Решение №04-05/5407 Решение Управления в отношении ООО «Инфолинк» от 10 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Дело №10/04-АМЗ-2018                                                                         г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена 31 июля  2018 года.

Решение изготовлено в полном объеме 06 августа  2018 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 10/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

«…»

рассмотрев дело № 10/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Инфолинк» (Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул.К.Маркса, д.60А, ИНН 2128022555) статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в использовании обозначения«FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018» с одновременным изображением на нем товарного знака, правообладателем которого является Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA, в отсутствие соответствующего разрешения правообладателя,

в присутствии на заседании:

представителя ответчика – Общества с ограниченной ответственностью «Инфолинк»» - «…»,

в отсутствие представителя заявителя – ООО «Агентство интеллектуальной собственности» (ИНН 7724897437), заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 06.07.2018 поступило заявление Общества с ограниченной ответственностью «Агентство интеллектуальной собственности» (далее – заявитель) с сообщением о незаконном использовании Обществом с ограниченной ответственностью «Инфолинк» в сети Интернет (https://cheb.info-link.ru, «…», «…» товарных знаков «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018», правообладателем которого является Международная федерация футбольных ассоциаций - FIFA.

В соответствии с приложенной к заявлению доверенностью от 20.01.2016 Федерасьон Интернасьональ де Футбол Ассосиасьон (ФИФА), компания организованная и зарегистрированная в соответствии с законодательством Швейцарской Конфедерации 02.04.1996, назначила Общество с ограниченной ответственностью «Агентство интеллектуальной собственности» действительным и законным представителем с правом самостоятельно совершать от имени доверителя действия по защите интеллектуальной собственности доверителя на территории Российской Федерации.

Как следует из заявления, действия ООО «Инфолинк» по использованию в рекламно-маркетинговых акциях в социальных сетях и на сайтах в сети Интернет эмблемы Чемпионата мира по футболу FIFA 2018, зарегистрированной в качестве товарного знака, в том числе в отношении услуг 38 класса МКТУ («телекоммуникации» и «телевизионное вещание») являются недобросовестной конкуренцией.

 FIFA реализует свое исключительное право путем предоставления третьим лицам на территории Российской Федерации права использовать принадлежащие ей товарные знаки при производстве и введении в гражданский оборот широчайшего перечня товаров и услуг, в том числе, включенных в указанный выше класс МКТУ. Перечень партнеров, спонсоров и лицензиатов FIFA, которым предоставлено право на законных основаниях использовать товарные знаки FIFA и иные принадлежащие Федерации объекты интеллектуальной собственности, размещен на официальном сайте представителя FIFA -  ООО «Агентство интеллектуальной собственности» - www.ais-agency.ru.

Так, FIFA имеет заключенный лицензионный договор с Публичным акционерным обществом междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» в отношении товарного знака по свидетельству №600424, предоставляющий право использования указанного товарного знака по 38 классу МКТУ.

FIFA не заключала ООО «Инфолинк» каких-либо договоров, предоставляющих право использования принадлежащих ей товарных знаков и сходных с ними до степени смешения обозначений, в том числе в рекламно-маркетинговых акциях, направленных на продвижение телекоммуникационных и телевизионных услуг, и никаким иным образом не выражала свое согласие на такое использование.

В связи с наличием в действиях ООО «Инфолинк» по использованию в своей предпринимательской деятельности в целях привлечения внимания покупателей товарного знака, правообладателем которого является Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA, признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» Чувашское УФАС России возбудило настоящее дело.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика по делу сообщил, что на момент рассмотрения настоящего дела в группах «В контакте», в «Фейсбук» и на сайте общества информация с использованием товарных знаков «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018» не размещается. Одновременно сообщил, что общество в целях продвижения своих услуг на рынке доверило функции по размещению информации об услугах компании в сети Интернет специалисту по интернет-маркетингу, в функции которого входит ведение социальных сетей и сайта общества. Согласно пояснениям данного специалиста информация о деятельности ООО «Инфолинк» с использованием символики Чемпионата мира по футболу размещалась на сайте общества и в социальных сетях примерно в период с 14 по 20 июня т.г.

 

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Инфолинк» зарегистрировано Администрацией Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики в качестве юридического лица 09.10.1996 с ОГРН 1022101134846.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности юридического лица является деятельность в области связи на базе проводных технологий (61.10), дополнительными – в том числе, деятельность в области телевизионного вещания (60.20), деятельность в области связи на базе проводных технологий прочая (61.10.9).

В целях осуществления указанной предпринимательской деятельности и оптимизации функционирования ООО «Инфолинк»  за счет сосредоточения им усилий на ведении основной деятельности, а именно продвижения официальных сайтов, социальных групп общества, оказываемых им услуг в сети Интернет, а также на интернет-форумах, в сообществах, беседах, чатах между  ООО«Инфолинк» и «…» 06.04.2018 заключен договор на размещение и продвижение в сети Интернет.

Согласно условиям указанного договора предметом договора является передача заказчиком (ООО «Инфолинк») исполнителю («…») за вознаграждение следующих непрофильных функций:

-поддержка интереса посетителей к ресурсам заказчика, привлечение новых пользователей, стимулирование потребительского спроса, ускорение процесса смены клиентского статуса (с потенциального на фактический): подготовка текстовых и иных материалов, мониторинг конкурентов;

-подготовка копирайт-текстов для оптимизации сайта под поисковые системы, эффективное продвижение в ТОП;

- ведение новостной ленты, регулярное обновление материалов на сайте, социальных сетях (VK, Facebook, Instagram) – не менее 1 новости в день;

- формирование описаний услуг, товаров (при необходимости – изменение текстов);

- устранение технических неполадок на сайте, мелкие технические работы по сайту;

- мониторинг показателей сайта (трафик, позиции и другое).

В целях выполнения работ по вышеуказанному договору на официальном сайте ООО «Инфолинк» https://cheb.info-link.ru в Ленте новостей от 15.06.2018 размещена информация следующего содержания:

«Телеканал МатчHD в сети Инфолинк!

Друзья!В предверии ЧМ2018 по Футболу мы решили обрадовать всех поклонников футбола и всех любителей Телевидения высокой четкости!

Встречайте Телеканал Матч! HD в сети интерактивного телевидения Лайм HD! Теперь набор телеканалов в Базовом пакете увеличился.»

Далее изображены следующие товарные знаки:

 

https://t-l.ru/i/n/807/240807/tn_240807_b789bdb65021.jpg

 

с указанием крупным планом МАТЧ HD ТВ.

 «Итак, смотрите телеканал Матч! HD, ставьте в закладки, отмечайте уведомления и болейте за свою любимую команду!

Кстати, подключить кабельное ТВ можно отправив заявку на сайте.»

 

Согласно имеющемуся в материалах дела скриншоту, сделанному заявителем со странички группы «Инфолинк (Лайм)» в социальной сети «ВКонтакте» «…», в Ленте новостей от 14.06.2018 в 09:36 размещена информация следующего содержания:

«Друзья!В предверии ЧМ2018 по Футболу мы решили обрадовать всех поклонников футбола и всех любителей Телевидения высокой четкости!

Встречайте Телеканал Матч! HD в сети интерактивного телевидения Лайм HD! Теперь набор телеканалов в Базовом пакете увеличился.

Итак, смотрите на телеканале…»

Далее изображены следующие товарные знаки:

https://t-l.ru/i/n/807/240807/tn_240807_b789bdb65021.jpg

с указанием крупным планом МАТЧ HD ТВ.

 

В соответствии со скриншотом, сделанным заявителем со странички «…»в социальной сети Фейсбук «…», в Ленте новостей от 14.06.2018 в 09:43 размещена информация следующего содержания:

«Друзья!В предверии ЧМ2018 по Футболу мы решили обрадовать всех поклонников футбола и всех любителей Телевидения высокой четкости!

Встречайте!Телеканал Матч! HD в сети интерактивного телевидения Лайм HD! Теперь набор телеканалов в Базовом пакете увеличился.

Итак, смотрите на телеканале Матч! HD следующие игры:»

Далее изображены следующие товарные знаки:

https://t-l.ru/i/n/807/240807/tn_240807_b789bdb65021.jpg

с указанием крупным планом МАТЧ HD ТВ.

 

В соответствии с письменными пояснениями «…», являющегося исполнителем по договору, использование символики, правообладателем которой является Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA, осуществлялось на интернет-ресурсах ООО «Инфолинк» приблизительно в период с 14 по 20 июня т.г. в связи с прохождением в Российской Федерации Чемпионата мира по футболу.

Однако согласно скриншоту, сделанному 25.06.2018  в 12:35 с официального сайта ООО «Инфолинк» https://cheb.info-link.ruинформация с использованием указанных товарных знаков размещалась минимум в период с 14 июня по 25 июня 2018 года.

Товарный знак с вышеуказанным изображением зарегистрирован 16.09.2015 №552415 и распространяется на следующие классы МКТУ - 1,3,4,5,6,7,8,9,10, 11,12,14,15,16,18,20,21,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43,45, товарный знак FIFA WORLD CUP – 17.03.2000 №734366 и распространяется на классы МКТУ - 1,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,14,15,16,18,20,21,24,25,26,27,28,29,30, 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40,41, а товарный знак RUSSIA 2018 – 01.04.2011 №434255,19.09.2012 №471074, 20.09.2012 №471195,  и распространяет свое действие на следующие классы МКТУ – 1,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,14, 15,16,18,20,21,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33,34,36,37,38,39,40, 41,42,43,45.

 

Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются  любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

То есть для признания действий лица, в отношении которого подано заявление о нарушении антимонопольного законодательства необходимо и достаточно, чтобы указанные действия содержали все необходимые признаки недобросовестной конкуренции, а именно:

1) юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами;

2)        действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;

3)        своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующее нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;

4)        конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем рынке по отношению к конкурентам.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон №108-ФЗ) FIFA (Federation Internationale de Football Association) - международная федерация футбольных ассоциаций, которая является международным спортивным органом управления, обеспечивающим координацию футбола как вида спорта, создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством страны регистрации.

Статьей 17 Закона №108-ФЗ предусмотрено, что FIFA принадлежат имущественные права, связанные с осуществлением мероприятий, включая права на использование символики спортивных соревнований, права на осуществление контроля за доступом к местам осуществления мероприятий, права на реализацию входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, права определения коммерческих партнеров FIFA и контрагентов FIFA, права на размещение рекламы, продажу и иное распространение товаров, выполнение работ, оказание услуг в местах осуществления мероприятий, права на определение производителей спортивной экипировки, спортивного оборудования и инвентаря, используемых при осуществлении мероприятий, права на освещение мероприятий посредством трансляции изображения и (или) звука любыми способами и (или) с помощью любых технологий, права демонстрировать мероприятия в общественных местах с использованием аудио-, видеозаписи и (или) фотосъемки мероприятий. Использование указанных имущественных прав третьими лицами допускается при условии заключения соответствующего договора с FIFA или с уполномоченными организациями FIFA.

Согласно части 1 и части 5 статьи 19  Закона №108-ФЗ использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, включая обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к FIFA или мероприятиям, об одобрении FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг и (или) указывает каким-либо образом на связь указанных лиц и (или) товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями, допускается только при условии заключения соответствующего договора с FIFA или уполномоченными организациями FIFA, подлежащего в установленных федеральным законом случаях государственной регистрации. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, которая является объектом интеллектуальной собственности и на которую FIFA обладает исключительными правами, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Использование символики чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года с нарушением требований настоящей статьи признается незаконным и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 1226 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права.

Согласно статье 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом, другими законами.

Так, в соответствии со статьей 20 Закона №108-ФЗ признаются недобросовестной конкуренцией и влекут за собой наступление последствий, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации:

1) продажа, обмен или иное введение в оборот товаров либо выполнение работ, оказание услуг, если при этом незаконно использовались символика спортивных соревнований и обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с символикой спортивных соревнований, либо измененная символика спортивных соревнований;

2) осуществление любых видов маркетинга (в том числе деятельности по реализации и (или) продвижению товаров, работ, услуг), призванных сформировать у потребителя представление о FIFA и (или) мероприятиях посредством использования символики спортивных соревнований и иным образом, без разрешения FIFA;

3) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления о причастности производителя товара и (или) рекламодателя к FIFA или мероприятиям в качестве спонсора, партнера, помощника, соорганизатора, агента, лицензиата, официального поставщика товаров, работ, услуг либо в любом ином качестве;

4) введение в заблуждение, в том числе посредством создания ложного представления об одобрении, о рекомендации, сертификации FIFA и (или) Оргкомитетом "Россия-2018" товаров, работ, услуг, а также о связи таких товаров, работ, услуг с FIFA или мероприятиями;

5) подготовка и (или) проведение в коммерческих целях массовых мероприятий, создающих ложное представление о них как о мероприятиях, а также финансовое обеспечение, в том числе спонсорская помощь, таких массовых мероприятий без официального письменного разрешения FIFA;

6) использование без официального письменного разрешения FIFA мероприятий для организации либо осуществления рекламной или маркетинговой деятельности, получения спонсорской помощи, в том числе, если такая деятельность направлена на целевую аудиторию, включая владельцев входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия;

7) использование входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в рекламных целях и для проведения розыгрышей, конкурсов, игр, пари, рекламных акций, а также включение стоимости входных билетов на мероприятия или документов, дающих право на получение входных билетов на мероприятия, в перечни услуг по туристическому обслуживанию, гостиничных услуг или других услуг без официального письменного разрешения FIFA.

Указанные положения направлены, в том числе, на защиту прав маркетинговых партнеров мероприятий FIFA, а также на предотвращение получения недобросовестными хозяйствующими субъектами необоснованного дохода в связи с предполагаемым резким ростом потребительского интереса и спроса на их товары.

Непосредственно Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA предпринимательскую деятельность с использованием средств индивидуализации, правообладателем которых она является, не осуществляет и, таким образом, не может рассматриваться как хозяйствующий субъект - участник конкурентных отношений.

Однако объективную сторону нарушений, предусмотренных положениями Закона №108-ФЗ, образуют действия, приводящие к формированию у покупателя искаженного представления об отношении товара либо его продавца к FIFA, при этом на восприятие такого покупателя влияет целый ряд факторов: как место, время проведения маркетинговых акций, оформление торгового места, размещение товара при реализации, слоганы и содержание рекламной компании и т.п.

Общая оценка содержания и изображений, использованных в маркетинговых мероприятиях, совпадение сроков их размещения с мероприятиями FIFA в совокупности с изображениями футбольной тематики может привести формированию у потребителя представления о FIFA и проводимых FIFA мероприятиях, а также создать ложное представление о причастности продавца/рекламодателя к мероприятиям FIFA 2018, что в силу прямого указания Закона N 108-ФЗ признается недобросовестной конкуренцией.

Использование каким-либо хозяйствующим субъектом обозначения, сходного до степени смешения либо идентичного широко известному товарному знаку, связанному с популярным среди потребителей мероприятием или событием (в том числе крупнейшими спортивными соревнованиями, к которым относятся мероприятия FIFA) либо иных способов, создающих ассоциации о причастности нарушителя к деятельности и мероприятиям FIFA, обеспечивает получение необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к соответствующим мероприятиям и товарам (услугам), к ним относящимся.

Действия таких лиц по использованию спорных обозначений предоставляют указанным хозяйствующим субъектам ничем не обоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь перед хозяйствующими субъектами – участниками того же рынка, которые во исполнение нормативных требований воздерживаются от использования подобных обозначений и иных ассоциаций без правовых оснований. При этом действия нарушителя вводят потребителя в заблуждение, создавая впечатление о причастности изготовителя или продавца товара к соответствующим мероприятиям, что в свою очередь, влечет перераспределение потребительского спроса к продукции нарушителя и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов – конкурентов.

Из правового смысла понятия недобросовестной конкуренции следует, что наличие или угроза наступления соответствующих последствий по причинению убытков предполагается и непосредственных доказательств причинения ущерба  не требуется.

Главой 2.1 Закона о защите конкуренции  детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции.

В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции данный перечень не является исчерпывающим: не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Кроме того, согласно ст. 10-bis Парижской конвенции ("Конвенция по охране промышленной собственности", заключена в Париже 20.03.1883), актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Пункт 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. То есть, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Как установлено материалами дела ООО «Инфолинк» осуществляет следующие виды деятельности - деятельность в области связи на базе проводных технологий, деятельность в области телевизионного вещания.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по оказанию услуг связи и телевизионному вещанию подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.

ООО «Инфолинк» имеет лицензию №159553 от 26.12.2017 на право осуществления деятельности по оказанию услуг связи для целей кабельного вещания, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Место действия лицензии –  Чувашская Республика – Чувашия: г.Чебоксары, г.Новочебоксарск.

Управлением Роскомнадзора по Чувашской Республике письмом от 25.07.2018 №5704-03/21 в ответ на запрос Чувашского УФАС России представлен перечень хозяйствующих субъектов, оказывающих на территории г.Чебоксары  и на территории г.Новочебоксарск услуги связи для целей кабельного вещания, в котором также присутствует ответчик по делу.

Согласно аналитической записке Чувашского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания, утвержденной 31.07.2018, по результатам проведенного анализа конкуренции на товарном рынке, в котором действует хозяйствующий субъект Общество с ограниченной ответственностью «Инфолинк» за период с 01.06.2018 по 25.06.2018 установлено, что в данном сегменте товарного рынка в пределах локального рынка город Чебоксары действуют 11 хозяйствующих субъектов – конкурентов, а в пределах локального рынка город Новочебоксарск – 6 хозяйствующих субъектов – конкурентов. Использование одним из таких хозяйствующих субъектов обозначения, сходного до степени смешения с широко известным товарным знаком, связанным с популярным среди потребителей мероприятием, может вызвать повышенный интерес потребителей к услугам на рынке оказания услуг связи для целей кабельного вещания, поскольку среди потребителей таких услуг на данном рынке создается впечатление о причастности продавца товара (услуги) к соответствующим мероприятиям FIFA, что в свою очередь, может повлечь за собой перераспределение потребительского спроса к продукции хозяйствующего субъекта, использующего такое обозначение, и не может не сказаться на доходах хозяйствующих субъектов – конкурентов. Таким образом, осуществление ООО «Инфолинк» деятельности по оказанию услуг связи с использованием обозначения, правообладателем которого является FIFA, в период использования такого товарного знака могла привести к увеличению количества приобретателей в указанный период.

Такое использование товарных знаков без соответствующего разрешения правообладателя призвано сформировать у потребителя представление о причастности предпринимателя и его деятельности к FIFA.

Осуществление деятельности ООО «Инфолинк» по оказанию услуг связи для целей кабельного вещания с использованием товарных знаков, идентичных широко известному товарному знаку, связанному с таким популярным среди потребителей мероприятием, к которым относятся мероприятия FIFA, создает  ассоциации о причастности общества к деятельности и мероприятиям FIFA, что обеспечивает ему получение необоснованного преимущества в предпринимательской деятельности за счет повышенного интереса потребителей к услугам, оказываемым обществом.

Указанные обстоятельства приводят к получению необоснованных преимуществ при осуществлении ООО «Инфолинк» предпринимательской деятельности в виде привлечения новых клиентов (потенциальных покупателей) по сравнению с иными хозяйствующими субъектами осуществляющими деятельность на одном и том же товарном рынке, которые в отличие от общества воздерживаются от использования подобных обозначений в силу законодательных запретов такого использования.

Перечень конкурентов, действующих на товарном рынке услуг связи для целей кабельного вещания одновременно с ООО «Инфолинк» изложен в аналитической записке Чувашского УФАС России по анализу состояния конкуренции на товарном рынке услуг связи для целей кабельного вещания, утвержденной 31.07.2018. 

Доказательства о наличии соответствующего разрешения правообладателя товарных знаков обществом не представлены ввиду отсутствия такового.

Доводы ответчика по делу об удалении на момент рассмотрения дела рассматриваемой информации не могут быть приняты в качестве доказательства неиспользования указанных товарных знаков, поскольку указанное изображение размещалось в период фактического осуществления деятельности (оказания услуг связи кабельного вещания), что не опровергается самим ответчиком. Данное обстоятельство может иметь значение лишь при разрешении Комиссией вопроса о выдаче предписания, направленного на прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

Перед окончанием рассмотрения дела комиссией в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции принято заключение об обстоятельствах дела от 18.07.2018.

До окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства в адрес Чувашского УФАС России поступили пояснения ООО«Инфолинк» от 31.07.2018 №202 в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела. Так, общество считает, что не может нести ответственность за действия привлеченного по договору специалиста, и не может и не обязано знать о зарегистрированных на территории Российской Федерации торговых знаках и наименованиях.

Между тем в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о защите конкуренции ответчик по делу - лицо, в отношении которого подано заявление, направлены материалы или в действиях (бездействии) которого антимонопольным органом обнаружены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Указанные лица признаются ответчиками по делу о нарушении антимонопольного законодательства с момента возбуждения дела. Интернет-сайт https://cheb.info-link.ru , на котором размещена информация с использованием товарных знаков FIFA, является официальном сайтом ООО «Инфолинк». Тем самым ООО"Инфолинк" является лицом, в действиях которого антимонопольным органом усматривается нарушение антимонопольного законодательства. Кроме того, информация с использованием символики Чемпионата мира по футболу, размещенная  на официальном сайте ООО «Инфолинк» https://cheb.info-link.ru, в социальной сети «ВКонтакте» «…», в социальной сети Фейсбук «…» предназначена для целей продвижения услуг связи ООО «Инфолинк», стимулирования потребительского спроса на такие услуги общества, а не услуг физического лица – «…». Как следует из содержания договора на размещение и продвижение услуг в сети Интернет от 06.04.2018, все действия по указанному договору исполнитель осуществляет в интересах общества.

Вместе с тем согласно части 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Исходя из изложенного, ООО «Инфолинк» самостоятельно несет ответственность за все действия, связанные с деятельностью общества, и вытекающими из такой деятельности обязательствами.

Одновременно Комиссия признает несостоятельными доводы ответчика и о недопустимости доказательств, представленных заявителем – скриншотов со страниц социальных сетей, ввиду отсутствия их нотариального заверения.

Согласно статье 45.1 Закона о защите конкуренции в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.

Исходя из содержания пункта 12.3 статьи 22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 удостоверение равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу является действием, для которого законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Поскольку скриншоты со страниц социальных сетей и официального сайта общества, представленные заявителем, являются  письменными доказательствами по делу, не требующими их нотариального заверения, указанные документы признаны Комиссией допустимыми доказательствами по делу.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела Комиссия приходит к окончательному выводу о том, что действия ООО «Инфолинк» по оказанию и продвижению услуг с использованием товарных знаков, правообладателем которых является Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA, без соответствующего разрешения, содержат все квалифицирующие признаки недобросовестной конкуренции и соответственно нарушают статью 14.8 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Учитывая изложенное, и принимая во внимание факт удаления на момент рассмотрения дела с официального сайта ООО «Инфолинк» https://cheb.info-link.ru,  со страницы в социальной сети «ВКонтакте» «…», со страницы в социальной сети Фейсбук «…» информации об услугах общества  с использованием товарных знаков, правообладателем которых является Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA, Комиссия приходит к выводу о том, что основания для выдачи предписания о прекращении недобросовестной конкуренции отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Инфолинк», выразившиеся в использовании в своей предпринимательской деятельности  обозначения «FIFA WORLD CUP RUSSIA 2018» с одновременным изображением на нем товарного знака, правообладателем которого является Международная федерация футбольных ассоциаций FIFA, в отсутствие соответствующего разрешения правообладателя, нарушением статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении недобросовестной конкуренции Обществу с ограниченной ответственностью не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                    «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                               «…»

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны