Определение №04-05/4659 Определение Управления об отложении дела в отношении ООО «Ро... от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

№ 24/04-АМЗ-2015

 

19 мая 2015 года.                                                                                                     г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  24/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

при участии на заседании Комиссии:

- представителя ответчика ООО «Росгосстрах» – «…»

- ответчика ИП Макарова А.М.;

при участии на заседании Комиссии заявителей:

- ИП Иголкина И.Л.;

-представителя ООО «СДК-Сервис», «…» действующего по доверенности от 18 мая 2015 г.;

- «…»

- ИП Афанасьева С.И.;

- ИП Яковлева А.Я.;

- корреспондента журнала «Автовестник» «…»

- при отсутствии в заседании Комиссии заявителей:

- представителя ООО «АВТОПРОФИ»;

- представителя ООО «Диагностический центр»;

- представителя ООО «Светофор-сервис»;

- ИП Попова Ю.А.;

- ИП Федеров О.Н.;

- представителя ООО «Агроремтехсервис»;

-

- «…»

в ходе рассмотрения дела № 24/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах», в лице Филиала общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Чувашской Республике – Чувашии и индивидуального предпринимателя Макарова Анатоля Михайловича по признакам нарушения части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Заявитель, ИП Иголкин И.Л., в заседании Комиссии в полном объеме поддержал ранее направленное в УФАС по Чувашской Республике заявление. Сообщил, что в результате соглашения филиала ООО «Росгосстрах» в Чувашской Республике и ИП Макарова А.М. ущемляются интересы несостоявшихся клиентов остальных операторов технического осмотра в Чувашской Республике, у которых отнята свобода выбора оператора технического осмотра страхователем, закрепленная частью 1 статьи 17 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассматриваемыми действиями нарушаются Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П, строго регламентирующие действия страховщика и не допускающие оформление, продажу направлений на технический осмотр и оформления полиса ОСАГО без фактического проведения технического осмотра, а также навязывание оплаты технического осмотра  до его прохождения у указанного страховщиком оператора технического осмотра. ООО «Росгосстрах» не является оператором технического осмотра, следовательно, продажа и выдача диагностических карт его агентами в офисах страховой организации незаконна.

Согласно письму Российского Союза Автостраховщиков от 13.04.2015 № И - 26039, ООО «Росгосстрах» не имеет ни какого отношения к проведению технического осмотра. Не смотря на то, что страховщик не имеет права заниматься деятельностью, помимо определенной Федеральным законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 № 4015-1, участники недопустимого соглашения в разделе 3 партнерского договора определили долю филиала ООО «Росгосстрах» - 30% в объеме денежных средств, полученных за фиктивно проведенный технический осмотр. Указанными действиями остальным операторам технического осмотра ограничивается доступ на рынок услуг технического осмотра. Противозаконная торговля в офисах ООО «Росгосстрах» «направлениями к ИП Макарову А.М. на технический осмотр», с выдачей «подложных» диагностических карт без реального технического осмотра и без присвоенного номера ЕАИСТО, приводит к тому, что в результате доминирующего положения ООО «Росгосстрах» на рынке ОСАГО, а значит и связанного с ним рынка технического осмотра и заключенного с ИП Макаровым А.М. соглашения имеет место ущемление прав страхователей и прав других операторов технического осмотра, которые практически остались без работы.

Ущерб от деятельности участников соглашения для ООО «СДК - Сервис» в результате падения продаж за 2014 год по подсчетам составил сумму более  одного миллиона рублей.

Филиал ООО «Росгосстрах» в Чувашской Республике и ИП Макаров А.М. не прекращают деятельность в рамках недопустимого соглашения и продолжают навязывать «лже» технический осмотр и диагностику аккумуляторной батареи автомототранспортного средства при оформлении полиса ОСАГО.

В материалах дела имеются диагностические карты «DG», в которых нет номера ЕАИСТО, поскольку этот номер присваивается после действительного прохождения технического осмотра. Каждый оператор технического осмотра обязан после прохождения технического осмотра внести номера в ЕАИСТО. Диагностическая карта без номера ЕАИСТО недействительна.

Страховой агент при заключении договора ОСАГО обязан проверить номер ЕАИСТО, предъявленной диагностической карты клиента, и только после проверки вправе выдать полис ОСАГО. Деятельность страховой организации при заключении договора ОСАГО строго регламентированы действующим законодательством.

Постановлением 15 апелляционного суда по делу № А53-22297/2014 от 08 апреля 2015 признаны неправомерными аналогичные действий ООО «Росгосстрах» и соучастников по недопустимым соглашениям по навязыванию фиктивного ТО и диагностирования аккумуляторных батарей.

Представитель заявителей «…» в полном объеме поддержал ранее направленное в УФАС по Чувашской Республике заявление. Сообщил, что в результате согласованных действий ООО «Росгосстрах» при оформлении полиса ОСАГО навязал фиктивный технический осмотр. При этом сам технический осмотр не производился. Данный факт ограничил законное право доверителей пройти техосмотр в удобном для них пункте технического осмотра за цену, не превышающую установленную региональной службой по тарифам, т.е. не более 430 рублей.

Доверителю «…»  в присутствии свидетелей было отказано в выдаче полиса ОСАГО с уже пройденным техническим осмотром у другого оператора технического осмотра, с пояснением, что в отношении всех операторов технического осмотра, кроме ИП Макарова А.М., ведется проверка. «…» пришлось оплатить технический осмотр в размере 830 рублей повторно. Будучи законопослушным гражданином, «…» обратился  к навязанному повторно оператору технического осмотра ИП Макарову А.М., где в тесном гаражном боксе не смогли проверить даже тормоза.

Согласно письму Росстандарта от 27.03.2015 № 4/11 оп – 111 о, отделом (инспекция) в Чувашской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федеральной агентство по техническому регулированию и метрологии зафиксирован факт нарушения ИП Макаровым А.М. Зафиксированный факт навязывания «...» прохождения технического осмотра у ИП Макарова А.М. в городе Чебоксары, в страховом отделе города Козловка, абсурдно, т.к. более существенно ущемляет права страхователя, которому потребуется дополнительно преодолеть более 200 километров, чтобы фактически пройти итак оплаченный в двойном размере технический осмотр. На сегодняшний день за не пройденный технический осмотр денежные средства в размере 830 рублей не возвращены.

Денежные средства за направление на технический осмотр от доверителей принимались сотрудниками ООО «Росгосстрах» с начала по напечатанной форме расписки агентов, затем по квитанции не установленного законом образца, что указывает на нарушения при обороте наличных денежных средств и создает дополнительное препятствие для определения субъекта претензии.

Во всех заявленных случаях, при обращении доверителей за получением полиса ОСАГО, ООО «Росгосстрах» поставило возможность заключения договора ОСАГО в зависимость от одновременного получения (прохождения) технического осмотра и получения диагностической карты конкретного оператора технического осмотра - ИП Макарова А.М. Данные действия повлекли нарушение прав страхователей посредством увеличения их расходов на приобретение договора ОСАГО в силу приобретения дополнительно навязанной услуги.

Заявитель ИП Яковлева А.Я. в заседании Комиссии в полном объеме поддержал ранее направленное в УФАС по Чувашской Республике заявление. Сообщил, что автовладельцы желая заключить договор ОСАГО обращаются в страховые организации, которые отказывают в этом ссылаясь на отсутствие бланков полисов. Автовладельцы обращаются в ООО «Росгосстрах», которое направляет к ИП Макарову А.М. и только после выдает полис ОСАГО. Автовладельцы вынуждены соглашаться с этими условиями. В последующем автовладельцы с направлениями к ИП Макарову А.М. обращаются к иным операторам технического осмотра оплачивают услугу по прохождению технического осмотра повторно. ООО «Росгосстрах» выдает пустые диагностические карты в любом офисе на территории Чувашской Республики без прохождения технического осмотра.

Заявитель ИП Афанасьева С.И. в заседании Комиссии в полном объеме поддержал ранее направленное в УФАС по Чувашской Республике заявление. Сообщил, что полиса ОСАГО ООО «Росгосстрах» выдаются до проведения технического осмотра. К ИП Макарову А.М. автовладельцы обращаются с незаполненной диагностической картой.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» нарушение антимонопольного законодательства не признала. Сообщила,  что ИП Макаров А.М. сотрудничает с ООО «Росгосстрах» на основании договора № б/н от 13.08.2013г. В соответствии с положениями указанного договора, ИП Макаров поручает, а ООО «Росгосстрах» принимает на себя обязательства по информированию страхователей/потенциальных страхователей или их представителей о возможности по желанию последних получить платную услугу по контрольной диагностике аккумуляторных батарей автомототранспортных средств (тестирование) и (или) проведению технического осмотра транспортных средств. Услуги по информированию сами по себе не противоречат антимонопольному законодательству.

ООО «Росгосстрах» не является оператором технического осмотра, его функции в данном случае ограничены лишь информированием заинтересованного клиента о деятельности оператора технического осмотра - партнера ООО «Росгосстрах» и возможности прохождения технического осмотра на мощностях соответствующего оператора, оформлением договора на проведение технического осмотра по типовой форме.

Соглашение между ООО «Росгосстрах» и ИП Макаровым А.М. имеет все признаки «вертикального» соглашения, в связи с чем подлежит оценке по специальной, а не общей норме статьи 11 Закона о защите конкуренции. Соответствующие разъяснения даны ФАС России письмом от 11.03.2015г. №АД/11495/15.

Пояснила, что ООО «Росгосстрах» при заключении договоров ОСАГО принимает диагностические карты всех без исключения операторов технического осмотра, аккредитованных РСА. При наличии действующей диагностической карты ООО «Росгосстрах» не отказывает в заключение договора ОСАГО.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 15 Закона об ОСАГО заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

Таким образом, ООО «Росгосстрах» не отказывает клиентам в заключение договора ОСАГО при предоставлении диагностической карты, соответствующей требованиям части 10.1 статьи 15 Закона об ОСАГО.

Действующим законодательством не запрещено для заполнения технической документации, а именно диагностической карты,  привлекать сторонних лиц.

Клиенты ООО «Росгосстрах» могут оплатить услуги ИП Макарова А.М. не только через ОАО «Росгосстрах Банк».

Индивидуальный предприниматель Макаров А.М. нарушение антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что на рынке страховых услуг действует более 70 страховщиков и страхователь свободен в выборе страховой организации. Пункт технического осмотра ИП Макарова А.М. имеет аккредитацию по транспортным средствам категории  М 1, N 1. Большинство операторов технического осмотра имеют аккредитацию по транспортным средствам категории  O, L, M1, N1, M2, N2. Соответственно, ИП Макаров А.М. не может с ними конкурировать, поскольку не осуществляет весь объем технического осмотра. Подобный партнерскому договору со страховыми организациями вправе заключить любой оператор технического осмотра. Количество клиентов зависит от местоположения оператора технического осмотра в шаговой доступности. ИП Макаров А.М. оказывает услугу предварительной записи. С 07 мая 2015 оказывается услуга смс оповещения постоянных клиентов.

При обращении «…»  действительно тормозной стенд не работал, поскольку отсутствовал трехфазный ток и из-за погодных условий было не безопасно использовать его. В последующем неполадки были устранены. Пункт технического осмотра оборудован всей необходимой для проведения технического осмотра  аппаратурой. Всем обратившемся клиентам услуги оказываются в полном объеме.

Диагностирование АКБ является добровольной и дополнительной услугой, оказываемой по желанию клиента.

В рамках заключенного с ООО «Росгосстрах» договора клиентам выдается направление на прохождение технического осмотра, на основании которого проходится технический осмотр. Лица не прошедшие технический осмотр и не желающие его проходит вправе письменно обратиться к предпринимателю и получить денежные средства.

Проезд в пункте технического осмотра не сквозной, технический осмотр осуществляется 3 специалистами.

Представителем ООО «Росгосстрах» было заявлено ходатайство о проведении анализа состояния конкуренции на рынке ОСАГО и технического осмотра и диагностирования АКБ.

 

Руководствуясь статьей 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Ходатайство ИП Иголкина И.Л. о приобщении к материалам дела дополнительных пояснений удовлетворить.

2. В удовлетворении ходатайства ООО «Росгосстрах» о проведении анализа состояния конкуренции на рынке ОСАГО и технического осмотра и диагностирования аккумуляторной батареи отказать.

3. Рассмотрение дела № 24/04-АМЗ-2015 отложить.

4. Назначить дело № 24/04-АМЗ-2015 к рассмотрению на 25 июня 2015 года в 09 час. 00 мин. (адрес: г. Чебоксары, Московский проспект, д.2).

5. ИП Макарову А.М. предоставить в срок до 05 июня 2015 г.:

- информацию о пропускной способности пункта технического осмотра, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Б. Хмельницкого, д. 3в (фото пункта технического осмотра, технический паспорт <...> с приложением журнала регистрации поступивших клиентов по техническому осмотру и оказанных услуг;

- копию предписания, выданного отделом (инспекция) в Чувашской Республике Приволжского межрегионального территориального управления Федеральной агентство по техническому регулированию и метрологии;

- информацию об исполнении предписания, с приложением подтверждающих документов;

- информацию о количестве оказанных услуг по проведению технического осмотра и диагностированию аккумуляторной батареи за 2015 год (январь – июнь 2015 г.).

4. Обществу с ограниченной ответственностью «Росгосстрах», в лице Филиала общества с ограниченной ответственностью «Росгосстрах» в Чувашской Республике – Чувашии предоставить в Чувашское УФАС России в срок до 05 июня 2015 г.:

- информацию о количестве выданных направлений к ИП Макарову А.М. на прохождение технического осмотра за 2015 год (январь – июнь 2015 г.);

- информацию о количестве выданных направлений к ИП Макарову А.М. на  диагностирование аккумуляторной батареи автомототранспортного средства за 2015 год (январь – июнь 2015 г.);

- информацию о количестве заключенных договоров ОСАГО на территории Чувашской Республики за 2015 год (январь – июнь 2015 г.).

Явка представителя ответчика по делу (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

 

Председатель Комиссии                                                                                                  «…»

 

 

Члены Комиссии                                                                                                              «…»

 

Примечание:

1. Согласно статье 43 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки.

С материалами дела можно ознакомиться в Управлении Федеральной антимонопольной службе по Чувашской Республике - Чувашии, контактный телефон 58-42-08, 62-25-88.

2. В соответствии с частью 2 статьи 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» лица, лица, участвующие в деле о нарушении антимонопольного законодательства вправе осуществлять свои права и обязанности самостоятельно или через представителей, полномочия которых подтверждаются документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. В соответствии с частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны