Решение №04-05/9021 Решение Управления в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Чеб... от 8 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                               Дело № 44/04-АМЗ-2014

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 07 октября 2015 года.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  44/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии в заседании Комиссии:

представителя заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии»:

«…»

при участии на заседании Комиссии:

представителя ответчика - Общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегион Чебоксары»:

«…»

 

рассмотрев материалы дела № 44/04-АМЗ-2014, возбужденного в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» о нарушении антимонопольного законодательства,  выразившегося в прекращении подачи природного газа по признакам нарушения пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила жалоба ООО «Коммунальные технологии» на действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» о нарушении антимонопольного законодательства,  выразившиеся в прекращении подачи природного газа в котельную 4-С о следующем. Между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и ООО «Коммунальные технологии» (далее — «Общество») заключены договоры поставки природного газа №р59-5 -7000 от 14.11.2013 и №р59-5-7905 от 14.11.2013. В соответствии с вышеуказанными договорами ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» обязалось поставлять газ, а Общество принимать газ с соблюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения. 29.09.2014 г. в адрес Общества поступило уведомление (исх. № 05-01-05/6520) об ограничении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» поставки природного газа на 75%. 29.09.2014 г. в адрес Общества поступило уведомление (исх.05-01-05/6521) о расторжении договоров поставки. 01.10.2014 г. в адрес Общества поступило уведомление (исх.05-01-05/6595) о прекращении поставки природного газа с 10:00 02.10.2014 в котельную 4-С и предложением перевести котельную 5-С на резервный вид топлива. Указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», по мнению заявителя, влекут негативные последствия для надлежащего обеспечения тепловой энергией и горячего водоснабжения конечных потребителей, в том числе, социально значимых объектов города Чебоксары: больниц, детских дошкольных учреждений, школ, многоквартирных домов и потребителей-граждан.

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 06.10.2014 № 252 возбуждено дело № 44/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представители ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» нарушения антимонопольного законодательства не признали. Сообщили, что у общества имеется задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары». ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» неоднократно принимало меры по урегулированию сложившейся ситуации, путем предоставления рассрочки, заключения мировых соглашений. Фактического прекращения поставки природного органа не производилось.

В своих уведомлениях от 09.09.2014, 24.09..2014 общество просило предоставить информацию о добросовестных плательщиках.

Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, предусмотрен круглосуточный доступ поставщика газа к точкам потребления газа. ООО «Коммунальные технологии» допустить на точку потребления газа отказались.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите  конкуренции Комиссия может приостановить  рассмотрение дела в случае  и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Арбитражным судом Чувашской Республики рассматривалось дело № А79-7272/2014 по иску ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» к ООО «Коммунальные технологии» о внесении изменений в договор поставки газа №р59-5-7000 от 14.11.2013 с целью обеспечения интересов добросовестных абонентов, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления  в законную силу решения  суда.

Арбитражный суд Чувашской Республики определением от 21.04.2015  по делу № А79-7272/2014 определил принять отказ  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от иска. Производство по делу № А79-7272/2014 прекратить.

 

Согласно  части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, об отложении, о приостановлении, о возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также о назначении экспертизы комиссия выносит определение, копия которого  в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле.

Определением о возобновлении производство по делу № 44/04-АМЗ-2014 от 18 сентября 2015 года производство по делу № 44/04-АМЗ-2014 возобновлено.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федера­ции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государ­ства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введе­ны дополнительные механизмы зашиты абонентов, которые надлежащим обра­зом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с постав­щиками электрической, тепловой энергии и газа.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обес­печить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, ко­торые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ре­сурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответст­вующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организа­циями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшество­вать прекращению ресурсоснабжаюшими организациями подачи теплоснабже­ния организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных або­нентов.

Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ре­сурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Рос­сийской Федерации (статья 40).

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 В силу ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 указанного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонен­том - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допус­кается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения  в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении  в Российской Федерации» (далее- Закон о газоснабжении).

Статьей 2 Закона о газоснабжении определены следующие основные понятия:

- газораспределительная система- имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

- газораспределительная организация- организация, которая осуществляет  транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении потребителем газа (абонентом) является юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Статьей 18 Закона о газоснабжении установлено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от организационно-правовой формы собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными  Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Согласно статье 25 Закона о газоснабжении на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В статье 26 Закона о газоснабжении указано, что организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В указанной статье также отмечено, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

В соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении" ОАО "Газпром" осуществляет централизованное управление, технологический и диспетчерский контроль за бесперебойным и безаварийным функционированием объектов Единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ). При этом к исключительной компетенции ОАО "Газпром" относятся все вопросы по обеспечению доступа к ЕСГ, регулированию направлений потоков, а также ограничению подачи газа потребителям в случаях, установленных законом.

К числу иных правовых актов, регулирующих особенности заключения и исполнения договоров газоснабжения, относятся Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа).

Указанные Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

При этом договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 (поставка товаров) главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 33 Правил поставки газа по представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.

Пунктом 34 Правил №162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 (далее – Порядок №1).

Согласно п. 2 Порядка ограничения он (Порядок ограничения) является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

В соответствии с пунктом 3 Порядка №1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 5 Порядка №1).

Согласно пункту 6 Порядка №1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В соответствии с актами об ограничении поставки природного газа
«По достигнутому на основании п. 6 Порядка (Порядок,
утвержден   постановлением  Правительства  РФ  от   05.01.1998 №   1)  между Поставщиком   и   Покупателем   соглашению,   последний   самостоятельно обеспечивает    подачу    коммунальных    ресурсов    абонентам,     которые своевременно     оплачивают      использованные     топливно-энергетические ресурсы,   в   необходимых   для   них   объемах.   Настоящий   акт  является неотъемлемой частью вышеуказанного договора поставки газа».

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение.

Таким образом, Порядком №1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

Таким образом, Порядком № 1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

Согласно п. 121. Правил предоставления коммунальных услуг собственни­кам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) ограничение или при­остановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества по­требителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законода­тельством Российской Федерации и договором, содержащим положения о пре­доставлении коммунальных услуг, не допускается.

В силу п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. поста­новлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномо­ченным органом.

При указанных обстоятельствах, в связи с отсутствием такого соглашения между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  и ООО «Коммунальные технологии» общество не вправе в односторон­нем порядке прекращать поставку газа в период отопительного сезона, поскольку такие действия могут повлечь нарушение прав граждан своевременно оплачивающих получаемые коммунальные услуги.

 

3. 14 ноября 2013 года между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Поставщик) и ООО «Коммунальные технологии» (Покупатель) заключен договор поставки газа №р59-5-7000, согласно которому Поставщик обязуется поставлять с 01 января 2014г. по 31 декабря 2014г. горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами (далее - газ, до сетей газораспределеительной организации - ОАО «Чувашсетьгаз» (далее - ГРО) и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных(ого) с точками подключения, принадлежащих Покупателю, к газораспределительным сетям, а Покупатель принимать (отбирать) газ с облюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения, в соответствии с Приложением №1 к договору поставки газа, и производить расчеты за него.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет товар как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, сложившиеся правоотношения между сторонами имели возмездный характер, т.е. имел место товар (услуга), предназначенная для продажи (поставка природного газа) в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции, а, следовательно, и товарный рынок (услуга по продаже (реализации) газа) - сфера обращения товара в понимании статьи 4 и 10 Закона о защите конкуренции.

Письмом от 29.09.2014 исх. № 05-01-04/6520 ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в адрес генерального директора ООО «Коммунальные технологии» О.А. Зотина, главы администрации г. Чебоксары А.О. Ладыкова, заместителя Председателя Кабинета Министров Чувашской республики- министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики «…», ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары», что  в связи с неисполнением договорных обязательств в части оплаты за поставленный природный газ ввело ограничение  поставки природного газа на 75% ООО «Коммунальные технологии» (суточная норма поставки газа в сентябре 2014 года составляет 59667 м. куб.), а также рекомендовало ООО «Коммунальные технологии» самоограничить потребление природного газа и перейти на резервные виды топлива, для полного обеспечения выработки тепла и горячей воды (для добросовестных потребителей) на объекты жилищного фонда и социальной сферы г. Чебоксары.

Письмом от 29.09.2014 исх. № 05-01-04/6521 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в адрес генерального директора ООО «Коммунальные технологии» О.А. Зотина, главы администрации г. Чебоксары «…» о том, что ООО «Коммунальные технологии» неоднократно грубо нарушаются условия договоров поставки газа №р59-5-7000 от 14.11.2013 и р59-5-7905 от 14.11.2013 в части оплаты за поставленный газ. ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ направило дополнительные соглашения о расторжении договоров поставки природного газа №р59-5-7000 от 14.11.2013 и р59-5-7905 от 14.11.2013. Также названным письмом  общество предложило перевести газопотребляющее оборудование на альтернативные виды топлива.

Письмом от 01.10.2014 исх. № 05-01-04/6595 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в адрес и.о. генерального директора –главного инженера ООО «Коммунальные технологии» «…», главы администрации г. Чебоксары «…» о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» вынуждено принудительно прекратить  поставку природного газа с 10-00 02.10.2014 в котельную 4-С ООО «Коммунальные технологии». Письмом ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» также предложило ООО «Коммунальные технологии» прекратить технологический процесс и отключить газопотребляющее оборудование котельной 4-С.

Из пояснений ООО «Коммунальные технологии» (письмо от 03.10.2014 № 16-11/4811 (вх. Чувашского УФАС России от 03.10.2014 № 04-06/7216)), предложение ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», изложенное в уведомлении от 01.10.2014 г., о переводе котельной 4-С на резервный вид топлива не может быть реализовано. Котельная 4-С находится на балансе МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары и передана в эксплуатацию Общества с нефункционирующим мазутным хозяйством. Ввиду этого перевод данной котельной на работу на резервном виде топлива не возможен, о чем свидетельствует акт осмотра технического состояния мазутного хозяйства и наличия резервного вида топлива- мазута.

Прекращение поставки природного газа в котельную 4-С и 5-С приведет к прекращению поставки теплоэнергии на объекты социального значения (медицинские, дошкольные образовательные и образовательные учреждения города Чебоксары) и управляющие компании, предоставляющие коммунальную услугу — теплоснабжение и горячее водоснабжение жителями многоквартирных домов.

Предназначение используемого Обществом газа для нужд отопления, в том числе, жителей многоквартирных домов, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» известно также исходя из условий договоров поставки газа поставки природного газа №р59-5-7000 от 14.11.2013.

В то же время, котельные №5-С и 4-С № 6 служат для поставки тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение на объекты:  ООО УК «Атал», МБОУ «СОШ № 59 г. Чебоксары, МБОУ «Детский сад № 51 г. Чебоксары, Чебоксарская специальная (коррекционная начальная школа- детский сад № 3 «Надежда» и т.п. 3, то есть прекращение поставки природного газа в котельную 4-С и 5-С приведет к прекращению поставки теплоэнергии на объекты социального значения (медицинские, дошкольные образовательные и образовательные учреждения города Чебоксары) и управляющие компании, предоставляющие коммунальную услугу — теплоснабжение и горячее водоснабжение жителями многоквартирных домов.

Поскольку система теплоснабжения отдельных жилых помещений в многоквартирных домах является единой с системой отопления многоквартирных домов, отключить отопление отдельных жилых помещений многоквартирных домов, принадлежащих недобросовестным потребителям, не затрагивая систему отопления жилого дома в целом и соответственно не нарушая права добросовестных жильцов, не представляется возможной.

Поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность его предоставления добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

Кроме того, прекращение подачи природного газа в котельные для нужд ЖКХ сопряжено с реальной угрозой для здоровья граждан, так как это неизбежно лишает их тепла, горячей воды, бытового комфорта, что может вызвать у них раз­ные заболевания. Право на охрану здоровья граждан гарантировано ст. 41 Консти­туции Российской Федерации.

Ввод ограничения газа в котельные Общества, обеспечивающие теплоснабжением население г. Чебоксары, повлечет нарушение прав добросовестных потребителей услуг теплоснабжения. Запрет на ограничение подачи коммунального ресурса гражданам - потребителям, выполняющим обязательства по оплате, а также требование, ограничивающие право газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены указанные потребители, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким потребителям, подтверждены Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. 86-ВПР11-6. В соответствии с указанным решением суда ограничение подачи газа в котельные, обеспечивающие тепловой энергией граждан - потребителей, выполняющих свои обязательства по оплате коммунального ресурса, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, что недопустимо.

Из пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от 21.10.2014 № 08-02-02/7252 известно, что на основании уведомления от 01.10.2014 исх. № 05-01-04/6595 общество планировало 02.10.2014 установить потребление природного газа ООО «Коммунальные технологии» в режиме ограничения на 75%. Данные мероприятия также не были выполнены в связи с отказом в допуске в котельные. Фактическое  ограничение было произведено  только по котельной 28-Ю и больше ни по каким котельным ограничения поставщиком газа не производились.

Между тем, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как указывалось ранее, аналогичное содержится в  определении Верховного суда РФ от 20 сентября 2011 года № 86-Впр11-3.

Описанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о противоправном характере действий ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и о возможных дальнейших противоправных действиях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», что может повлечь реальные негативные последствия для нормального обеспечения тепловой энергией и горячего водоснабжения конечных потребителей, граждан.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В названной норме перечислены и действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление доминирующим положением.

Неправомерные действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» выражаются в направлении письма от 01.10.2014 исх. № 05-01-04/6595 в адрес и.о. генерального директора –главного инженера ООО «Коммунальные технологии» «…», главы администрации г. Чебоксары « о вынужденном принудительном прекращении  поставки природного газа с 10-00 02.10.2014 в котельную 4-С ООО «Коммунальные технологии», а также в предложении ООО «Коммунальные технологии» прекратить технологический процесс и отключить газопотребляющее оборудование котельной 4-С, зная, что  перевод котельной 4-С на резервный вид топлива не может быть реализован, поскольку котельная 4-С находится на балансе МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» г. Чебоксары и передана в эксплуатацию Общества с нефункционирующим мазутным хозяйством, поскольку возможны дальнейшие противоправные действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», которые могут повлечь реальные негативные последствия для нормального обеспечения тепловой энергией и горячего водоснабжения конечных потребителей, граждан.

 

           Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта  (группы лиц)  или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке  определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам  (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или)  устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает  пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из содержания статьи 3  и части 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией)  товаров в условиях естественной монополии. Услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» занимается поставкой (реализацией) природного газа, относящейся к естественно-монопольной сфере деятельности, в связи с чем  общество является субъектом, занимающим доминирующее положение на данном рынке услуг.

           ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого  рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики от 25.03.2011 № 90.   

          Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента ФАС  по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 № 5, зарегистрированного Министерством юстиции РФ от 23.05.2007 № 9541, доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих долю на рынке определенного товара более 35%.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» на рынке услуг по реализации природного газа распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

В пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснено, что установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов. Также, в названном постановлении указывается, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» действий, нарушающих пункт 4  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.

 

Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 21 апреля 2015 года по делу №А79-7272/2014 по иску ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» к ООО «Коммунальные технологии» о внесении изменений в договор поставки газа №р59-5-7000 от 14.11.2013 с целью обеспечения интересов добросовестных абонентов, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для них объемах суд определил принять отказ  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» от иска. Производство по делу № А79-7272/2014 прекратить.

На заседании Комиссии 07.10.2015 представители сторон (ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и ООО «Коммунальные технологии») сообщили, что фактическое ограничение поставки газа в котельные (отключение), обслуживающие многоквартирные дома не производилось, направление дополнительных писем о прекращении поставки газа со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в адрес ООО «Коммунальные технологии» отсутствуют.

Кроме того, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщил о том, что в настоящее время производится поставка природного газа в котельные ООО «Коммунальные технологии».

В связи с тем, что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» нарушение антимонопольного законодательства прекращено, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. 324й стрелковой дивизии д. 28а, ИНН 2126003807) нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 44/04-АМЗ-2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Чебоксары» прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                              «…»

 

Члены Комиссии    «…»

                                                                                                                   

 

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны