Решение №04-05/5431 Решение Управления в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Чеб... от 17 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение  по делу  № 07/04-АМЗ-2018

 

Резолютивная часть оглашена  31 июля 2018 года                          

Решение изготовлено в полном объеме 07 августа 2018 года        г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 7/04-АМЗ-2018 по признакам нарушения антимонопольного законодательства в составе:

«…»

при участии:

представителей заявителя:

- ООО «СУОР» - «…» -  доверенность от 23.04.2018

представителей ответчика ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары»:

«…»

в отсутствии представителей:

-  прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики;

- Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства;

- администрации  г. Чебоксары

о нарушении  антимонопольного законодательства  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  по признакам нарушения п.4  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в ограничении поставки горючего природного газа на объекты ООО «СУОР», что привело к ущемлению интересов добросовестных абонентов – потребителей тепловой энергии,

                                  

УСТАНОВИЛА:

                         

В Чувашское УФАС России 23.05.2018 (вх. 05/04/3120) поступили материалы проверки прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары  Чувашской Республики, обращения Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства (вх. 04-05/3136), администрации г. Чебоксары (вх. 04-05/3134), 24.05.2018 ООО «СУОР» (ИНН2127311917)  (вх. 04-05/3150) на предмет прекращения поставки газа  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (ИНН2126003807)  с 21.05.2018  в котельные №1-19 ООО «СУОР», повлекшие за собой прекращение коммунального ресурса – горячей воды на объект микрорайона «Садовый» (жилые дома, социальные объекты, в том числе МБДОУ Детский сад №203 «Непоседы»).

Между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и ООО «СУОР»  23.01.2013 заключен договор на поставку горючего природного газа №59-5-4316 сроком до 31.12.2020.

В связи  с образовавшейся  задолженностью ООО «СУОР» за поставленный горючий природный газ, (используемый для последующего предоставления в качестве коммунального ресурса) ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» поставка прекращена с 21.05.2018.

Доказательством прекращения поставки ресурса на объекты                      ООО «СУОР» также служит официальная публикация  от 22.05.2018, размещенная на сайте ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (http://gmch.ru/info.aspx?type=news&id=7414), указывающая, что:  «По состоянию на 01.05.2018  задолженность ООО «СУОР» за поставленный природный газ перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» составила порядка 49 млн рублей.

Неисполнение обязательств ООО «СУОР» допущено потребителем порядка 20 раз в течение последних 7 месяцев.

В настоящее время не погашена задолженность за поставленный природный газ, возникшая еще в сентябре 2017 года не погашена.

С 03 мая 2018 г., в соответствии с действующим законодательством (Постановление Правительства Российской Федерации № 1245 от 25.11.2016г. «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа»),                              ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» ограничило поставку газа должнику до уровня объемов, который ранее фактически оплачивался потребителем в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения.

Была установлена среднесуточная норма поставки, по всем точкам подключения потребителя.

По состоянию на 21.05.2018 г. объемы природного газа, установленные в соответствии с действующим законодательством для   ООО «СУОР», были выбраны потребителем полностью» (скриншот в материалах дела).

Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары  Чувашской Республики установлено, что в микрорайоне Садовый проживает неопределенный круг лиц, проживающих в многоквартирных жилых домах как временно, так и постоянно.

 Часть домов, представлена на праве социального найма, и не находится в частной собственности.

Как указано, выше прекращение поставки ресурса в котельные повлекло, прекращение поставки горячей воды в МБДОУ «Детский сад №200 «Непоседы», что влечет за собой нарушение прав несовершеннолетних.

Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары  Чувашской Республики установлено, коммунальный ресурс также ограничен добросовестным потребителям коммунальных услуг и бюджетному учреждений, не имеющем задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

По результатам исследования нормативно-правовой базы установлено.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации  - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

 В соответствии со ст.  2  Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» ограничении подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям, не исполняющих своих обязательств по оплате потребленных тепловой энергии (мощности) теплоносителя, не должно приводить к изменению режима поставок тепловой энергии иным потребителям.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 9далее – Правила №354), установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил №354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

 Правила введения ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. №1245 (далее – Правила №1245).

Следуя п. 8 Правила №1245 Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

 В соответствии с п. 9 Правил №1245 ограничение подачи (поставки) газа потребителю по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется поставщиком (с привлечением при необходимости газораспределительной организации), а при отсутствии возможности произвести ограничение поставки газа потребителю путем выполнения соответствующих технических мероприятий на сетях и оборудовании, предназначенных для транспортировки газа, прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика осуществляется потребителем.

Уклонение потребителя от совершения действий по прекращению отбора газа является основанием для принудительного ограничения подачи (поставки) и отбора газа посредством проведения мероприятий технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя, если право поставщика на ограничение подачи (поставки) газа не может быть реализовано без доступа к газоиспользующему оборудованию потребителя. При этом такие мероприятия технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя должны быть предусмотрены в договоре поставки газа и (или) договоре об оказании услуг по его транспортировке.

Из п. 11 Правил №1245 следует, что потребитель, в данному случае ООО «Коммунальные технологии»  к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Положениями п. 12 Правил №1245 установлено исполнение обязанности потребителем (ООО «Коммунальные технологии»), предусмотренной п. 11 путем:

а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;

в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.

Исходя из п. 13 следует, что в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа (ООО «Газпром межрегнионгаз Чебоксары») ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

В случае перерасхода газа потребителем в период введения ограничения поставщик газа имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого (поставляемого) газа до месячной нормы, установленной на период введения ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки) газа (с предупреждением потребителя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не менее чем за сутки), в случае, если его объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем до истечения этого месяца. Последующее возобновление подачи (поставки) газа в установленных на период ограничения объемах осуществляется поставщиком с наступлением следующего месяца, если иное не предусмотрено договором поставки газа.

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и ООО «СУОР»  23.01.2013 заключен договор на поставку горючего природного газа №59-5-4316 сроком до 31.12.2020.

По условиям Договора ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» обязуется поставлять с 01.01.2013 по 31.12.2020 года газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, до сетей газораспределительной организации АО «Газпром газораспределение Чебоксары» и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ трубопроводов ГРО, технологически связанных сточками подключения, принадлежащих   ООО «СУОР», к газораспределительным сетям, который в свою очередь принимать (отбирать) газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения, в соответствии с Приложением №1 к Договору, и производить расчеты за него в соответствии с разделом 5 Договора.

Согласно п.5.5.3. Договора, окончательные расчеты за поставленный в истекшем месяце природный газа производится до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, и рассчитывается как разница между фактической стоимостью газа, определенного в соответствии с п.5.3. Договора на основании товарной накладной на отпуск газа, конденсата по форме ТОРГ-12(газ) и ранее произведенными платежами.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в направляемых                         ООО «СУОР » уведомлениях указано, что ООО «СУОР» допущено ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и услуг по его транспортировке в установленные по договору поставки газа от 23.01.2013  №p59-5-4316/333 сроки, а именно более трех раз в течении 12 месяцев.

Нарушение исходит из того, что в соответствии с ч.1 ст. 25 Федерального Закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении» на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.

Исходя из п. 6 ст. 25 Федерального Закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении» при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Правила №1245).

Несмотря на изложенное, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не конкретизирует указываемое нарушение, а лишь в уведомлениях указывает, что оно допущено  более трех раз в течении 12 месяцев.

Как указывает, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  несмотря на изложенное, ООО «СУОР» оплата производилась с нарушением вышеназванного порядка расчетов, по состоянию на апрель 2018 года  задолженность за приобретенный газ составила 43082918,11 руб. за поставленный природный газ в период с сентября 2017 по март 2018 года.

Комиссией установлено, что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в адрес ООО «СУОР» неоднократно направлялись претензии (27.10.2017 №05-01-05/5936, 26.12.2017 №05-01-05/7105, 26.01.2018 №05-01-05/418,27.02.2018 №05-01-05/1258) о наличии задолженности за поставленный природный газ.

По договорам  от 23.01.2013 №р59-5-4316/333 и 14.10.2013 №р59-5-4315 задолженность составляла:

- на 27.10.2017 –«…» руб.;

- на 26.12.2017 – «…»руб.;

- на 26.01.2018 – «…» руб.;

- на 27.02.2018 -  "..." руб.  и  неустойка в порядке ст. 25 Федерального Закона от 31.03.1999 №69-ФЗ «О газоснабжении» за нарушение сроков оплаты.

11.04.2018 №05-01-05/2359 -  исходя из положения  п. 8 Правил №1245 письмом от  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  направил в адрес                  ООО «СУОР» уведомление о полном ограничении подачи (поставки) и отбора газа с указанием  основания (пп. е п. 2 Правил №1245) и даты введения ограничения подачи газа: с 10:00 03.05.2018 (получено                           ООО «СУОР» 11.04.2018 нарочно) .

Письмом от 11.04.2018 №05-01-05/2359 ООО «СУОР» также уведомлены об административной ответственности по   ч. 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в случае нарушения правил ограничения режима потребления газа.

Статьей 9.22 КоАП РФ) установлена ответственность за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, порядка ограничения и прекращения подачи тепловой энергии, правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа либо порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод.

Частью 7 названной статьи, установлено, что нарушение потребителем газа введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, либо невыполнение потребителем газа требования о самостоятельном ограничении режима потребления газа, предъявленного ему в соответствии с установленными законодательством о газоснабжении правилами ограничения подачи (поставки) и отбора газа, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 Как указано выше, Правила введения ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утверждены постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. №1245, следовательно, нарушение ООО «СУОР» требований по несоблюдению режима ограничения подачи (поставки) газа (п. 11 и 12 Правил №1245) образуют состав нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ.

Статьей 23.30 КоАП РФ, определено, что органом, управомоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных                п. 1–6 статьи 9.22 КоАП РФ, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный энергетический надзор.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.01.2015 № 38 государственная функция по осуществлению федерального государственного энергетического

надзора исполняется непосредственно Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами.

 Следовательно,  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  при выявлении признаков нарушения Правил №1245 в действиях ООО «СУОР» должно было проинформировать Приволжское Управление Ростехнадзора.

25.04.2018  письмом №05-01-05/2620 ООО «Газпром межрегион газ Чебоксары»  проинформировал  ООО «СУОР» о введении  ограничения подачи (поставки) и отбора газа с указанием основания – неисполнения п. 12 и 13 Правил №1245 и даты введения ограничения подачи газа с  10:00 03.05.2018 (получено нарочно ООО «СУОР» 25.04.2018) и о том, что в случае перерасхода газа в период введения ограничения ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в порядке п. 13 Правил №1245, имеет право проводить принудительное уменьшение количества подаваемого газа до месячной нормы, установленной на период введения  ограничения, в том числе путем полного ограничения подачи (поставки), в случае, если  объем, установленный на соответствующий месяц, был использован потребителем  до истечении этого месяца.

27.04.2018 письмом от №05-01-05/2643 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  в дополнение к ранее направленному  25.04.2018 №05-01-05/2620, рекомендовал ООО «СУОР» до  10:00 03.05.2018 самостоятельно произвести мероприятия по ограничению отбора газа до установленной на период ограничения суточной нормы поставки газа по всем точкам подключения.

В письме ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» №08-02-02/3244 от 30.05.2018, указано, что  ООО «СУОР» в 10 ч.00 мин. 03.05.2018  полное и (или) частичное ограничение подачи (поставки) газа при вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации не производило, письменный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, предусмотренных п. а, б,в п. 12 Правил №1245 в адрес                        ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не представило.  

Как установлено, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» 03.05.2018 исходя из акта о введении ограничения подачи (поставки) газа в  период между 10 ч. 00 мин. и 14 ч. 45 мин. поставки газа ограничена  до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых  ООО «СУОР» объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12  месяцев, предшествующих дате введения ограничения, что составляет по договору от 23.01.2013 №р59-5-4316/333 – 134115 м3, с 03.05.2018 установлена среднесуточная норма поставки газа суммарно по всем точкам подключения  в объеме 4326 м3.

Введение режима ограничения подачи (поставки) и отбора газа до установленной, на период ограничения суточной нормы поставки газа   со стороны поставщика  -  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в отношении  ООО «СУОР» является существенным нарушением Правил №1245, в связи с тем, что, исходя из уведомления от 11.04.2018 №05-01-05/2359 ограничение должно быть введено потребителем до 10 ч. 00 мин. 03.05.2018, пп. «а» п. 12 Правил №1245, установлена возможность самостоятельного введения потребителем полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании  газа ресурсов своими абонентами, имеющими задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов (что и указывает  письмом  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от 27.04.2018 №05-01-05/2643).

В материалах дела, информация о проверке  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» ООО «СУОР»  в части самостоятельного введения режима ограничения  отбора газа согласно уведомлений от 11.04.2018 и 25.04.2018, 27.04.2018  отсутствует, обращения в Приволжское Управление Ростехнадзора в части неисполнения   ООО «СУОР» режима ограничения  03.05.2018 в материалах дела также отсутствует.

Названное подтверждается  письмом Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору №21293/14 от 03.07.2018 (вх. 04-05/4213 от 12.07.2018) из которого следует, что уведомления  со стороны   ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по указанному вопросу в адрес Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не направлялись.

Вместо совершения действий, направленных на проверку введения режима ограничения газа ООО «СУОР», ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» самостоятельно вводит режим ограничения подачи (поставки) и отбора газа до установленной, на период ограничения суточной нормы поставки газа по всем точкам подключения в объеме 4326 м3.

Исходя из изложенного, повторное уведомление в порядке абз. 2 п. 13 Правил №1245 о введении режима ограничения  подачи (поставки) газа поставщиком - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в адрес                      ООО «СУОР» могло быть направлено не ранее 04.05.2018, учитывая, что 05.05.2018 и 06.05.2018, 09.05.2018  являются государственными выходными,  введение ограничения со стороны поставщика газа   - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» может быть произведено не ранее 11.05.2018.

11.05.2018 письмом №05-01-05/2867 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» уведомило ООО «СУОР» о проведении 14.05.218 проверки установленного режима газопотребления в период действия режима ограничения подачи (поставки) и отбора газа (получено нарочно                        ООО «СУОР» 11.05.2018).

14.05.2018 - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в присутствии представителя  ООО «СУОР» осуществлена проверка установленного режима газопотребления в период действия режима ограничения подачи (поставки) и отбора газа.

15.05.2018 письмом №05-01-05/2904 ООО «СУОР» на основании проведенной ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» 14.05.2018 проверки установленного режима газопотребления в период действия режима  ограничения подачи (поставки) и отбора газа уведомлен о неисполнении  требований по самостоятельному сокращению потребления, и необходимости  принятия срочных мер по исполнению условий договора в части оплаты и обеспечить отбор газа в пределах установленных среднесуточных норм поставки газа по всем точкам потребления.

17.05.2018 письмом №05-01-05/3010 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» уведомило ООО «СУОР» о проведении 21.05.218 проверки установленного режима газопотребления в период действия режима ограничения подачи (поставки) и отбора газа.

18.05.2018 - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в присутствии представителя ООО «СУОР» проведена проверка установленного режима газопотребления в период действия режима ограничения подачи (поставки) и отбора газа.

 По результатам проверки установлено, что  в период  действия установленного режима  ограничения подачи (поставки) и отбора газа,                  ООО «СУОР» осуществлен перерасход газа сверх установленной среднесуточной нормы поставки газа.

По состоянию на 18.05.2018 ООО «СУОР» использовал объемы газа, установленные на май 2018 года уведомлением от 25.04.2018 № 05-01-05/2620.

18.05.2018 письмом №05-01-05/3019 направленным в адрес                ООО «СУОР» и  Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» уведомил, что в связи с перерасходом газа в период введения ограничения и использованием объемов газа установленных на май 2018 года, с 21.05.2018, на основании абзаца 3 пункта 13 Правил №1245, проведет мероприятия по принудительному уменьшению количества подаваемого поставляемого газа путем полного ограничения подачи (поставки) газа.

При этом, Комиссия считает, что нарушенный порядок введения  ограничения (поставки) газа, не позволяет принимать меры по предусмотренному установлению необходимого количества поставляемого газа.

По состоянию на май  просроченная заложенность   ООО «СУОР» по договору поставки газа от 23.01.2013 №р59-5-4316/333 составляет «…» руб.

Комиссией установлено, что ООО «СУОР» мероприятия, предусмотренные п. «а», «б», «в» п. 12 Правил №1245 в полном объеме не исполнены.

 На обозрение Комиссии ООО «СУОР» представлено письмо №235 от 03.05.2018, которое, как указывал представитель ООО»СУОР» было направлено в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в рамках исполнения п. 12 Правил №1245, однако названное письмо не может явялься достаточным и допустимым доказательством, в связи с тем, что отметка о получении или иные сведения, позволяющие сделать вывод о том, что               ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмо было получено отсутствуют.

 Представителями ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» факт получения письма №235 от 03.05.2018 от ООО «СУОР» отрицается.

Чувашским УФАС России в адрес Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору  22.06.2018 (04-05/4199) направлены материалы проверки по  обращению ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» на действия                  ООО «СУОР»  по выявленным признакам нарушения Правил №1245.

По информации Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (письмо №21293/14 от 03.07.2018)  в отношении  ООО «СУОР» по признакам нарушения Правил №1245, составлен протокол  об административном правонарушении №44-14-2018-2238 от 03.07.2018 по   ч. 7 ст. 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

При этом, Комиссия отмечает, что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  не приняты (не совершены) все достаточные и допустимые мероприятия, направленные на урегулирование возникшего спора с ООО «СУОР» с учетом  соблюдения прав и интересов третьих лиц, в данному случае, добросовестных потребителей.

Ограниченный ресурс (газ) в настоящем случае, выступает в качестве необходимого элемента для функционирования котельных ООО «СУОР», через которые осуществляется подача горячей воды в многоквартирные жилые дома микрорайона «Садовый» и объекты социального назначения               (МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы»).

Как указано ранее, в силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным                       ст. 40 Конституцией Российской Федерации.

Ни один нормативно – правой акт не может противоречить положениям Конституции Российской Федерации.

Из изложенного следует, что Правила №1245 в случае введения ограничения ресурса, последствиями которого служит ограничение коммунального ресурса добросовестных потребителей и затрагивает права несовершеннолетних, должен применяться с учетом положений Конституции Российской Федерации, гражданского и жилищного законодательства.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов.

Исходя из  ч. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно ст.14 ГК РФ способы защиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

В настоящем случае спор, возникший между ООО «СУОР» и                    ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», связанный с неоплатой поставляемого природного газа, в силу повышенной социальной ответственности, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, административных процедур (которые, как установила Комиссия, ответчиком -  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не применялись) либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Вопреки изложенному ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  ограничил поставку газа на котельные ООО «СУОР», игнорируя интересы добросовестных абонентов – потребителей тепловой энергии.

Согласно ч. 1 ст. 10  Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ № 30, арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и ст. 3 и 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в                            ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Для признания действий субъектов, нарушающими требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», необходимым условием является установление факта занятия хозяйствующим субъектом доминирующего положения и наступления (возможности наступления) определенных в указанной норме последствий.

Исходя из анализа рынка реализации природного газа в границах Чувашской Республики за период 2015 года, проведенного Чувашским УФАС России, на рынке оптовой реализации природного газа на территории Чувашской Республики доминирующее положение занимает ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары». 

09.07.2018 Комиссией Чувашского УФАС России по делу 07/04-АМЗ-2018 вынесено заключение об обстоятельствах дела №04-05/4887, согласно которому в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выразившихся в введение ограничения режима потребления газа в виду образовавшейся задолженности ООО «СУОР», исключившие возможность технологической подачи горячей воды потребителям                        ООО «СУОР» полностью выполняющим обязательства по оплате коммунальной услуги, содержатся признаки нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Подобные действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» были возможны исключительно в силу доминирующего положения (единоличного доминирования) на рынке и злоупотребления им.

На заседание Комиссии, состоявшемся 31 июля 2018 года по настоящему делу, представитель заявителя ООО «СУОР»,  выводы Чувашского УФАС России, изложенные в заключении об обстоятельствах дела №07/04-АМЗ-2018 поддержаны в полном объеме, возражения не представлены.

Представители ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», представили  письменные возражения (№08-02-02/4808 от 30.07.2018) на заключение об обстоятельствах дела, в которых изложили, в последующем поддержанные на заседании Комиссии 31 июля 2018 года доводы, в части несогласия с выводами Чувашского УФАС России.

Нарушение антимонопольного законодательства  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не признало, ввиду ниженазванного.

1.  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» считает, что ввело режим ограничения потребления в соответствии с Правилами №1245 в связи с тем, что ООО «СУОР» допущено нарушение исполнения обязательств по оплате поставляемого газа в установленный срок, совершило все необходимые действия.

Названный довод не находит своего подтверждения в силу обстоятельств, изложенных ранее в настоящем решении.

2. В пояснениях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» указывает: «В статьях 8 и 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В нарушение указанных норм антимонопольный орган отражает в своем Заключении возможность безвозмездного лишения ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» его имущества - поставляемого                                    ООО «СУОР» природного газа, поскольку последний в нарушение договорных обязательств и норм действующего законодательства поставляемый природный газ не оплачивает, что и явилось основанием ограничения в его поставке.

В социальном государстве, каковым является Российская Федерация, на любые юридические лица может быть возложена конституционная обязанность оказывать социальные услуги только при условии гарантий бюджетного финансирования этих услуг со стороны государства или предоставления надлежащих компенсационных налоговых и иных льгот. ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» является коммерческой организацией, на которую государством выполнение социальных функций не возложено и возмещение убытков, получаемых от недобросовестных потребителей - неплательщиков за поставляемый природный газ, каковым является ООО «СУОР», за счет бюджета не предусмотрено».

Комиссия считает данный довод несостоятельным в силу того, что ограничение режима потребления природного газа ресурсоснабжающей организации –   ООО «СУОР», как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления коммунальной услуги  свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальной услуги надлежащего качества, при том, что право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», направленные на  недобросовестного потребителя ресурса -                                       ООО «СУОР» в первую очередь затрагивает  интересы добросовестных абонентов.

3. ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» также не согласен с применением Комиссией Чувашского УФАС России п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с тем, что  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указывает, что экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

Режим ограничения подачи природного газа на котельные                                 ООО «СУОР» введен в мае 2018 года,  в 1 полугодии 2018 года.

Деятельность ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в указанном периоде являлась убыточной, как указывает  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  из-за долгов   ООО «Коммунальные технологии» за поставленный  природный газ.

Согласно отчету ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» о финансовых результатах за январь-июнь 2018 года убыток составил 243 417 тыс. руб. (отчет о финансовых результатах представлен в материалы дела).

Комиссия не принимает данный довод в качестве обоснованного в силу следующего.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на экономически или технологически не обоснованное сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами».

Названная норма указывает на невозможность сокращения или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства.

В указанном случае вопрос о высоком уровне спроса не ставится под сомнение, ввиду того, в материалах дела содержится информация, что прекращение поставки природного газа на объекты ООО «СУОР» приведет к прекращению поставки тепловой энергии и горячего водоснабжения  как на объекты социального значения, так и добросовестным потребителям.

Рентабельность - эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивающих получение прибыли. Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от ее реализации к себестоимости. Рентабельность производства определяется как отношение прибыли, приносимой производством, к стоимости основных средств. (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.
"Современный экономический словарь).

 Исходя из отчета ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» о финансовых результатах за январь – июнь 2018 года следует, что:

общая выручка  составила  «…» тыс. руб. (строка 1 отчета);

себестоимость продаж реализации газа равна «…» тыс. руб. (строка 9 отчета);

валовая прибыль равна  «…» тыс. руб. (строка 13 отчета).

 Таким образом, положительная валовая прибыль говорит о рентабельности реализации газа.

Следовательно, Комиссией Чувашского УФАС России п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона   № 135-ФЗ «О защите конкуренции» к                      ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» применен законно и обоснованно.

 

4. ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» указывает, что привлечение ООО «СУОР» Приволжским Управлением Ростехнадзора к административной ответственности по ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ исключает привлечение к ответственности ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

Указанный довод не является достаточным и допустимым в связи с тем, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и                       ООО «СУОР» выявлены разноквалификационные нарушения и разными видами ответственности.

ООО «СУОР» Приволжским Управлением Ростехнадзора  привлечены к административной ответственности за нарушение порядка правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, то есть за их несоблюдение, что образует состав административного правонарушения по ч. 7 ст. 9.22 КоАП РФ.

 В действиях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» Чувашским УФАС России выявлено нарушение экономически не обоснованного сокращения товара, повлекшего за собой  прекращение производства товара при наличии спроса на него, что образует состав нарушения антимонопольного законодательства, и квалифицируется по п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона  № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Учитывая изложенную позицию, представленные материалы дела, пояснения сторон, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выразившиеся во введении ограничения режима потребления поставки газа в виду образовавшейся задолженности ООО «СУОР», исключившие возможность технологической подачи горячей воды потребителям ООО «СУОР» полностью выполняющим обязательства по оплате коммунальной услуги, нарушение  п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона   № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 49 Федерального закона                              № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

С учетом изложенного, и применяя правовые нормы в совокупности с положениями ст. 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает, что на основании того, что рассматриваемый вопрос в части прекращения подачи газа                                  ООО «СУОР» ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» урегулирован, путем возобновления поставки газа на рассматриваемые объекты (пояснения ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от 30.07.2018 №08-02-02/4808), необходимость выдачи ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства отсутствует.

 

На основании ст. 23, ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона                  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия,

 

РЕШИЛА

 

 1.  Признать в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  нарушение п. 4 ч. 1  ст. 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Председатель Комиссии    

«…»

 

Члены Комиссии:                                                                           

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны