Определение №04-05/7200 Определение Управления об отложении дела в отношении ГУП «Чу... от 3 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 09/04-АМЗ-2016

о нарушении антимонопольного законодательства

27 сентября 2016 г.                                                        г. Чебоксары

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…> -  заместителя руководителя – начальника отдела товарных

рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по  Чувашской Республике – Чувашии;

Членов Комиссии:

<…>  -   начальника отдела контроля органов;

<…> –    ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков;

при участии в деле:

от заявителя (ООО «Ядринжилремсервис») – <…>а  по доверенности от 21.12.2015 б/н;

от ответчика (ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии):

 - <…>  по доверенности от 18.03.2016 № 42;

- <…>  по доверенности от 17.08.2016 № 65;

рассмотрев дело № 09/04-АМЗ-2016 по признакам нарушения ГУП «Чувашгаз» Минстроя Чувашии пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в в необоснованном прекращении подачи горячей воды,

 

установила:

 

  В Чувашское УФАС России поступило заявление ООО «Ядринжилремсервис» от 28.06.2016  исх. № 247, зарегистрированное от 28.06.2016  вх. № 04-05/4021, о прекращении подачи горячей воды.

 ООО «Ядринжилремсервис» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирные дома в г. Ядрин. Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики Минстроя Чувашии (далее ГУП «Чувашгаз») является ресурсоснабжающей  организацией.

 ГУП «Чувашгаз» с октября  2015 г. осуществляет подачу горячей воды в следующие обслуживаемые  ООО «Ядринжилремсервис» многоквартирные  дома на территории  города  г. Ядрин: ул. 30 лет Победы, д. 2; ул. 50 лет т Октября, д. 66; ул. 50 лет Октября,  д. 68; ул. 50 лет Октября, д. 86; ул. 50 лет Октября, д. 93; 50 лет Октября,  д. 94; ул. 50 лет Октября, д. 95; ул. 50 лет Октября,  д. 98; ул. К. Маркса, д. 101; ул. К. Маркса, д. 111; ул. К. Маркса, д. 111а; ул. К. Маркса, д. 113; ул. К. Маркса,  д. 95; ул. К. Маркса, , д. 97; ул. Крестьянская, д. 8; ул. Некрасова, д. 16; ул. Плеханова,  д. 12; ул. Плеханова, д. 19.

         В ООО «Ядринжилремсервис» поступило уведомление ГУП «Чувашгаз» от 26.05.2016 № 636 о прекращении подачи горячей  воды с 01 июня 2016 года в связи с проведением профилактических работ. О дате возобновления подачи тепловой энергии для нужд ГВС после проведения планового ремонта БМК и тепловых сетей ГУП «Чувашгаз» обязалось сообщить дополнительно.

      Однако  ГУП  «Чувашгаз»  письмом от 15.06.2016  исх. № 684  отказалось возобновлять подачу горячей воды до полного погашения задолженности ООО «Ядринжилремсервис» перед ГУП «Чувашгаз» в размере 2796964 руб., и заключения договора на горячее водоснабжение.

 ООО «Ядринжилремсервис», мотивируя свои доводы в письме от 15.06.2016 исх. № 232, указало ГУП «Чувашгаз» на неправомерность действий предприятия и необходимости возобновления подачи горячей воды. ГУП «Чувашгаз», проигнорировав доводы ООО «Ядринжилремсервис»,  отказалось возобновлять подачу горячей воды (письмо  от 17.06.2016 исх. № 694).

 ООО «Ядринжилремсервис» считает действия (бездействие) ГУП «Чувашгаз» неправомерными в связи со следующим.

 По состоянию на 15.06.2016 задолженность ООО «Ядринжилремсервис» перед ГУП «Чувашгаз» за поставленную горячую воду составляет 165048 руб. 43 коп.,  что ниже размера платы за горячую воду за один расчётный период.

 Вместе с тем в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  Так, порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учётом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (ч. 29 Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг»)

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг), установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации.

 Согласно части  87  Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 642 «Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83» прекращение или ограничение горячего водоснабжения либо транспортировки горячей воды может осуществляться в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору горячего водоснабжения за 3 и более расчётных периода, установленных договором.

 При этом положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

  Вместе с тем продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании СанПиН 2.1.4.2496-09, что указано в Приложении № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. В соответствии с ч. 3.1.11 СанПиН 2.1.4-2496-09 в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток.

  Таким образом, ограничение подачи горячей воды со стороны   ГУП «Чувашгаз», которое привело к нарушению прав жителей на получение коммунальной услуги надлежащего качества, содержит признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

  Из письменного объяснения ГУП «Чувашгаз» от 21.07.2016 исх. № 849, зарегистрированного от 22.07.2016 вх. № 04-05/4652, следует, что ООО «Ядринжилремсервис» с октября 2015 г. (начало поставки ГУП «Чувашгаз» коммунальных ресурсов) и по настоящее время уклоняется от заключения договора горячего водоснабжения, а также договора снабжения тепловой энергией для нужд отопления (в производстве Арбитражного суда Чувашской Республики находится дело № А79-2801/2016 по исковому заявлению ГУП «Чувашгаз» к ООО «Ядринжилремсервис» о понуждении заключения указанных договоров). 

  В связи с непринятием ООО «Ядринжилремсервис» мер по заключению договора водоснабжения ГУП «Чувашгаз» по истечении  14 дней остановки котельной на профилактический ремонт письмом № 684 от 15.06.2016  уведомило ООО «Ядринжилремсервис» о необходимости заключения договора горячего водоснабжения и погашения задолженности в размере 2 796 964 руб.

  ООО «Ядринжилремсервис» письмом от 20.06.2016 № 239 обратилось  к ГУП «Чувашгаз» с заявкой на заключение договора на поставку горячей воды и тепловой жнергии на 2016-2017 г.г.

  ГУП «Чувашгаз» письмом от 01.07.2016 № 742 направило в адрес ООО «Ядринжилремсервис» подписанный со своей стороны договор горячего водоснабжения в двух экземплярах, разработанный в соответствии с  типовым договором  горячего водоснабжения и пунктом 4.13 Правил горячего водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства от 29.07.2013 № 642.

  ООО «Ядринжилремсервис» письмом от 07.07.2011 № 268 вернуло договор горячего водоснабжения без подписания и протокола  разногласий  и направило в адрес ГУП «Чувашгаз» свой проект договора горячего водоснабжения.

  Причиной отказа ООО «Ядринжилремсервис» от заключения договоров горячего водоснабжения и снабжения тепловой энергией для нужд отопления, по мнению  ГУП «Чувашгаз»,  является  уклонение от выполнения обязанности по полной и своевременной оплате поставленных коммунальных ресурсов в соответствии с условиями договоров.

  Так, Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии по делу № А79-2783/2016 взыскал в пользу ГУП «Чувашгаз» с ООО «Ядринжилремсервис» задолженность за поставленную воду в феврале 2016 г., по делу № А79-2776/2016 – за поставленную тепловую энергию для нужд отопления в феврале 2016 г.

  В производстве Арбитражного суда Чувашской Республики также находятся дела  № А79-2561/2016, № А79-2798/2016, № А79-2798/2016  по исковому заявлению ГУП «Чувашгаз» к ООО «Ядринжилремсервис» о взыскании задолженности за поставленную горячую воду в октябре-ноябре 2015 г.,  в январе  2016 г.,  в марте  2016 г., дело № А79-4146/2016 о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию для нужд отопления в марте 2016 г.

  В настоящее время ГУП «Чувашгаз» готовит исковые заявления за поставленные ООО «Ядринжилремсервис» коммунальные  ресурсы в апреле-мае 2016 г.

  Общая задолженность ООО «Ядринжилремсервис» за поставленные коммунальные  ресурсы составляет 2 096 950 руб. 32 коп., в том числе полностью не оплачена поставленная горячая  вода в апреле-мае 2016 г. и частично в марте 2016 г., то есть более двух расчетных периодов (без учета задолженности за поставленную горячую воду в октяюре-ноябре 2015 г. в размере 393336, 28 руб., наличие которой ООО «Ядринжилремсервис»).

  ГУП «Чувашгаз» считает, что отсутствие договорных отношений между ГУП «Чувашгаз» и ООО «Ядринжилремсервис» по поставке горячей воды, а также наличие задолженности перед ГУП «Чувашгаз» за два с лишним расчетных периода, является основанием для прекращения подачи горячего водоснабжения.

  По результатам рассмотрения заявления ООО «Ядринжилремсервис» установлено следующее.

  ГУП «Чувашгаз» поставляет ООО «Ядринжилремсервис» два коммунальных ресурса: тепловую энергию и горячую воду, которые общество использует для оказания коммунальных услуг.

  Вопреки требованиям статей 160, 161 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения в письменной форме в виде отдельного документа, подписанного сторонами, не заключался.
       ООО «Ядринжилремсервис» является исполнителем коммунальных услуг по отношению к жителям многоквартирных домов, приобретает у ГУП «Чувашгаз» коммунальные ресурсы для предоставления коммунальных услуг жителям этих домов. Поскольку энергопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, жилые дома, находящиеся в управлении ответчика снабжались тепловой энергией, то ее фактическое потребление, несмотря на отсутствие письменного соглашения, не освобождает потребителя от обязанности оплатить стоимость отпущенной на нужды горячего водоснабжения тепловой энергии. Фактическое пользование ответчиком услугами теплоснабжения, оказываемыми обязанной стороной, в силу пункта 3 статьи 438 Кодекса Гражданского кодекса Российской Федерации следует рассматривать как акцепт абонентом оферты, предложенной энергоснабжающей организацией. При данных условиях правоотношения, возникшие между  ГУП «Чувашгаз» и ООО «Ядринжилремсервис» должны быть квалифицированы как договорные.

  В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
       Согласно статье 544 названного Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
       Правоотношения участников сделки регулируются гражданско-правовыми нормами об энергоснабжении, содержащимися в статьях 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть (статья 548 Кодекса). Из фактического отпуска тепловой энергии в силу пункта 2 статьи 307 Кодекса возникли взаимные обязательства сторон. При этом каждая из сторон считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать (пункт 2 статьи 308 Кодекса).
       В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
       Энергоснабжающая  организация  обязательство по передаче тепловой энергии и горячей воды в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ООО «Ядринжилкомсервис» исполняла до 01.06.2016 г.

  Выступающая в качестве потребителя управляющая организация (ООО «Ядринжилремсервис») является исполнителем коммунальных услуг для проживающих в жилых домах граждан и соответственно для выполнения этих функций обязана приобретать коммунальные ресурсы.
       В соответствии с пунктом 6.4 статьи 13 Закона «О водоснабжении и водоотведении»  №416-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 №307-Ф3) управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой.

  Описанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о противоправном характере действий ГУП «Чувашгаз» и о возможных дальнейших противоправных действиях ГУП «Чувашгаз», что может повлечь реальные негативные последствия для нормального обеспечения горячей водой конечных потребителей, граждан.

     В  заседании Комиссии представитель ГУП «Чувашгаз» Абашев А.Г. поддержал ранее изложенные доводы, резюмировав, что  действия ГУП «Чувашгаз» были экономически и технологически обоснованы, прекращение подачи горячей воды в рассматриваемом случае прямо предусмотрено действующим законодательством.

       Представитель ГУП «Чувашгаз» <…> заявил ходатайство о привлечении  к  участию  в  рассмотрении  дела Ядринское МПП ЖКХ.

  Представитель ООО «Ядринжиремсервис» <…> пояснил, что наличие у  управляющей компании  задолженности по оплате поставленной горячей воды собственникам жилых помещений в многоквартирном жилом доме не является основанием для прекращения подачи горячей воды.  Кроме того, граждане, потребляющие горячую воду для бытовых нужд, относятся к потребителям, не подлежащим отключению в безусловном порядке при задолженности по оплате за потребленную горячую воду.  Приостановление или ограничение подачи горячей воды не должно нарушать права и законные интересы других потребителей, проживающих в многоквартирном доме, которые своевременно оплачивают потребленную горячую воду.

  Комиссия, изучив материалы дела, заслушав доводы и возражения лиц участвующих в рассмотрении дела, пришла к следующим выводам.

  Комиссия  считает  необходимым удовлетворить ходатайство ГУП «Чувашгаз»  и привлечь к участию в рассмотрении  дела  Ядринское  МПП  ЖКХ.

  В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от   26.07.2006  № 135-ФЗ   «О защите конкуренции» Комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле лиц, содействующих рассмотрению дела, других лиц, участие которых в деле, по мнению комиссии, необходимо.

 В соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»  Комиссия

определила:

 

 1. Отложить рассмотрение дела № 09/04-АМЗ-2016.

       2. Назначить рассмотрение дела № 09/04-АМЗ-2016 на 01 ноября 2016  года  в  14  часов  00 минут по адресу: г. Чебоксары, Московский пр., дом 2, каб. 106.      

       3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 09/04-АМЗ-2016 администрацию Ядринского городского поселения Ядринского района Чувашской Республики (429060, Чувашская Республика, г. Ядрин, ул. 50 лет Октября, д. 71а)

       4. Администрации города Ядрина Чувашской Республики представить в Чувашское УФАС России в срок до 12 октября 2016 г. следующую информацию:

       - о хозяйствующих субъектах, реализующих в географических границах города Ядрина Чувашской Республики, рассматриваемый товар (горячее водоснабжение) в пределах временного интервала исследования товарного рынка (2 полугодие 2015 г. – 1 полугодие 2016 г.);

       - о хозяйствующих субъектах, имеющих в собственности, в аренде либо ином законном праве трубопроводные сети по передаче горячей воды;

       - письменное объяснение по рассматриваемому факту.

       5.  Привлечь к участию в рассмотрении дела № 09/04-АМЗ-2016 Ядринское муниципальное производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (429060, Чувашская Республика г. Ядрин ул. 30 лет Победы д. 22 "а").

       6. Ядринскому муниципальному производственному предприятию жилищно-

коммунального хозяйства представить в Чувашское УФАС России  в срок до 17 октября 2016 г. письменное объяснение по рассматриваемому факту.

       7. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 09/04-АМЗ-2016  Государственную службу Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам (428004, г. Чебоксары, пл. Республики, д. 2).

       8. Государственной службе Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам представить в Чувашское УФАС России в срок до 14 октября 2016 г. следующие сведения:

       - письменное объяснение по рассматриваемому факту;

       - о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на рынке производства горячей воды на территории города Ядрина Чувашской Республики за второе полугодие 2015 г. – первое полугодие 2016 г. (наименование организации, ИНН, ОГРН, форма собственности, юридический адрес, фактическое местонахождения, телефон, Ф.И.О. руководителя), вид деятельности (производство, передача, сбыт), сведения о наличии в собственности или на ином законном праве имущественных объектов, участвующих в производстве и (или) передаче горячей воды);

       - о имущественных объектах, участвующих в производстве и (или) передаче горячей воды;

       - о правах хозяйствующих субъектов на использование имущественных объектов, участвующих в производстве и (или) передаче горячей воды;

 -  об организациях, осуществляющих производство, передачу, сбыт горячей воды, а также информацию о тарифах и их необходимой валовой выручке (НВВ) за отчетный период согласно таблицам 1 и 2: 

                                                             Таблица 1

Наименование  организации

Информация о необходимой валовой выручке (НВВ), тыс. руб.

Объем переданной горячей воды

 (с разбивкой по группам потребителей), куб. м.

Тариф на передачу, руб./куб.м (с учетом НДС)

 
 
 

Таблица 2

Сведения о хозяйствующем субъекте, действующем на рынке горячего водоснабжения

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество горячей воды, произведенной организацией

( куб. м)

Количество горячей воды,  реализованной хозяйствующим субъектом, в куб.м

Конечным потребителям

Перепродавцам

Всего

г. Ядрин

 

  10. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 09/04-АМЗ-2016   Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики (428017, г Чебоксары, ул. Пирогова, д. 16, каб. 434).

  11. Государственной жилищной инспекции  представить в Чувашское УФАС России в срок до 14 октября 2016 г.  письменное объяснение по рассматриваемому факту.

  12. ГУП «Чувашгаз»  в срок до  14 октября 2016 г. представить в Чувашское УФАС России копию акта на право собственности на котельную в г. Ядрине Чувашской Республики.

  13. ООО «Ядринжилкомсервис» в срок до 14 октября 2016 г. представить в Чувашское УФАС России  информацию об оплате потребителями горячей воды с указанием лицевых счетов  и   сведений об оплате (наличие/отсутствие задолженности).

 

 

Председатель Комиссии                                           <…>  

Члены Комиссии                                                        <…> 

                                                                        <…>   

Связанные организации

Связанные организации не указаны