в подпунктах "а" - "ж" пункта 4 настоящего Положения, а также следующие требования:

- наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям - для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (подпункт д).

Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность по подготовке водителей, имеют право на ее осуществление только при наличии:

- соответствующей лицензии;

- согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов;

- заключения Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.

Для приведения учебно-материальной базы в соответствие с Примерными программами необходимо обеспечить выполнение требований, установленных в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий».

Согласно ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, сцепление и ровность покрытия следует оценивать приборами ПКРС, ППК-МАДИ-ВНИИБД, 3-метровой рейкой с клином в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями по эксплуатации (пункт 5.1).

Контроль линейных параметров, характеризующих техническое состояние дорог и улиц, следует осуществлять с помощью линейки или рулетки.

Контроль других параметров, не имеющих количественной оценки, осуществляется визуально (пункт 5.2).

Несоответствие учебно-материальной базы, в том числе закрытых площадок или автодромов для первоначального обучения вождению, установленным требованиям является основанием отказа в выдаче Заключения Госавтоинспекции.

 

3. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

ООО «Анвар» создано и действует в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью», является в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «Анвар» выполняет следующие виды деятельности по ОКВЭД: Прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу (код ОКВЭД 74.30.9), Строительство зданий и сооружений (код ОКВЭД 45.2), Испытания и расчеты строительных элементов (код ОКВЭД 74.30.6)

ООО «Анвар» имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые  оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 1409.02-2013-2124036878-С-260 от 08.07.2014, выданное саморегулируемой организацией Некоммерческое партнерство «Первое строительное объединение».

Согласно письму от 30.04.2015 № 1 (вх. Управления от 30.04.2015 № 04-06/3324), ООО «Анвар» имеет сертификат соответствия № ST.RU.0001.M0004419, выданный системой добровольной сертификации «СМК СТАНДАРТ» от 07.10.2013, и свидетельство № 16-14 о состоянии измерений в лаборатории, выданный ФБУ «Чувашский ЦСМ» от 22.04.2014.

                                

4. В перечень работ, оказываемых ООО «Анвар» по договору на проведение лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей, входят следующие виды работ (вх. Управления от 09.11.2015 № 04-05/8918):

- выезд специалиста на место проведения осмотра;

- проведение фото-видео съемки места осмотра;

- проведение замеров площадки;

- проведение замеров продольных уклонов площадки;

- проведение замеров поперечных уклонов площадки;

- проведение замеров наклонной части эстакады;

- проведение замеров коллейности эстакады;

- проведение замеров коэффициента сцепления колеса автотранспортного средства с дорожным покрытием;

- подсчет и обработка полученной информации и результатов;

- составление протоколов и иной итоговой документации.

Для оказания услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей у ООО «Анвар» имеется следующие поверенные и калиброванные средства измерения (вх. Управления от 09.11.2015 № 04-05/8918):

         1. камера для фото-видео съемки;

         2. рулетка измерительная металлическая  YC50/5;

         3. рейка дорожная универсальная VTGA TS3M;

         4. нивелир оптический ADA Basis;

         5. прибор портативный для измерения сцепления колеса с дорожным покрытием ППК-Ф.

Согласно товарной накладной от 01.10.2014 № 7121 стоимость рулетки измерительной металлической YC50/5 составляет 5383,16 руб. (с НДС), стоимость рейки VTGA TS3M - 1391,00 руб. (с НДС).

Согласно товарной накладной от 03.10.2014 № 25711 стоимость нивелира оптического ADA Basis 5590,00 руб. (с НДС).

Иных документов, подтверждающих обоснованное установление ООО «Анвар» цен на услуги, обществом не представлены.

На заседании Комиссии (29.10.2015) представитель ООО «Анвар» сообщил, что все оборудование для оказания данного вида услуг имелось у общества.  Таким образом, для оказания услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей дополнительных финансовых расходов у ООО «Анвар» не возникло.

В пояснениях от 29.10.2015 общество указывает, что ООО «Анвар» осуществляет деятельность по упрощенной системе налогообложения. Все затраты и расходы, которые несет общество в процессе осуществления предусмотренной уставом деятельности, сразу же относятся на основное производство и включаются в себестоимость оказываемых услуг и выполняемых работ.

Каждый случай выполнения работ и оказания услуг отличаются друг от друга различными факторами: местом нахождения объекта заказчика, объем работ и т.п. С учетом этого при заключении договоров на выполнение работ и оказание услуг общество прежде всего исходит из разумности цен и добровольности волеизъявления заказчиков при заключении договоров.

ООО «Анвар» письмом от 26.11.2015 (вх. Управления от 26.11.2015 № 04-05/9411) представлена стоимость данных работ, оказываемых обществом по договору:

1. выезд специалиста на место проведения осмотра – 3000-5000 руб. (в зависимости от места расположения исследуемого объекта);

2. проведение фото-видео съемки места осмотра – 2000-5000 руб.;

3. проведение замеров площадки – 1000-3000 руб.;

4. проведение замеров продольных уклонов площадки – 1000-3000 руб.;

5. проведение замеров поперечных уклонов площадки – 1000 – 3000 руб.;

6. проведение замеров наклонной части эстакады1000 – 3000 руб.;

7. проведение замеров коллейности эстакады – 1000 – 3000 руб.;

8. проведение замеров коэффициента сцепления колеса автотранспортного средства с дорожным покрытием – 10000-12000 руб. (в зависимости от количества замеров);

9. подсчет и обработка полученной информации и результатов – 3000-5000 руб.;

10. составление протоколов и иной итоговой документации – 1000-2000 руб.

ООО «Анвар»  указывает, что кроме указанных работ, в стоимость оказанных услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей накладные расходы, налоги и сборы, общехозяйственные расходы, арендные платежи и т.п.

В целях эффективности деятельности и рациональности вложенных средств, стоимость услуги ООО «Анвар» увеличивается на коэффициент рентабельности, который установлен в размере 55 %.

Таким образом, ООО «Анвар» сообщает, что исходя из среднего значения стоимости работ (п. п. 1-10), расходов и рентабельности, примерная средняя стоимость единицы услуги составляет 50 000 руб. (вх. Управления от 26.11.2015 № 04-05/9411).

        

5. Рентабельность - это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

Показатели рентабельности (доходности) характеризуют конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, реализации продукции, доходе и рентабельности.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию. Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается: как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; как отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; как отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности использования оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий. Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию следующих факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции.

ООО «Анвар» в письме от 09.11.2015 № 04-05/9411  указывает, что обществом на услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей установлен коэффициент рентабельности в размере 55 %.

По данным Чувашстата (вх. Управления от 04.12.2015 № 04-05/9659), уровень рентабельности (убыточности) проданных  товаров, продукции, работ и услуг по виду экономической деятельности ОКВЭД 74.30.9 «Прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу» за 2014 год по Чувашской Республике составил 5,7 %.

         Таким образом, установленный ООО «Анвар» коэффициент рентабельности превышает уровень рентабельности организаций по Чувашской Республике в 9,6 раза.

 

6. Согласно пункту  10 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», антимонопольный орган устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов,  дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией.

При рассмотрении заявления ОРЧ (СБ) МВД по Чувашской Республике о нарушении антимонопольного законодательства ООО «Анвар», выраженные в установлении необоснованно завышенной стоимости услуг Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг. 

Услуги данного вида за период II полугодие 2014 - I полугодие 2015 гг.  оказывались:

«…» (согласно письму ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минообразования Чувашии от 03.08.2015 № 901 (вх. Управления от 03.08.2015 № 04-06/5976));

- ООО «Ремез» (согласно письму МО ДОСААФ России Батыревского района Чувашской Республики от 05.08.2015 № 45 (вх. Управления от 10.08.2015 № 04-06/6229));

- Канашским ТПУ ОАО «Чувашавтодор» (согласно письму МО ДОСААФ России Канашского района Чувашской Республики от 03.08.2015 № 53 (вх. Управления от 10.08.2015 № 04-06/6238));

- Шумерлинским ТПУ ОАО «Чувашавтодор» (согласно письму МО ДОСААФ России Красночетайского района Чувашской Республики от 06.08.2015 № 53 (вх. Управления от 11.08.2015 № 04-06/6289));

- Ибресинским ДРСУ ОАО «Чувашавтодор» (согласно письму МО ДОСААФ России Ибресинского района Чувашской Республики от 03.08.2015 (вх. Управления от 03.08.2015 № 6046)).

ООО «Ремез», ОАО «Чувашавтодор» оказали услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей автошколам без оплаты стоимости услуг или в виде оказании  помощи. Согласно статье 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Согласно НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

По договору возмездного оказания услуг от 17.10.2014 № 57, представленному ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минообразования Чувашии), стоимость услуг по измерению автодрома, оказанных «…», составила 3 000 рублей.

ООО «Анвар» всего было исследовано 14 закрытых площадок для первоначального обучения водителей. Объем выручки  ООО «Анвар»  от оказания данных услуг составил 660 000 руб. (вх. Управления от 26.11.2015 № 04-05/9411).

Согласно Порядку проведения анализа состояния конкуренции  на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 28.04.2010 г. № 220, для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке используются показатели, которые позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции. Поэтому доли хозяйствующих субъектов  на рассматриваемом товарном рынке определялись на основе такого показателя, как количество исследованных объектов.

Таким образом, доля  ООО «Анвар» на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики составляла 73,68 %,  следовательно, положение вышеуказанного хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке имеет признаки доминирующего.

Приказом от  31.08.2015 № 182 ООО «Анвар» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 % или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

 

7. Совершенные ООО «Анвар» действия являются злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением.

Согласно проведенному Чувашским УФАС России анализу состояния конкуренции на рынке услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей на территории Чувашской Республики установлено доминирующее положение ООО «Анвар» с долей товарного рынка более 70%. В соответствии с приказом от  31.08.2015 № 182 ООО «Анвар»  внесено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах Чувашской Республики.

Дополнительных финансовых вложений для оказания услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей у общества не было.

Стоимость услуг ООО «Анвар» превышает стоимость за услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей  иных хозяйствующих субъектов.

Установленный ООО «Анвар» коэффициент рентабельности в размере 55 %  превышает уровень рентабельности по виду экономической деятельности ОКВЭД 74.30.9  «Прочая деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу» по Чувашской Республике 5,7 % в 9,6 раза.

 

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО «Анвар» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

На заседании комиссии по рассмотрению дела № 48/04-АМЗ-2015 от 27.11.2015 представитель ООО «Анвар» нарушения антимонопольного законодательства не признал, сообщил, что считает цену на данный вид услуг экономически обоснованной.

Кроме того, ООО «Анвар» не представлены какие - либо подтверждающие документы, свидетельствующие обоснованность установленных цен на услуги по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей.

В связи с тем, что ООО «Анвар» нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Анвар» нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Анвар» предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                «…»

 

Члены Комиссии                                                                                         «…»

 

 

 

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

Исх от 11.12.2015 № 04-05/10841

 

 

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 48/04-АМЗ-2015

 

11  декабря 2015 года                                                                   г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 48/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

«…»

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от 11.12.2015 по делу № 48/04-АМЗ-2015 о нарушении ООО «Анвар» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Анвар» в срок до 11 февраля 2016 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления обоснованной стоимости услуг по проведению лабораторных (геодезических) работ на закрытых площадках (автодромах) для первоначального обучения вождению автомобилей.

2.   ООО «Анвар» об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 15 февраля 2016 года.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    «…»

 

Члены Комиссии                                                                             «…»

                                                                                                                  

  

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны