Решение №04-05/3326 Решение Управления в отношении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» от 16 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело № 59/04-АМЗ-2015                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  28 апреля 2016 г.

Решение изготовлено в полном объеме  13 мая 2016 г.

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при отсутствии в заседании Комиссии заявителя:

- Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;

при участии в заседании Комиссии: представителя ответчика ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» - «…»

рассмотрев материалы дела № 59/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сладкая жизнь Н.Н.» (603070, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Сергея Есенина, д. 10,  ОГРН 1025202395525, ИНН/КПП 5257041777/525701001) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии (далее – Управление) поступило обращение Минэкономразвития Чувашии от 13.10.2015 № 05/15-9470 (вх. Управления от 13.10.2015 № 04-11/8080) о высоких розничных ценах на яйца куриные (10 шт.) в супермаркете «Перекресток», расположенном по адресу: г. Чебоксары, ул. Ленинградская, 22.

По данным мониторинга цен администрации г. Чебоксары по состоянию на 09.10.2015  средняя цена на яйца куриные составляет 53,18 руб., по данным Чувашстата - 50,77, розничная цена в супермаркете «Перекресток» - 99,00 руб.

В соответствии с проведённым анализом Чувашского УФАС России на рынке розничной реализации продовольственных товаров на территории города Чебоксары Чувашской Республики было установлено коллективное доминирующее положение трех хозяйствующих субъектов, которые суммарно занимают долю больше 50%: в том числе ООО «Сладкая жизнь Н.Н.».

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 16.12.2015 № 246 возбуждено дело № 59/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 Представитель ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  нарушение антимонопольного законодательства не признал. ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» является коммерческой организацией и основной целью является извлечение прибыли. Торговая  наценка общества, в основном, складывается из прибыли, которую компания заложила на текущий год. Цены на продукцию ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» рассчитываются в совокупности  из затрат на содержание и аренду площадей, логистику, заработную плату сотрудникам и т.д.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

 

Частью 1 статьи 10 закона о Защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

В силу пунктов 4-5 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.            

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта нарушившими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие двух условий:

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке нарушения;

- результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период 2012 – 1-ое полугодие 2014 гг. (проведенного в соответствии с приказом от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке») установлено коллективное доминирующее положение трёх хозяйствующих субъектов: ЗАО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ».

 

АО «ТАНДЕР» обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Чувашскому УФАС о признании недействительным решения и предписания от 08.07.2015 по делу №19/04-АМЗ-2015. В рамках рассмотрения дела №А79 – 8318/2015 были оспорены результаты анализа конкурентной среды на рынке розничной продажи продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период 2012 – 1-ое полугодие 2014 гг. Определением от 21.01.2016 по делу № 59/04-АМЗ-2015 рассмотрение дела было приостановлено до вступления в силу решения суда по делу №А79 – 8318/2015.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашии от 29.12.2015 по делу №А79 – 8318/2015 удовлетворено заявление АО «ТАНДЕР», признаны недействительными, не соответствующими Федеральному Закону от 26.07.2006 №135-ФЗ «О Защите конкуренции» решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике –Чувашии от 08.07.2015 по делу №19/04-АМЗ-201.

В рамках дела №А79 – 8318/2015 рассматривался аналитический отчет от 09.02.2015 по обзору состояния конкурентной среды  на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями  на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период с 2012 – 1 полугодие 2014 года.

Согласно данному аналитическому отчету на рынке розничной реализации продовольственных товаров на территории г. Чебоксары Чувашской Республики установлено коллективное доминирующее положение трех хозяйствующих субъектов, которые суммарно занимают долю больше 50% ЗАО «Тандер» (в настоящее время –АО «Тандер»), ООО «Сладкая жизнь  Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ».

Суд первой инстанции выяснил, что проведенный Управление анализ торгового рынка не отвечает требованиям объективности, поскольку при его проведении не учтен ряд лиц, магазины которых подпадают под понятие «торговая сеть», соответственно, не учтены объемы реализации продуктов питания этими сетями.

Повторно исследовав представленные в суд доказательства Первый  арбитражный апелляционный суд указал, что составленный антимонопольным органом аналитический отчет не отражает реального положения на товарном рынке, в связи, с чем и не может служить основанием при рассмотрении дела о нарушении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России определением от 22.04.2016 возобновила рассмотрение дела 59/04-АМЗ-2015. Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия  пришла к следующему.

 

Одним из существенных условий гражданско-правового договора, обеспечивающего реализацию товара, является его цена.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, определенной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, установленные или регулируемые государственными органами. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Следовательно, хозяйствующие субъекты в большинстве случаев, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации, не ограничены в праве по своему усмотрению формировать цены на производимый (реализуемый) товар.

Вместе с тем Гражданским кодексом Российской Федерации установлен принцип запрета на использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В развитие данного принципа в целях обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защиты конкуренции и создания условий для эффективного функционирования товарных рынков принят Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Применение данного запрета обуславливает необходимость определения действий (бездействия) хозяйствующего субъекта, которые могут рассматриваться антимонопольным органом как установление или поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены, а также необходимость определения положения такого хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке как доминирующего.

Условия признания положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке доминирующим установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

При анализе состояния конкуренции на товарном рынке с целью установления доли хозяйствующего субъекта надлежит руководствоваться Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период 2012 – 1-ое полугодие 2014 гг. (проведенного в соответствии с приказом от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке») установлено коллективное доминирующее положение трёх хозяйствующих субъектов: ЗАО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ».

Арбитражный суд в ходе  рассмотрения дела № А79 – 8318/2015 указал, что составленный антимонопольным органом аналитический отчет не отражает реального положения на товарном рынке, и как следствие, необоснованно признает заявителя занимающим доминирующее положение на товарном рынке, в связи, с чем  не может служить основанием при рассмотрении дела о нарушении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы, однозначно подтверждающие доминирующее положение  ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары.

Учитывая, что субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке, у Комиссии Чувашского УФАС России отсутствуют основания для признания в действиях ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» по установлению торговых наценок и розничных цен на яйца куриные, нарушений части 1 статьи 10 закона о защите конкуренции.

                                                                                                                              

В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:

1) отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии);

2) ликвидации юридического лица - единственного ответчика по делу;

3) смерти физического лица - единственного ответчика по делу;

4) наличия вступившего в силу решения антимонопольного органа об установлении факта нарушения антимонопольного законодательства в отношении рассматриваемых комиссией действий (бездействия);

5) истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 настоящего Федерального закона.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  (603070,  Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Сергея Есенина, д. 10,  ОГРН 1025202395525, ИНН/КПП 5257041777/525701001) отсутствие нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Рассмотрение дела № 59/04-АМЗ-2015 прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                        «…»

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны