Решение №04-05/3886 Решение и предписание Управления в отношении ООО «Жилремстро... от 30 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                                 Дело № 6/04-АМЗ-2015

 

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  6/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии  на заседании представителя ответчика ООО «Жилремстрой» «…»

при отсутствии на заседании заявителя «...», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

рассмотрев материалы дела № 6/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ООО «Жилремстрой» (429430, Чувашская Республика, г. Козловка, ул. Ленина д. 31) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии поступило обращение Прокуратуры Чувашской Республики о рассмотрении обоснованности установления платы за услуги по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов (далее – ЖБО). Прокуратура сообщает, что в начале 1990-х годов ОАО «Козловский комбинат автомобильных фургонов» по ул. 60 лет ККАФ, ул. Солнечная и ул. Светлая г. Козловка построены индивидуальные жилые дома для проживания работников организации. Проложенная ОАО «Козловский комбинат автомобильных автофургонов» по указанные улицам система канализации с септиком для приема сточных вод от жилых домов эксплуатировалась обществом собственными силами и после признания его банкротом передана на баланс администрации Козловского района. Администрацией Козловского района на основании концессионного соглашения от 27.09.2012 указанная система канализации передана для эксплуатации и содержания ООО «Жилремстрой». В настоящее время к данной канализационной сети технологически присоединены 32 частных домовладения. Тариф на вывоз ЖБО ООО «Жилремстрой» устанавливается обществом самостоятельно.

Учитывая специфику централизованных и нецентрализованных система водоотведения, издержки на предоставление услуг, с помощью нецентрализованной системы водоотведения выше, следовательно, выше плата за данные услуги.

По информации Прокуратуры Чувашской Республики, размер платы оказываемых ООО «Жилремстрой» услуг водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения в 14 раз превышает размер платы аналогичных услуг с использованием централизованной системы водоотведения.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 09.02.2015 № 23 возбуждено дело № 6/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ООО «Жилремстрой» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представитель ООО «Жилремстрой» нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что основными видами деятельности  общества является оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения. Также оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов организациям и физическим лицам по г. Козловка. Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам № 57-16-23/в установлены тарифы на водоотведение для общества с 01.07.13 по 30.06.14 в размере 18  рублей 80 копеек, с 01.07.2014 по 30.06.2015- 19 рублей 84 копейки за 1 куб. м. Тариф на услуги по вывозу ЖБО разрабатывается и утверждается самостоятельно организацией-поставщиком услуг на основании расходов, понесенных организацией.

Жителям улиц Солнечная, 60 лет ККАФ, Светлая предоставляются  именно услуги ЖБО, так как канализационные стоки этих улиц не стекают в централизованную канализационную сеть, а собираются в септик, расположенный на стыке двух улиц: Тихая и Звездная. Протоколом общего собрания собственников домов улиц Солнечная, 60 лет ККАФ, Светлая от 25.08.2014 принято решение о заключении договоров на откачку и вывоз канализационных стоков с ООО «Жилремстрой» на срок до завершения строительства канализационной насосной станции (КНС). Договора с гражданами и организациями заключены на срок до 01.04.2015 года. Администрация Козловского района решила соединить септик с централизованной канализационной сетью, на это заложены денежные средства в бюджет на 2015 год.

Калькуляция затрат на услугу по вывозу ЖБО на предстоящий год составляется в конце года  с учетом затрат прошедшего периода. На 2014 год плата за услугу по вывозу ЖБО составляет 284 рубля 48 копеек, для сравнения плата за услугу по вывозу ЖБО ООО «Теплоснаб» г. Козловка составляет 289 рублей 10 копеек за 1 куб. м.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, система коммунальной инфраструктуры - комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов.

В соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (канализации), представляющей собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №146-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по водоотведению с использованием систем коммунальной инфраструктуры относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) данное письмо было отозвано письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.03.2013 года № 5431-Вт/11, что было обусловлено изменениями в сфере регулирования услуги по вывозу жидких бытовых отходов.

Согласно Закону № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7).

До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона № 416-ФЗ, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента, (пункт 7 статьи 7).

В соответствии со статьей 32 Закона № 416-ФЗ тарифы в сфере водоотведения могут дифференцироваться, в том числе по системам водоотведения, с учетом объемов потребления, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил № 354 определены следующие понятия:

"внутридомовые инженерные системы" - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

            "внутриквартирное оборудование" - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг;

"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);

"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

"централизованные сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем);

"норматив потребления коммунальной услуги" - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета;

"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).

В соответствии с пунктом 3 Правилами № 354 состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (подпункт «б»).

Степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, согласно Правил № 354, - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, в необходимых потребителю объемах в переделах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг (подпункты «в» и «г» пункта 3 Правил № 354).

Согласно Правилам № 354, под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (подпункт «в» пункта 4).

Правилами № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора (пункт 6).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 7).

Договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения), заключаемые с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида. Если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем в таком доме, или такими собственниками самостоятельно, если законодательством Российской Федерации выполнение ими таких работ не запрещено (пункт 21).

В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

 

3. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Размер платы за указанные коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 № 307 (далее – Правила № 307),  размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, предоставление коммунальных услуг потребителям производится по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.

 

4. В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются:

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Как указано в пункте 3 Правил № 491 в многоквартирном доме, при определении состава общего имущества используются содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, а также сведения из государственного земельного кадастра.

Согласно пункту 4 Правил № 491 в случае расхождения сведений о составе общего имущества, содержащихся в Реестре, документации государственного технического учета, бухгалтерского учета управляющих и иных организаций, технической документации на многоквартирный дом, приоритет имеют сведения, содержащиеся в Реестре.

Согласно пункту 5 Правил №491, в состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

Согласно пункту 8 Правил № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (пункт 28 Правил № 491).

Письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 3 октября 2008 года № 25080-СК/14 были даны разъяснения части того, что Федеральный закон от 31 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не относит услугу по выгребу (откачке) жидких бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) данное письмо было отозвано письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.03.2013 года № 5431-Вт/11, что было обусловлено изменениями в сфере регулирования услуги по вывозу жидких бытовых отходов.

Согласно Закону № 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией (пункт 5 статьи 7).

До определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Закона № 416-ФЗ, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента, (пункт 7 статьи 7).

В соответствии со статьей 32 Закона № 416-ФЗ тарифы в сфере водоотведения могут дифференцироваться, в том числе по системам водоотведения, с учетом объемов потребления, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, определено, что тарифы в сфере водоотведения могут устанавливаться в соответствии с методическими указаниями дифференцированно с учетом категории сточных вод: жидкие бытовые отходы.

В настоящее время методические указания по установлению тарифов в данной сфере Правительством Российской Федерации не приняты.

Ранее принятые Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47, не предусматривают утверждение тарифов на водоотведение для категории сточных вод: жидкие бытовые отходы.

Согласно пункту 7 действующих Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем.

В случае если емкость сбора стоков относится к общему имуществу многоквартирного дома, плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов включается в стоимость платы за содержание жилого помещения и взимается из расчета за 1 квадратный метр занимаемого жилого помещения.

В случае если емкость сбора стоков не относится к общему имуществу многоквартирного дома, плата за сбор и вывоз жидких бытовых отходов определяется соглашением между исполнителем и потребителем услуги.

 

5. Проанализировав перечисленные нормативные акты, Комиссия считает, что для вывода о том, какой товар в рассматриваемом споре предоставляется: услуга водоотведения или вывоз ЖБО, необходимо установить следующие обстоятельства:

- характеристику стоков, отходящих от дома;

- наличие инженерных сооружений, предназначенных для отведения стоков, в том числе внутридомовых инженерных систем, канализационных сетей;

- факты отвода, приема, транспортировки и очистки стоков.

В соответствии с пунктом 1 Правил пользования систе­мами коммунального водоснабжения и кана­лизации в Российской Феде­рации, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (да­лее - Правила № 167), сточными называют воды, образующиеся в результа­те хозяйственной деятель­ности человека (бытовые сточные воды) и абонен­тов после использования воды из всех источников снабжения (питьевого, технического, горячего, а также пара, поступаю­щего от теплоснабжаю­щих организаций).

Понятие «твердые и жидкие бытовые отходы» дано в постановлении Правительства РФ от 10.02.1997 №155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (далее – Правила №155) - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовления пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).

Согласно «Санитарным правилам содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4690-88) система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий (п. 1.2).

Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях устраиваются дворовые помойницы, которые должны иметь водонепроницаемый выгреб и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. Для удобства очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся. При наличии дворовых уборных выгреб может быть общим (п. 2.3.1). Дворовая уборная должна иметь надземную часть и выгреб. Надземные помещения сооружают из плотно пригнанных материалов (досок, кирпичей, блоков и т.д.). Выгреб должен быть водонепроницаемым, объем которого рассчитывают исходя из численности населения, пользующегося уборной (п. 2.3.3). Выгреб следует очищать по мере его заполнения, но не реже одного раза в полгода. (п. 2.3.4). Жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации (п. 3.2).

Из вышеизложенного следует, что согласно Правилам № 155, жидкие бытовые отходы образуются от  сбора пищевых и фекальных отходов. Бытовые стоки от используемой гражданами воды от источников водоснабжения не попадают в выгребные ямы и не формируют состав жидких отходов. Их вывозят в системы коммунальной канализации, канализационные сети или очистные сооружения, эксплуатируемые организациями коммунального комплекса, для которых в силу Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 27.07.2010 до 30.12.2012, далее – Закон №210-ФЗ), Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (вступил в силу с 01.01.2013) устанавливают регулируемые тарифы на водоотведение, в том числе очистку сточных вод.

В соответствии с ГОСТ 25150-82 «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 24.02.1982 №805, определено, что:

- механическая очистка сточных вод - технологический процесс очистки сточных вод механическими и физическими методами;

- биологическая очистка сточных вод - технологические процессы очистки сточных вод, основанные на способности биологических организмов разлагать загрязняющие вещества;

- септик для очистки сточных вод - сооружение для механической очистки сточных вод отстаиванием с анаэробным сбраживанием их осадка.

В соответствии с ГОСТ 17.1.1.01-77 «Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения», утв. постановлением Госстандарта СССР от 16.09.1977 № 2237, очистка сточных вод - обработка сточных вод с целью разрушения или удаления из них определенных веществ.

Согласно пунктам 3.6, 6.179 Строительным норма и правилам «Канализация. Наружные сети и сооружения» (СНиП 2.04.03-85), введенных в действие постановлением Госстроя СССР от 21.05.1985 №71, пункту 5.3.6 Ведомственных норм технологического проектирования «Канализация сельских населенных пунктов и фермерских хозяйств», введенных в действие Минсельхозпродом РФ 01.01.1997, поля фильтрации являются сооружениями естественной полной биологической очистки сточных вод, используемыми при централизованной схеме канализации; септик – сооружением для механической очистки сточных вод.

Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утв. Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998, определено, что сброс загрязняющих веществ на рельеф местности, поля фильтрации, приравнивается к сбросу в водные объекты (п.1.2).

 

6. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ООО «Жилремстрой» создано и действует в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью», является в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, таким образом, является хозяйствующим субъектом.

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам № 57-16-23/в установлены тарифы на водоотведение для общества с 01.07.13 по 30.06.14 в размере 18  рублей 80 копеек, с 01.07.2014 по 30.06.2015- 19 рублей 84 копейки за 1 куб. м.

Постановлением Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам № 46-13-21/в установлены тарифы на питьевую воду для ООО «Жилремсервис» с 01.01.2015 по 30.06.2015 в размере 13,37 руб./1 куб.м - для потребителей, кроме населения,  в размере 15,78 руб./1 куб.м – население (с учетом НДС); с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 14,02 руб./1 куб.м - для потребителей, кроме населения,  в размере 16,54 руб./1 куб.м – население (с учетом НДС);  тариф на водоотведение установлен с  01.01.2015 по 30.06.2015 в размере16,81 руб./1 куб.м - для потребителей, кроме населения,  в размере 19,84 руб./1 куб.м – население (с учетом НДС); с с 01.07.2015 по 31.12.2015 в размере 17,77 руб./1 куб.м - для потребителей, кроме населения,  в размере 20,97 руб./1 куб.м – население (с учетом НДС).

Согласно сведения из ЕГРЮЛ, за ООО «Жилремстрой»  (ОГРН 1112130001455, ИНН 2130084125) зарегистрированы следующие коды ОКВЭД: основной - производство санитарно-технических работ (45.33), дополнительные: производство электромонтажных работ (45.31), деятельность по обеспечению работоспособности котельных (40.30.4), деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей (40.30.5),  чистка и уборка производственных и    жилых помещений   и   оборудования (74.70.1),  прочая оптовая торговля (51.70),  строительство зданий и сооружений (45.2), устройство покрытий зданий и сооружений (45.22),  прочая розничная торговля вне магазинов (52.63), подготовка строительного участка (45.1).

Протоколом общего собрания собственников домов улиц Солнечная, 60 лет ККАФ, Светлая от 25.08.2014 принято решение о заключении договоров на откачку и вывоз канализационных стоков с ООО «Жилремстрой» на срок до завершения строительства КНС. В настоящее время к данной канализационной сети технологически присоединены 32 частных домовладения.

Таким образом, Комиссией установлено, что обществом оказываются услуги вывоза ЖБО.

В рамках рассмотрения обращения Управлением проведен анализ, по результатам которого ООО «Жилремстрой» признано хозяйствующим субъектом, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов по улицам 60 лет ККАФ, Светлая, Солнечная г. Козловка Чувашской Республики за 2013-2014 гг.

Временной интервал исследования рынка вывоза и захоронения ЖБО включил в себя 2013-2014 гг.

Географические границы оказания услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов определены с учетом фактического места предоставления услуги - как ул. 60 лет ККАФ, Светлая, Солнечная г. Козловка Чувашской Республики.

Приказом Чувашского УФАС России от 04.02.2015 № 21 ООО «Жилремстрой» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Поскольку общество занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке, оно обязано соблюдать ограничения, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 и подпункта 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения муниципального района, а организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно пункту 3 статьи 18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, полномочия органов местного самоуправления поселения ограничиваются вопросами организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и полномочиями по утверждению тарифа на вывоз ЖБО от предприятий, учреждений и организаций органы местного самоуправления сельских поселений не обладают.

Данная правовая позиция подтверждается сложившейся судебной практикой:

- постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.07.2010 № Ф03-4747/2010;

- определение ФАС Волго-Вятского округа от 17.09.2012 по делу № А79-12627/2011.

 

7. В начале 1990-х годов ОАО «Козловский комбинат автомобильных фургонов» по ул. 60 лет ККАФ, ул. Солнечная и ул. Светлая г. Козловка построены индивидуальные жилые дома для проживания работников организации. Проложенная ОАО «Козловский комбинат автомобильных автофургонов» по указанные улицам система канализации с септиком для приема сточных вод от жилых домов эксплуатировалась обществом собственными силами и после признания его банкротом передана на баланс администрации Козловского района. Администрацией Козловского района на основании концессионного соглашения от 27.09.2012 указанная система канализации передана для эксплуатации и содержания ООО «Жилремстрой». Актом приема-передачи к концессионному соглашению от 27.09.2012 № 27  администрацией Козловского района Чувашской Республики  переданы ООО «Жилремстрой» канализационные сети из асбестоцементных труб, протяженность трубопровода 1038,8 пог.м по адресу: Чувашская Республика, г. Козловка, ул. 60 лет ККАФ, Светлая, Солнечная.            

Письмом от 09.10.2014 администрация Козловского района Чувашской Республики сообщает, что стоимость услуг по вывозу ЖБО устанавливается предприятием самостоятельно. Действующий тариф на отвод канализационных стоков 19,84 рубля за 1 кв.м  установлен для домов с центральным отоплением.

Из пояснений администрации Козловского района Чувашской Республики (от 06.03.2015), по инициативе администрации городского поселения в августе 2014 года проведено собрание собственников  домов улиц Солнечная, 60 лет ККАФ, Светлая, на котором жителями было принято решение о заключении договоров на вывоз канализационных стоков с ООО «Жилремстрой» и ходатайстве перед администрацией  Козловского городского поселения о включении в бюджет 2015 года расходов на строительство насосной станции (КНС) и напорного трубопровода до присоединения к центральной канализационной сети города, с софинансированием строительства в размере 50% стоимости затрат. С указанным решением согласились все собственники  домов данной улицы.

Однако, до настоящего времени  из 32 домовладений собственниками только 21 дома заключили договоры на вывоз ЖБО.  

Из анализа договора от 01.01.2014, заключенного между  ООО «Жилремстрой» и «…» известно, что исполнитель  (ООО «Жилремстрой» принимает на себя обязательства по круглосуточному обеспечению потребителя («…»  холодной водой надлежащего качества по присоединенной сети в жилое помещение, вывозу жидких бытовых отходов в количестве определенном по показаниям приборов учета или по утвержденным нормативам, а потребитель принимает  обязательства оплачивать предоставленные ему услуги и выполнять требования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Граница балансовой и эксплуатационной ответственности за техническое состояние водопроводных и канализационных сетей абонента является место врезки водопроводных и канализационных сетей в существующие сети исполнителя (п. 1.1 договора). Исполнитель обязан предоставлять услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья; самостоятельно производить услуги по холодному водоснабжению и вывозу ЖБО (п. 2.3 договора). Расчетный период для оплаты услуг по холодному водоснабжению и вывозу ЖБО устанавливается равным календарному месяцу (п. 3.1 договора), Размер платы за холодное водоснабжение и вывозу ЖБО рассчитывается по тарифам и нормам, утвержденным администрацией Козловского района для населения (п. 3.3 договора).

Аналогичные договора заключены с иными собственниками помещений, проживающими по улицам Солнечная, 60 лет ККАФ, Светлая г. Козловка Чувашской Республики.

ООО «Жилремстрой»  выставляет плату гражданам за вывоз ЖБО, что подтверждается имеющимися в материалах дела извещениями на оплату.

 

8. Динамика рентабельности организаций (без субъектов малого предпринимательства) Российской Федерации  по 2012 году составила 8,6 %.

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным бухгалтерской отчетности по Чувашской Республике по 2013 году составила 6,3 %.

Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по данным бухгалтерской отчетности по Чувашской Республике (раздел о предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных  услуг) по 2013 году  составила -1,3%.

Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республики письмом от 03.04.2015 № ЛЕ-21-05/2701-ДР сообщил, что уровень рентабельности (убыточности) проданных товаров, продукции, работ и услуг по экономическому виду деятельности «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» по организациям, не относящихся к субъектам малого предпринимательства по Чувашской Республике, по Чувашской Республике за 2014 год по предварительным данным составил -0.2%.

Приказом ООО «Жилремстрой» от 17.12.2013 № 13 «Об утверждении калькуляции на вывоз ЖБО» утверждено с 01 января 2014 года стоимость оказываемых услуг по вывозу и утилизации ЖБО автомашиной ГАЗ-53-12А по городу считать равной  за 1 м3- 287 рублей 48 копеек. Стоимость 1 машины объемом  3,6 м3 составит 1034 рубля 93 копейки.

Письмом от 18.03.2015  № 56 ООО «Жилремстрой» информирует о том, что стоимость услуг по вывозу ЖБО на 2014 год составляла 287 рублей 48 копеек. В 2015 году стоимость остается прежней 287 рублей 48 копеек.

Вывоз ЖБО учитывается обществом по показаниям приборов учета. 3 абонента не имеют приборы учета и поэтому учитываются по нормативу.

Для сравнительного анализа цен за услуги по водоотведению, с помощью нецентрализованной системы водоотведению, за услуги по водоотведению:

- ООО «Коммунальный сервис» - 300,61 руб./м3;

- ООО «Коммунальник» - 187,50 руб./м3;

- ООО «Теплоснаб» - 245-320 руб.(в зависимости от отдаленности от населенного пункта);

- ООО «Водоканал» - 401,21 руб./м3;

- ООО «Очистные сооружения» - 217,27руб./м3;

Расчет стоимости оказанных услуг по вывозу ЖБО у всех хозяйствующих субъектов различные, по причине различия в статьях расходов:

- использование различных спецавтомашин, соответственно различных затрат на обслуживание и расходов на ГСМ;

- отдаленность отместо приема до места сброса ЖБО, соответственно различных расходов на ГСМ;

- различия в структуре затрат на общехозяйственные нужды.

 

ООО «Жилремстрой» представлен расчет стоимости оказанных услуг по вывозу ЖБО автомашиной ГАЗ-53-12А (объем 3,6м3).

 

 

 

 

Таблица 1

№ пп

Статьи затрат

Потребность, руб.

  1.  

Оплата труда

65,22

  1.  

Отчисления на соц. нужды

20,02

  1.  

Затраты на ГСМ

387,6

  1.  

Общехозяйственные расходы

198,42

  1.  

Утилизация ЖБО

69,08

  1.  

Итого:

740,34

  1.  

Прибыль

294,59

  1.  

Итого

1034,93

  1.  

Стоимость 1 м3 (без НДС)

287,48

 

Рентабельность=прибыль/расходы=294,59/740,34=39,79%

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Приказом Чувашского УФАС России от 04.02.2015 № 21 ООО «Жилремстрой» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, запрещены действия, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов других лиц, т.е. злоупотребление доминирующим положением.

Одним из таких запретов является запрет на установление монопольно высокой цены.

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008г. исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для применения запрета, установленного частью 1  статьи 10 Закона о защите конкуренции  в соответствии со сложившейся судебной практикой достаточно установить факт наличия монопольно высокой цены товара в результате которой, произошло ущемление интересов неопределенного круга лиц (потребителей).

 

В соответствии со ст.6 ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

 

По итогам рассмотрения установлено, что норма рентабельности предприятия является чрезмерно завышенной по сравнению с рентабельностью по Чувашской Республике и по Российской Федерации в целом и по отрасли.

 

Для сравнительного анализа цен за услуги по водоотведению, с помощью нецентрализованной системы водоотведению, за услуги по водоотведению:

- ООО «Коммунальный сервис» (Комсомольский район, с. Комсомольское) - 300,61 руб./м3;

- ООО «Коммунальник» (Янтиковский рйон, с. Янтиково) - 187,50 руб./м3;

- ООО «Теплоснаб» (Козловский район, г. Козловка) - 245-320 руб. (в зависимости от отдаленности от населенного пункта);

- ООО «Водоканал» (Вурнарский район, п. Вурнары) - 401,21 руб./м3;

- ООО «Очистные сооружения» (Урмарский район, п. Урмары) - 217,27руб./м3.

Расчет стоимости оказанных услуг по вывозу ЖБО у всех хозяйствующих субъектов различные, по причине различия в статьях расходов:

- использование различных спецавтомашин, соответственно различных затрат на обслуживание и расходов на ГСМ;

- отдаленность от места приема до места сброса ЖБО, соответственно различных расходов на ГСМ;

- различия в структуре затрат на общехозяйственные нужды.

При этом ч. 1 ст. 6 Закона о защите конкуренции наряду с завышением расходов и прибыли, в качестве квалифицирующего критерия определяет цену, сформированную в условиях конкуренции на сопоставимом товарном  рынке (по составу покупателей или продавцов товара условиям по обращению товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможено-тарифное регулирование (по составу участников рынка услуг по вывозу ЖБО)).

Как уже отмечала Комиссия  ранее рынок услуг по вывозу ЖБО достаточно специфический рынок.

 

Жидкими бытовыми отходами (ЖБО) принято называть отходы, образовавшиеся в домах, не оборудованных централизованным водоснабжением и канализацией и хранящиеся в сливных (выгребных) ямах.

При использовании нецентрализованной системы водоотведения, услуги по сбору, вывозу и утилизации ЖБО не могут быть заменены другим товаром (отсутствие товаров-заменителей) при потреблении.

Ситуация на исследуемом рынке показывает на невозможность (непреодолимость) выбора потребителями услуг (населением) поставщика услуг, по причине наличия технологического барьера. Технологическим барьером является то, что каждый дом (участок) технически присоединен к существующей сети и экономически и технологически нецелесообразно строительство второй (дублирующей) канализационной сети.

В соответствии  с п. 7 ст. 4 конкуренция -  соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Таким образом,  нет возможности сравнить  цену ООО «Жилремстрой» с ценами, сформированными в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

 

Как указывалось ранее, в рамках рассмотрения обращения Управлением проведен анализ, по результатам которого ООО «Жилремстрой» признано хозяйствующим субъектом, занимающих доминирующее положение на рынке услуг по сбору, вывозу и утилизации жидких бытовых отходов по улицам 60 лет ККАФ, Светлая, Солнечная г. Козловка Чувашской Республики за 2013-2014 гг.

Приказом Чувашского УФАС России от 04.02.2015 № 21 ООО «Жилремстрой» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Следовательно, на общество распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как установлено, ООО «Жилремстрой» заложена высокая рентабельность в размере 39,79%, что является завышенным показателем, а также наличие доминирующего положения указывают на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Такое поведение хозяйствующего субъекта является недопустимым в силу наличия доминирующего положения на товарном рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

 

Данные обстоятельства, согласно сложившейся судебной практике, являются достаточным доказательством установления организацией монопольно высоких  цен: 

- постановление ФАС Уральского округа от 14.05.2010 по делу № А50-22622/2009;

- определение ВАС от 18.10.2010 №13630/10 и постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.07.2010 по делу № Ф03-4520/2010;

- постановление ФАС Западно- Сибирского округа от  17.06.2010 г. по делу № А46-18174/2009

- постановление ФАС ВВО по делу  № А79-8795/2009.

 

Таким образом, действия ООО «Жилремстрой», занимающегося вывозом и утилизацией ЖБО  по одностороннему воздействию на общие условия оказания услуг на рассматриваемом рынке на локальном розничном рынке – Козловский район Чувашской Республики  приводят к ущемлению интересов других лиц и  ограничению конкуренции на указанном товарном рынке.

Все это свидетельствуют о совершении ООО «Жилремстрой» запрещённых антимонопольным законодательством действий.

 

Таким образом установлено, что ООО «Жилремстрой» установило монопольно высокую плату (цену) за услуги по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов, путем завышения прибыли, что является недопустимым, поскольку налагает на собственников помещений дополнительные расходы (плату) за  оказанные  ООО «Жилремстрой» услуги.

Все вышесказанное свидетельствует о необоснованном установлении платы (цены) за услуги по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов, что на основании  ч.1 статьи 6 закона о защите конкуренции является достаточным основанием для признания указанной цены монопольно высокой. 

 

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении  ООО «Жилремстрой» действий, нарушающих пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

ООО «Жилремстрой», несмотря на изложенные выше обстоятельства, продолжает выставлять гражданам плату за вывоз ЖБО в размере за 1 м3- 287 рублей 48 копеек, что подтверждается имеющимися в материалах дела извещениями на оплату.

 

В связи с тем, что ООО «Жилремстрой» нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Жилремстрой» нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  обществу с ограниченной ответственностью «Жилремстрой» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                              «…»

 

Члены Комиссии                                                                                          «…»

                                                                                                                  

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

29.04.2015 № 04-05/3888

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 6/04-АМЗ-2015

 

«29» апреля 2015 года                                                                  г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 6/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

 

«…»

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от 29.04.2015 по делу № 6/04-АМЗ-2015 о нарушении обществом с ограниченной ответственностью  «Жилремстрой» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Жилремстрой» в срок до 29 мая 2015 года прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления в границах Козловского района Чувашской Республики платы (цены) за услуги по вывозу и утилизации жидких бытовых отходов в  размере, не превышающем сумму необходимых для осуществления названной деятельности расходов и прибыли.

 

2.   Обществу с ограниченной ответственностью «Жилремстрой» об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 02 июня  2015 года.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    «…»

 

Члены Комиссии          «…»

                                                                                                                   

  

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны