Решение №04-05/8242 Решение и предписание Управления в отношении ООО «Сладкая жи... от 11 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                         

Дело № 34/04-АМЗ-2015                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  01 сентября 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме  11 сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела о нарушении   антимонопольного   законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при отсутствии в заседании Комиссии заявителей:

- Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики;

- Прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары;

«…»

при участии в заседании Комиссии: представителя ответчика ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» - «..»

рассмотрев материалы дела № 34/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сладкая жизнь Н.Н.» (603070, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Сергея Есенина, д. 10,  ОГРН 1025202395525, ИНН/КПП 5257041777/525701001) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики – Чувашии поступили обращения:

- Прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары об установлении высоких розничных цен на социально значимые продовольственные товары  (мойву свежемороженую), не соответствующие среднестатистическим ценам, реализуемым на территории Чувашской Республики. Так, по данным Чувашстата, средняя цена на мойву свежемороженую фасованную за 1 килограмм составляет 123,72 руб.  По расчетам, произведенным согласно накладным № 1437358 и № 1411111, розничная цена в  магазине «Пятерочка» по адресу: г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 26 на мойву свежемороженую фасованную FISH HOUSE за 1 килограмм установлена в размере 169,00 рублей с торговой наценкой 71,2 %.

         - Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики об установлении высоких розничных цен на отдельные продукты питания  в магазине «Пятерочка» по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Винокурова, д.5, превышающих республиканские среднестатистические показатели цен (по данным Чувашстата), и высоких торговых наценок. Из заявления следует, что уровень торговой наценки на рис длиннозерный, крупу гречневую, молоко 3,2 %, хлеб пшеничный йодированный, яйцо куриное С1, томаты свежие, огурцы свежие, апельсины, виноград черный составляет более 30 %.

         - «…» о высоком уровне цен на морскую капусту, крабовые палочки, кукурузу сладкую и горошек зеленый. Заявитель указывает, что в сети магазинов «Пятерочка» Чувашской Республики наблюдается рост цен на морскую капусту с 38 до 50 рублей, рост розничных цен на крабовые палочки, кукурузу сладкую и горошек зеленый составляет 35 – 40 %.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 05.06.2015 № 125 возбуждено дело № 34/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

 Представитель ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  нарушение антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что позиция ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» основывается на том, что на сегодняшний день понятий «высокая цена» и «высокая наценка» нет. ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» является коммерческой организацией и основной целью является извлечение прибыли. Торговая  наценка общества, в основном, складывается из прибыли, которую компания заложила на текущий год. Цены на продукцию ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» рассчитываются в совокупности  из затрат на содержание и аренду площадей, логистику, заработную плату сотрудникам и т.д.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее - Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства. Свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

В силу пунктов 4-5 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.             

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта нарушившими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие двух условий:

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке нарушения;

- результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики за период 2012 – 1-ое полугодие 2014 гг. (проведенного в соответствии с приказом от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке») установлено коллективное доминирующее положение трёх хозяйствующих субъектов: ЗАО «Тандер», ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» и ООО «Смак-Гурмэ».

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» осуществляет деятельность по розничной торговле пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах. На территории Чувашской Республики Общество имеет обособленные подразделения, находящиеся под общим управлением и использующих торговые марки «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель».

         Торговые объекты под управлением ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», осуществляющие торговую деятельность на территории Российской Федерации,  расположены в пяти регионах Российской Федерации: в Кировской области, Нижегородской области, Республике Марий Эл, Республике Мордовии, Чувашской Республике.

         На территории Чувашской Республики торговые объекты ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» представлены  следующих форматов:  универсам «Пятерочка» - 45 объектов, супермаркет «Перекресток» - 3 объекта, гипермаркет «Карусель» - 2 объекта.

 

 

 

Относительно заявления   Прокуратуры Ленинского района г. Чебоксары (установление высоких розничных цен на мойву свежемороженую)

1.  Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что торговая сеть - это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Торговые объекты сети «Пятерочка», осуществляющие хозяйствующую деятельность по  розничной реализации продовольственных товаров на территории Чувашской Республики, находятся под управлением юридических лиц ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», ООО «Агроторг» и ООО «Копейка – Поволжье», входящих в одну группу лиц X5 Retail Group по основаниям, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135 – ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно сайта http://www.x5.ru/ru/about/, X5 Retail Group – ведущая продовольственная розничная компания в России. Компания управляет магазинами нескольких форматов: «магазинами у дома» под брендом «Пятерочка», супермаркетами под брендом «Перекресток», гипермаркетами под брендом «Карусель», а также магазинами под брендом «Перекресток Экспресс».

 «Пятерочка» - одна из ведущих розничных сетей магазинов рядом с домом. Магазины «Пятерочка» дают покупателям возможность совершать простые и экономичные покупки. «Пятерочка» предлагает качественные свежие продукты и непродовольственные товары, а также регулярно проводит привлекательные для покупателей промо-акции. Сеть принесла 69,0% общей чистой выручки Х5 за 2014 г. Средняя торговая площадь магазина составляет около 350 кв. м. Ассортимент составляет до 4 000 наименований товаров.

Таким образом, ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой  сети, а поскольку общество занимает доминирующее положение (коллективное) на рынке розничной реализации продовольственных товаров торговыми сетями на территории города Чебоксары Чувашской Республики, соответственно, на общество распространяются запреты Закона о защите конкуренции.

         

          2. Методология ценообразования - это совокупность общих правил, принципов и методов ценообразования. Это концепция определения и обоснования цен, формирования видов цен, управления ценообразованием.

          Цена - это экономическая категория, рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции и монополизации.

          Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов - торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием.

          Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования.

 

3. Письмом от 08.04.2015№ 01-2/989, (вх. Управления от 10.04.2015 № 04-11/2627), от  25.05.2015 № 01-2/590 (вх. Управления от 27.05.2015 № 04-06/4036) ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» предоставило сведения о закупочных и розничных ценах на мойву свежемороженую фасованную FISH HOUSE (таблица 1).

Таблица 1. Закупочные и розничные цены на мойву свежемороженую фасованную в магазине «Пятерочка» за период  01.02.2015 по 10.05.2015 (в руб. с НДС за 1 кг. продукции).

 

01.02.2015

01.03.2015

01.04.2015

20.04.2015

10.05.2015

Закупочная цена

95,73

116,50

83,57

71,01

с 20.04.2015

поставок не было

Розничная цена

159,00

169,00

149,00

149,00

149,00

Торговая наценка, %

66

45

78

109,82

109,82

 

Из представленных обществом данных  видно, несмотря на снижение закупочных цен на мойву свежемороженую на 15,03 % (с 83,57 руб. до 71,01 руб.), цена реализации остается неизменной и составляет 149,00 руб.

Письмом Чувашстата от 03.06.2015 (вх. Управления от 03.06.2015 № 04-11/4293) были представлены средние потребительские цены на рыбу мороженую неразделанную (на конец месяца):

- за март - 124,79 рублей за 1 килограмм,

- за апрель – 122,41;

- за май – 121,87.

Установленные цены на мойву свежемороженую в торговых объектах «Пятерочка» ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  превышают средние потребительские цены по Чувашской Республике.

Письмом от 24.07.2015 № ВВ - 2/1190 (вх. Управления от 24.07.2015 № 04-05/5751) ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  указывает, что торговые наценки  устанавливаются в зависимости от плановых и фактически достигнутых показателей доходности как по товарной группе, так и продажам в целом, как по филиалу, так и формату в целом. Алгоритм расчета плановых наценок отсутствует, т.к. является гибким механизмом для достижения целевых показателей. Также установление торговой наценки учитывает ценовые сегменты товаров, конкурентную среду, позиционирование товаров и торговой сети на рынке и иные факторы.

Формирование розничной цены на реализуемую продукцию устанавливается исходя из той прибыли, которую ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»   планирует получить, а также административных и коммерческих издержек (включающих в себя затраты на аренду торговых объектов, коммунальные платежи и текущий ремонт, рекламу и маркетинг, потери, расходы на персонал). Средняя торговая наценка ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»   на продовольственные товары составляет 14 %, варьируясь в зависимости от вышеуказанных параметров.

Торговая политика ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» не принималась и не утверждалась в связи с отсутствием такой необходимости и возможностью оперативного реагирования на конъюнктуру рынка.

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  дополнительно в качестве пояснения концепции ценообразования и правил управления ценообразованием представлено «Положение о ценообразовании для розничных продаж Торговой сети «Пятерочка» (далее – Положение).

Общество сообщает, что торговая марка «Fish House» является собственной торговой маркой Компании. Для ее производства посредством электронных торгов (тендеров) закупается весовая небрендированная свежемороженая рыба, которая впоследствии в собственном цеху дефростации (Московская область, г. Орехово- Зуево, ул. Кирова, д. 54) фасуется и упаковывается реализуемыми единицами продукции.

Согласно Положению,  товары под собственными торговыми марками (далее – СМТ) должны восприниматься покупателями как качественная альтернатива известным брендам, но по более низкой цене. Реализация товаров СТМ должна приносить более высокий доход, чем продажа брендового товара, при этом потери от канибализации не должны превышать разницы между доходностью СМТ и доходностью аналогичного брендового товара. Принцип ценообразования – фиксированная цена с учетом стоимости бенч-марка (при его наличии в торговых сетях Пятерочка, Перекресток, Карусель).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2010 № 530, рыба мороженная неразделанная (в том числе мойва свежемороженая) относится к перечню социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

В рассматриваемом случае, необоснованно увеличивая и устанавливая торговую наценку, общество увеличивает продажную (розничную) цену мойвы свежемороженой, что приводит к удорожанию названного продукта и последующему ущемлению прав покупателей.

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

По данным мониторинга Минэкономразвития Чувашии, по состоянию на 08.06.2015  и на 06.07.2015 минимальная стоимость рыбы мороженной (за 1 кг.) в магазине «Пятерочка» составляла 149,00.  По данным Чувашстата, по состоянию на 08.06.2015 средние потребительские цены на рыбу мороженную составляли 119,59, по состоянию на 06.07.2015 – 117,18.

По состоянию на 31.08.2015 по данным Чувашстата средние потребительские цены на рыбы мороженную неразделанную составляли 113,93 рублей. По данным мониторинга Минэкономразвития Чувашии, по состоянию на 01.09.2015 стоимость мойвы свежемороженой «Fish House» составляла 109,00 рублей.

Таким образом, наблюдается снижение розничных цен на мойву свежемороженую «Fish House», реализуемую в торговых объектах ООО «Сладкая жизнь Н.Н.». Действующие розничные цены не превышают установленные средним потребительским ценам на рыбу мороженную по Чувашской Республике.

Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предупреждения

 

Относительно заявления Министерства экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики

(установление высоких розничных цен на отдельные продукты питания  и высоких торговых наценок в магазинах «Пятерочка»)

1. Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» создано и действует в организационно-правовой форме «общество с ограниченной ответственностью», является в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, таким образом, является хозяйствующим субъектом.

 

          2. Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. Будучи ценой  сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом  ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия, правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.

          Торговая надбавка предприятия  состоит из трех основных элементов: 1) суммы издержек обращения, связанных с реализацией товара; 2) суммы налоговых платежей, входящих в цену товара, т.е. уплачиваемых непосредственно за счет доходов торгового предприятия (к ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенные сборы, и пошлины; 3) суммы прибыли и реализации товаров (до вычета из нее налогов).

          С ориентацией экономики на рыночные отношения и с переходом к свободному ценообразованию магазины (базы, столовые) получили статус юридического лица и стали сами определять размер торговой надбавки. Вначале ее размер был ограничен и в разные периоды с 1991 года изменялся по различным товарам, товарным группам от 15% до 38%. С конца 1994 года сняты ограничения на размер торговой и оптово-сбытовой надбавки.

          Как показывают зарубежные исследования, норма наценок для предприятий розничной торговли составляет около 30% розничной цены. В то же время  наблюдаются различия в этих нормах в разных типах торговых предприятий и в зависимости от вида товара. Так, в гипермаркетах норма наценки равняется примерно 15%, в розничной торговле обычными продовольственными товарами (включая крупные магазины)- 20,3%, в специализированных продовольственных магазинах (с небольшим числом наемных работников)- 32,5%, в розничной торговле непродовольственными товарами- 34-38%.

          Анализируя  названный рынок, ФАС России указал, что торговая наценка сетей на товары составляет минимум 10-15% (на многие товары средняя торговая наценка составляет 30-40%); даже исходя из минимального уровня торговой наценки, суммарное давление на конечную цену товара всех наценок и выплат, формируемых в торговых сетях, составляет от 20 до 60%.

          Наценка (торговая наценка) на реализуемые товары — торговая надбавка к цене реализуемого товара, доход розничного продавца, разница между розничной и оптовой ценой товаров, необходимая для покрытия издержек и получения средней прибыли торговыми предприятиями.

Наценка определяется в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров. Чтобы торговля была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка – это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж и др.). 

Размер наценки определяется организацией самостоятельно. Причем наценка может устанавливаться как единая на весь ассортимент товаров, так и различная по видам товарных групп.

Наценка на товар устанавливается именно на стадии продажи его гражданам для личного потребления.

При установлении наценки следует исходить из желаемой стратегической позиции предприятия относительно конкурентов. На одном конце рыночного спектра находятся предприятия, обеспечивающие высокое качество и назначающие заведомо высокие цены (то есть имеющие невысокий объем продаж). На другом конце рыночного спектра — предприятия, продающие большие объемы товара по низким ценам, к коим и относится сеть магазинов «Пятерочка».

Нарушение хозяйствующим субъектом такой ценовой политики, которое влечет за собой отклонение цены от влияния указанных объективных и обоснованных факторов ценообразования, является основанием для рассмотрения таких действий хозяйствующего субъекта на предмет нарушения антимонопольного законодательства, в частности части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

3. Представитель Минэкономразвития Чувашии на заседании (04.08.2015) сообщил, что обследование магазина «Пятерочка» ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» проводилось в соответствии с решением Прокуратуры Чувашской Республики во исполнение указания Генерального прокурора Российской Федерации от 27.10.2014 № 580/7 «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию», п. 1.1 Указания Прокуратуры  Чувашской Республики от 17.11.2014 № 122/73 «Об организации надзорных мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений законодательства, способствующих росту цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию», пункта 3 Протокола Межведомственной рабочей группы по вопросу исполнения законодательства, направленного на противодействие нарушениям и преступлениям в экономической сфере, а также социальной сфере, связанной с исполнением законодательства о труде, занятости населения, пенсионном обеспечении под председательством заместителя Прокурора Чувашской Республики Григорьева А.И.

Письмом от 27.05.2015 № 01-2/1672 (вх. Управления от 29.05.2015 № 04-11/4145) ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  предоставило информацию о ценах и их динамике (таблица 2).

Таблица 2. Закупочные и розничные цены на отдельные продукты питания в магазине «Пятерочка» (в руб. с НДС).

№ п/п

Наименование товара

Дата поставки

Наименование поставщика

Закупочная цена

Розничная цена

Средняя торговая наценка, %

1

Томаты (1 кг.)

28.04.2015

«…»

119,08

149,00

30

28.04.2015

 

115,01

28.04.2015

 

110,00

2

Виноград черный (1 кг)

29.04.2015

 

151,93

239,00

55

29.04.2015

 

156,00

3

Апельсины (1 кг.)

26.04.2015

 

45,50

59,95

32,5

28.04.2015

 

45,01

4

Огурцы (1 кг.)

28.04.2015

 

103,00

142,00

53,5

29.04.2015

 

84,00

5

Хлеб пшеничный йодированный (450 г.)

28.04.2015

 

19,20

25,10

31

6

Рис длиннозерный (900 г.)

27.04.2015

 

31,00

43,95

42

7

Красная цена Молоко 3,2 % (900 г.)

29.04.2015

 

26,85

37,35

39

 

Из представленных данных видно, что торговая наценка на томаты, огурцы, апельсины, виноград черный, рис длиннозерный, хлеб пшеничный йодированный, молоко 3,2 % составляет более 30 %.

Согласно Положению о ценообразовании для розничных продаж торговой сети «Пятерочка» ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», весь ассортимент магазинов «Пятерочка» объединен в несколько групп товаров – ассортиментных корзин:

- KVI (ТОП продаж известных брендов, широко представленных на внутреннем и локальном (региональном) рынке РФ);

-  овощи – фрукты;

- СТМ (собственная торговая марка);

- Back Basket (товары, не вошедшие ни в одну из базовых корзин).

Согласно Положению принцип ценообразования на группы товаров KVI, овощи – фрукты, Back Basket – фиксированная цена или по наценке на основании фактических закупочных цен и плановых значений наценок в товарной категории.

Корректировки наценок осуществляются при изменениях целевых показателей доходности категорий, целевых значениях РТО и доли в РТО, связанных с корректировкой общего бюджета торговой сети «Пятерочка». А также при пересмотре ассортимента категории, изменении роли категории в ассортиментной матрице, изменениях ценовой чувствительности покупателей.

         Формирование плановых показателей доходности ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»   по товарным категориям осуществляется исходя из фактически достигнутых показателей за предыдущий год, доли в товарообороте, планов по развитию категории, а также с учетом общего планового показателя доходности.

Комиссией установлено, что ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» в рамках рассматриваемого дела торговая наценка на социально значимые продукты питания (рис длиннозерный, молоко 3,2 %, хлеб пшеничный йодированный, томаты и огурцы свежие, апельсины, виноград черный)  установлена  в размере более 30%, что значительно превышает среднюю наценку общества (более чем в 2 раза).

В рассматриваемом случае, необоснованно устанавливая торговую наценку, общество увеличивает продажную (розничную) цену социально значимых продуктов питания (рис длиннозерный, молоко 3,2 %, хлеб пшеничный йодированный, томаты и огурцы свежие, апельсины, виноград черный), что приводит к удорожанию названного продукта и последующему ущемлению прав покупателей.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности установления ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» торговой наценки на указанные товары. Доказательств обоснованности установленной торговой наценки обществом в ходе рассмотрения дела не представлено.

Кроме того, устанавливая максимальную торговую наценку на товар ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  достигает  цели получения прибыли, не обоснованной с точки зрения экономических затрат.

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

Письмом от 20.08.2015 Минэкономразвития Чувашии представлены результаты обследования магазина «Пятерочка»  от 18.08.2015  (адрес г. Чебоксары, ул. Кадыкова, д. 20/13) на предмет формирования цен на социально значимые продовольственные товары и фактов реализации продукции, запрещенной к ввозу на территорию Российской Федерации.

В ходе анализа представленной документации выявлено, что на томаты, огурцы торговая наценка составляет от 30 до 40 %, на апельсины, рис длиннозерный – более 40 %.

Таким образом, ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», торговая наценка на томаты, огурцы,  апельсины, рис длиннозерный обществом не  изменена.

В связи с тем, что ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Относительно заявления «…»

(установление высоких розничных цен на  морскую капусту, крабовые палочки в магазинах «Пятерочка» Чувашской Республики)

1. Согласно Интернет – сайту http://pyaterochka.ru,  «Пятёрочка» - крупнейшая российская сеть продуктовых магазинов «у дома», широко популярная среди покупателей, ориентированных на быстрое приобретение качественных продуктов по доступным ценам.

Ассортимент товаров в «Пятёрочке» широк и разнообразен, для покупателей в магазинах действуют различные скидки и проводятся интересные акции.

«Пятёрочка» сегодня – это более 5400 магазинов по всей стране. И все они рядом, в шаговой доступности: у дома или возле офиса. Широкий ассортимент продуктов и бытовых товаров, который изо дня в день обновляется и пополняется, позволяет удовлетворить потребности любого посетителя, качество обслуживания во всех магазинах совершенствуется. «Пятёрочка» идет в ногу со временем и меняется к лучшему в соответствии с ожиданиями своих покупателей.

«Пятёрочка» объявлена Маркой №1 в России в номинации «Торговая сеть», а также является лауреатом премии «Здоровое питание» в номинации «Продвижение здорового питания в розничной торговле».

 

2. Норма пункта  6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции определяет, что одним из способов злоупотребления является установление различных цен на  один и тот же товар.

Для установления нарушения необходимо подтверждение сово­купности обстоятельств.

На товар установлены различные цены. При рассмотрении соот­ветствующей категории дел продукция, цена на которую исследуется на предмет законности,  должна быть одинаковой либо максимально приближенной по своим качествам.  

При этом в целях обеспечения корректности исследования сравни­ваться должны цены на одном базисе поставки по Инкотермс (FCA, СРТ и т.п.). Также во внимание необходимо принимать единство дру­гих условий поставки: срок поставки, условия доставки, отсрочка пла­тежа, оптовые скидки, условия, соответствующие обычаям делового оборота и пр.

Отмечаем, что любое, даже незначительное, расхождение в ценах на один и тот же товар (прежде всего в рамках одной группы поку­пателей) независимо от обстоятельств установления цен (согласия или несогласия отдельных покупателей с предложенным условием) должно иметь надлежащее (экономическое, технологическое или иное) обоснование.     

  При этом несогласие покупателя на заключение договора с пред­ложенным условием по цене может стать предметом оценки антимонопольного органа с точки зрения нарушения поставщиком запрета на навязывание невыгодных условий договора (пункта 3 части  1 статьи  10 Закона о защите конкуренции).

  1) Что касается момента установления отличной цены. Общий подход, сформировавшийся в практике, свидетельствует о том, что для целей сопоставления цен отгрузка товара разным покупателям должна иметь место в один и тот же временной период. Тем не менее, вопрос о нали­чии в действиях, относящихся к разному периоду времени, признаков нарушения является оценочным.

 2) Цены установлены на одном товарном рынке. В соответствии с об­щим подходом, сформулированным в правоприменительной практике, объектом сравнения должны выступать цены, установленные для по­купателей, действующих на одном товарном рынке.

    Одинаковая ценовая политика должна применяться ко всем потребителям независимо от того, входят  они в группу лиц продавца или нет. Такая позиция отражена, в частности, в деле «ТНК-ВР-Холдинг». ВАС РФ поддержал данный подход, исходя из того, что хозяйствующие субъекты, входящие в одну группу лиц, не утрачивают самостоятельности в гражданско-правовых отношениях.

        3) Отсутствует технологическое и экономическое, иное обоснование для установления различных цен. Как следует из анализируемой нормы Закона о защите конкуренции, различия в ценах на один и тот же товар могут быть обоснованы экономически, технологически или иным об­разом. В то же время Законом не установлены четкие критерии оценки того или иного обоснования разницы в ценах в качестве надлежащего. В связи с этим в данном вопросе большая роль отводится судебной практике и административной практике антимонопольных органов.

          Так, безусловным обоснованием установления различных цен яв­ляется разный уровень затрат продавца в связи с производством / реализацией товара различным потребителям, который может являться следствием, в частности, таких различных условий, как:

      - различный объем и ритмичность поставок закупаемого товара;

      - разница в затратах, связанных с доставкой товара (железнодорожные  иные тарифы, таможенное оформление и уплата таможенных пошлин);

           - различие в качественных характеристиках товара (различия в се­бестоимости, а также особенности способа (технологии) производства);

            - условия оплаты — предоплата или отсрочка платежа;

            - прочие условия.

           В качестве иного обоснования используется также целый ряд различ­ных критериев, которые без увязки с экономической обоснованностью по затратам и технологическими особенностями товара представляют со­бой самостоятельное обоснование различных цен (специальные критерии):

            - срок коммерческого сотрудничества с конкретным контрагентом;

            - наличие или отсутствие дебиторской задолженности перед пос­тавщиком;  

           -  необходимость привлечения новых клиентов;

            - прочие критерии.

      Данные критерии не носят универсальный характер и оцениваются индивидуально в каждом деле.

 

3. В соответствии с частью 1 статьи 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар влечет ущемление прав покупателей, для которых была необоснованно установлена более высокая цена их приобретения по сравнению с другими покупателями, может причинить ущерб и образует состав нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением может выражаться в экономически необоснованном повышении стоимости (тарифа) на продукцию (услугу). 

 

4.  ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  письмом от 18.05.2015 № 01-2/1465 (вх. Управления от 20.05.2015 № 04-06/3826) представлены сведения о закупочных и розничных ценах на крабовые палочки, морскую капусту, кукурузу сладкую и горошек зеленый в торговой сети «Пятерочка», расположенных на территории Чувашской Республики.

Сопоставим розничные цены в универсамах «Пятерочка» ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», расположенных по адресам г. Чебоксары, 139 – Стрелковой дивизии ул., д. 22 и г. Чебоксары, М. Павлова ул., д. 12 (таблица 3).  Оба магазина находятся в пределах одного микрорайона г. Чебоксары.

Таблица 3. Розничные цены в универсамах «Пятерочка» по адресам г. Чебоксары, 139 – Стрелковой дивизии ул., д. 22 и г. Чебоксары, М. Павлова ул., д. 12 по состоянию на 21.02.2015, 21.03.2015, 21.04.2015.

 

Наименование товарной позиции

Закупочные цены

г. Чебоксары, 139-Стрелковой дивизии ул., 22

г. Чебоксары, М. Павлова ул., 12

Разница между розничными ценами

 

На 21.02.2015

З.В.Кукуруза сладкая ж/б   340г

-

111,00

60,15

50,85

BOND.Кукур.слад.зерн.ж/б. 212мл

38,11

40,85

45,75

4,90

BOND.Горошек зел.с кольц. 212мл

38,11

40,85

45,75

4,90

GLOBUS Зеленый горошек ж/б 400г

44,37

53,25

44,95

8,30

GLOBUS Кукуруза сладкая ж/б 340г

44,37

53,25

44,95

8,30

FISH HOUSE Палоч.СНЕЖ.КРАБ краб.охл.200г

49,85

72,95

69,95

3,00

КРАСНАЯ ЦЕНА Кукуруза сахарная 420г

26,53

29,65

29,90

0,25

VICI Палочки КРАБОВЫЕ заморож.имит.200г

41,37

59,95

63,35

3,40

На 21.03.2015

З.В.Кукуруза сладкая ж/б   340г

-

111,00

60,15

50,85

GREEN RAY Горошек зеленый ж/б 425мл

38,90

44,85

46,65

1,80

GREEN RAY Кукуруза деликатесная ж/б425мл

38,90

44,85

46,65

1,80

GLOBUS Зеленый горошек ж/б 400г

44,37

53,25

44,95

8,30

На 21.04.2015

З.В.Кукуруза сладкая ж/б   340г

87,36

111,00

60,15

50,85

GREEN RAY Горошек зеленый ж/б 425мл

38,90

46,75

46,65

0,10

GREEN RAY Кукуруза деликатесная ж/б425мл

38,90

46,75

46,65

0,10

GLOBUS Зеленый горошек ж/б 400г

44,37

53,25

53,35

0,10

GLOBUS Кукуруза сладкая ж/б 340г

44,37

53,25

53,35

0,10

МЕРИДИАН Пал.CRAB&CREAM слив.краб.200г

58,80

92,95

95,05

2,10

 

Таким образом, из сопоставления представленных обществом данных видно, что разница между розничными ценами  в указанных магазинах ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» на одинаковые товарные позиции варьируется от 0,10 рублей до 50,85 рублей.  Согласно ответу ООО «Сладкая жизнь Н.Н.», представленному по запросу в Чувашское УФАС России,  товар, поставляемый в оба магазина, был одной партии, закупки (письмо от 18.05.2015 № 01-2/1465).

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» письмом от 18.08.2015 (вх. Управления от 18.08.2015 № 04-05/6493) сообщает, что в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. Никаких ограничений относительно географических границ «Закон о торговле» не определяет.

Установление ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» различных цен на одни и те же товары экономически обусловлено объективными факторами – такими, как рентабельность торговых объектов, основания использования торговых площадей (аренда/собственность), плановая маржинальность торгового объекта, торговая площадь магазин, ассортиментная матрица и т.д.

Обоснование торговых наценок и розничных цен обществом не представлено, подтверждающие документы в материалах дела отсутствуют.

Заявитель Ермолаев В.В. в обращении указывает, что в сети магазинов «Пятерочка»  произошел рост цен на крабовые палочки, морскую капусту в торговой сети «Пятерочка», расположенных на территории Чувашской Республики.

В таблицах 4 и 5 представлены сведения о закупочных и розничных ценах на крабовые палочки и морскую капусту в магазине «Пятерочка» по адресу: г. Чебоксары, ул. 139- Стрелковой дивизии, 22 (письмо общества от 18.05.2015 № 01-2/1465).

Таблица 4. Закупочные и розничные цены на крабовые палочки в магазине «Пятерочка»  по адресу: г. Чебоксары, ул. 139- Стрелковой дивизии, 22 по состоянию на 21.02.2015, 21.03.2015, 21.04.2015 (в руб. с НДС за единицу продукции).

Наименование

21.02.2015

21.03.2015

21.04.2015

Закупочная цена

Розничная цена

Тор. наценка, %

Закупочная цена

Розничная цена

Тор. наценка, %

Закупочная цена

Розничная цена

Тор. наценка, %

FISH HOUSE Палоч.СНЕЖ.КРАБ краб.охл.200г

49,85

72,95

46,33

49,85

72,95

46,33

48,40

72,95

50,72

VICI Палоч.С МЯС.НАТ.КРАБА краб.охл.250г

100,53

110,00

9,42

100,53

110,00

9,42

99,24

119,00

19,91

VICI Палочки крабовые охл.220г

-

-

-

32,33

68,05

110,51

42,53

68,05

60,02

КАПИТАН НОРД Крабовые палочки охл.200г

-

-

-

27,35

43,95

60,69

26,55

43,95

65,53

МЕРИД.Палочки КРАБ.д/салата в/у 200г

39,99

54,95

37,40

39,99

59,05

47,65

39,48

65,05

64,77

МЕРИДИАН Пал.CRAB&CREAM слив.краб.200г

58,80

92,95

58,07

58,80

92,95

58,07

64,50

92,95

44,10

VICI Палочки КРАБОВЫЕ заморож.имит.200г

41,37

59,95

44,90

41,37

63,35

53,12

28,58

58,15

103,48

КРАСНАЯ ЦЕНА Палочки крабовые зам.200г

18,98

29,15

53,55

18,98

29,15

53,55

18,61

29,95

60,92

VICI Палочки крабовые охл.имитации 200г

33,61

55,05

63,80

27,35

68,05

148,81

26,55

68,05

156,27

МЕРИДИАН Пал.CRAB&CREAMчес/зел.краб.200г

58,80

92,95

58,07

-

92,95

58,07

-

-

-

МЕРИДИАН Палочки КЛАССИКА крабовые  100г

-

-

-

-

-

-

17,62

20,05

13,81

ЛУНСКОЕ МОРЕ Палочки крабовые имит.200г

22,36

42,05

88,03

-

-

-

-

-

-

Средняя торговая наценка

51,06

64,62

63,95

 

 

Таблица 5. Закупочные и розничные цены на морскую капусту в магазине «Пятерочка» по состоянию на 21.02.2015, 21.03.2015, 21.04.2015 (в руб. с НДС за единицу продукции).

Наименование

21.02.2015

21.03.2015

21.04.2015

Закупочная цена

Розничная цена

Тор. наценка, %

Закупочная цена

Розничная цена

Тор. наценка, %

Закупочная цена

Розничная цена

Тор. наценка, %

Тендер Салат из мор.капусты ж/б 220-240г

15,25

33,35

118,72

15,25

17,45

14,44

14,95

24,95

66,90

БАЛТ.БЕР.Салат НАХОДКА морс.капус. 250г

37,49

45,05

20,17

33,74

50,05

48,35

37,49

50,05

33,51

БАЛТ.БЕР.Салат с гриб.морск.капуст.250г

43,79

59,05

34,85

43,79

59,05

34,85

43,79

59,05

34,85

БАЛТ.БЕРЕГ Салат из морск.капусты 250г

25,56

50,25

96,56

37,49

50,25

34,04

37,49

50,25

34,04

БАЛ.БЕР.Салат МИМОЗА из мор.капусты 250г

54,64

73,05

33,70

54,64

73,05

33,70

54,64

73,05

33,70

Капуста морская Русское Море с луком и п

-

-

-

-

-

-

38,28

51,65

34,93

Средняя торговая наценка

60,80

33,08

39,65

 

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» в письме от 25.05.2015 № 01-2/1603 (вх. Управления от 27.05.2015 № 04-06/4038) сообщает, что средневзвешенная фактическая торговая наценка на морскую капусту составляет 30 %, на крабовые палочки – 26 %.

В ходе анализа закупочных и розничных цен на указанные продуктовые группы продовольственных товаров выявлено, что средняя торговая наценка на крабовые палочки по состоянию на 21.02.2015 составляет 51,06; на 21.03.2015 – 64,62; на 21.04.2015 – 63,95; на капусту морскую  по состоянию на 21.02.2015 – 60,80; на 21.03.2015 – 33,08; на 21.04.2015 – 36,65.

Таким образом, по состоянию на указанные даты средние торговые наценки на такие продуктовые группы, как крабовые палочки и капуста морская,  значительно превышают средневзвешенные  наценки общества.

ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» сообщает, что формирование розничной цены на реализуемую продукцию устанавливается исходя из той прибыли, которую Компания планирует получить, а также административных и коммерческих издержек (включающих в себя затраты на аренду торговых объектов, коммунальные платежи и текущий ремонт, рекламу и маркетинг, потери, расходы на персонал).

Общество в ответах от 24.07.2015, от 31.07.2015 представило целевые показатели доходности от розничных продаж в разрезе категорий на 2014 год (таблица 6).

Таблица 6. Целевые показатели доходности в торговой сети «Пятерочка» на 2014 год.

Категория

Факт 2013

Бюджет 2014

Доходность

Доля в РТО

Доходность

Доля в РТО

Сопутствующие товары

19,9 %

6,3 %

18,5 %

6,1 %

Напитки

9,1 %

23,0 %

8,9 %

22,2 %

Фрукты и овощи

12,1 %

9,6 %

13,4 %

9,8 %

Бакалея

13,3 %

23,9 %

13,7 %

23,3 %

Непродовольственные товары

11,2 %

1,6 %

17,0 %

1,7 %

Свежие товары повседневного спроса

13,8 %

29,1 %

13,2 %

30,1 %

Свежие скоропортящиеся товары

15,0 %

6,6 %

17,7 %

6,8 %

Итого

12,9 %

100,0 %

13,1 %

100,0 %

 

Согласно информации СМИ (т. 2, л. д. 92-93), в 2015 году на волне снижения доходов россиян ухудшилась динамика российского розничного рынка. Однако крупнейшим торговым компаниям потребительского сектора за счет роста инфляции и фокуса на форматах «дискаунтер» и «магазин у дома» в первом полугодии удалось удержать темпы роста выручки выше 20 %.

Продажи X5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») увеличились на 27,3 % до 380,6 млрд. руб. За первые шесть месяцев выручка сети «Пятерочка» выросла на 35 % до 274,6 млрд. руб.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованном установлении обществом торговых наценок и розничных цен на рассматриваемые товарные группы.

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

Согласно письму Минэкономразвития Чувашии от 03.09.2015 № 09/10-8207 (вх. Управления от 03.09.2015 № 04-05/6968), по состоянию на 01.09.2015 в магазине «Пятерочка» по адресу: г. Чебоксары, ул. 139- Стрелковой дивизии, 22 установлены следующие розничные цены:

- VICI Палочки КРАБОВЫЕ заморож.имит.200г – 59,95 рублей.;

- VICI Палочки крабовые охл.220г – 65,05 рублей;

- Капуста морская Русское Море с луком и сладким перцем – 51,65 рублей.

         При этом представителем ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» доказательств снижения торговых наценок на крабовые палочки и морскую капусту, а также  установления единых розничных цен в торговой сети «Пятерочка» не представлено.

В связи с тем, что ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «Сладкая жизнь Н.Н.»  (603070,  Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Сергея Есенина, д. 10,  ОГРН 1025202395525, ИНН/КПП 5257041777/525701001) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» предписание о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 «…»

 

Члены Комиссии                                                                                         «…»

 

      

 

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 34/04-АМЗ-2015

 

«11» сентября 2015 года                                                                        г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 34/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

«…»

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от 11.09.2015 по делу № 34/04-АМЗ-2015 о нарушении ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» в срок до 10 ноября 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем:

- установления единой цены на кукурузу сладкую, горошек зеленый, палочки крабовые  в магазинах торговой сети  «Пятерочка», расположенных в границах г. Чебоксары Чувашской Республике (магазины единого формата);

-  установления в магазинах торговой сети  «Пятерочка» цены (торговой  наценки) на томаты, огурцы, апельсины, виноград черный, рис длиннозерный, хлеб пшеничный йодированный, молоко 3,2 %, не превышающей сумму необходимых для осуществления торговой деятельности расходов и прибыли.

 

2.   ООО «Сладкая жизнь Н.Н.» об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 13 ноября 2015 года.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    «…»

 

Члены Комиссии                                                                             «…»

                                                                                                                  

  

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны