Решение №04-05/11176 Решение и предписание Управления в отношении АО «Тандер» в л... от 24 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                               

Дело № 51/04-АМЗ-2015                                                                                            г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  11 декабря 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме  22 декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при отсутствии в заседании Комиссии заявителя: «…»

при участии в заседании Комиссии  представителя ответчика АО «Тандер»:  «…»

рассмотрев материалы дела № 51/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ЗАО «Тандер» в лице Чебоксарского филиала ЗАО «Тандер» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии поступило обращение «…» (вх. Управления от 29.06.2015 № 04-06/186) об установлении различных розничных цен на кефир «Село Луговое»  2,5 % 500 г. и кефир «От  Красули» 2,5 % 500 г. в магазинах торговой сети «Магнит». Согласно заявлению, в магазине  «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Кадыкова 11/1, цена на кефир «Село Луговое»  2,5 % 500 г. равна 25,0 руб., на кефир «От  Красули» 2,5 % 500 г. – 24,5 руб. При этом в  магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 63/21, розничные цены на указанные  продукты питания составляют 21,30 руб. и 22 руб. соответственно.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 29.09.2015 № 192 возбуждено дело № 51/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «Тандер» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно письму от 08.10.2015 (вх. Управления от 28.10.2015 № 04-05/8615), с 07.10.2015 внесены изменения в наименование ЗАО «Тандер». С момента государственной регистрации новой редакции устава полное наименование общества следующее: Акционерное общество «Тандер». Сокращенное наименование общества: АО «Тандер».

 

Представитель АО «Тандер» нарушение антимонопольного законодательства не признала. Сообщила, что в АО «Тандер» сложная математическая модель расчета цен в магазинах. Если рассмотреть продуктовую корзину двух магазинах, на которые указывает заявитель, розничные цена на основные социально значимые продовольственные товары не различаются. Могут быть незначительные колебания по тем или иным видам продовольственных товаров, которые зависят от спроса на товары, оборота этого товара в магазине. Кроме того, были периоды, когда цены на данную продукцию не различаются.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства. Свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

В силу пунктов 4-5 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.             

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта нарушившими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие двух условий:

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке нарушения;

- результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период 2012 – 1-ое полугодие 2014 гг. (проведенного в соответствии с приказом от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке») установлено коллективное доминирующее положение трёх хозяйствующих субъектов: ЗАО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ».

ЗАО «Тандер» в лице Чебоксарского филиала осуществляет деятельность по розничной реализации продуктов питания. На территории Чувашской Республики Общество имеет обособленные подразделения, находящиеся под общим управлением и использующих единую торговую марку «Магнит».

 

2. Норма пункта  6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции определяет, что одним из способов злоупотребления является установление различных цен на  один и тот же товар.

          Для установления нарушения необходимо подтверждение сово­купности обстоятельств.

      На товар установлены различные цены. При рассмотрении соот­ветствующей категории дел продукция, цена на которую исследуется на предмет законности,  должна быть одинаковой либо максимально приближенной по своим качествам.

          При этом в целях обеспечения корректности исследования сравни­ваться должны цены на одном базисе поставки по Инкотермс (FCA, СРТ и т.п.). Также во внимание необходимо принимать единство дру­гих условий поставки: срок поставки, условия доставки, отсрочка пла­тежа, оптовые скидки, условия, соответствующие обычаям делового оборота и пр.

    Отмечаем, что любое, даже незначительное, расхождение в ценах на один и тот же товар (прежде всего в рамках одной группы поку­пателей) независимо от обстоятельств установления цен (согласия или несогласия отдельных покупателей с предложенным условием) должно иметь надлежащее (экономическое, технологическое или иное) обоснование.        

    При этом несогласие покупателя на заключение договора с пред­ложенным условием по цене может стать предметом оценки антимонопольного органа с точки зрения нарушения поставщиком запрета на навязывание невыгодных условий договора (пункта 3 части  1 статьи  10 Закона о защите конкуренции).

  1) Что касается момента установления отличной цены. Общий подход, сформировавшийся в практике, свидетельствует о том, что для целей сопоставления цен отгрузка товара разным покупателям должна иметь место в один и тот же временной период. Тем не менее, вопрос о нали­чии в действиях, относящихся к разному периоду времени, признаков нарушения является оценочным.

          2) Цены установлены на одном товарном рынке. В соответствии с об­щим подходом, сформулированным в правоприменительной практике, объектом сравнения должны выступать цены, установленные для по­купателей, действующих на одном товарном рынке.

    Одинаковая ценовая политика должна применяться ко всем потребителям независимо от того, входят  они в группу лиц продавца или нет. Такая позиция отражена, в частности, в деле «ТНК-ВР-Холдинг». ВАС РФ поддержал данный подход, исходя из того, что хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц, не утрачивают самостоятельности в гражданско-правовых отношениях.

          3) Отсутствует технологическое и экономическое, иное обоснование для установления различных цен. Как следует из анализируемой нормы Закона о защите конкуренции, различия в ценах на один и тот же товар могут быть обоснованы экономически, технологически или иным об­разом. В то же время Законом не установлены четкие критерии оценки того или иного обоснования разницы в ценах в качестве надлежащего. В связи с этим в данном вопросе большая роль отводится судебной практике и административной практике антимонопольных органов.

          Так, безусловным обоснованием установления различных цен яв­ляется разный уровень затрат продавца в связи с производством / реализацией товара различным потребителям, который может являться следствием, в частности, таких различных условий, как:

      - различный объем и ритмичность поставок закупаемого товара;

      - разница в затратах, связанных с доставкой товара (железнодорожные  иные тарифы, таможенное оформление и уплата таможенных пошлин);

           - различие в качественных характеристиках товара (различия в се­бестоимости, а также особенности способа (технологии) производства);

            - условия оплаты — предоплата или отсрочка платежа;

            - прочие условия.

           В качестве иного обоснования используется также целый ряд различ­ных критериев, которые без увязки с экономической обоснованностью по затратам и технологическими особенностями товара представляют со­бой самостоятельное обоснование различных цен (специальные критерии):

            - срок коммерческого сотрудничества с конкретным контрагентом;

            - наличие или отсутствие дебиторской задолженности перед пос­тавщиком;                 

             -  необходимость привлечения новых клиентов;

            - прочие критерии.

      Данные критерии не носят универсальный характер и оцениваются индивидуально в каждом деле.

 

3. Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Согласно сайту http://magnit-info.ru/about/today, сеть магазинов «Магнит»- ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России.

Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиента, предлагая  им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам. Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома»,  гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.

Магазины розничной сети «Магнит» расположены в 2 297 населенных пунктах Российской Федерации.

Эффективный процесс доставки товаров в магазины возможен благодаря мощной логистической системе. Для более качественного хранения продуктов и оптимизации поставки их в магазины, в компании создана дистрибьюторская сеть, включающая 29 распределительных центров. Своевременную доставку продуктов во все магазины розничной сети позволяет осуществить собственный автопарк, который насчитывает 5 908 автомобилей.

По состоянию на 28.10.2015 общее количество торговых объектов АО «Тандер», расположенных на территории Российской Федерации, включая торговые объекты по реализации непродовольственных товаров, составляет 11 529, в том числе на территории Чувашской Республики – 131 (таблица 1).

 

Таблица 1. Количество торговых объектов АО «Тандер», расположенных на территории Российской Федерации и Чувашской Республики по состоянию на 28.10.2015.

 

Гипермаркет «Магнит»

Магнит Семейный

Магазин «Магнит»

Магазин «Магнит Косметик»

На территории Российской Федерации

211

131

9315

1872

На территории Чувашской Республики

4

-

108

19

 

Общий объем всех реализованных продовольственных товаров в торговых объектах АО «Тандер», расположенных в географических границах Чувашской Республики за 2014 г.  составляет 8 537 523 000 рублей, за 1 полугодие 2015 г. составляет 4 753 386 830 рублей (вх. Управления от 28.10.2015 № 04-05/8615).

Таким образом, ЗАО «Тандер» относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой  сети. Поскольку общество занимает доминирующее положение (коллективное) на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики, соответственно, на общество распространяются запреты Закона о защите конкуренции.

4. В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар влечет ущемление прав покупателей, для которых была необоснованно установлена более высокая цена их приобретения по сравнению с другими покупателями, может причинить ущерб и образует состав нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением может выражаться в экономически необоснованном повышении стоимости (тарифа) на продукцию (услугу). 

В письме от 11.09.2015 № 1367 (вх. Управления от 11.09.2015 № 04-06/7225) АО «Тандер» представлена следующая информация о динамике закупочных и розничных ценах на кефир «От Красули» и «Село Луговое», реализованный в торговых объектах АО «Тандер», расположенных по адресам: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 63/21:

 

Таблица 2. Динамика закупочных и розничных цен за период с 01.07.2015 по 28.08.2015.

Дата

магазин «Магнит» по адресу: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1

магазин «Магнит» по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 63/21

Разница между розничными ценами, руб.

Закуп. цена, руб./шт.

Рознич. цена, руб./шт.

Закуп. цена, руб./шт.

Рознич. цена, руб./шт.

кефир «Село Луговое» 2,5 % 500г.

01.07.2015

21,12

24,00

21,12

21,30

0,70

26.07.2015

21,12

24,90

21,12

22,00

2,90

28.08.2015

21,12

24,90

21,12

22,00

2,90

кефир «От Красули» 2,5 % 500г.

01.07.2015

18,92

23,50

18,92

21,20

2,30

28.08.2015

18,92

23,50

18,92

21,20

2,30

 

Как видно из таблицы, в указанный период розничные цены на данные продовольственные продукты в магазинах  «Магнит», расположенных по адресам: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 63/21различны. На кефир «Село Луговое» разница в абсолютном выражении составляет от 0,70 руб. до 2,90 руб. за единицу реализации,  на кефир «От Красули» - 2,30 руб. за единицу реализации.

В письме от 17.11.2015 № 1842 АО «Тандер» приведена информация о динамике закупочных и розничных цен на кефир «От Красули» и «Село Луговое», реализованный в торговых объектах АО «Тандер», расположенных по адресам: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 63/21 за период с 01.09.2015 по 31.10.2015 (рис. 1 - рис. 4).

«…»

Рис 1. Динамика закупочных и розничных цен на кефир «От Красули» 2,5 % 500 г. в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1.

 

«…»

Рис 2. Динамика закупочных и розничных цен на кефир «От Красули» 2,5 % 500 г. в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Тракторостроителей, 63/21.

 

Закупочная цена на кефир «От Красули» в рассматриваемых торговых объектах АО «Тандер» одинаковая и составляла с 01.09.2015 по 19.10.2015 - 18,92 руб./шт., с 20.10.2015 закупочная цена стала равна 20,72 руб./шт.

При этом розничная цена на кефир «От Красули» в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1, с период с 01.09.2015 по 24.10.2015 составила 23,00 руб./шт., с 25.10.2015 – 25,00 руб./шт. Розничная цена на данный продукт питания в  магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Тракторостроителей, 63/21, в указанные периоды составила 21,20 руб./шт. и 23,20 руб./шт. соответственно.

Таким образом, разница между розничными ценами на кефир «От Красули» в рассматриваемых торговых объектах в абсолютном выражении составляет 1,80 руб./шт.

 

«…»

Рис 3. Динамика закупочных и розничных цен на кефир «Село Луговое» 2,5 % 500 г. в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1.

 

«…»

Рис 4. Динамика закупочных и розничных цен на кефир «Село Луговое» 2,5 % 500 г. в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Тракторостроителей, 63/21.

 

За период с 01.09.2015 по 31.10.2015 закупочная цена на кефир «Село Луговое» в АО «Тандер» составляла 21,12 руб./шт.

В период с 01.09.2015 по 19.09.2015 розничная цена на указанный продукт в магазине «Магнит», расположенном по адресу г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1, составила 24,00 руб./шт.; в магазине «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Тракторостроителей, 63/21 – 22,00 руб./шт. С 20.09.2015 по 31.10.2015 розничные цены равны 23,00 и 21,30 руб./ шт. соответственно.

При этом розничные цены на данный продукт отличаются на 2,00 руб./шт. (В период с 01.09.2015 по 19.09.2015) и на 1,70 руб./шт. (в период 20.09.2015 по 31.10.2015).

Поставки кефира «Село Луговое» и кефира «От Красули» осуществлялись преимущественно ежедневно, в зависимости от остатков и объема реализации товарных позиций.

Документов, подтверждающих обоснованность установления различных розничных цен на кефир «Село Луговое» и кефира «От Красули», обществом не представлены.

 

В рассматриваемом деле АО «Тандер» необоснованно установило разные розничные цены на продовольственные товары - кефир «Село Луговое» и кефир «От Красули», тем самым ущемило интересы покупателей на один и тот же товар в пределах одной территории.

АО «Тандер» документального обоснования установления различных розничных цен на кефир «Село луговое» и кефир «От Красули» в магазинах «Магнит», расположенных по адресам г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, Тракторостроителей проспект, 63/21, не представлено, пояснив лишь следующее.

Согласно письму АО «Тандер» от 28.10.2015 (вх. Управления от 28.10.2015 № 04-05/8615), коммерческая (торговая) политика, а также какие – либо иные документы, определяющие порядок установления розничных цен в магазинах «Магнит» отсутствуют в компании, т.к. единый порядок формирования розничных цен и наценок на товары локальными актами компании не установлен. Учет цен осуществляется в автоматическом режиме, с помощью специальной программы. Отнесение затрат компании по каждому товару компанией не производится. В связи с изложенным, в АО «Тандер» отсутствуют приказы/распоряжения об установлении торговой наценки на виды продовольственных товаров.

АО «Тандер» поясняет, что розничные цены на продукты питания и сопутствующие товары в компании устанавливаются с учетом следующих принципов: цена должна быть конкурентоспособной и обеспечивать максимальный уровень продаж товара, кроме того, учитывается географическое место расположения каждого магазина, количество семей, проживающих в радиусе действия магазина и бюджета семьи, определяется его потенциальный объем продаж и количество потенциальных покупателей. Размер торговой наценки рассчитывается в ИТ-системе индивидуально для каждого магазина автоматически по сложной математической модели.

В соответствии с письмом от 08.12.2015 № 1951 (вх. Управления от 09.12.2015 № 9761), товарные позиции кефир «От Красули»  и кефир «Село Луговое», реализующиеся в торговых объектах, расположенных по адресам г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, Тракторостроителей проспект, 63/21,  имеют высокие показатели востребованности и относятся к низкому ценовому сегменту.

Как сообщает общество, бухгалтерский учет в разрезе подразделений (магазинов) в компании не ведется, поскольку обязанность ведения учета в данном разрезе действующим законодательством не предусмотрена (вх. Управления от 11.09.2015 № 04-06/7225).

В письме от 08.12.2015 обществом представлены прямые расходы за октябрь 2015 года, связанные с содержанием указанных торговых объектов как наиболее актуальные из проверенных данных оперативного учета. Так, прямые расходы на содержание магазина «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1, составляют 1 102 856,89 руб. без учета НДС. Прямые расходы на содержание магазина «Магнит», расположенном по адресу: г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 63/21, составляют 844 028,06 руб. без учета НДС.

 

5. Акционерное общество «Тандер» относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой  сети.

Торговые объекты АО «Тандер», расположенные по адресам:  г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, Тракторостроителей проспект, 63/21, имеют один формат «магазин у дома».

Оба магазина, расположенных по адресам:  г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, Тракторостроителей проспект, 63/21, находятся в пределах одного микрорайона г. Чебоксары.  

Товарные позиции кефир «От Красули» и кефир «Село Луговое» имеют одинаковые показатели востребованности, кроме  того относятся к одному ценовому сегменту. Поставки кефира «Село Луговое» и кефира «От Красули» осуществлялись преимущественно ежедневно, в зависимости от остатков и объема реализации товарных позиций.

АО «Тандер»  представлены сведения о  прямых расходах в рассматриваемых торговых объектах за октябрь 2015 года, поскольку, как указывает общество, они являются наиболее актуальными из проверенных данных оперативного учета. Сведения о косвенных и транспортных расходах обществом не представлены. Следует отметить, что АО «Тандер»  различные розничные цены на кефир «От Красули» и кефир «Село Луговое» установлены в течение периода, превышающего один месяц (октябрь 2015 года). На основании  представленных данных Комиссия не может прийти к выводу об обоснованном установлении АО «Тандер» различных розничных цен на данные товарные позиции.

Иных доказательств обоснованности установления различных розничных цен на кефир «Село Луговое» и кефир «От Красули» в магазинах «Магнит», расположенных по адресам: г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, Тракторостроителей проспект, 63/2, обществом в ходе рассмотрения дела не представлено.

В рассматриваемом деле АО «Тандер», занимающий доминирующее положение (коллективное) на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики, необоснованно установило разные розничные цены на продовольственные товары (кефир «Село Луговое» и кефир «От Красули»), тем самым ущемило интересы покупателей на один и тот же товар в пределах одной территории.

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении АО «Тандер» действий, нарушающих пункт 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции» предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

На заседании комиссии 11.12.2015 представитель АО «Тандер» информацию об установлении единой цены на рассматриваемые товарные позиции в магазинах, расположенных по адресам г. Чебоксары, ул. Кадыкова, 11/1 и г. Чебоксары, Тракторостроителей проспект, 63/21, не предоставил.

Таким образом, АО «Тандер» не установило единые цены на кефир «От Красули»  и кефир «Село Луговое» в магазинах формата «у дома».

В связи с тем, что АО «Тандер» нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «Тандер» (г. Краснодар, ул. Леваневского, 185, ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) в лице Чебоксарского филиала АО «Тандер» (г. Чебоксары, ул. Гражданская, 77) нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать АО «Тандер» в лице Чебоксарского филиала АО «Тандер» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

                                                                                                                                     

Председатель Комиссии                                                                                           «…»

 

Члены Комиссии                                                                                                       «…»

 

      

 

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

Исх от 22.12.2015 № 04-05/11177

 

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 51/04-АМЗ-2015

 

22 декабря 2015 года                                                                   г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 51/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

«…»

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от 22.12.2015 по делу № 51/04-АМЗ-2015 о нарушении АО «Тандер» в лице Чебоксарского филиала АО «Тандер» пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. АО «Тандер» в лице Чебоксарского филиала АО «Тандер» в срок до 16 февраля 2016 года прекратить нарушение пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления единых розничных  цен на кефир «Село Луговое» 2,5 % 500 г. и кефир «От Красули» 2,5 % 500 г.  в магазинах торговой сети  «Магнит», расположенных в границах г. Чебоксары Чувашской Республике (магазины единого формата).

2.   АО «Тандер» в лице Чебоксарского филиала АО «Тандер» об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 19 февраля 2016 года.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                    «…»

 

Члены Комиссии          «…»

  

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны