Определение №04-05/2382 Определение Управления об отложении дела в отношении ООО «Га... от 12 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ ДЕЛА № 2/04-АМЗ-2018 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

04 апреля 2018 года                                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 2/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

При участии представителей:

ответчика -  ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»:

«…» по доверенности от 12.08.2016 №695/16 (доверенность выдана сроком на три года);

         заинтересованного лица  - ООО «Газпром газомоторное топливо»:

«…» по доверенности от 02.09.2017 №60 (доверенность выдана сроком до 31.12.2018);

«….»   по доверенности от 02.04.2018 №60 (доверенность выдана сроком до 31.12.2018)

 В отсутствии:

заявителя:

- «…» – надлежащим образом, извещенного о месте и времени рассмотрения дела (определение получено 31.03.2018 – почтовый идентификатор 42897121658373);

о нарушении  антимонопольного законодательства, по признакам нарушения   ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород»    п. 1 ч. 1 ст. 10  и п. 6. ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в завышении цены на метан (природный газ) на территории  Чувашской Республики

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии 05.12.2017 (вх. 04-05/8086) поступило обращение Андреева Д.П. в части завышения цены на метан (природный газ) на АГНКС в Чувашской Республики.

 По информации заявителя,  филиал ООО «Волготрансгаз», пользуясь своим монопольным положением, резко повысил расценки на заправку автомобилей природным газом (метан) на АГНКС г. Чебоксары.

«…» указывает, что данная АГНКС является единственной в регионе с 12 руб./куб.м. до 14 руб./куб.

По мнению заявителя, названное, превышает уровень инфляции за   2017 год.

 «…» в обращении указывает, что в данный момент расценки на природный газ, сложившиеся в регионе, стали одними из самых дорогих по стране, что делает невыгодным развитие экологически чистых видов автотранспорта как в частных руках, так и у муниципальных предприятий.

За период с 12.2016 по 07.2017 на территории Чувашской Республики цена на природный газ составляла 12 руб. 50 коп., с 08.2017 по 12.2017 возросла на 1 руб. 50 коп. и составила 14 руб. 00 коп.

По информации   ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» увеличение цены обусловлено поручением ПАО «Газпром» уполномоченным оператором ООО «Газпром газомоторное топливо» №01/2961-17 от 24.07.2017 «Об установлении цены на (компримированный природный газ (далее - КПГ)».

Согласно приложению 2  к письму №01/2961-17 от 24.07.2017 выявлено, что для субъектов Российской Федерации рекомендуемая розничная цена на КПГ установлена в границах от 13,00 руб. до 14,00 руб.

Для Чувашской Республики рекомендованная цена равна 14,00 руб., являющаяся максимальной.

Из пояснений ООО «Волготрансгаз» следует, что уполномоченным оператором ООО «Газпром газомоторное топливо» (г. Санкт- Петербург) рекомендуемая цена на топливо устанавливается не в  каком – либо  диапазоне, а в конкретном размере, ввиду чего, ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» не уполномочен изменять цены.

Кроме того, ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» указывает, что на территории Чувашской Республики рост цены обусловлен ростом отраслевых издержек, объемом проводимого капитального  и текущего ремонта автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, находящейся на территории Чувашской Республики.

При этом, ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» указывает, что рассматриваемый вид деятельности является для него убыточным.

 ООО «Газпром газомоторное топливо» письмом от 27.02.2018 №01/0976-18, поступившим в Чувашское УФАС России 27.02.2017 (вх. 04-5/1296) проинформировало, что на основании Приказа ОАО «Газпром» от 09.04.2013 №119 «О назначении ООО «Газпром газомоторное топливо» единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива от   ОАО «Газпром», в рамках исполнения поручения заместителя Председателя правления ПАО «Газпром» В.А. Маркелова от 10.06.2014 №03-16  ООО «Газпром» направляет в дочерние общества ПАО «Газпром» рекомендованные цены реализации компримированного природного газа, в то время как решение об установление итоговых отпускных цен на реализуемый продукт дочернее общество принимает самостоятельно как отдельный хозяйствующий субъект.

Чувашским УФАС России проведен анализ розничного рынка компримированного (сжатого) природного газа (метана), по результатам которого установлено, что на территории Чувашской Республики реализацию компримированного природного газа  осуществляет  1 АГНКС, принадлежащая ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», из чего следует, что хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в границах рассматриваемого товарного рынка  на территории Чувашской Республики является ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Как установлено, для Чувашской Республики цена определена максимальная и составляет 14,00 руб., в то время как в Республике Мордовия и Нижегородской области  цена составляет 13, 00 руб., в Кировской равна 13,50 руб., то есть максимальные в размере 14,00 руб. определены для Пензенской области и Республике Чувашия.

Действия по установлению необоснованно высокой цены на метан в Чувашской Республике сравнительно вышеназванных регионов,                            ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», содержат признаки нарушения п. 6  ч. 1 ст. 10   Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Устанавливая необоснованно высокую цену на метан в Чувашской Республике ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», ущемляет интересы потребителей метана.

Как указано ранее, ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», не указывает фактические затраты, обосновывающие увеличение цены на метан на территории Чувашской Республики.

Исходя из письма ООО «Газпром газомоторное топливо» 27.02.2018 №01/0976-18, установлено, что цены на рассматриваемый продукт для дочерних обществ ПАО «Газпром» носит рекомендательный  характер, в то время как решение об установление итоговых отпускных цен на реализуемый продукт дочернее общество принимает самостоятельно как отдельный хозяйствующий субъект.

  Таким образом, ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» имеет возможность самостоятельного определения и утверждения цен на метан для регионов с учетом фактических затрат и требований законодательства.

Названное свидетельствует, что приведённые выше факты содержат признаки  нарушения антимонопольного законодательства ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

В соответствии  ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006                  «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции») запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие).

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 10   Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Пунктом 6 ч. 1 ст. 10   Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен  запрет на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.

Следуя ч.1 ст. 6 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование, при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» защите конкуренции цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Согласно в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в                            ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования                               ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

В ходе заседания Комиссии Чувашского УФАС России по рассматриваемому делу, представитель ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» «…» поддержала позицию, изложенную в письмах, представленных Чувашскому УФАС России, содержание которых приведено выше.

 Дополнительно указала, что ООО «Газпром газомоторное топливо» определено, как единый центр ПАО «Газпром» по сбору и обработке информации о реализации компримированного природного газа  дочерним обществам                    ПАО «Газпром», в том числе ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

Дочерние общества ПАО «Газпром», в том числе ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород», устанавливают цену реализации на метан по согласованию с ООО «Газпром газомоторное топливо».

Согласование цены определяется п. 7 приказа  ОАО « Газпром» №119 от 09.04.2013 «О назначении ООО «Газпром газомоторное топливо» Единым оператором по развитию рынка газомоторного топлива в ОАО «Газпром», в ом числе и по реализации газа в качестве моторного топлива.

«…»– пояснила, что в настоящее время цены на метан не регулируются государством.

ООО «Газпром газомоторное топливо» является оператором ПАО «Газпром» по развитию рынка газомоторного топлива в российской Федерации и осуществляет строительство и эксплуатацию производственно- сбытовой инфраструктуры для реализации природного газа в качестве моторного топлива.

ООО «Газпром газомоторное топливо» осуществляет свою деятельность на конкурентном рыке и не является монополистом в области реализации газомоторного топлива

АГНКС -1 г. Чебоксары принадлежит на праве собственности  ООО «Газпром газомоторное топливо», на основании договора аренды от 18.03.2015 №ГМТ-1511.003.2015 передана в аренду ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород».

«…»,  разъяснил, что цены на метан устанавливаются исходя из составляющей коммерческой деятельности и ценовой политики.

Руководствуясь частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006                   № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.  Рассмотрение дела № 2/04-АМЗ-2018 в отношении ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» отложить.

2. Назначить рассмотрение дела № 2/04-АМЗ-2018 на 23 мая 2018 года в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Чебоксары, Московский пр., д. 2, каб. 106.

3.  Ответчику ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в срок до 16 мая 2018 года представить:

- мотивированные пояснения на предмет установления розничной цены на метан для Чувашской Республики в размере 14 руб. с приложением расчета, подтверждающего его обоснованность и подтверждающие копии документов, заверенные надлежащим образом;

 - расчет отраслевых издержек, понесенных вследствии проводимого капитального  и текущего ремонта автомобильной газонаполнительной компрессорной станции, находящейся на территории Чувашской Республики;

- алгоритм согласования цены на розничную реализацию метана исходя из рекомендуемой цены с ООО «Газпром газомоторное топливо»;

- инициировалось ли ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» согласование розничной цены на метан с ООО «Газпром газомоторное топливо» (при наличии – копии переписки).

4. Заинтересованному лицу  - ООО «Газпром газомоторное топливо» в срок до 16 мая 2018 года представить:

- пояснения на предмет установления розничной цены на метан для Чувашской Республики в размере 14 руб. с приложением расчета, подтверждающего его обоснованность и подтверждающие копии документов, заверенные надлежащим образом;

- алгоритм согласования цены на розничную реализацию метана исходя из рекомендуемой цены  ООО «Газпром газомоторное топливо» с дочерними структурами;

- пределы изменения розничной рекомендованной цены ООО «Газпром газомоторное топливо» на метан  в случае ходатайства дочернего общества;

- инициировалось ли ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» согласование розничной цены на метан с ООО «Газпром газомоторное топливо» (при наличии – копии переписки).

 

Явка сторон по делу или их уполномоченных представителей обязательна.

 

Председатель Комиссии                                                      «…»

 

Члены Комиссии                                                                   «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны