Решение №04-05/6645 Решение Управления в отношении ОАО «Чувашхлебопродукт» от 27 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                               

Дело № 31/04-АМЗ-2015                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  08 июля 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме  15 июля 2015 г.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 31/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

 

«…»

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании Комиссии:

- представителя заявителя ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» «…»

- представителя ответчика ОАО «Чувашхлебопродукт» «…»

 

рассмотрев материалы дела № 31/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении открытого акционерного общества «Чувашхлебопродукт» (г. Чебоксары, проезд Соляное, д. 1 а, ОГРН 1112130011201, ИНН 2130092180) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении необоснованно высоких оптово-отпускных цен на муку пшеничную высшего сорта, первого сорта, второго сорта, а также муку ржано-обдирную.

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - Управление) поступило обращение ОАО «Чебоксарский хлебозавод № 2» о необоснованном удорожании закупочных цен на муку пшеничную.

Заявитель просит провести проверку в отношении ОАО «Чувашхлебопродукт», поскольку на территории Чувашской Республики Общество является доминирующим хозяйствующим субъектом: основным производителем и поставщиком  муки.

Приказом Чувашского УФАС России от 20.05.2015 № 115 в отношении ОАО «Чувашхлебопродукт»  было возбуждено дело № 31/04-АМЗ-2015 по признакам нарушения антимонопольного законодательства по части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель ОАО «Чувашхлебопродукт» нарушение антимонопольного законодательства не признал. Пояснил, что оптово-отпускные цены на муку пшеничную хлебопекарную производства ОАО «Чувашхлебопродукт» не превышают оптово-отпускных цен на муку пшеничную хлебопекарную, рассчитанную в соответствии с соглашением о принципах сотрудничества сельхоз товаропроизводителей, мукомольных и хлебопекарных предприятий, одобренным ФАС России (письмо № ЦА/44383 от 13.12.2010 г.).  Кроме того, анализ динамики цен на муку всех сортов в сравнении с динамикой цен на закупаемую пшеницу 3,4 классов показывает, что цена зерна 3,4 класса в марте 2015 года по отношению к январю 2014 года увеличилась на 43,7%, в то время как мука пшеничная за данный период увеличилась: высший сорт 25%, первый сорт — 26,1% и второй сорт 25%. То есть, темп роста цены муки ниже темпа роста цены зерна: по высшему сорту на 18,7 процентных пункта, по первому сорту — 17,6 и по второму сорту — 18,7. Таким образом, цены, установленные ОАО «Чувашхлебопродукт» являются экономически обоснованными и целиком и полностью зависят от цен на исходное сырье, а именно: зерно.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июня 2008 г. №30 устанавливает, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта нарушившими ч.1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие двух условий:

-доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке нарушения;

-результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно ст. 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По итогам проведенного Чувашским УФАС России анализа доля ОАО «Чувашхлебопродукт» превышает доли других хозяйствующих субъектов на рынке производства и оптовой реализации муки пшеничной и ржаной на территории Чувашской Республики составляет более 50%. В соответствии со ст. 5 Федерального закона №135-ФЗ от 26.07.2008 «О защите конкуренции» ОАО «Чувашхлебопродукт» попадает под определение доминирующего положения на рынке ОАО «Чувашхлебопродукт». С 28.05.2001 г. внесён в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 % (приказ № 31 от 28.05.2001).

Заявитель пояснил, что немаловажную роль в ухудшении финансовых показателей ОАО «Чебоксарский хлебозавод №2» оказало повышение цены на муку. Повышение цен на муку пшеничную было в декабре 2014 г., когда цена муки  ОАО «Чувашхлебопродукт» (на 01.12.2014 г.) составляла 12,27 руб. за 1 кг. без НДС. После чего вновь было повышение цены на муку 11.12.2014 г. до 13,18 руб. за 1 кг. и 03.02.2015 г. - до 14,54 руб. за 1 кг. Повышение цены на муку с 12.27 руб.за 1 кг.  до 14.54 руб. за 1 кг. дало повышение себестоимости батона развесом 400 г на 65 копеек. Учитывая остатки муки на начало февраля 2015 г., можно сделать вывод, что повышение себестоимости выработанной продукции за 1 квартал (278 тонн батонов Нарезной и Подмосковный) за счет удорожания цены муки составило около 350 тыс. руб. или то, что предприятие недополучило прибыль в этой сумме. И это только по одному виду продукции, который носит социальную направленность и занимает в общем объеме до 16%.

Согласно данных, представленных на официальном сайте ФГБУ «Специализированный центр учета в АПК» (www.specagro.ru) производимая ОАО «Чувашхлебопродукт» мука дешевле среднерыночной цены по Приволжскому федеральному округу.

Средняя цена муки пшеничной высшего сорта по ПФО выше цен на муку пшеничную высшего сорта, установленных ОАО «Чувашхлебопродукт» для хлебозаводов республики. По данным мониторинга Института коньюнктуры аграрного рынка по состоянию на февраль 2015 года средние оптово-отпускные цены на муку пшеничную высшего сорта по Приволжскому федеральному округу сложились на уровне 18-20 рублей за 1 кг. Оптово-отпускная цена на муку пшеничную, произведенную Чебоксарским элеватором при расчете, согласно утвержденного коэффициента, составляет 16 руб.

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За рассматриваемый период динамика стоимости остатков зерна пшеницы 3,4 класса в зернохранилищах ОАО «Чувашхлебопродукт» (нижняя линия) и динамика цены реализации муки пшеничной (верхняя линия) имеют синхронное поведение: в те периоды, когда снижались цены на зерно, отпускная цена на муку также падала, когда увеличивалась стоимость закупки зерна на рынке для ОАО «Чувашхлебопродукт», отпускная цена на исходный продукт: муку, также увеличивалась.  Таким образом, цены на муку, установленные ОАО «Чувашхлебопродукт» целиком и полностью зависят от цен на закупаемое зерно.

Объемы поставленной продукции хлебозаводам за период январь-март 2015 года не сокращались, а наоборот увеличивались. С января  2014 года объем покупки муки Заявителем составлял  249 тонн, к декабрю 2014 года составил 428 тонн, в 2015 году в январе - 257 тонн, феврале - 330 тонн, марте - 392 тонны, апреле - 407 тонн, мае -339 тонн. Объемы реализации продукции ОАО «Чувашхлебопродукт» подтверждают увеличение спроса хлебокомбинатами на муку, производимую Обществом.

В соответствии с вышеуказанным, Комиссия не усматривает признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Чувашхлебопродукт». Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Чувашской Республики от 02.07.2015 № 490-р, открытое акционерное общество «Чувашхлебпропродукт» переименовано в акционерное общество «Чувашхлебпропродукт».

В случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии) комиссия прекращает рассмотрение о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи  49 и пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1.В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 31/04-АМЗ-2015 в отношении акционерного общества «Чувашхлебопродукт» прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                  «…»

 

Члены Комиссии                                                                                               «…»

 

          Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны