Решение №04-05/1852 Решение Управления в отношении ОАО «Волжская территориальная... от 4 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                    Дело № 22/04-АМЗ-2014

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 03 марта 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  22/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии на заседании ответчика - ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»:

«…»

при участии на заседании заявителя ООО «Коммунальные технологии»;

«…»

 

рассмотрев материалы дела № 22/04-АМЗ-2014, возбужденного в отношении ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» по признакам нарушения пункта 4  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в расторжении договора поставки тепловой энергии в горячей воде в одностороннем порядке и  прекращении поставки  тепловой энергии и теплоносителя,

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба  ООО «Коммунальные технологии» на действия ОАО «ТГК-5» о нарушении антимонопольного законодательства, выраженного в расторжении договора поставки тепловой энергии в горячей воде в одностороннем порядке и  прекращении поставки  тепловой энергии и теплоносителя, в котором содержится следующее. Между Обществом (Энергораспределительная организация) и Компанией (Энергоснабжающая организация) 01.11.2007 заключен договор № 5475000008 снабжения тепловой энергией в горячей воде, по условиям которого ОАО «ТГК-5» обязалось обеспечить Энергораспределительной организации бесперебойную подачу через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде и химически очищенной воды надлежащего качества на объекты указанные в паспорте тепловых установок.

В соответствии с договором Общество имеет статус Энергораспределительной организации и не использует полученную тепловую энергию для собственных нужд, а является организацией, приобретающей тепловую энергию для целей последующего обеспечения тепловой энергией конечных потребителей - население, организации и учреждения города Чебоксары, а также таких социально значимых объектов как: школы, детские сады и больницы.

Письмом от 29.04.2014 № 17.0-06/1262 ОАО «ТГК-5» уведомило Общество о расторжении договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2007 № 5475000008 (далее - договор) в одностороннем порядке и прекращении поставки тепловой энергии и теплоносителя Обществу.

В ответ на вышеуказанное письмо Общество ответило о несогласии с расторжением договора и указало на нарушение со стороны ОАО «ТГК-5» порядка расторжения договора, предусмотренного законодательством.

Несмотря на мотивированный ответ Общества о несогласии с односторонним расторжением ОАО «ТГК-5» договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2007 № 5475000008 ОАО «ТГК-5» повторно письмом от 20.05.2014 уведомило Общество о расторжении договора с 01.06.2014 г. в случае непогашения задолженности.

Заявитель считает, что действия ОАО «Территориальная генерирующая компания № 5» не соответствуют действующему в Российской Федерации законодательству и нарушают права и интересы третьих лиц, поскольку конечными потребителями тепловой энергии и теплоносителя являются, в том числе, граждане жители многоквартирных домов г. Чебоксары.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 28.05.2014 № 156 возбуждено дело № 22/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  открытого акционерного общества «ТГК-5» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представитель ОАО «ТГК-5» нарушения антимонопольного законодательства не признали. Сообщил, что в соответствии со статьями  523, 546 Гражданского кодекса РФ законным является односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом, согласно статье 523 ГК РФ, нарушение договора поставки покупателем является существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров. ООО «Коммунальные технологии» неоднократно нарушало сроки оплаты по договору снабжения тепловой энергией в горячей воде №5475000008 от «01» ноября 2007 г.,  Так, сумма задолженности по Договору у ООО «Коммунальные технологии» по состоянию на 16.06.2014 составляет сумму в размере 561 208 494 руб. 10 коп. При этом, начиная с периода потребления январь 2014г., со стороны ООО «Коммунальные технологии» не осуществлено ни одного платежа за отпущенный ему ОАО «ТГК-5» товар - тепловую энергию (теплоноситель).

Подобное недобросовестное поведение со стороны ООО «Коммунальные технологии» ставит под угрозу надежность теплоснабжения конечных потребителей контура Чебоксарской ТЭЦ-2, поскольку ОАО «ТГК-5» лишается необходимых средств для надлежащей закупки ресурсов для производства теплоэнергии, проведения ремонтных работ, оплаты подрядных работ и услуг и т.п.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

2. Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 В силу ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 указанного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Правовые основы экономических отношений в сфере теплоснабжения, полномочия органов государственной власти, местного самоуправления на регулирование этих отношений, основные права и обязанности теплоснабжающих организаций при осуществлении деятельности в сфере теплоснабжения и потребителей тепловой энергии установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).

Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии определен в статье 22 Закона о теплоснабжении. Последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи тепловой энергии определена в пункте 1 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1 (далее - Порядок).

В приведенных нормативных положениях закреплен запрет энергоснабжающей организации прекращать или ограничивать подачу энергии при отсутствии на это согласия абонента, за исключением случаев, прямо установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.

В части 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.

Правила подключения  к сетям теплоснабжения установлены постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Согласно постановления Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», ограничение и прекращение подачи тепловой энергии потребителям может вводиться в следующих случаях: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором, а также нарушение условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок; 2) прекращение обязательств сторон по договору теплоснабжения; 3) выявление фактов бездоговорного потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; 4) возникновение (угроза возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения; 5) наличие обращения потребителя о введении ограничения; 6) иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором теплоснабжения (п. 76 Правил организации теплоснабжения в РФ).

3. Между Обществом (Энергораспределительная организация) и Компанией (Энергоснабжающая организация) 01.11.2007 заключен договор № 5475000008 снабжения тепловой энергией в горячей воде, по условиям которого ОАО «ТГК-5» обязалось обеспечить Энергораспределительной организации бесперебойную подачу через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде и химически очищенной воды надлежащего качества на объекты указанные в паспорте тепловых установок. Согласно договора, энергоснабжающая организация- коммерческая организация независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу абонентам (потребителям) произведенной или купленной тепловой энергии и теплоносителей; энергораспределительная организация- энергоснабжающая организация, основным видом  деятельности которой в соответствии с Уставом (Положением) продажа купленной и (или) частично произведенной собственными источниками тепловой энергии и теплоносителей либо оказание услуг по транспорту через свои сети полученной для распределения тепловой энергии и теплоносителей, и выступающая в отношении энергоснабжающей организации при покупке тепловой энергии и теплоносителей в качестве абонента (потребителя), а в отношении абонентов, присоединенных  к ее сетям, - в качестве энергоснабжающей организации, внесенной Республиканской службой по тарифам в Реестр энергоснабжающих организаций (п. 2.1.).  Энергоснабжающая организация обязана:

- подавать энергораспределительной организации до  границы балансовой принадлежности (эксплуатационной ответственности) Чувашского филиала ОАО «ТГК-5», тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель (химически очищенную воду) на отопление и вентиляцию в течение всего отопительного сезона, на горячее водоснабжение круглосуточно в течение года, кроме перерывов:

- не более 21 дня суммарно в год, но не более 15 суток непрерывно в период проведения ремонтно-профилактических работ, предусмотренных графиками текущего и капитального ремонтов основного оборудования ТЭЦ и тепловых сетей, согласованными с энергораспределительной организацией и администрацией г. Чебоксары или г. Новочебоксарск- для соответствующего города;

- не более 36 часов при однократном перерыве и не более 3-х суток совокупного  по году проведения внеплановых ремонтов тепловых сетей (п. 3.1.).

Энергоснабжающая организация имеет право приостановить или ограничить подачу тепловой энергии по соглашению сторон (п. 3.2.1). Ограничить отпуск тепловой энергии энергораспределительной организации частично при неоднократной неоплате за два и более расчетных периода, в соответствии с «Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 № 1 поэтапно согласно «Технической карте работы ОАО «ТГК-5» с энергораспределительной организацией, исключающей неоплачиваемый отпуск тепловой энергии. Подача тепловой энергии  после снятия ограничения возобновляется с соблюдением параметров и качества тепловой энергии, предусмотренных настоящим договором, при условии погашения энергораспределительной организацией денежных средств перед энергоснабжающей организацией по настоящему договору или по соглашению сторон (п. 3.2.2).

Энергораспределительная организация обязана оплачивать полученную тепловую энергию в порядке, сроки и размере, предусмотренные настоящим договором (п. 4.1).

Настоящий договор вступает в силу с 01 ноября 2007 года по 31 декабря 2007 года. Договор  считается пролонгированным на каждый следующий год, если до окончания срока его действия не последует  заявления одной из сторон о его прекращении действия договора либо о заключении договора на новых условиях (п. 10.1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).

Согласно пункту 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Договор № 5475000008 от 01.11.2007 г. не предусматривает возможность одностороннего расторжения договора.

Согласно акта разграничения балансовой принадлежности, границей раздела балансовой принадлежности между Чувашским филиалом ОАО «ТГК-5» и ООО «Коммунальные технологи» является наружная сторона стены тепловой камеры по Новоюжному производственному району: ТК-Ю-78 «Б», ТК-Ю-79, ТК-Ю-80, ТК-Ю-84 «А», ТК-Ю- 85 «А», ТК-Ю - 87, ТК-Ю-90, ТК-Ю-58, ТК-Ю-60, ТК-Ю-63, ТК-Ю-71, ТК-Ю-72, ТК-Ю-73, ТК-Ю- 73 «А», ТК-Ю- 74, ТК-Ю- 77- со стороны потребителя. По тепловым камерам: ТК-Ю-70, ТК-Ю- 82 границей является второй ответный фланец задвижки А1 на ответвлении подающего трубопровода и первый ответный фланец задвижки А2 на ответвлении обратного трубопровода по ходу движения теплоносителя. Фланцевые соединения обслуживает Чувашский филиал ОАО «ТГК-5».

Границей раздела балансовой принадлежности между Чувашским филиалом ОАО «ТГК-5» и ООО «Коммунальные технологи» является наружная сторона стены тепловой камеры по Центральному производственному району: ТК-5, ТК- 8, ТК-9, ТК-11, ТК-12, УТ- 4, ТК-1-14, ТК-21, ТК-1-21, ТК-1-24, ТК-1-25, ТК-1-27, ТК-1-28, ТК-1-29, ТК-1-31, ТК-1-31 «А»,  ТК-2-28, ТК-2-21 «А», ТК-Г-2, ТК-Г-3 «А», ТК-Г-4, ТК-Г-9, ТК-Г- 9 «А», ТК-Г-10, ТК-Г-12,  ТК-Г-15- со стороны потребителя.

Границей раздела балансовой принадлежности:

а) между Чебоксарской ТЭЦ-1 Чувашского филиала ОАО «ТГК-5» и ООО «Коммунальные технологии» по тепловым сетям кВ. Энергетиков является наружная стена забора территории ТЭЦ-1.

б) тепловых сетей жилпоселка ХБК: для ООО «Коммунальные технологии»- в тепловой камере ТК-1, расположенной вне территории ОАО «Волжская текстильная компания» в районе Дома торговли:

- для подающего трубопровода- первый ответный фланец задвижки по ходу движения теплоносителя;

- для обратного трубопровода- второй ответный фланец задвижки по ходу движения теплоносителя (приложение № 6 к названному договору).

Согласно акта разграничения балансовой принадлежности, Чувашский филиал ОАО «ТГК-5» обслуживает и осуществляет ремонт магистральных трубопроводов перегретой воды по г. Новочебоксарск с тепловыми камерами на них до границы раздела балансовой принадлежности.

ООО «Коммунальные технологии» обслуживает и осуществляет ремонт трубопроводов перегретой воды по г. Новочебоксарск от границы раздела.

Границей раздела балансовой принадлежности между Чувашским филиалом  ОАО «ТГК-5» и ООО «Коммунальные технологии» являются наружные стороны стен тепловых камер: ТК-19 «Б», ТК-19 «В», ТК-2 «З», ТК-25 «З», ТК-11 «З», ТК-9 «З», ТК-4 «З»,  ТК-27 «З», ТК-13 «З», ТК-7 «З», павильона ТП-17 и насосной станции № 2 (приложение № 6 к названному договору).

Письмом от 29.04.2014 № 17.0-06/1262 ОАО «ТГК-5» уведомило ООО «Коммунальные технологии» о расторжении договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2007 № 5475000008 (далее - договор) в одностороннем порядке и прекращении поставки тепловой энергии и теплоносителя Обществу, руководствуясь ст. ст. 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 101 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808.

В ответ на вышеуказанное письмо ООО «Коммунальные технологии»  письмом от 06.05.2014 № 16-23/1927 ответило о несогласии с расторжением договора и указало на нарушение со стороны ОАО «ТГК-5» порядка расторжения договора, предусмотренного законодательством.

Несмотря на ООО «Коммунальные технологии» о несогласии с односторонним расторжением ОАО «ТГК-5» договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2007 № 5475000008 ОАО «ТГК-5» повторно письмом от 20.05.2014 уведомило Общество о расторжении договора с 01.06.2014 г. в случае непогашения задолженности.

Сумма задолженности по Договору у ООО «Коммунальные технологии» по состоянию на 16.06.2014 составляет сумму в размере «…»

При этом, начиная с периода потребления январь 2014г., со стороны ООО «Коммунальные технологии» не осуществлено ни одного платежа за отпущенный ему ОАО «ТГК-5» товар - тепловую энергию (теплоноситель).

Учитывая, что конечными потребителями тепловой энергии и теплоносителя являются, в том числе, граждане жители многоквартирных домов г. Чебоксары (реестр договоров теплоснабжения многоквартирных домов прилагается) Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, не предусмотрено право одностороннего отказа поставщика тепловой энергии от исполнения обязательств.

Согласно статье 22 Закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 января 2013 г. по делу № А56-9919/2012.

4. Арбитражный суд Чувашский Республики  (решение по делу №А79-4437/2014 от 24.10.2014) по иску ОАО «ТГК-5» к ООО «Коммунальные технологии» о расторжении договора снабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2007 № 5475000008 решил в удовлетворении иска отказать. В мотивировочной части суд указывает следующее. Между открытым акционерным обществом «Территориальная генерирующая компания № 5» (энергоснабжающая организация) и обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (энерго-распределительная организация) заключен договор снабжения тепловой энергией в горячей воде от 01.11.2007 № 5475000008, по условиям которого энергоснабжающая организация обязалась обеспечить энергораспределительной организации бесперебойную подачу через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде и химически очищенной воды надлежащего качества на объекты, указанные в «Паспорте тепловых установок распределительной организации» (приложение № 1), а энергораспределительная организация обязалась принять и своевременно оплатить принятую тепловую энергию и химически очищенную воду.

В соответствии с пунктом 6.4 договора расчеты за тепловую энергию осуществляются путем перечисления платежными поручениями энергораспределительной организацией денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации в следующие периоды:

а) с 01 по 10 число текущего месяца – 35 процентов стоимости получаемой за расчетный период тепловой энергии и химически очищенной воды, рассчитанной исходя из договорного объема потребления тепловой энергии и химически очищенной воды и действующих тарифов на тепловую энергию и договорной цены на химически очищенную воду;

б) с 11 по 20 число текущего месяца – 35 процентов стоимости получаемой за расчетный период тепловой энергии и химически очищенной воды, рассчитанной исходя из договорного объема потребления тепловой энергии и химически очищенной воды и действующих тарифов на тепловую энергию и договорной цены на химически очищенную воду;

в) с 21 по 25 число текущего месяца – оставшуюся стоимость получаемой за расчетный период тепловой энергии и химически очищенной воды, рассчитанной

исходя из корректировки договорного объема потребления тепловой энергии и химически очищенной воды, произведенной согласно пункту 5.12 настоящего договора и действующих тарифов и цен.

Расчетным периодом является календарный месяц (пункт 6.5 договора).

Согласно пункту 10.1 договор вступает в силу с 01.11.2007 по 31.12.2007. Договор считается пролонгированным на каждый последующий год, если до окончания срока его действия не последует заявления одной из сторон о его прекращении либо о заключении договора на новых условиях.

В связи с наличием у ответчика задолженности по оплате тепловой энергии, поданной в ноябре 2013 года – апреле 2014 года, истец направил ему требование от 20.05.2014 № 17.0-06/1429 об одностороннем отказе от исполнения договора с 01.06.2014 на основании статей 523, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

На основании пунктов 1, 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).

Нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случаях: неоднократного нарушения сроков оплаты товаров; неоднократной невыборки товаров.

Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, положения Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующие отношения по поставке тепловой энергии подлежат применению, если иное не установлено законами или иными правовыми актами.

Согласно статье 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Право теплоснабжающей организации при наличии у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии ввести только режим ограничения подачи тепловой энергии предусмотрено и пунктом 92 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808.

Кроме того, как следует из материалов дела, ООО «Коммунальные технологии» тепловая энергия по спорному договору приобретается с целью ее поставки исполнителям коммунальных услуг для обеспечения последними собственников многоквартирных жилых домов услугами – отопление и горячее водоснабжение. Расторжение договора и последующее полное ограничение поставки тепловой энергии нарушит права указанных лиц.

В материалах дела также отсутствуют доказательства существенного нарушения ООО «Коммунальные технологии» обязательств по договору. Само по себе наличие задолженности за поставленные коммунальные ресурсы в рассматриваемом случае о наличии такого нарушения не свидетельствует. ОАО «ТГК-5» не лишено возможности защитить свои права иным способом. Кроме того, обязательства по оплате полученной тепловой энергии ООО «Коммунальные технологии» исполняются. Как следует из пояснений ОАО «ТГК-5», задолженность частично погашена путем уступки ООО «Коммунальные технологии» своего права требования к ООО «Коммунальные технологии» третьим лицам.

Действующее нормативно-правовое регулирование в сфере теплоснабжения также не предоставляет ОАО «ТГК-5» права на одностороннее расторжение договора в соответствии с положениями статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации. Более того, несмотря на направленное заявление об отказе от договора с 01.06.2014 ОАО «ТГК-5» продолжает поставлять ООО «Коммунальные технологии» тепловую энергию в рамках рассматриваемого договора. Так, по делу № А79-7077/2014 арбитражным судом рассмотрено требование ОАО «ТГК-5» о взыскании с ООО «Коммунальные технологии» задолженности за поданную тепловую энергию в июне 2014 года.

Утверждение ОАО «ТГК-5» о  невозможности исполнения обязательств по договору вследствие присвоения ему статуса единой теплоснабжающей организации, основанием для расторжения договора не является.

Присвоение статуса теплоснабжающей организации не влечет автоматического прекращения обязательств по договору.

В соответствии с пунктом 113 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808, (далее – Правила теплоснабжения) организация при присвоении ей статуса единой теплоснабжающей организации направляет:

- подписанные со своей стороны проекты договоров теплоснабжения потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, и не направившим заявления о заключении договоров теплоснабжения;

- подписанные со своей стороны проекты договоров поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя на объемы тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения, иным теплоснабжающим организациям;

- подписанные договоры оказания услуг по поддержанию резервной тепловой мощности потребителям, подключенным к системе теплоснабжения, но не потребляющим тепловую энергию (мощность), теплоноситель по договору теплоснабжения;

- теплосетевым организациям подписанные со своей стороны договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях.

Лица, получившие от единой теплоснабжающей организации проекты договоров, обязаны рассмотреть их в течение 15 дней со дня получения, при отсутствии разногласий подписать их со своей стороны и направить единой теплоснабжающей организации. Разногласия по договорам должны быть рассмотрены сторонами до 1 декабря года, в котором организации присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Для организации заключения договоров теплоснабжения лица, владеющие источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, обязаны передавать единой теплоснабжающей организации сведения о потребителях в системе теплоснабжения (пункт 114 Правил теплоснабжения).

Теплоснабжающие организации, не являющиеся единой теплоснабжающей организацией в соответствующей системе теплоснабжения, сообщают единой теплоснабжающей организации о заключенных с потребителями договорах теплоснабжения в срок до 1 октября (пункт 115 Правил теплоснабжения).

В настоящее время договоры теплоснабжения в соответствии с требованиями названных положений не заключены.

Структура сложившихся взаимоотношений между сторонами требованиям действующего законодательства не противоречит. Так, в пункте 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении определено, что теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Более того, суд полагает недоказанным присвоение ОАО «ТГК-5» статуса единой теплоснабжающей организации.

Как следует из материалов дела, администрацией города Чебоксары издано постановление от 03.06.2014 № 2001 «Об утверждении схемы теплоснабжения города Чебоксары». Постановлением утверждена схема теплоснабжения, а также определены единые теплоснабжающие организации по зонам деятельности в пределах границ систем теплоснабжения, состоящих из источников теплоснабжения, присоединенных тепловых сетей и потребителей.

Названный акт размещен на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru/).

В соответствии с пунктом 3 Правил теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.

Согласно пункту 1 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления) в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

На основании пункта 6 названной нормы права глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (статья 47 Закона об организации местного самоуправления).

В силу статьи 6 устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики постановления администрации города Чебоксары входят в систему муниципальных правовых актов города Чебоксары. Муниципальные правовые акты города Чебоксары, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные правовые акты города Чебоксары публикуются в течение 10 дней со дня их принятия.

Пунктом 3 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.12.2007 № 868 «О периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» (в редакции, действовавшей на момент принятия постановления), установлено, что официальным опубликованием муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Чебоксары считается первая публикация их полного текста в «Вестнике органов местного самоуправления города Чебоксары» или газете «Чебоксарские новости».

Постановление администрации города Чебоксары от 03.06.2014 № 2001 о присвоении статуса единой теплоснабжающей организации не было опубликовано в установленном порядке, в связи с чем применению не подлежит.

Размещение муниципального правового акта на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru/) о его публикации в установленном порядке не свидетельствует, поскольку изменения в решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21.12.2007 № 868 внесены уже после издания рассматриваемого постановления.

5. В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В названной норме перечислены и действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление доминирующим положением.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

Описанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о противоправном характере действий ОАО «ТГК-5» и о возможных дальнейших противоправных действиях ОАО «ТГК-5», что может повлечь реальные негативные последствия для нормального обеспечения тепловой энергией и горячего водоснабжения конечных потребителей, граждан.

6. Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в сфере теплоснабжения существуют регулируемые виды деятельности, под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, в том числе оказание услуг  по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать  абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Правила  об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением  тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ). Следовательно, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии. При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу (поставку), сбыт тепловой энергии.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ОАО «ТГК-5 «Марий Эл и Чувашия» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого  рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики от 02.09.2005 № 53 (деятельность по производству тепло- и электроэнергии тепловыми электростанциями).

 

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ОАО «ТГК-5» действий, нарушающих пункт 4  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В связи с состоявшейся 01 декабря 2014 года реорганизацией открытого акционерного общества «территориальная генерирующая компания № 5» (ОГРН: 1052128030954, адрес места нахождения: 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 48) в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Волжская территориальная генерирующая компания» (ОГРН: 1056315070350, адрес места нахождения: 443100, Самарская область, г. Самара, ул. Маяковского д. 15), о чем была внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за номером 2146315090744 от 01.12.2014, на основании договора о присоединении и передаточного акта, правоприемником прав и обязанностей ОАО «ТГК-5» является ОАО «Волжская ТГК».

 

Согласно пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Письмом от  20.02.2015 № 632 ООО «Коммунальные технологии» предоставило реестр потребителей, перешедших с 01.07.2014 по 01.01.2015 на договорные отношения с ОАО «ТГК-5», в который вошли следующие конечные потребители - население, организации и учреждения города Чебоксары, а также социально значимые объекты: школы, детские сады и больницы, которые обеспечивались  тепловой энергией выработанной ОАО «ТГК-5», в связи с чем на сегодняшний день интересы названных потребителей не ущемляются, поскольку ОАО «ТГК-5» заключило договоры теплоснабжения с названными потребителями. Между тем задолженность по договору 01.11.2007 № 5475000008 снабжения тепловой энергией в горячей воде ООО «Коммунальные технологии» перед ОАО «ТГК-5» на 17.02.2015  составляет 631 671 426, 04 рублей, о чем подтверждается письмом Филиала «Марий Эл и Чувашии» ОАО «Волжская ТГК» от 19.02.2015 № 014817-П.

В связи с тем, что ОАО «ТГК-5» самостоятельно обслуживает потребителей, ранее обслуживаемых ООО «Коммунальные технологии» (о которых идет речь в рамках настоящего дела) Комиссия приходит к выводу об отсутствии  необходимости выдавать предписание.

Комиссия приходит к выводу о необходимости  прекращения рассмотрения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Волжская территориальная генерирующая компания» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» рассмотрение дела № 22/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                           «…»

  

    Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны