Определение №04-05/714 Определение Управления о прекращении дела в отношении ОАО «А... от 5 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЛА № 58/04-АМЗ-2015 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

04 февраля 2016 года                                                                                       г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 58/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии на заседании представителей ответчика ОАО «АвтоВас»:

«…»

заявителя ИП Кадеева В.Р.

 

рассмотрев материалы дела № 58/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ОАО «АвтоВас» по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС поступило заявление ИП Кадеева В.Р. на действия ОАО «АвтоВас» по нарушению антимонопольного законодательства, выраженного в задержке ОАО «Автовас» отправления рейсов в целях повышения пассажиропотока. В силу п.3 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 (Правила) регулярные пассажирские перевозки пассажиров и багажа осуществляются по расписаниям.

В силу п. 50 Правил, продажа билетов для проезда в междугородном сообщении производится в кассах автовокзалов, автостанций или иных пунктах продажи билетов. При этом продажа билетов для проезда в междугородном сообщении согласно п. 51 Правил начинается не менее чем за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления транспортного средства.

Тем не менее, отправление рейсов по маршрутам  ОАО «Автовас» с Центрального автовокзала задерживается с целью обеспечения большей наполняемости автобусов, что создает преимущество одним перевозчикам перед другими.

Доказательствами задержки рейсов являются фотоснимки билетной продукции Центрального автовокзала, представленные Заявителем:

- билет на маршрут №585 «Чебоксары - Ульяновск» от 07.10.15 со временем отправления 07:55, проданный в 08:01;

-билет на маршрут №535 «Чебоксары-Алатырь» от 11.10.15 со временем отправления 08:20, проданный в 08:20 того же числа.

ИП Кадеев В.Р. считает действия ОАО «Автовас» по задержке отправления рейсов злоупотреблением ОАО «Автовас» доминирующим положением в части создания дискриминационных условий.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 11.12.2015 № 244 возбуждено дело № 58/04-АМЗ-2015 по признакам нарушения ИП Кадеева В.Р. части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Представитель Ответчика «…» нарушение антимонопольного законодательства не признал. Касательно рассматриваемых Комиссией обстоятельств пояснил, что продажа билетов на автовокзалах и автостанциях общества производиться с учетом реального плана выполнения рейсов по маршрутам на текущий день, который формируется ежедневно диспетчером перед началом работы, и расписания отправления автобусов в рейс. На транзитные рейсы продажа билетов производится по прибытию автобуса на автовокзал.

Продажа билетов для проезда в междугородном сообщении начинается за 10 суток и заканчивается за 5 минут до отправления автобуса.

Продажа билетов осуществляется с использованием автоматизированной системы продажи билетов АСУ «Автовокзал», которая автоматически блокирует продажу кассирами билетов за 5 минут до отправления автобуса в рейс. Диспетчер, получив от системы информацию о прекращении продажи билетов на рейс, с учетом сформированного плана выполнения рейсов по маршрутам на день и в зависимости от наличия в кассе пассажиров, принимает решение - либо отправить автобус в рейс, либо открыть допродажу билетов на данный рейс. При наличии свободных мест и пассажиров, желающих уехать данным рейсом, в системе АСУ «Автовокзал» устанавливается режим «допродажи», кассиры возобновляют продажу билетов пассажирам, желающим уехать данным рейсом, по завершении продажи билетов диспетчер выводит на печать ведомость продажи билетов на автобус.

Согласно заключенным договорам со всеми перевозчиками об организации и осуществлении перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном и междугородном сообщении (п.2.2.4.) Перевозчик обязуется обеспечить возможность допродажи работниками автовокзала (автостанции) Общества проездных и багажных билетов при наличии в автобусе свободных мест и пассажиров, желающих уехать на данном автобусе, но не успевших приобрести бидеты в кассах автовокзала (автостанции) Общества. При этом рейс может быть задержан не более, чем на 10 мин. при условии своевременной подачи автобуса Перевозчиком.

Проездной билет от 29.06.2013г. на проезд по маршруту «Чебоксары- Ульяновск» до остановочного пункта Шемурша на рейс с отправлением от Центрального АВ в 7-55 был продан пассажиру в 07-59 час., т.е. с задержкой 4 мин от времени отправления автобуса.

Проездной билет от 07.10.2015г. на проезд по маршруту «Чебоксары- Ульяновск» до остановочного пункта Комсомольск на рейс с отправлением от Центрального АВ в 7-55 был продан пассажиру в 08-01 час. т.е. с задержкой 6 мин от времени отправления автобуса. Т.к. рейс с отправлением на 08-41 не был обеспечен перевозчиком (срыв рейса), следующее отправление автобуса по данному маршруту было запланировано на 9-47 час., т.е. через более 1,5 часа, что создает пассажиру определенные неудобства, более того он не стал бы ждать.

Проездной билет от 11.10.2015г. на проезд по маршруту «Чебоксары- Алатырь» до остановочного пункта Алатырь на рейс с отправлением от Центрального АВ в 8-20 был продан пассажиру в 08-20 час. Следующее отправление автобуса по данному маршруту в соответствии с расписанием было запланировано на 9-51 час., т.е. через 1,5 часа.

В условиях, когда все автовокзалы окружены нелегальными перевозчиками, использующими для перевозки автобусы и легковые автомобили, большие интервалы между отправлениями автобусов на маршруте неизбежно приводят к уходу пассажиров к нелегальным перевозчикам.

Задержки отправления автобусов в пределах до 10 мин. имеют место быть и для ИП Кадеева В.Р., и продиктованы исключительно интересами пассажира, который к моменту отправления автобуса, находясь в здании автовокзала, не успел приобрести билет, а также пунктом 2.2.4 заключенного с ним по итогам судебных решений договора.

При этом необходимо отметить, что общество в соответствии с заключенными договорами (п.5.2.3 или п.5.1.3 договоров) с перевозчиками несет ответственность за задержку от 15 минут до 30 минут отправления в рейс автобуса, своевременного поданного Перевозчиком  на посадочную платформу автовокзала. Таким образом возможность задержки рейсов до 10 минут предусмотрена в типовых договорах со всеми перевозчиками, вызвана объективной необходимостью допродажи пассажирам билетов на отходящие рейсы.

Пункт 51 Правил закрепляет общеустановленное правило, когда заканчивается продажа билетов для проезда в междугородном сообщении, не возлагает какие-либо обязанности на автовокзал.

ИП Кадеев В.Р. поддержал заявление по изложенным в нем доводам. Заявил, что пункт 51 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом закрепляет общеустановленное правило, когда заканчивается продажа билетов для проезда в междугородном сообщении. Отметил, что неоднократно обращался к руководству ОАО «АвтоВас» с просьбой о соблюдении расписания отправления рейсов.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

В соответствии с Федеральным законом от 05.10.2015 №275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты РФ», антимонопольный орган получил возможность выдавать предупреждения в случае обнаружения признаков нарушения п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

18.01.2016, в связи с наличием в действиях ОАО «АвтоВас» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании ОАО «АвтоВас» дискриминационных условий, т.е. задержки отправления рейсов, а также задержке прекращения продажи билетов на рейсы ОАО «АвтоВас», Чувашское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало ОАО «АвтоВас» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с предупреждением ОАО «АвтоВас» устранило признаки нарушения антимонопольного законодательства в сроки, указанные в предупреждении (т.е. до 28 января 2016 г., о чем уведомило Чувашское УФАС 29.01.2016) путем соблюдения обществом договорных обязательств в рамках заключенного с ИП Кадеевым В.Р. договора  об организации и осуществлении перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции,  в случае исполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства  подлежит прекращению.

 

Руководствуясь п.7 статьи 391 и статьей 42 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

                                                                   ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Производство по делу № 58/04-АМЗ-2015 прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                           «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны