Решение №04-05/8815 Решение и предписание Управления в отношении ФГУСХП «Ульянов... от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                         

Дело № 33/04-АМЗ-2015                                                                              г. Чебоксары

 

Резолютивная часть решения оглашена  16 сентября 2015 г.

Решение изготовлено в полном объеме  30 сентября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии по рассмотрению дела о нарушении   антимонопольного   законодательства (далее – Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

при отсутствии в заседании Комиссии заявителя:

«…»

при участии в заседании Комиссии представителей ответчика:

«…»

рассмотрев материалы дела № 33/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России (433374, Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Ясашная Ташла, почтовый адрес: 432071, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 45, ОГРН 1027300931613, ИНН 7320002585) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении завышенных цен в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России,

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления поступило обращение «…», отбывающего наказание в колонии строгого режима ФКУ ИК-6 УФСИН, расположенном по адресу: 429950, Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Толиково, ул. Большая, д. 50, об установлении высоких цен на продовольственные товары и товары бытовой химии в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике со стороны хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии: ФГУ СХП «Ульяновское» ФСИН России (далее – Ответчик).

 

На основании вышеизложенного, в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Чувашского УФАС России от 02.06.2015 № 123 возбуждено дело № 33/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России по части 1 ст.10 Закона о защите конкуренции.

 

Представители ФГУ СХП «Ульяновское» ФСИН России нарушение антимонопольного законодательства не признали. Сообщили, что полномочия по ведению торговой деятельности Учреждению переданы с 01.01.2014 г., ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России является структурным подразделением ФСИН России. Уголовно-исполнительное законодательство определяет ряд требований к предметам и продуктам, которые реализуются в магазинах при УФСИН. Был составлен минимальный ассортимент по каждому субъекту Российской Федерации и согласован с УФСИН России. Касаемо статистики продаж: в магазинах при УФСИН, расположенных на территории Чувашской Республики реализуется более 300 наименований продукции.

При установлении магазином цены на любой вид продукта, организация ориентируется на цены, установленные службой государственной статистики региона. Причем, необходимо понимать, что не весь перечень имеющейся в наличии продукции имеет цены Росстата. На некоторые позиции они ниже, а на некоторые – в силу востребованности – выше.

К примеру, в ассортиментной матрице 63 наименования чая. Из них 20 – в пределах цен Росстата. Аналогичная ситуация по кофе: в ассортименте 34 вида кофе, а в пределах цен Росстата требуется только 3 вида.

В плане отсутствия выбора осужденным: правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и следственных изоляторов установлено, что осужденные имеют право использовать деньги, которые имеются у них на лицевых счетах и тратить их не только в магазине, но и приобретать товары в иных учреждениях, к примеру, это могут быть столы заказов или интернет торговля, венденговая торговля и т.д.

Защиту прав осужденных нельзя рассматривать в том же контексте, что и защиту прав остальной категории граждан. Для того государство осужденных и изолирует, для того и создает специфические условия их проживания на определенном периоде времени – это и является формой их наказания. В силу специфики своего статуса, они не имеют права обладать всеми правами и обязанностями как остальные граждане страны: именно поэтому они и ограничены в передвижениях, именно поэтому они не проживают с семьями на территории этих режимных зон, именно поэтому они ограничены в общении с детьми,  именно поэтому им разрешается в течение месяца тратить, например, не более 400 рублей в месяц. Осужденный лишен в своих правах определенных возможностей,  поэтому и специфика работы Учреждения такова: ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России не может завозить в этот магазин излишества.

ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России – коммерческая организация. Имеется своя затратная часть: зарплата продавцов, которые находятся в штате ФГУ, есть административно-управленческий персонал, есть затраты по коммунально-бытовым платежам, магазины при передаче были технически переоборудованы, и процент взимаемой комиссии покрывает эту затратную часть: по сигаретам организация работает по 9,5 %, по всем остальным товарам – 13 % комиссии.

 

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, заслушав пояснения представителей сторон по делу, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее – Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства. Свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условия для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).

Частью 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Так, согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что арбитражным судам надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

 

2. Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» определено, что торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

Торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

На территории Чувашской Республики Учреждение имеет 11 магазинов (торговых точек)

 

№ п/п

Наименование магазина

Адрес местонахождения

1

ОП «ЧИК-1» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

428016, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Лапсарский, д. 17

2

ОП «ЧИК-2» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Гагарина, д. 325

3

ОП «ЧИК-3» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429955, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 72

4

ОП «ЧИК-4» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Якимовская, д. 90

5

ОП «ЧИК-5» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429430, Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Шоссейная, д. 10

6

ОП «ЧИК-6» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429950, Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Толиково, ул. Большая, д. 50

7

ОП «ЧИК-9» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429900, Чувашская Республика, Цивильский район, г. Цивильск, ул. Северная, д. 13

8

ОП «ЧЛИУ-7» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429900, Чувашская Республика, Цивильский район, г. Цивильск, ул. Северная, д. 1

9

ОП «ЧКП-8» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429807, Чувашская Республика, Алатырский район, пос. Калинино

10

ОП «ЧСИЗО-1» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 22

11

ОП «ЧСИЗО-2» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Советская, д. 81

 

Торговые объекты под управлением ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России, осуществляющие торговую деятельность на территории Российской Федерации, расположены в четырех регионах Российской Федерации: в Ульяновской области, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Чувашской Республике.

Таким образом, ФГУ СХП «Ульяновское» ФСИН России - розничная сеть по торговле продуктами питания и товарами первой необходимости лицам, находящимся под стражей в следственных изоляторах на подотчетной им территории, соответственно,  в своей деятельности ФГУ СХП «Ульяновское» ФСИН России необходимо руководствоваться Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

3. Субъектом предусмотренных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции правонарушений может являться только хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке.

В силу пунктов 4-5 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.             

Хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, для признания действий хозяйствующего субъекта нарушившими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо наличие двух условий:

- доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рассматриваемом рынке нарушения;

- результатом данных действий являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение и (или) ущемление интересов других лиц.

В частности, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

По результатам анализа и оценки конкурентной среды магазинов при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях, строгого режима  в географических границах Чувашской Республики (проведенного в соответствии с приказом от 28 апреля 2010 г. №220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке») установлено доминирующее положение ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России.

Начиная с 2014 года все следственные изоляторы на территории Чувашской Республики были обязаны передать на безвозмездной основе в пользование ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России помещения на территории каждого следственного изолятора для целей организации в указанных помещениях силами и средствами ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России магазинов по реализации товаров как посетителям следственных изоляторов, так и лицам, находящимся под стражей. Указанное распоряжение было исполнено без проведения каких-либо конкурентных процедур (конкурсы или аукционы) путем заключения типовых договоров. Продавцы магазинов, ранее числившиеся сотрудниками следственных изоляторов, были переведены в штат ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России. Таким образом, ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России с 2014 года стал единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговлю продуктами питания и товарами первой необходимости лицам, находящимся под стражей в следственных изоляторах на территории Чувашской Республики. 

Доступ на указанный рынок иным хозяйствующим субъектам затруднен, поскольку существуют определенные барьеры, такие как:

административные:

- с 01 января 2014 г. ФСИН России передало полномочия на ведение торговой деятельности федеральным государственным унитарным предприятиям ФСИН России, доступ на указанный рынок иным хозяйствующим субъектам закрыт;

экономические:

- оперативно-режимные требования к торговому персоналу (отсутствие судимости, знание основ уголовно-исполнительного законодательства и ответственности за его нарушения), к товарам (вид товара, упаковка, фасовка и проч.)

- ограниченные объемы продаж, т.к. у осужденных существует ежемесячный лимит на пользование денежными средствами;

- ограниченный ассортимент продаж, т.к. не все товары разрешены к продаже;

- убыточность отдельных торговых точек, т.к. объем выручки не покрывает затраты на содержание магазинов.

Как указывалось ранее, ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России осуществляет деятельность по продаже осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях. На территории Чувашской Республики Учреждение имеет 11 магазинов (торговых точек), перечень приведен в таблице 1.

Таблица 1.

 

№ п/п

Наименование магазина

Адрес местонахождения

1

ОП «ЧИК-1» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

428016, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Лапсарский, д. 17

2

ОП «ЧИК-2» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429800, Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Гагарина, д. 325

3

ОП «ЧИК-3» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429955, Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, д. 72

4

ОП «ЧИК-4» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

428022, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Якимовская, д. 90

5

ОП «ЧИК-5» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429430, Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Шоссейная, д. 10

6

ОП «ЧИК-6» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429950, Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Толиково, ул. Большая, д. 50

7

ОП «ЧИК-9» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429900, Чувашская Республика, Цивильский район, г. Цивильск, ул. Северная, д. 13

8

ОП «ЧЛИУ-7» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429900, Чувашская Республика, Цивильский район, г. Цивильск, ул. Северная, д. 1

9

ОП «ЧКП-8» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429807, Чувашская Республика, Алатырский район, пос. Калинино

10

ОП «ЧСИЗО-1» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

428018, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К. Иванова, д. 22

11

ОП «ЧСИЗО-2» ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России

429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Советская, д. 81

 

Торговые объекты под управлением ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России, осуществляющие торговую деятельность на территории Российской         Федерации,  расположены в четырех регионах Российской Федерации: в Ульяновской области, Республике Марий Эл, Республике Татарстан, Чувашской Республике.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности выделяют следующий вид деятельности: 75.23.4: деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.

Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины, работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности по безналичному расчету.

По заявлениям осуждённых продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются сотрудниками исправительного учреждения (начальником отряда или лицом, его замещающим), после  оформления бланка заявления и сверки наличия денег на лицевом счету осуждённого

Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении. Закупка продуктов питания и предметов первой необходимости для осуждённых, содержащихся в помещениях камерного типа производится два раза в месяц.

Ведение торговой деятельности на указанной территории строго ограничено, полномочия переданы исключительно федеральным государственным унитарным предприятиям ФСИН России, доступ на указанный рынок иным хозяйствующим субъектам закрыт.

К торговому персоналу, осуществляющему реализацию продукции также предъявляются очень жесткие, оперативно-режимные требования: отсутствие судимости, знание основ уголовно-исполнительного законодательства и ответственности за его нарушения, знание требований к товарам (виду товара, упаковке, фасовке и проч.).

Потребителями услуг магазинов при ФКУ являются лица, отбывающие наказание в исправительной колонии.

      Услуги по реализации товара оказывает специально подобранный персонал продавцов магазинов. ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России осуществляет торговую деятельность. С  01 января 2014 года в магазинах при учреждениях исполнения наказаний в соответствии с указанием ФСИН России № 05-37260 от 21.10.2013 г. Причем, продавцы магазинов, ранее числившиеся сотрудниками следственных изоляторов, переведены в штат ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России.

Таким образом, ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России – единственный хозяйствующий субъект, осуществляющий торговлю продуктами питания и товарами первой необходимости лицам, находящимся: под стражей в следственных изоляторах Чувашской Республики.

 Товарный рынок магазинов при учреждениях федеральной службы исполнения наказаний, оказывающих услуги по реализации продуктов питания и товаров бытовой химии лицам, отбывающим наказание в колониях строгого режима в географических границах Чувашской Республики, является высококонцентрированным,  монополизированным, с единственным продавцом ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России.  Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке  не развита. Таким образом, на ФГУСХП «Ульяновское» УФСИН России распространяются запреты, предусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

4. Реализация товаров в магазине при учреждениях осуществляется на условиях договора комиссии. При этом ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России является комиссионером.

Согласно действующего законодательства, догово́р коми́ссии (лат. comissio) — договор, согласно которому одна его сторона — комиссионер — берёт на себя обязательство перед другой стороной — комитентом — за вознаграждение заключить с третьим лицом или лицами одну или несколько сделок в интересах и за счёт комитента, но от своего, комиссионера, имени.

Договор комиссии является самостоятельным видом договора. Наряду с договором поручения и агентским договором договор комиссии может быть отнесен к группе посреднических договоров.

Договор комиссии на территории России регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с условиями ГК РФ особенности отдельных видов договора комиссии могут быть предусмотрены другим законом (кроме ГК РФ) и иными правовыми актами (указ Президента Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации, другие правовые акты).

ГК исходит из того, что комиссия — это договор, содержание которого состоит в следующем:

1) одна сторона (комиссионер) выполняет поручение другой стороны (комитента), но выступает в гражданском обороте от своего имени;

2) комиссионер выполняет юридические действия, то есть заключает одну или несколько сделок;

3) за услуги комиссионера выплачивается вознаграждение, то есть такой договор всегда является возмездным;

4) по сделке, совершенной комиссионером с третьими лицами, права и обязанности приобретает сам комиссионер.

Таким образом, хотя участники комиссионного правоотношения связаны единым обязательством, в нем различают внутренние и внешние отношения. Внутренние отношения комитента и комиссионера напоминают отношения между доверителем и поверенным в договоре поручения. Во внешних отношениях комиссионер действует от собственного имени, как если бы ему принадлежали осуществляемые права (например, право собственности на передаваемую по договору комиссии вещь, которую он передает покупателю по договору купли-продажи). Договор комиссии оформляет одну из основных разновидностей обязательств по оказанию юридических услуг. Его предметом является совершение определенных юридических действий — сделок, стороной которых становится комиссионер, а не комитент, поскольку первый совершает эти действия от своего имени, приобретая права и обязанности в отношениях с третьими лицами. При этом комиссионер действует не за свой счет, а за счет комитента. В этом состоит основное отличие договора комиссии от договора поручения и агентского договора. Если договор поручения и в определенных случаях агентский договор представляют собой прямое представительство, то комиссия осуществляется на основе так называемого косвенного представительства. При этом следует иметь в виду, что комиссионер вправе совершать далеко не любые юридические действия в интересах комитента. Так, например, комиссионеру не может поручаться исполнение юридических действий, вытекающих из правоотношений комитента, регулируемых налоговым законодательством РФ и законодательством РФ о труде. Зарубежным законодательством сходство договоров комиссии, поручения и агентского договора нередко расценивается как тождество. Так, ст. 94 Французского торгового кодекса определяет комиссионера как поверенного, а договор комиссии — как вид договора поручения в торговом обороте. Гражданский кодекс Италии (ст. 1731) рассматривает договор комиссии как поручение, связанное с покупкой или продажей имущества. В англо-саксонском праве договоры поручения и комиссии составляют единый агентский договор. Агент обычно действует от имени принципала, но может выступать и от собственного имени, то есть как комиссионер. Следует отметить, что и в российском праве до введения в действие ГК правовое положение комиссионера, поверенного и агента нередко трактовалось как тождественное. В западных государствах договор комиссии часто опосредует различные банковские операции, предметом которых являются, прежде всего, ценные бумаги. В регулировании таких операций особое место занимают типовые договоры, разрабатываемые банками.

Объект представляет собой общественные отношения, урегулированные нормами гражданского права. Объектом договора комиссии являются нематериальные посреднические услуги, поэтому преимущественно он заключается при осуществлении торговых операций.

Предметом договора комиссии признается услуга, оказываемая комиссионером в виде совершения сделки, при этом предмет договора служит одним из критериев, по которым определяется достижение сторонами соглашения, порождающего обязательственные отношения между этими сторонами. Достижение соглашения в том виде и с той степенью конкретизации, как это требуется правопорядком для целей обеспечения юридической защиты возникающих отношений.

Договор комиссии может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия, с указанием или без указания территории его исполнения, с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам право совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства, с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

Комиссионер имеет право возмещения всех своих затрат, понесённых при исполнении им обязанностей как комиссионера, ещё и получить за исполнение им его обязанностей комиссионное вознаграждение.

Комиссионер не несёт обязанностей перед комитентом за исполнение третьим лицом обязательств такого третьего лица по заключённым комиссионером в интересах комитента сделкам. Однако комиссионер и комитент могут в договоре комиссии обусловить наличие делькре́дере.

Услуги комиссионера, которые он оказывает комитенту, исполняя свои обязательства, часто называются «комиссионными услугами».

Комиссионер становится обязанным по сделкам, заключенным с третьими лицами, однако он не несет ответственности за неисполнение сделок, вызванных действием или бездействием третьих лиц, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности при выборе этого лица, либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере).

Договором комиссии называется гражданско-правовой договор, согласно которому одна из сторон (комиссионер), за определенное вознаграждение берет на себя обязательства совершения сделок по поручению и за счет другой стороны (комитента), однако от имени комиссионера. При этом договор комиссии услуг возлагает на комиссионера обязанность выполнения принятых поручений с учетом указаний комитента и на выгодных для него условиях. При исполнении договора сделки совершаются от имени комиссионера. При совершении порученной сделки комиссионер выступает как лицо совершенно самостоятельное.

Комитентами в рамках заключенных договоров являются:

- ООО Торговый дом «Айсберг», юридический адрес: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 44, ООО «СНС Экспресс», юридический адрес: г. Москва, Петровско-Разумовский пр-д, д. 29, стр. 5, ФКУ ИК-2 УФСИН по Калужской области, юридический адрес: Калужская область, п. Товарково, ул. Дзержинского, ФКУ ИК-29 ГУ ФСИН по Пермскому краю.

Согласно условий договора комиссии собственником товара является комитент. Комитент поручает, а комиссионер обязуется от своего имени, за вознаграждение осуществлять сделки по реализации товара.

Письмом от 17.04.2015 № 124-377 (вх. Управления от 17.04.2015 № 04-06/2884) ФГУСХП «Ульяновское» указывает, что согласно условий договора комиссии собственником товара является комитент. Комитент поручает, а комиссионер обязуется от своего имени, за вознаграждение осуществлять сделки по реализации товара. Размер комиссионного вознаграждения ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России установлен договором комиссии и составляет по табачным изделиям – от 5 до 9,5% от цены, указанной в накладной, в том числе НДС; по маркам почтовым – 0%; по таксофонным картам – 5%, по остальным группам товаров – 14%.

Письмом от 25.08.2015 № 124-952 ФГУСХП «Ульяновское» указывает, что средняя комиссия за реализуемые продовольственные товары (включая табачные изделия) сложилась в размере 10,6%, на бытовую химию – в размере 13,9%.

 

Согласно ст. 13 федерального закона № 381-ФЗ от 28.12.2009 хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается: осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Соответственно, заключенные договоры комиссии ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России нарушают требования  ст. 13 законодательства о торговле.

         

          5. Методология ценообразования – это совокупность общих правил, принципов и методов ценообразования. Это концепция определения и обоснования цен, формирования видов цен, управления ценообразованием.

          Цена – это экономическая категория, рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции и монополизации.

          Предметом ценовой политики торгового предприятия выступает не цена товара в целом, а лишь один из ее элементов – торговая надбавка. Именно этот элемент цены товара характеризует цену торговых услуг, предлагаемых покупателю при его реализации торговым предприятием.

          Под формированием ценовой политики торгового предприятия понимается обоснование системы дифференцированных уровней торговой надбавки на реализуемые товары и разработка мероприятий по обеспечению оперативной их корректировки в зависимости от изменения ситуации на потребительском рынке и условий хозяйствования.

 

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект – коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Часть 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации исходит из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России осуществляет торговую деятельность в магазинах при учреждениях УИС в соответствии с указанием ФСИН России № исх. – 05-37260 от 21.10.2013г.

Товары реализуются через единственный вышеуказанный магазин, покупатели вынуждены пользоваться услугами единственного поставщика и приобретать товар по установленным им ценам, даже если они завышены, поскольку приобретение товара у иного поставщика невозможно в силу действующего законодательства и сложившихся обстоятельств.

В соответствии с п. 1.3 Устава, утвержденного приказом ФСИН № 349 от 31.07.2009 Предприятие является коммерческой организацией, входит в состав уголовно-исполнительной системы (УИС) и, кроме получения прибыли, имеет целью привлечение к труду лиц, отбывающих уголовные наказания на территории Ульяновской области в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Устава целями Предприятия является получение прибыли, удовлетворение потребностей уголовно-исполнительной системы в продуктах питания, развитие материальной и социальной базы учреждений уголовно-исполнительной системы.

Письмом от 10.09.2015№ 124-993 ФГУ СХП «Ульяновское» предоставило сведения на основные виды товаров, реализуемых в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН по Чувашской Республике.

Согласно представленных сведений, розничная цена на продукты питания и товары бытовой химии, реализуемые на территории ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России на отдельные виды продовольственных и промышленных товаров превышает установленные и отраженные на официальном сайте Росстата Чувашии цены (таблица 1).

К примеру, цены на перечисленные ниже товары в магазинах при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике установлены выше цен Росстата от 5-48%.

 

Таблица 1.

 

Наименование продукции

Цены, установленные в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, руб.

 (март 2015)

Цены Росстата, руб.

(март 2015)

Минеральная вода 1,0 л

34

31,74

Кофе натуральный, растворимый, кг.

2562

1725,21

Майонез, 1 кг. 

162,5

127,8

Тетрадь школьная

9,00

4,76

Порошок стиральный, 1 кг.

125,70

105,97

 

На официальном сайте Чувашстата за рассматриваемый период: март 2015 г.  представлены средние потребительские цены на продукты питания и товары бытовой химии.

Установленные цены на некоторые виды продуктов питания и товары бытовой химии, установленные в магазине ФКУ ИК-6, превышают средние потребительские цены по Чувашской Республике.

Итоговые цены реализации формируются на стадии согласования спецификации к договору комиссии. При этом стороны по основным группам реализуемых товаров ориентируются на среднестатистические данные, установленные Федеральной службой государственной статистики.

Однако, как видно из таблицы 1 установленные ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России  цены завышены по сравнению со среднестатистическими данными Чувашстата.

В рассматриваемом случае, необоснованно завышая цены на реализуемые товары, учреждение увеличивает продажную (розничную) цену на продукты питания и товары бытовой химии (минеральная вода, кофе натуральный растворимый, майонез, тетрадь школьная), что приводит к удорожанию названного продукта и последующему ущемлению прав покупателей, в нашем случае лиц, отбывающих наказание в колонии строгого режима.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности установления ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России высоких цен на указанные товары. Доказательств обоснованности установленной цены учреждением в ходе рассмотрения дела не представлено.

Кроме того, устанавливая завышенные цены на реализуемый товар, ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России  достигает  цели получения прибыли, не обоснованной с точки зрения экономических затрат.

 

Цены на чай, мясные изделия, туалетную бумагу, зубную пасту и другие товары, о которых идет речь в обращении заявителя установлены в пределах цен Росстата.

 

Согласно представленных товарных накладных средняя торговая наценка на указанные ниже товары составляет от 13-19%. Обоснование установления  названных торговых наценок представителями общества в рамках дела не представлено,  что также свидетельствует о необоснованности установления ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России цен на указанные товары.

 

№ п/п

Наименование товара

Дата поставки

Наименование поставщика

Закупочная цена

Розничная цена

Средняя торговая наценка, %

1

Тетрадь школьная

31.12.2014

ООО ТД «Айсберг»

8

9

13

2

Кофе растворимый 1000  гр.

31.12.2014

ООО ТД «Айсберг»

2160

2562

19

3

Минеральная вода 1,0 л.

31.12.2014

ООО ТД «Айсберг»

30

34

13

 

          6. «…» в своем обращении от 02.04.2015 сообщил, что с начала 2015 года в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике для спецконтингента поставщиком как продовольственных, так и товаров бытовой химии незаконно и необоснованно произведено завышение цен на ряд товаров. При этом наценка превышает в некоторых случаях 200%. Например, чай черный мелколистовой 100 гр. с 69 рублей вырос в цене до 99 рублей, порошок стиральный и бумага туалетная также выросли в цене на 30-70%.

Письмом от 10.09.2015 № 124-993 (вх. Управления от 18.09.2015 № 04-05/7397) ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России предоставило информацию об изменении цен с момента обращения «…» в Чувашское УФАС России (февраль 2015 г.) и по состоянию на август 2015 года (таблица 3).

 

Таблица 3. Динамика цен на отдельные виды товаров, установленные в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике (в руб.).

 

Наименование продукции

Цены, установленные в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, руб.

 (март 2015)

Цены, установленные в магазине при ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, руб.

                    (август 2015)

Минеральная вода 1,0 л

34

34

Кофе натуральный, растворимый, кг.

2571,89

2571,89

Майонез, 1 кг. 

162,5

162,5

Тетрадь школьная

9,00

9,00

Порошок стиральный, 1 кг.

105,97

105,97

 

Из представленных данных видно, что цены на товары за указанные периоды не менялись.

 

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России действий, нарушающих часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках настоящего дела также установлено нарушение обществом статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», что также свидетельствует  о злоупотреблении доминирующим положением  и нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку общество, злоупотребляя доминирующим положением, нарушает действующее законодательство, которое в последующем приводит к ущемлению прав и законных интересов определенного круга потребителей, а также свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению своих обязанностей.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

Согласно письма ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России от 10.09.2015 № 124-993 (вх. Управления от 18.09.2015 № 04-05/7397), по состоянию на 26.07.2015 в магазинах ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России установленные на момент обращения «…» розничные цены на вышеперечисленные группы товаров не изменились, остались на прежнем уровне.

То есть, ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России с момента возбуждения антимонопольного дела и по состоянию на август 2015 года цена на реализуемые товары учреждением не  изменена.

Договоры комиссии ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России также не приведены в соответствие с действующим законодательством, а именно Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи  49 и статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России  (433374,  Ульяновская область, Тереньгульский район, с. Ясашная Ташла; почтовый адрес:  432071, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 45,  ОГРН 1027300931613, ИНН/КПП7320002585/732001001) нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России предписание о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                 «…»

 

Члены Комиссии                                                                                         «…»

 

 

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

30.09.2015 № 04-05/8817

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 33/04-АМЗ-2015

 

«30» сентября 2015 года                                                                        г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 33/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

 

«…»

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от 30.09.2015 по делу № 33/04-АМЗ-2015 о нарушении ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России в срок до 30 ноября 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем установления ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России в магазинах при ФКУ УФСИН России по Чувашской Республике цены (торговой  наценки) на продукты питания и товары бытовой химии, не превышающей сумму необходимых для осуществления торговой деятельности расходов и прибыли;

2. ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России в срок до 30 ноября 2015 года прекратить нарушение статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2009 г.  № 381-ФЗ, путем приведения договоров комиссии в соответствие, а именно, расторжения названных договоров и их заключения (в случае необходимости) в рамках действующего законодательства.

 

3. ФГУСХП «Ульяновское» ФСИН России об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 04 декабря 2015 года.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    «…»

 

Члены Комиссии                                                                             «…»

                                                                                                                   

  

 

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны