Решение №04-05/4250 Решение и предписание Управления в отношении МУП «Чебоксарск... от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                        

Дело № 57/04-АМЗ-2014                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  28 апреля 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме  12 мая 2015 г.

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению  дела  о  нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии на заседании представителей ответчика МУП «Чебоксарское троллейбусное управление»:

«…»

при участии на заседании представителя заявителя ООО «Шупашкартранс-К» «…» по доверенности от 25.09.2013, выданной сроком на три года;

при отсутствии представителя лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых комиссией обстоятельств - Администрации города Чебоксары;

рассмотрев материалы дела № 57/04-АМЗ-2014, возбужденного в отношении МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии поступило заявление ООО «Шупашкартранс-К» о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МУП «Чебоксарское троллейбусное управление», выразившемся в злоупотреблении доминирующим положением и навязыванию предельных и необоснованных цен за пользование опорами контактной сети.

Из заявления следует, что 01.01.2008 года между ООО «Шупашкартранс-К» и МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» (далее – Предприятие) был заключён договор по оказанию услуг использования опор контактной сети № 1444/07, согласно условиям которого, Предприятие за плату предоставляет пользователю для размещения оптической линии связи опоры контактной сети в количестве, определённом договором.

Изначально, в 2008 году цена использования одной опоры составляла 35 рублей, в том числе НДС – 5,34 руб.

С середины 2010 года цена использования одной опоры была увечена до 50 рублей, в том числе НДС – 7,63 руб.

В соответствии с заключёнными договорами Предприятие вправе изменить стоимость использования опор с учётом инфляции и изменением стоимости затрат по содержанию.

С начала 2011 года в вышеуказанные договора опять были внесены следующие изменения.

Так, в соответствии с Постановлением Администрации города Чебоксары от 28.02.2010 №41 «О внесении изменений в постановление Администрации города Чебоксары от 28.12.2009 № 307», предельная цена на обслуживание опор контактной сети и наружного освещения, находящихся в муниципальной собственности, предоставляемых для подвеса и эксплуатации оптических линий связи, составляет 72,30 рублей без НДС за одну опору.

Уже в июне 2012 года Предприятие уведомило ООО «Шупашкартранс-К» об увеличении цены за пользование опорами контактной сети в соответствии с Постановлением Администрации города Чебоксары от 17.05.2012 №109, которая с 01.06.2012 составляет 105,93 рубля за одну опору.

29.07.2014 МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» вновь уведомило ООО «Шупашкартранс-К» об увеличении цены за пользование опорами контактной сети в соответствии с Постановлением Администрации города Чебоксары от 29.05.2014 №19, которая, согласно уведомления №5000/753 с 01.07.2014 составляет 147 рублей, в том числе НДС – 22 рубля, за одну опору.

Таким образом, с момента заключения договора по оказанию услуг использованию опор контактной сети от 01.01.2008 № 1444/07 цена за пользование опор контактной сети увеличилась фактически в 5 раз с 35 рублей до 147 рублей.

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 31.12.2014 № 342 возбуждено дело № 57/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном увеличении тарифа на обслуживание опор контактной сети.

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июня 2008 г. №30 устанавливает, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта нарушившими ч.1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие двух условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке нарушения;

-результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи в границах города Чебоксары Чувашской Республики (проведенного в соответствии с приказом от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке») установлено доминирующее положение МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» с долей товарного рынка более 50%.

В соответствии с ч.1 ст.10 Закона о защите конкуренции, злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением может выражаться в экономически необоснованном повышении стоимости (тарифа) на продукцию (услугу). В целях проверки экономической обоснованности повышения тарифа на обслуживание опор, у МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» были запрошены документы, отражающие увеличение затрат предприятия по выполнению работ, связанных с обслуживанием опор, а также пояснения МУП «ЧТУ» к обоснованию повышения цены. МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» пояснило, что увеличение тарифа с 105,93 руб. (без НДС) в 2012 г. до 124,58 руб. (без НДС) в 2014 г. произошло под влиянием следующих факторов:

-увеличения нормы времени на обслуживание опоры на 3,4 % (по данным хронометражных исследований);

-увеличения цен на бензин с 25,2 руб./л до 27,7 руб./л  (кассовые чеки приложены к путевым листам);

-увеличения расхода бензина в расчете на одну опору с 2,9 л до 3,9 л (по данным хронометражных наблюдений, подтверждаемым путевыми листами);

-увеличения ФОТ основных рабочих (в соответствии с приказом директора МУП «ЧТУ» от 26 декабря 2013 г. №303-п об индексации тарифных ставок на 6,7%, приказом от 06.02.2013 №77-п об индексации заработной платы на 2,46 %).

Однако, проанализировав предоставленные МУП «ЧТУ» калькуляции обслуживания опор за 2012 и 2014 гг., калькуляции процентов накладных расходов, данные о фактических расходах по основной деятельности МУП «ЧТУ» за 2012 г. (на основании которых определялись проценты накладных расходов в 2014 г.), было установлено следующее:

  1. В структуру калькуляционных статей накладных расходов Ответчик включил статью расходов «5. Износ резины» в размере 13 851 тыс.руб. Данная сумма отражает затраты Ответчика, связанные с износом а/резины троллейбусов (см. л.д. 54-55 тома 2, Фактические расходы по основной деятельности МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» за 2012 г.) Затраты по основной деятельности предприятия не относятся к оказываемым им услугам по обслуживанию опор контактных сетей.
  2. Калькуляционная статья «4. Амортизация» в структуре накладных расходов принята в размере 39 196 тыс. руб., данная сумма взята из Фактических расходов по основной деятельности МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» за 2012 г. (см. л.д. 54-55 тома 2, строка «Амортизация п/состава»). Затраты предприятия на амортизацию всего подвижного состава не должны учитываться в структуре накладных расходов на обслуживание опор контактной сети (поскольку в обслуживании опоры не участвует все автотранспортные средства предприятия), тем более что в калькуляции тарифа на обслуживания 1 опоры контактной сети и так учтена амортизация по автомашинам, используемым в обслуживании опор в размере 66,84 р./опора (см. л.д. 45, строка 4. Амортизация).
  3. Калькуляционная статья накладных расходов 2 «Т./эн., вода, э/эн., газ» принята в размере общей по предприятию (сумма строк теплоэнергия, электроэнергия, вода и газ), т.е. в размере 12 996,4 тыс.руб.

а также иные, учтенные в калькуляционной статье «накладные расходы», затраты, не относящиеся прямым или косвенным образом к работам по обслуживанию ОКС (не создающие необходимых условий для осуществления работ по обслуживанию опор контактной сети). Накладные расходы - это часть сметной себестоимости работ, представляющая собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием. Указанные выше статьи расходов, учтенные Ответчиком в размере накладных расходов по обслуживанию ОКС, не относятся ни прямым, ни косвенным образом к рассматриваемому виду работ, а также не создают необходимых условий для осуществления данных работ. Представитель Ответчика на заседании от 28.04.2015 г. по рассмотрению дела №57/04-АМЗ-2014 подтвердил, что услуга, предоставляемая провайдерам по обслуживанию опор, включает в себя проведение работ, не связанных с основной деятельностью предприятия по обслуживанию опор.

Накладные расходы в процентах (294%) были определены на основании фактических данных бухгалтерской и управленческой отчетности:

- на 2012 г. – на основании фактических данных за 2011 г.,

- на 2014 г. – на основании данных 2012 г.

Сумма накладных расходов в калькуляции тарифа на обслуживание опоры определялась путем произведения зарплаты основных рабочих (основной и дополнительной) на процент накладных расходов (остававшийся неизменным как 2012 г., так и в 2014 г., и составляющий 294%). Необоснованность повышения тарифа выразилась не в том, что предприятие проиндексировало размер оплаты труда, а в том, что необоснованно включило в размер накладных расходов затраты, не связанные прямым или косвенным образом с проведением работ по обслуживанию опор контактной сети, тем самым некорректно определив процент накладных расходов в размере 294 % от ФОТ, что в конечном итоге привело к необоснованному увеличению суммы накладных расходов при отсутствии влияния внешних факторов.

Данная схема калькуляции тарифа приводит к дисбалансу интересов сторон – интернет – провайдеры вынуждены в составе установленного тарифа на обслуживании ОКС частично брать на себя затраты Ответчика по основной деятельности.

То есть, предъявляя Заявителю к оплате сумму за услуги по обслуживанию ОКС по действующему (завышенному) тарифу, Ответчик тем самым незаконно возлагает на «ООО «Шупашкартранс-К» оплату расходов предприятия, не связанных с затратами на проведение работ по обслуживанию опор контактной сети.

 

С учётом установленных обстоятельств, Комиссия приходит к следующим выводам.

Совершенные действия МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» являются злоупотреблением хозяйствующим субъектом доминирующим положением ввиду того, что

- согласно проведенному Чувашским УФАС России анализу состояния конкуренции на рынке услуг по предоставлению в пользование опор контактной сети для размещения оптических линий связи в границах города Чебоксары Чувашской Республики установлено доминирующее положение МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» с долей товарного рынка более 50%. В соответствии с приказом МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» внесено в реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах муниципального образования г. Чебоксары Чувашской Республики. Таким образом, «ООО «Шупашкартранс-К» не имело альтернативной возможности приобретения данной услуги ;

-увеличение тарифа на обслуживание опор контактной сети признано экономически необоснованным.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции  Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

На заседании комиссии по рассмотрению дела №57/04-АМЗ-2014 от 28.04.2015 представитель МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» нарушения антимонопольного не признал, сообщил, что считает действующий тариф экономически обоснованным, его стоимость до настоящего момента не изменена.

С учетом изложенного и применяя правовые нормы в совокупности с положениями статьи 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи предписания МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» в связи с установлением признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ответчика.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» нарушающими требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдать МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии                                                                                 «…»

 

Члены Комиссии                                                                                          «…»

 

          Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

13.05.2015

04-05/4251

 

Предписание

о совершении действий, направленных на обеспечение

конкуренции по делу № 57/04-АМЗ-2014

 

13 мая 2015 года                                                                                    г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 57/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

-

 

 

 

 

 

 

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от 12.05.2015 по делу № 57/04-АМЗ-2014 о нарушении МУП «Чебоксарское троллейбусное управление» (428020, Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Энгельса, д.27, ИНН 2126000651) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МУП «Чебоксарское троллейбусное управление»:

1. В срок до 15 июня 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» путем установления экономически обоснованного тарифа (платы) на обслуживание 1 опоры контактной сети, не превышающего сумму необходимых для оказания указанной услуги расходов и прибыли.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Чувашское УФАС России в срок до 17 июня 2015 года с представлением письменных доказательств.

 

 

Председатель Комиссии                                                                       «…»

 

Члены Комиссии                                                                                      «…»

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена  административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны