Определение №04-05/7900 Определение Управления об отложении дела в отношении ООО «Сп... от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 14/04-АМЗ-2017

о нарушении антимонопольного законодательства

 

«19»  октября 2017 года                                                                            г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  14/04-АМЗ-2017 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

 

 

при участии:

 заявителя – ООО «Чебоксарский ликеро- водочный завод» (428018, Чувашская республика. г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 63) представителя:

– «…» по доверенности от 04.10.2017 б/н;

ответчика - «Спиртовой завод «Ядринский» (428903, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Лапсарский проезд, д. 2, пом. 1. оф. 8  представителей:  

- «…» по доверенности от 05.10.2017 №1;

- «…» по доверенности от 05.10.2017 б/н;  

рассмотрела дело № 14/04-АМЗ-2017 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью  «Спиртовой завод «Ядринский» (далее – ООО «Спиртовой завод «Ядринский»)  п. 2 ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон                № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России 25.08.2017 (вх. 04-05/5925) поступило обращение ООО «Чебоксарский ликеро - водочный завод на предмет наличия в действиях  ООО  «Спиртовой завод «Ядринский», признаков недобросовестной конкуренции, выражаемой в использовании фирменного наименования  «Чебоксарская водка» и изображения здания заводоуправления                              ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод».

В ходе рассмотрения обращения установлено следующее.

ООО «Чебоксарский ликеро- водочный завод» осуществляет деятельность по производству алкогольной продукции на базе  бывшего ликеро-водочного завода «Чебоксарский» (филиал «Росспиртпром»), ликвидированного в декабре 2016.

При продаже имущества последнего ООО Чебоксарский ликеро- водочный завод» были переданы исключительные права на интеллектуальную собственность, зарегистрированную в качестве товарных знаков, часть используемых этикеток товара в качестве товарного знака не были зарегистрированы.

Как, например, предмет настоящего спора - оформление  этикетки алкогольного продукта (водки)  с наименованием «100 лет Чебоксарская водка». Указанное наименование разработано  ФГУП «Росспиртпром» для водки, приуроченной к выпуску 100-летия Ликероводочного завода «Чебоксарский» в 1999 году.

ООО «Спиртовой завод «Ядринский» также является производителем алкогольной продукции, среди товаров которого имеется водка с аналогичным наименованием.

При исследовании нормативно- правовой установлено следующее.

Согласно п. 9 ст. 4  Федерального закона №136-ФЗ  «О защите конкуренции» по недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Из правового смысла понятия недобросовестной конкуренции следует, что наличие или угроза наступления соответствующих последствий по причинению ущерба не требуется.

  В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 №11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при анализе вопроса о том, является ли конкретное совершенное лицом действие актом недобросовестной конкуренции, подлежат учету не только указанные законоположения (пункт 9 статьи 4 и статьи 14.1-14.8 Федерального закона «О защите конкуренции»), но и положения статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, в силу которых актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

Таким образом, то или иное деяние в качестве акта недобросовестной конкуренции может быть квалифицировано в соответствии с п. 9 ст. 4 и ст. 14.1 - 14.8 Федерального закона №136-ФЗ  «О защите конкуренции», если оно противоречит законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, нарушает один из запретов, перечисленных в статьях 14.1-14.8 названного Закона, направлено на получение преимуществ перед другими лицами, стремящимися к тому же результату, и может причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта, стремящегося к тому же результату.

 Из  приведенных норм следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, заключались во введении в заблуждение в отношении места производства, в отношении его производителей, введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, которые были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту-конкуренту.

 Выделяют признаки, одновременное наличие которых позволит считать действия хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией:

 1)       юридическое лицо и другие хозяйствующие субъекты являются конкурентами, т.е. активно присутствуют в одном сегменте товарного рынка;

 2)       действия юридического лица причинили или могли причинить убытки конкурентам либо нанесли или могли нанести вред их деловой репутации;

 3)       своими действиями юридическое лицо в обязательном порядке нарушило соответствующее нормы российского законодательства, сложившиеся обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности и справедливости;

 4)       конечным итогом действий юридического лица должно являться получение преимущества, занятие более выгодного, доминирующего положения на соответствующем рынке по отношению к конкурентам.

 Исходя из изложенного, если в действиях хозяйствующего субъекта по отношению к другому хозяйствующему субъекту (хозяйствующим субъектам) прослеживаются все названные четыре признака, есть основания считать такие действия недобросовестной конкуренцией. Отсутствие хотя бы одного из вышеприведенных признаков не позволит характеризовать действия юридических лиц как недобросовестную конкуренцию, что ограничит сферу действия Закона о защите конкуренции.

  Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона Федерального закона от  №136-ФЗ  «О защите конкуренции»  хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 2 ст. 14.6 Федерального закона №136-ФЗ  «О защите конкуренции», не допускается недобросовестная конкуренция путем совершения хозяйствующим субъектом действий (бездействия), способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, в том числе копирование или имитация внешнего вида товара, вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

ООО «Чебоксарский ликер-водочный завод» зарегистрирован в Едином  государственном реестре юридических лиц 24.10.2016, присвоен ОГРН 1162130067219, ИНН/ КПП – 2130179610/213001001.

ООО «Спиртовой завод «Ядринский» зарегистрирован в Едином  государственном реестре юридических лиц  -09.08.2016, присвоен ОГРН – 1162130063050, ИНН/КПП – 2130176312/213001001.

Оба Общества   среди прочих имеют аналогичный ОКВЭДЫ:

- 11.01.1 – производство дистиллированных питьевых алкогольных напитков : водки, виски, бредни, джина, ликеров и т.п;

- 11.01.4 – производство пищевого спирта;

- 47.25 Торговля розничная напитками в специализированных магазинах

Таким образом, ООО «Чебоксарский ликер-водочный завод» и  ООО «Спиртовой завод «Ядринский» являются конкурентами на товарном рынке производства  и реализации питьевых алкогольных напитков.

Нормативным правовым актом, устанавливающим критерии сходства обозначений до степени смешения, являются Правила составления, подачи и рассмотрения документом, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаком, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015               № 482, зарегистрированным в Минюсте России 18.08.2015 г., регистрационный номер <...> . Правового акта, непосредственно устанавливающего критерии вероятности смешения, не существует, в связи, с чем применяются критерии сходства до степени смешения (п. 41 Правил).

Обозначение считается тождественным с другим обозначением (товарным знаком), если оно совпадает с ним во всех элементах.

Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Сходство обозначений для отдельных видов обозначений определяется с учетом требований пунктов 42 - 44 Правил.

Словесные обозначения сравниваются со словесными обозначениями и с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы. (п. 42 Правил)

Сходство словесных обозначений оценивается по звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим) признакам, а именно:

1) звуковое сходство определяется на основании следующих признаков: наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях; близость звуков, составляющих обозначения; расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу; наличие совпадающих слогов и их расположение; число слогов в обозначениях; место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений; близость состава гласных; близость состава согласных; характер совпадающих частей обозначений; вхождение одного обозначения в другое; ударение;

2) графическое сходство определяется на основании следующих признаков: общее зрительное впечатление; вид шрифта; графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные); расположение букв по отношению друг к другу; алфавит, буквами которого написано слово; цвет или цветовое сочетание;

3) смысловое сходство определяется на основании следующих признаков: подобие заложенных в обозначениях понятий, идей (в частности, совпадение значения обозначений в разных языках); совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение; противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы. (п. 43 Правил)

Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:

1) внешняя форма;

2) наличие или отсутствие симметрии;

3) смысловое значение;

4) вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и тому подобное);

5) сочетание цветов и тонов.

Признаки, указанные в настоящем пункте, учитываются как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. (п. 43 Правил).

При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки, указанные в пунктах 42 и 43 Правил, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.

При установлении однородности товаров определяется принципиальная возможность возникновения у потребителя представления о принадлежности этих товаров одному изготовителю.

При этом принимаются во внимание род, вид товаров, их потребительские свойства, функциональное назначение, вид материала, из которого они изготовлены, взаимодополняемость либо взаимозаменяемость товаров, условия и каналы их реализации (общее место продажи, продажа через розничную либо оптовую сеть), круг потребителей и другие признаки.

При проведении анализа  водки  «100 лет. Чебоксарская водка» ООО «Чебоксарский ликер-водочный завод» и  ООО «Спиртовой завод «Ядринский» установлено, что:

-  этикета продуктов выполнена в аналогичной гамме, с незначительными отклонениями;

- на этикетках присутствует фото старинного здания (заводоуправление Чебоксарского ликеро - водочного завода»;

- в наименование присутствуют сходные слова: «100», «лет», «Чебоксарская», «водка» в совокупности образующие сходное, по единому пониманию словосочетание -  «100 лет Чебоксарская водка».

Таким образом,  в действиях ООО «Спиртовой завод «ЯДРИНСКИЙ» усматриваются признаки нарушения п. 2 ст. 14.6 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженные в копировании/ имитации внешнего вида товара – водки «100 лет Чебоксарская водка», производимого ООО «Чебоксарский ликеро-водочный завод»,  вводимого в гражданский оборот хозяйствующим субъектом-конкурентом, упаковки такого товара, его этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом (в совокупности фирменной одежды, оформления торгового зала, витрины) или иных элементов, индивидуализирующих хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товар.

Дополнительно, ООО «Чебоксарский ликеро – водочный завод» представлена справочная информация о продажах водки «100 лет Чебоксарская»(0,5 л.)  за период июль 2017- сентябрь 2017 года,  из которой следует,  в указанный период времени происходит спад объемов реализованной продукции с указанным наименованием сравнительно  с периодом  13.07.2017-31.07.2017, а именно в период:

-  с 13.07.2017 по 31.07.2017 объем равен – 58020,000 ед.;

-  с 01.08.2017 по 15.08.2017 – 27859,000 ед.;

-  с 16.08.2017 по  31.08.2017 – 15580 ед.;

-  с 01.09.2017 по 12.09.2017 – 11580,000 ед..

 Из изложенного следует, что в период реализации ООО «Спиртовой завод «ЯДРИНСКИЙ» водки с одноименным наименованием, объемы продаж ООО «Чебоксарский ликеро – водочный завод» продукта «100 лет Чебоксарская»(0,5 л.) с 13.07.2017 по 12.09.2017 снизился на 46440,000 ед., то есть на 80%.

Также установлено, согласно макета этикетки рассматриваемого продукта, ООО «Чебоксарский ликеро – водочный завод» она утверждена 27.02.2015, а исходя из сведений ООО «Спиртовой завод «ЯДРИНСКИЙ» их этикетка введена в оборот в марте 2017 года.

          Исходя из сведений Реестра заявок на регистрацию товарного знака и знака обслуживания Российской Федерации, ООО «Спиртовой завод «ЯДРИНСКИЙ»  02.12.2016 подана заявка на регистрацию товарного знака «100 лет Чебоксарская водка».

         По мнению, ООО «Чебоксарский ликеро – водочный завод», действия ООО «Спиртовой завод «Ядринский» обусловлено стремлением занять более выгодное, доминирующее положение на рассматриваемом рынке, путем введения в оборот водки с этикеткой приближенной к дизайну водки ООО «Чебоксарский ликеро – водочный завод», используемой с 2007 года.

         В ходе рассмотрения дела,  представитель ООО «Чебоксарский ликеро – водочный завод» «…»., доводы, изложенные в обращении поддержала в полном объеме.

         Дополнительно, указала, что при проведении аукциона продажи имущества филиал «Росспиртпром» в общую массу  продаваемого имущества, рассматриваемый макет этикетки  водки  «100 лет. Чебоксарская водка» не входил.

           Представители ООО «Спиртовой завод «Ядринский» «…» доводы обращения заявителя опровергли в полном объеме, пояснили, что на этикетки водки  «100 лет. Чебоксарская водка» размешено не здание заводоуправления «Чебоксарского ликеро - водочного завода», кроме того, согласно договора от 03.04.2017  б/н об отчуждении исключительного права на дизайн-макеты, рассматриваемая этикетка водки  «100 лет. Чебоксарская водка» принадлежит ООО «Спиртовой завод «Ядринский».

Комиссия, изучив материалы дела, установила, что в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела получение дополнительных доказательств и подтверждающих копий документов.

 На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу  к выводу о необходимости отложения рассмотрения настоящего дела для истребования необходимых копий документов.

Руководствуясь частями 1, 5 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.  Рассмотрение дела № 14/04-АМЗ-2017 в отношении ООО «Спиртовой завод «Ядринский» отложить.

2. Назначить рассмотрение дела № 14/04-АМЗ-2017 на 07 ноября 2017 года в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Чебоксары, Московский пр., д. 2, каб. 106.

3.  Заявителю ООО «Чебоксарский ликеро – водочный завод» в срок до               01 ноября 2017 года  представить сведения с приложением копий подтверждающих документов, надлежащим образом:

- информацию о подаче заявки на регистрацию товарного знака «100 лет. Чебоксарская водка» и ответ ФИПС;

- сведения об имуществе, приобретенным у филиала «Росспиртпром» (в том числе и товарные знаки, макеты и иные средства интеллектуализации);

- договор  на выполнение работ по разработке дизайн – макетов №МБ-РСП-13 от 19.05.2017, заключенный между ОАО «Росспиртпром»  и ООО «Макс Брендсон»

4. Ответчику ООО «Спиртовой завод «Ядринский» в срок до 01 ноября 2017 года представить сведения с приложением копий подтверждающих документов, надлежащим образом заверенных:

- договор от 03.04.2017 г. б/н об отчуждении исключительного права на дизайн макеты, заключенный с Росспиртпром, в том числе и на макет «100 лет. Чебоксарская водка»;

- акт выполненных работ согласно договора от 03.04.2017;

- договор  на выполнение работ по разработке дизайн – макетов №МБ-РСП-13 от 19.05.2017, заключенный между ОАО «Росспиртпром»  и ООО «Макс Брендсон»

-  фото здания ООО «Спиртовой завод «Ядринский».

5. Заявителю и ответчику (при наличии) представить мотивированные пояснения по указанному вопросу.

 

Явка сторон по делу или их уполномоченных представителей обязательна.

 

Председатель Комиссии

«…»

 

Члены Комиссии

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны