Решение №04-05/3227 Решение Управления в отношении ЗАО «Чебоксары – электроаппар... от 12 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 14/04-АМЗ-2016

 

«05» мая 2017 г.                                                                                  г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 05 мая 2017 года.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

<…>

 

-

(председатель Комиссии);

<…>

 

<…>

 

-

 

-

(член Комиссии);

 

(член Комиссии),

 

в присутствии:

<…>, представителя ЗАО «ЧЭАЗ» по доверенности от 30.12.2016 № 211-Д-93;

<…>, представителя ЗАО «ЧЭАЗ» по доверенности от 30.12.2016 № 211-Д-95,

в отсутствии:

ответчика по делу ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

рассмотрев дело № 14/04-АМЗ-2016, возбужденного по заявлению ЗАО «ЧЭАЗ» в отношении ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита», по признакам нарушения  части 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в незаконном использовании ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» обозначения, в составе имени (логина) в сети «Интернет» и адресе электронной почты (www.cheazao.ru, cheaz@mail.ru) средства индивидуализации, товарный знак «cheaz», принадлежащий ЗАО «ЧЭАЗ», согласно свидетельству Госкомизобретений от 18.03.1991 № 94803,

 

УСТАНОВИЛА:

 

23 сентября 2016 г. в Чувашское УФАС поступило заявление ЗАО «Чебоксарский электроаппаратный завод» (вх. Чувашского УФАС России от 23.09.2016 № 04-05/6021) о наличии признаков недобросовестной конкуренции в действиях ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита».

В заявлении указывается следующее.

ЗАО «ЧЭАЗ» обнаружило в сети Интернет сайт ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» с доменным именем www.cheazao.ru, на котором размещена информация о выпускаемой продкуции, аналогичной продукции, выпускаемой ЗАО «ЧЭАЗ».

При этом ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» в своих обозначениях в сети Интернет применяет в составе имени (логина) и адресе электронной почты (www.cheazao.ru, cheaz@mail.ru) средство индивидуализции товарный знак «cheaz», принадлежащий ЗАО «ЧЭАЗ» согласно свидетельству Госкомизобретений от 18.03.1991 № 94803.

Права на товарный знак «cheaz» охраняют официальный сайт ЗАО «ЧЭАЗ» с доменным именем www.cheazao.ru. Доменное имя представлено на основании договора 130274/NIK-D от 08.07.2004.

Заявитель считает, что ЗАО «Чебоксары – электроаапаратная защита» используя без согласия ЗАО «ЧЭАЗ» в наименовании сайта и адресе электронной почты товарный знак «cheaz» осуществляет недобросовестную конкуренцию в отношении ЗАО «ЧЭАЗ».

На запрос Чувашского УФАС России ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита пояснило, что действительно является обладателем сайта www.cheazao.ru с 01.01.2016 по 31.12.2016. Сайт является информационно-познавательным и главная его задача донести недостающие технические сведения и характеристики электротехнических аппаратов до обслуживающего персонала электроустановок. Аббревиатура cheazao расшифровывается как ch – чебоксарские, е – электро, а – аппараты, z – закрытое, a – акционерное, o – общество.  

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

В  силу пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее Гражданский кодекс Российской Федерации) фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, а также коммерческие обозначения являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

На основании пункта 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481 ГК РФ).

В статье 1479 ГК РФ установлено, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Пункт 2 статьи 1484 ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня способов осуществления исключительного права на товарный знак и знак обслуживания  для индивидуализации товаров, работ, услуг, в отношении которых эти знаки зарегистрированы. В то же время перечень позволяет достаточно полно определить круг действий по использованию товарного знака, совершение которых другими лицами без разрешения правообладателя означает нарушение исключительного права последнего и влечет установленную законом ответственность, в том числе гражданско-правовую.

В силу пункта 3 статьи 1484 ГК РФ никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными. Правообладатель вправе требовать изъятия из оборота и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых размещены незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В тех случаях, когда введение таких товаров в оборот необходимо в общественных интересах, правообладатель вправе требовать удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок (статья 1515 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Согласно части 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействий), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе, незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию, коммерческому обозначению, наименованию места происхождения товара хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах, этикетках, упаковках или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая размещение в доменном имени и при других способах адресации. 

Статья 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности, подписанной Союзом Советских Социалистических Республик от  12.10.1967, содержит общий запрет недобросовестной конкуренции, под которой, как следует из параграфа 2 этой статьи, понимаются всякие акты, противоречащие честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Из приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались во введении в заблуждение в отношении места производства, в отношении его производителей, введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.

Таким образом, можно выделить признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией:

1)      юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка;

2)      действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;

3)      своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующее нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;

4)      конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем рынке по отношению к конкурентам.

Таким образом, если в действиях хозяйствующего субъекта по отношению к другому хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) прослеживаются все названные четыре признака, есть основания считать такие действия недобросовестной конкуренцией. Отсутствие хотя бы одного из вышеприведенных признаков не позволит характеризовать действия юридических лиц как недобросовестную конкуренцию, что ограничит сферу действия Закона о защите конкуренции.

Чувашским УФАС России при рассмотрении настоящего дела проведен аналитический обзор (отчет) по состоянию конкурентной среды на товарном рынке в соответствии с которым, продуктовые границы рынка определены как реализация запасных частей к высоковольтным выключателям и трансформаторам, а именно контактов, ножей контактных, катушек включения/отключения, пружин, связи гибкой, камер дугогасительных, блокираторов. Географическими границами товарного рынка производства и реализации низковольтных комплектных устройств определена территория Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и пунктом 1.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных приказом ФАС России от 01.08.2007 № 244, в связи с тем, что в деле присутствуют документы и сведения, указывающие на то, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории двух и более субъектов Российской Федерации, ФАС России наделило Чувашское УФАС России полномочиями по рассмотрению указанного дела по существу (письмо вх. № 04-12/1065 от 16.02.2017).

Факт существования исключительного права ЗАО «ЧЭАЗ» на товарный знак «cheaz» подтверждается свидетельством на товарный знак от 18.03.2016 № 94803, выданный Госкомизобретений Производственному объединению «ЧЭАЗ» (428000, Чувашская АССР, г. Чебоксары, просп. Имени И. Яковлева, 5) свидетельство на товарный знак № 94803, и зарегистрированы для товаров (услуг):

6 класса – задвижки ручные, ручки для дверей металлические, фурнитура (окантовка) для оконных рам и дверей, мебельная (угольная, шайбы, наконечники), зажимы металлические; крышки для сосудов металлические;

8 класса – инструменты для узорного выпиливания, завертки накладные;

9 класса – устройства защиты и автоматики электроустановок: щиты, пульты, шкафы, станции управления электрические; устройства для управления.

26.05.1993 наименование владельца товарного знака изменено на АО «Чебоксарский электроаппаратный завод».

30.10.2000 наименование владельца товарного знака изменено на ОАО «Чебоксарский электроаппаратный завод».

Согласно приложению на товарный знак (знак обслуживания) № 94803 от 10.06.2008 наименование правообладателя изменено ЗАО «ЧЭАЗ». Срок регистрации товарного знака продлен до 03.07.2020.

Домен cheaz.ru зарегистрирован  по договору 130274/NIK-D от 08.07.2004, заключенному между АО «Региональный Сетевой Информационный Центр» и ЗАО «ЧЭАЗ». Согласно акту об оказании услуг 08.07.2016 к названному договору регистрация домена cheaz.ru продлена со сроком хранения в Реестре с 02.08.2016 по 01.08.2017.

Из ответа АО «Регистратор Р01» от 18.10.2016 № 1488-СР следует, что администратором доменного имени cheazао.ru является физическое лицо «…».

Из ответа ООО «Майл.Ру» от 15.02.2017 следует, что почтовый электронный ящик cheaz@mail.ru зарегистрирован за пользователем, физическим лицом Домрачев Олег Николаевич, дата регистрации 16.06.2000 17:52.

В пояснениях, представленных ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» сказано, что на протяжении нескольких лет поставляло продукцию (запасные части) совершенно не связанную с продукцией ЗАО «ЧЭАЗ» и работало в другом секторе энергетического оборудования – силовые трансформаторы, к которым ЗАО «ЧЭАЗ» не имеет никакого отношения и конкуренции для ЗАО «ЧЭАЗ» не составляло. Продукцию ЗАО «ЧЭАЗ» (или их аналоги) ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» не поставляло, не имело к продукции ЗАО «ЧЭАЗ» никакого отношения. Каких-либо обращений, претензий со стороны ЗАО «ЧЭАЗ» в адрес ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» не поступало. Сайт общества не рекламный, не интернет-магазин, а только информационный. За два года существования сайта его статистика: посещений – 156, прямых писем с сайта – 1 и только за технической консультацией по трансформаторной тематике. Прибыль предприятия за период использования сайта не только не выросла, а упала в разы (подтверждение финансовая отчетность). Так, что получение прибыли, от «ассоциации» названия сайта с ЗАО «ЧЭАЗ» сомнительна.

Также, ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» поясняет, что перестало действовать с декабря 2016 г. в связи с убыточностью (Решение единственного акционера ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» от 20.12.2016 № 13). На предприятии работает один работник, он же и директор предприятия. Помещений, офиса, склада и имущества – предприятие не имеет. Заработная плата за последний квартал не начислялась и не выплачивалась. Расчетный счет ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» составляет – 0,00 руб. Долг по налогам и сборам составляет – 173,0 тыс. руб. Процедура закрытия акционерных обществ долгосрочна и инициируется со стороны ИФНС. Закрытие акционерных обществ сторонними юридическими фирмами – минимальная стоимость 75,0 тыс. руб., при условии отсутствия долгов. Таких денег ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» не имеет, и имеются задолженности. Свои обозначения в сети Интернет ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» исправило, удалило средство индивидуализации ЗАО «ЧЭАЗ» товарный знак «cheaz», внесло исправление в доменное имя (логин) и адрес электронной почты на www.aochez.ru; aochez@mail.ru.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 07.03.2017 г., сведения о том, что ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» прекратило свою деятельность, отсутствуют.

Сайт в сети Интернет ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» работает, страничка www.aochez.ru открывается.

ЗАО «ЧЭАЗ» письмом от 12.04.2017 N 211-129 (вх. № 04-05/2695 от 21.04.2017) сообщило, что согласно перечня, представленного ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» (вх. № 04-05/1107 от 17.02.2017), продукцию, указанную в списках в 2016 году не поставляло. ЗАО «ЧЭАЗ» занималось продажей иной продукции.

 Оценив представленные доказательства, комиссией сделан вывод о том, что юридические лица ЗАО «ЧЭАЗ» и ЗАО «Чебоксары - электроаппаратная защита» не являются конкурирующими хозяйствующими субъектами в смысле, придаваемом им пунктами 4, 5 статьи 3 Закона № 135-ФЗ, действующими в одном сегменте товарного рынка. В 2016 году ЗАО «ЧЭАЗ» занималось продажей иной продукции, отличной от продукции ЗАО «Чебоксары - электроаппаратная защита». 

Таким образом, Чувашское УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ЗАО «Чебоксары-электроаппаратная защита» нарушения части 1 статьи 14.6. Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Производство по делу №14/04-АМЗ-2016 прекратить в связи с отсутствием в действиях ЗАО «Чебоксары – электроаппаратная защита» нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                               <…>

 

 

Члены Комиссии                                                                           <…>

 

 

                                                                                                               <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны