Решение №04-05/6417 Решение и предписание Управления в отношении ПАО «Т Плюс» от 16 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                    Дело № 15/04-АМЗ-2015

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 16 июля 2015 года.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  15/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии на заседании ответчика - ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»:

«…»

при отсутствии на заседании заявителей:

«…»

-  ООО «Управляющая компания Жилищный стандарт»;

при отсутствии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

- ООО «Коммунальные технологии»;

- Государственная жилищная инспекция Чувашской Республики,

 

рассмотрев материалы дела № 15/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в использовании формул расчета со значениями температур, отличными от температур исходной холодной воды  и теплоносителя в подающем трубопроводе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила информация Прокуратуры Чувашской Республики о следующем. 01.02.2014 ОАО «ТГК-5»  в лице филиала Марий Эл и Чувашии с  ООО «УК Жилищный стандарт» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды, снабжения тепловой энергией, по условиям которого объем энергетических ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора за расчетный период. Проверкой проведенных филиалом Марий Эл и Чувашии ОАО «ТГК-5» расчетов количества потребленной тепловой энергии в 2014 году по дому № 324 Стрелковой дивизии г. Чебоксары установлено использование формул расчета со значениями температур, отличными от температур исходной холодной воды и теплоносителя в подающем трубопроводе, с перерасчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды. Так, при расчете количества потребленной тепловой энергии за февраль 2014 года по дому № 324 Стрелковой дивизии г. Чебоксары использовано значение температуры источника 75С при фактической температуры теплоносителя в подающем трубопроводе 88,7С, а также значение среднемесячной температуры исходной воды 1С вместо 5С в соответствии с показаниями приборов учета. Кроме того, филиалом Марий Эл и Чувашии ОАО «ТГК-5» проведен перерасчет количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды (1С-5С).

Аналогично использованы значения температур, отличные от температур исходной холодной воды и теплоносителя в подающем трубопроводе, с пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды, при расчете количества потребленной тепловой энергии  за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

Материалы проведенной проверки свидетельствуют о том, что расчет обществом производился без учета показаний приборов учета с использованием формулы расчета со значениями, отличными от данных расчета количества потребленной тепловой энергии.

Предъявление к оплате управляющей компании тепловой энергии на отопление, отличного от количества, определенного с учетом имеющихся данных, а также расчет количества тепловой энергии не по показаниям приборов учета, нарушает права управляющей компании и собственников помещений.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 31.03.2015 № 71 возбуждено дело № 15/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении   открытого акционерного общества «Волжская территориальная генерирующая компания» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представители ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» нарушения антимонопольного законодательства не признали. Сообщили, что применение перерасчета количества потребленной тепловой энергии с использованием данных о фактической температуре холодной воды на источнике тепловой энергии прямо предусмотрено Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 18 ноября 2013 № 1034.

Снабжение  тепловой энергией многоквартирного дома № 21 по ул. 324 Стрелковой дивизии г. Чебоксары осуществляется в  рамках договора  теплоснабжения и поставки горячей воды № ДТС/5200-1-101/2014-0139 от 01.02.2014 (снабжение тепловой энергией и горячей водой для целей оказания коммунальных услуг),  заключенного между ОАО  «Волжская ТГК» и ООО «УК Жилищный стандарт», в соответствии с которым ОАО «Волжская ТГК» подает  тепловую энергию до границы эксплуатационной ответственности сторон- стены жилого дома. На вводе  в жилой дом установлен узел учета, который оснащен  теплосчетчиком СТУ-1 предназначенный для измерения  тепловой энергии, тепловой мощности, объема, расхода, температуры, давления, времени работы в водяных системах теплоснабжения.  Размер платы за коммунальные услуги по МКД  рассчитывается по показаниям приборов учета.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

2. В соответствии  с п. 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные  статьями 539-547 Кодекса, применяются  к отношениям, связанным  со снабжением  тепловой энергией  через присоединенную сеть, если иное не установлено  законом или иными правовыми актами.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.                                    

 Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ говорится о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается  исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ООО «УК Жилищный стандарт» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в г. Новочебоксарске, то есть является управляющей организацией.

В силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО «УК Жилищный стандарт» обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, который находится в управлении управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила № 307) исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Управляющая компания, являющаяся исполнителем, приобретает тепловую энергию у энергоснабжающей организации (ОАО «ТГК-5») в целях оказания коммунальных услуг населению.

Согласно пункту 15 Правил № 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, Общество должно приобретать тепловую энергию у Компании по тарифам, установленным обществу для граждан.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации говорится о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулированию тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду подлежат государственному регулированию.

Таким образом, действовавшее законодательство исходит из того, что объём потреблённых коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии, определяется на основании показаний приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. 01.02.2014 ОАО «ТГК-5»  в лице филиала Марий Эл и Чувашии с  ООО «УК Жилищный стандарт» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды, снабжения тепловой энергией №ДТС/5200-1-101/2014-0139, по условиям которого объем энергетических ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора за расчетный период.

Таким образом, стороны договора определили, что учет количества поставленной и принятой тепловой энергии, горячего водоснабжения и, соответственно, размер платы за тепловую энергию и горячее водоснабжение определяется по показаниям приборов учета.

Следовательно, собственники помещений многоквартирных домов должны оплачивать управляющей компании полученную тепловую энергию, количество которой определяется по показаниям приборов учёта, а управляющая компания должна перечислить эту сумму энергоснабжающей организации. При этом управляющая компания лишена возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за тепловую энергию сверх объёма, определённого прибором учёта.

Согласно приложения № 2 к названному договору, границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности  сторон между ОАО «ТГК-5» (теплоснабжающая организация) и ООО «Коммунальные технологии» (теплосетевая организация) является: наружная грань стены тепловой камеры ТК-Ю-80-1 Чувашских магистральных тепловых сетей филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» со стороны потребителя. Границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ООО «Коммунальные технологии» и ООО «УК Жилищный стандарт» (потребитель) по адресу: г. Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д. 21 является сварные стыки в точке врезки отпая в сторону потребителя в техподполье жилого дома.

Согласно приложения № 2/1 к названному договору, границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности  сторон между ОАО «ТГК-5» (теплоснабжающая организация) и ООО «Коммунальные технологии» (теплосетевая организация) является: наружная грань стены тепловой камеры ТК-Ю-77-1, ТК-Ю-80-1, ТК-Ю-82, ТК-Ю-84А Чувашских магистральных тепловых сетей филиала ОАО «ТГК-5» «Марий Эл и Чувашии» со стороны потребителя. Границей балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон между ООО «Коммунальные технологии» и ООО «УК Жилищный стандарт» (потребитель) по адресу: г. Чебоксары, ул. 324 Стрелковой дивизии, д. 21 является сварные стыки в точке врезки отпая в сторону потребителя в техподполье жилого дома.

4. Постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.10.2012 № ВАС - 5811/12 подтвердил, что количество  тепловой энергии определяется именно на основании  показаний приборов учета, в том числе по счетчику определяются составляющие формулы (то есть и температура исходной холодной воды).

Для конечных потребителей тепловой энергии (собственников помещений в жилых многоквартирных домах) не имеет значения то, какие формулы используются энергоснабжающей организацией. В целях взимания платы за полученные коммунальные услуги имеют значение лишь показания приборов учета. Соответственно, взаимоотношения между энергоснабжающей организацией  и управляющей компанией при определении количества полученной тепловой  энергии также должны исходить из порядка определения этого количества на основании данных приборов учета. 

Иное противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил № 307.

5. 27 мая 2013 года Арбитражным судом  Чувашской Республики  было вынесено решение по делу (рассматривались аналогичные обстоятельства), согласно которому в удовлетворении заявления ООО «Коммунальные технологии» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике о признании недействительными решения и предписания от 21.12.2012 по делу № 29/04-АМЗ-2012  было отказано (дело № А79-384/2013) Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 и постановлением арбитражного суда кассационной инстанции (Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа) решение  Арбитражного суда Чувашской Республики   оставлено без изменения, а апелляционная жалоба- без удовлетворения.

6. Материалами проверки Прокуратуры ЧР установлено, что при расчете количества потребленной тепловой энергии за февраль 2014 года по дому № 324 Стрелковой дивизии г. Чебоксары обществом (ОАО «ТГК-5») использовано значение температуры источника 75С при фактической температуры теплоносителя в подающем трубопроводе 88,7С, а также значение среднемесячной температуры исходной воды 1С вместо 5С в соответствии с показаниями приборов учета.

Кроме того, филиалом Марий Эл и Чувашии ОАО «ТГК-5» произведен перерасчет количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды (1С-5С).

Аналогично использованы значения температур, отличные от температур исходной холодной воды и теплоносителя в подающем трубопроводе, с пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды, при расчете количества потребленной тепловой энергии  за март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2014 года.

Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Названные Правила вступили в действие 29.11.2013. В пункте 1 Правил определено, что они устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

а) требования к приборам учета;

б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;

в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);

г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

Согласно пункту 111 Правил количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на  основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

В случае если для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета требуется измерение температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, допускается введение указанной температуры в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды. Допускается введение нулевого значения температуры холодной воды в течение всего года (пункт 112 Правил).

Величина фактической температуры определяется:

а) для теплоносителя - единой теплоснабжающей организацией на основе данных о фактических среднемесячных значениях величины температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, предоставляемых владельцами источников тепловой энергии, которые являются одинаковыми для всех потребителей тепловой энергии в границах системы теплоснабжения.

Периодичность перерасчета определяется в договоре;

б) для горячей воды - организацией, эксплуатирующей центральный тепловой пункт, на основе замеров фактической температуры холодной воды перед нагревателями горячего водоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре (пункт 113 Правил).

В соответствии с п. 114 Правил определение количества поставленной (полученной)  тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя производится в соответствии с Методикой осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 марта 2014 года № 99/пр. Пункт 7 Методики гласит, что для осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются следующие методы:

а) приборный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета, получены путем измерений (регистрации) приборами на узлах учета тепловой энергии, теплоносителя на источниках тепловой энергии, теплоносителя;

б) расчетный, при котором величины всех параметров, необходимые для осуществления коммерческого учета при отсутствии  приборов или в периоды их выхода из строя или работы в нештатном режиме, принимаются по расчету, по средним показателям предыдущего периода, приведенным к условиям рассматриваемого периода, по справочным источникам и косвенным показателям;

в) приборно-расчетный метод- в случаях, когда недостаточность величин измеренных параметров восполняется полученными расчетным методом.

Из содержания пункта 7 следует, что приборный учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется только на источниках тепловой энергии, теплоносителя (производственных объектах, предназначенных для производства  тепловой энергии- котельных и ТЭЦ). На источниках тепловой энергии узлы учета должны быть установлены на каждом выводе тепловой сети (п. 20 Правил, п. 12 Методики).

Таким образом, действующее нормативно-правовое регулирование предусматривает корректировку поставленного коммунального ресурса на фактическую температуру холодной воды. Кроме того, названное  подтверждается Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2014 года по делу А79-967/2014.

7. Система теплоснабжения многоквартирного жилого дома № 21 по ул. 324 Стрелковой дивизии г. Чебоксары двухтрубная открытая. На системе теплоснабжения вышеуказанного многоквартирного жилого дома установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии и теплоносителя, которые допущены в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утв. Министерством топлива и энергетики РФ 12.09.1995 и зарегистрированных Министерством юстиции РФ 25.09.1995, per. 954. Приборами учета учитывается суммарное потребление тепловой энергии на нужды отопления и па нужды горячего водоснабжения жилого лома N° 21 по ул. 324 Стрелковой дивизии тс Чебоксары. На системе горячего водоснабжения приборы учета тепловой энергии и теплоносителя отсутствуют.

Распределение количества тепловой энергии, полученной на основании показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя, производится на виды теплопотребления расчетным путем. Количество тепловой энергии, полученной многоквартирным жилым домом № 21 по ул. 324 Стрелковой дивизии г. Чебоксары, на нужды горячего водоснабжения определяется расчетным путем исходя из расхода теплоносителя, использованного на нужды горячего водоснабжения, умноженного на количество тепловой энергии, необходимое для приготовления 1 куб.м, горячей воды. Из общего количества тепловой энергии, определенной по показаниям приборов учета тепловой энергии и теплоносителя вычитается количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения. Оставшееся количество тепловой энергии относится на нужды отопления.

Согласно  имеющихся в материалах дела расчетов количества потребленной тепловой энергии за февраль 2014 года, ОАО «Волжская ТГК» для  расчета принята температура горячей воды 75С°. Аналогичное подтверждается письмом ОАО «Волжская ТГК» от 30.04.2015 № 22.1-11/236 (вх. Управления от 30.04.2015 № 04-05/3315), в котором общество сообщает, что  при осуществлении расчета температура теплоносителя в системе горячего водоснабжения была принята как максимально допускаемая согласно СанПин – 75С.

По представленным расчетам ОАО «Волжская ТГК» за февраль  2014 года количество тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определено неверно, т.к.  обществу необходимо было  применять количество тепловой энергии  на нагрев 1 куб. м воды, предусмотренного в объеме 0,05320 Гкал на 1 куб. м, установленного Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, а обществом в расчете принята температура горячей воды 75С° в соответствии с СанПиН 2.1.2496-09 (максимально допустимая).

Пунктами 47, 48, 49 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.

Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб.м холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб.м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».

Письмом Минрегионразвития Российской Федерации от 23.05.2008 № 12529-ЛД/07 дано разъяснение, что применение при расчете размера платы за горячее водоснабжение отдельно тарифов «на тепловую энергию в горячей воде» или «на подогрев» (руб./Гкал.) и тарифов на холодную воду (руб./куб.м приложением № 2 к Правилам № 307 не предусмотрено. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих устанавливаемого тарифа на горячую воду (руб./куб.м). Органы регулирования муниципальных образований регулируют тариф на горячее водоснабжение для потребителей в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210 с учетом тарифов на тепловую энергию, устанавливаемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.

Таким образом, при установлении тарифа на горячую воду устанавливается необходимое количество тепловой энергии на подогрев воды до состояния соответствующего санитарным нормам и правилам.

В соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго России 12.09.1995 №Вк-4936 (далее - Правила № Вк-4936), средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом и допущен в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Согласно разъяснениям Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, данным в письме от 07.06.2010 № 03/-09-1195, при наличии у потребителя узла учета тепловой энергии, учитывающего суммарное потребление тепловой энергии на нужды отопления и па нужды горячего водоснабжения в расчетах следует применять количество тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб.м, холодной воды в объеме 0,0532 Гкал.

Таким образом, количество тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 куб.м, холодной воды, определяется ресурсоснабжающей организацией и органом местного самоуправления самостоятельно и учитывается при регулировании тарифа на горячею воду.

Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496- 09, температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60°C и не выше 75°C.

При установлении тарифа на горячую воду объем тепловой энергии для подогрева холодной воды определяется с учетом санитарных норм и правил и  экспертным путем.

Кроме того, относительно применения в расчетах потребления тепловой энергии на нужды отопления и на нужды горячего водоснабжения количества тепловой энергии, необходимой для нагрева 1 куб. м холодной воды  в объеме  0,05320 Гкал имеется сложившаяся судебная практика - Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2014 по делу № 79- 3725/2014, Постановление арбитражного суда кассационной инстанции от 27.04.2015 по делу А79-3725/2014.

Таким образом, в отопительный период -  февраль 2014 года ОАО «Волжская ТГК» предъявляло к оплате ООО «УК Жилищный стандарт» количество тепловой энергии не в соответствии с действующим законодательством, а именно:  обществу необходимо было  применять количество тепловой энергии  на нагрев 1 куб. м воды, предусмотренного в объеме 0,05320 Гкал на 1 куб. м, установленного Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, а обществом в расчете принята температура горячей воды 75С° в соответствии с СанПиН 2.1.2496-09. Данный факт подтверждается расчетами количества потребленной тепловой энергии за февраль 2014 года.

То есть, ОАО «Волжская ТГК», предъявляя в рассматриваемый период к оплате ООО «УК Жилищный стандарт» количество тепловой энергии, израсходованной на отопление и горячее водоснабжение не в соответствии с действующим законодательством, фактически требует оплатить услугу, сверх потребленного населением коммунального ресурса в тепловой энергии, что является недопустимым, поскольку прямо противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг.

8. Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в сфере теплоснабжения существуют регулируемые виды деятельности, под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, в том числе оказание услуг  по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать  абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Правила  об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением  тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ). Следовательно, услуга по теплоснабжению представляет собой поставку ресурсоснабжающей организацией абоненту произведенной или приобретенной тепловой энергии. При этом процесс теплоснабжения включает следующие стадии: производство, передачу (поставку), сбыт тепловой энергии.

Из материалов дела следует, что  в отопительный период- февраль 2014 года ОАО «Волжская ТГК» предъявляло к оплате ООО «УК Жилищный стандарт» количество тепловой энергии не в соответствии с действующим законодательством.

Расчет количества  тепловой энергии по методике, не предусмотренной законом, нарушает права ООО «УК «Жилищный стандарт» и собственников помещений в жилых домах, находящихся в обслуживании управляющей организации.

В данном случае ОАО «Волжская ТГК», предъявляя в рассматриваемый период к оплате ООО «УК Жилищный стандарт» количество тепловой энергии, израсходованной на отопление и горячее водоснабжение не в соответствии с действующим законодательством, фактически требует оплатить услугу, сверх потребленного населением коммунального ресурса в тепловой энергии, что является недопустимым, поскольку прямо противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ОАО «Волжская ТГК» занимается передачей тепловой энергии, относящейся к естественно-монопольной сфере деятельности, в связи с чем  общество является субъектом, занимающим доминирующее положение на данном рынке услуг в пределах своих тепловых сетей.

ОАО «ТГК-5 «Марий Эл и Чувашия» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого  рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики от 02.09.2005 № 53 (деятельность по производству тепло- и электроэнергии тепловыми электростанциями).

В связи с состоявшейся 01 декабря 2014 года реорганизацией открытого акционерного общества «территориальная генерирующая компания № 5» (ОГРН: 1052128030954, адрес места нахождения: 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 48) в форме присоединения к открытому акционерному обществу «Волжская территориальная генерирующая компания» (ОГРН: 1056315070350, адрес места нахождения: 443100, Самарская область, г. Самара, ул. Маяковского д. 15), о чем была внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за номером 2146315090744 от 01.12.2014, на основании договора о присоединении и передаточного акта, правоприемником прав и обязанностей ОАО «ТГК-5» является ОАО «Волжская ТГК».

Согласно сведениям ЕГРЮЛ, ОАО «Волжская ТГК» переименовано в публичное акционерное общество «Т ПЛЮС» (ОРГН: 1056315070350, адрес места нахождения: 143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, территория бизнес – центра Рига – Ленд, корп. 3), о чем была внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за номером 2156313261168 от 15.06.2015

 

Комиссией установлено, что предъявляя в феврале 2014 года  к оплате ООО «УК Жилищный стандарт» количество тепловой энергии, израсходованной на отопление и горячее водоснабжение не в соответствии с действующим законодательством, ПАО «Т Плюс» фактически требует оплатить услугу, сверх потребленного населением коммунального ресурса в тепловой энергии, что является недопустимым, поскольку прямо противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилам предоставления коммунальных услуг.

 

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ПАО «Т Плюс» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

ПАО «Т Плюс», несмотря на изложенные выше обстоятельства, выставило ООО «УК Жилищный стандарт» в феврале 2014 года счет на оплату поставленной тепловой энергии не в соответствии с действующим законодательством (корректировка за указанный период обществом не произведена).

В связи с тем, что ПАО «Т Плюс» нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать  публичное акционерное общество «Т Плюс» (место нахождения: 143421, Московская область, Красногорский район, Автодорога Балтия, территория бизнес – центра Рига – Ленд, корп. 3, ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  публичному акционерному общество «Т Плюс» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              «…»         

 

Члены Комиссии                                                                                       «…»

                                                                                                                  

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

16.07.2015 № 04-07/6422

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 15/04-АМЗ-2015

 

«16» июля 2015 года                                                                    г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 15/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

 

«…»

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от 16.07.2015 по делу № 15/04-АМЗ-2015 о нарушении публичным акционерным обществом «Т Плюс» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Публичному акционерному обществу «Т Плюс» в срок до 10 августа 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем предъявления к оплате ООО «Управляющая компания Жилищный стандарт» количества потребленной тепловой энергии, рассчитанного в соответствии с требованиями законодательства.

2.  Публичному акционерному обществу «Т Плюс» об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 13 августа  2015 года.

 

 

Председатель Комиссии                                                               «…»

 

Члены Комиссии          «…»

  

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны