Решение №04-05/9060 Решение и предписание Управления в отношении ОАО «Водоканал» от 8 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                               Дело № 28/04-АМЗ-2015

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 08 октября 2015 года.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  28/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии на заседании Комиссии ответчика - ОАО «Водоканал»:

«…»

при участии на заседании Комиссии лиц, располагающих сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам:

«…»

Администрация города Чебоксары Чувашской Республики:

«…»

при отсутствии на заседании Комиссии заявителя-  ООО «Отделфинстрой»;

при отсутствии на заседании Комиссии лица, располагающего сведениями относительно рассматриваемых Комиссией обстоятельств:

- Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,

 

рассмотрев материалы дела № 28/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ОАО «Водоканал» по признакам нарушения пункта 3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в  навязывании невыгодных условий договоров   о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 №10/13-15 и  о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 09.02.2015 №11/13-15,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение ООО «Отделфинстрой» на действия ОАО «Водоканал» о нарушении антимонопольного законодательства,  выраженного в понуждении заключения договоров на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения, а также навязывание платы  за присоединение к системам водоснабжения и канализации, которое содержит следующее.  На основании постановления № 37-18/и Государственной службы Чувашской Республики по конкурсной политике и тарифам от 27.11.2014 «Об установлении тарифов на подключение (технологическое присоединение)  объектов капитального строительства заявителей к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Водоканал» на территории города Чебоксары» (зарегистрировано в Минюсте ЧР от 05.12.2014 № 2207) и вступивший в силу 16.12.2014 (далее- постановление) установлены тарифы  за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку на покрытие расходов по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, за исключением расходов на прокладку (перекладку)  сетей холодного водоснабжения и водоотведения и тарифы за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства до точки подключения водопроводных и канализационных сетей к объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения.

До настоящего времени отсутствует практика применения указанного постановления, а именно имеет ли значение срок, на который выданы технические условия на подключение  к системам водоснабжения и канализации.

Технические условия на присоединение к системам  водоснабжения и канализации № 5487/17 на объект «Микрорайон «Центр VII «Радужный» утверждены и выданы ООО «Отделфинстрой» 29.11.2005, со сроком действия  «в течение всего периода проектирования и строительства объекта, но до начала проектирования срок их действия не должен превышать трех лет» (далее- ТУ №5487/17).

ООО «Отделфинстрой» к проектированию Микрорайона «Радужный» приступило сразу после выдачи ТУ, что подтверждается проектно-сметной документацией (ПСД), и до настоящего времени строительство микрорайона «Радужный»  не завершено, т.е. ТУ, выданные 29.11.2005 действительны и до настоящего времени, в которых оплата за присоединение к системам водоснабжения и канализации не установлена.  Кроме того, действие ТУ подтверждено письмом ОАО «Водоканал» от 04.05.2012 № 1084/19.

На основании выданных ТУ в период с 2012 по 01.01.2015  в I очереди VII микрорайона  центральной части г. Чебоксары введено в эксплуатацию 7 многоквартирных домов (поз. 9, поз. 11, поз. 29 (1 и 2 пусковой), поз. 28, поз. 20), что подтверждается справками о выполнении ТУ.

Во избежание нарушений сроков передачи завершенного строительством объекта (жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной, поз. 15 в I очереди микрорайона центральной части г. Чебоксары) ООО «Отделфинстрой» вынуждено заключить с ОАО «Водоканал» договора на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения (договор № 10/13-15 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения  от 09.02.2015, договор № 11/13-15 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 09.02.2015, по которым была произведена оплата в размере 1 924 401,82  руб.  и по договору  № 10/13-15 (плат. поручение № 229 от 09.02.2015) и 1 661 459,  47 руб. по договору № 11/13-15 (плат. поручение № 228 от 09.02.2015).

ООО «Отделфинстрой» считает действия ОАО «Водоканал»  о понуждении заключения вышеуказанных договоров и произведения по ним оплаты неправомерными, т.к. действующими ТУ указанное не предусмотрено.

 

Статьей 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10).

На основании изложенного, в связи с наличием признаков нарушения пункта 3 части 1  статьи 10  Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в  навязывании невыгодных условий договоров   о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 №10/13-15 и  о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 09.02.2015 №11/13-15, ОАО «Водоканал» выдано предупреждение от 09.04.2015 № 04-06/3173.

Срок исполнения предупреждения был  определен до 20 апреля 2015 года, о выполнении предупреждения необходимо было сообщить в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

По состоянию на 27.04.2015 ответ на названное предупреждение, а также доказательства исполнения выданного предупреждения ОАО «Водоканал» в адрес антимонопольного органа не представлено, т.е. не исполнило предупреждение антимонопольного органа в установленный антимонопольным органом срок.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 28.04.2015 № 96 возбуждено дело № 28/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ОАО «Водоканал» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представители ОАО «Водоканал» нарушения антимонопольного законодательства не признали. Сообщили, что ОАО «Водоканал» провело все необходимые первоочередные мероприятия по увеличению мощности водопроводных и канализационных сетей для подключения объекта капитального строительства ООО «Отделфинстрой», расположенного в VII микрорайоне центральной части г. Чебоксары - жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной поз. 15 в I очереди 7 микрорайона центральной части г. Чебоксары, а также продолжит выполнение работ по увеличению пропускной способности сетей в соответствии с предусмотренными Инвестиционной программой ОАО «Водоканал» по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2014-2017 годы мероприятиями для подключенного Объекта ООО «Отделфинстрой» с запрошенной нагрузкой водоснабжения и водоотведения.

ООО «Отделфинстрой» (исх. №78/05 от 02.02.2015г.) направило в ОАО «Водоканал» заявление о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения объекта «Жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной, поз .15 в I очереди 7 микрорайона центральной части г.Чебоксары». Учитывая изложенное в п.1, п.2 и п.5 ст.18 ФЗ №416 и п.90 Правил №644, при получении заявки на подключение ОАО «Водоканал» не имело право отказать ООО «Отделфинстрой» в заключении договора о подключении. На основании полученной заявки и представленных документов заключен договор №10/13- 15 от 09.02.2015г. (договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения) и договор №11/13-15 от 09.02.2015г. (договор о подключении к централизованной системе водоотведения).

Договоры на подключение заключены по форме типовых договоров о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и централизованной системе водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 №645.

Договоры на подключение, заключенные между ОАО «Водоканал» и ООО «Отделфинстрой», не содержат дополнительных условий, противоречащих пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Плата за подключение по договору №10/13-15 от 09.02.2015г. составляет 1 924 401 (один миллион девятьсот двадцать четыре тысячи четыреста один) рублей 82 копеек, включая НДС (18 процентов) 293 552,82 рублей, и определена путем произведения действующего тарифа на подключение в размере 16,028 тыс. руб. за м3/сут без НДС, установленного Приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам №37-18/и от 27.11.2014г., и подключаемой нагрузки в точке подключения в размере 101,75 м3/сут. Плата за подключение по договору №11/13-15 составляет 1 661 459 (один миллион шестьсот шестьдесят одна тысяча четыреста пятьдесят девять) рублей 47 копеек, включая НДС (18 процентов) 253 442,97 рублей, и определена путем произведения действующего тарифа на подключение в размере 13,838 тыс. руб. за м3/сут без НДС, установленного Приказом Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам №37-18/и от 27.11.2014г. и подключаемой нагрузки в точке подключения в размере 101,75 м3/сут.

В договорах на подключение №10/13-15 от 09.02.2015г. и №11/13-15 от 09.02.2015г. определен перечень мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта «Жилой дом переменной этажности со встроенно-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной, поз. 15 в I очереди 7 микрорайона центральной части г.Чебоксары» к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. Мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности системы ОАО «Водоканал» для обеспечения подключения дополнительных нагрузок объекта ООО «Отделфинстрой», выполняются в рамках Инвестиционной программы ОАО «Водоканал» за счет полученной платы за подключение.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

 

3. Согласно Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 (далее - Правила № 83), сети инженерно-технического обеспечения - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. При подключении объектов капитального строительства непосредственно к оборудованию по производству ресурсов либо к системам водоотведения и очистки сточных вод при отсутствии у организации, осуществляющей эксплуатацию такого оборудования, сетевой инфраструктуры указанная организация является организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения в части предоставления технических условий и выполнения иных действий в соответствии с настоящими Правилами; подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов (п. 2 Правил).

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области тепло-, водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае если инвестиционная программа организации, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не утверждена, технические условия выдаются при предоставлении земельного участка для комплексного освоения с последующей передачей создаваемых сетей инженерно-технического обеспечения в государственную или муниципальную собственность либо при подключении к существующим сетям инженерно-технического обеспечения и выполнении указанной организацией за счет средств правообладателя земельного участка работ, необходимых для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения в точке подключения на границе существующих сетей. Это условие не распространяется на случаи, когда для подключения к сетям инженерно-технического обеспечения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, а также на случаи подключения к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения  (п. 7 Правил).

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

При отсутствии на момент запроса заявителя технической возможности для подключения (технологического присоединения) вследствие недостаточности свободной мощности, необходимой для осуществления горячего водоснабжения, и отсутствии в инвестиционной программе организации, осуществляющей горячее водоснабжение, мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", осуществляет действия по определению возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения, для чего направляет запрос в органы местного самоуправления поселения, городского округа о возможности подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к централизованным системам горячего водоснабжения. При этом организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе горячего водоснабжения либо направить мотивированный отказ в выдаче указанных условий в течение 14 рабочих дней с даты получения от органа местного самоуправления поселения, городского округа информации, предусмотренной частью 2 статьи 19 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (п. 9 Правил).

Технические условия должны содержать следующие данные:

- максимальная нагрузка в возможных точках подключения;

- срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ;

- срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены (п. 10).

Информация о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения должна содержать:

- данные о тарифе на подключение, утвержденном на момент выдачи технических условий в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

- дату окончания срока действия указанного тарифа (если период действия этого тарифа истекает ранее окончания срока действия технических условий);

- дату повторного обращения за информацией о плате за подключение (если на момент выдачи технических условий тариф на подключение на период их действия не установлен).

Если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается (п. 11 Правил).

Плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации (п. 17 Правил).

 

4. Согласно п.1 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ №416) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно п.2 ст.18 ФЗ №416, лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Из п.1 и п.2 ст.18 ФЗ №416 следует, что в целях подключения объекта к системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения заявителю необходимо обратиться с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно п.5     ст.18 ФЗ №416, при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.

Из вышеизложенного следует, что ОАО «Водоканал»  должно подготовить системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства ООО «Отделфинстрой» и подключить к сетям инженерно-технического обеспечения, а ООО «Отделфинстрой»  должно подготовить объект к подключению в пределах границ земельного участка.

 

5. Технические условия на присоединение к системам  водоснабжения и канализации № 5487/17 на объект «Микрорайон «Центр VII «Радужный» утверждены и выданы ООО «Отделфинстрой» 29.11.2005, со сроком действия  «в течение всего периода проектирования и строительства объекта, но до начала проектирования срок их действия не должен превышать трех лет» (далее- ТУ №5487/17).

ООО «Отделфинстрой» к проектированию Микрорайона «Радужный» приступило сразу после выдачи ТУ, что подтверждается проектно-сметной документацией (ПСД), и до настоящего времени строительство микрорайона «Радужный»  не завершено.

На основании выданных ТУ в период с 2012 по 01.01.2015  в I очереди VII микрорайона  центральной части г. Чебоксары введено в эксплуатацию 7 многоквартирных домов (поз. 9, поз. 11, поз. 29 (1 и 2 пусковой), поз. 28, поз. 20), что подтверждается справками о выполнении ТУ.

В материалах дела имеется следующее:

- письмо ОАО «Водоканал» от 04.05.2012 № 1084/19, согласно которому общество подтверждает технические условия № 5487/17;

- письмо ОАО «Водоканал» от 26.10.2012 № 2560/19 о выполнении технических условий, согласно которого подтверждено, что наружные сети водопровода и канализации объекта «9-ти этажный жилой дом со встроенными помещениями поз. 9», расположенного в VII микрорайоне центральной части  г. Чебоксары, выполнены в соответствии с техническими условиями № 17/19 от 07.02.2011г.;

- письмо ОАО «Водоканал» от 18.06.2013 № 1775/19 о выполнении технических условий, согласно которого подтверждено, что наружные сети водопровода и канализации объекта «жилой дом (поз. 11) 1 очереди VII микрорайона центральной части  г. Чебоксары», выполнены в соответствии с техническими условиями № 5487/17 от 29.11.2005г.;

- письмо ОАО «Водоканал» от 17.09.2013 № 2373/19 о выполнении технических условий, согласно которого подтверждено, что наружные сети водопровода и канализации объекта «жилой дом (поз. 13, 13а) 1 очереди VII микрорайона центральной части  города по ул. Пирогова г. Чебоксары», выполнены в соответствии с ранее выданными техническими условиями;

- письмо ОАО «Водоканал» от 20.06.2014 № 1724/19 о выполнении технических условий, согласно которого подтверждено, что сети водопровода и канализации объекта «16-этажный жилой дом поз. 20 в VII микрорайоне центральной части  города по ул. Пирогова г. Чебоксары, расположенного по адресу: г. Чебоксары, ул. Радужная д. 16 выполнены в соответствии с техническими условиями;

- письмо ОАО «Водоканал» от 08.04.2014 № 986/19 о выполнении технических условий, согласно которому общество сообщает, что сети водопровода и канализации объекта «9-ти этажный жилой дом со встроенными помещениями поз. 28 1 очередь VII микрорайона центральной части  г. Чебоксары», выполнены в соответствии с техническими условиями № 5487/17 от 29.11.2005г.;

- письмо ОАО «Водоканал» от 16.09.2013 № 2726/19 о выполнении технических условий, согласно которого подтверждено, что наружные сети водопровода и канализации объекта «жилой дом (поз. 29) 1 очереди VII микрорайона центральной части  города по ул. Пирогова г. Чебоксары», выполнены в соответствии с ранее выданными техническими условиями;

- письмо ОАО «Водоканал» от 08.07.2014 № 1869/19 о выполнении технических условий, согласно которого подтверждено, что сети водопровода и канализации объекта «жилой дом (блок-секция «Б» и «В», 3 подъезда, второй этап строительства) поз. 29 в  VII микрорайоне центральной части  города. Чебоксары», выполнены в соответствии с техническими условиями.

Между тем, также имеется письмо ОАО «Водоканал» от 10.02.2015 № 297/19 о выполнении технических условий, согласно которого подтверждено, что наружные сети водоснабжения и водоотведения объекта: «жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания, пристроенной котельной, с магистральными инженерными сетями поз. 15 1 очереди VII микрорайона центральной части  города. Чебоксары» выполнены в соответствии с техническим условиями № 844/19 от 05.02.2015 выданными взамен ТУ № 5487/17 от 29.11.2005 в связи с истечением срока их действия.

 

6. Инвестиционная программа ОАО «Водоканал» по развитию муниципальных систем водоснабжения и водоотведения города Чебоксары на 2014-2017г.г.  утверждена 29.12.2014 заместителем председателя Кабинета Министров ЧР- министром строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, согласована главой администрации г. Чебоксары. Между тем, в   приложении № 1 п. 1.1.1 названной программы годом реализации мероприятий определен 2014,  в приложении № 2 п. 50- год указан- 2015, а в договоре- 2 квартал 2016г.

Инвестиционная программа предусматривает  выполнение работ для увеличения пропускной способности для указанного объекта  только в 2014 году.

Договоры, в которых предусмотрена оплата,  заключены 09.02.2015, со сроком действия 1 год.

Согласно договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 № 10/13-15, земельный участок определен площадью 5276 кв.м, размер нагрузки- 101,75 м3/сут.

1) Технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации (объект: микрорайон «Центр VII «Радужный») №5487/17 от 29.11.2005 содержали следующие условия:

а) Водоснабжение

1. Водоснабжение объекта с общим расходом 3893 м3/сут. в том числе;

- хозбытовые нужды 3893 м3/сут.;

- противопожарные нужды 25л/сек.;

возможно осуществить путем:

- строительства водопровода Д=400 мм от водовода Д=800 мм, проходящего  по ул. 500 лет г. Чебоксары (т.А) до водовода Д=300 мм, проходящего в районе ул. Пирогова, 25  (т.Б);

- кольцевание водопровода Д=300 мм, проходящего в районе ул. Пирогова 25 (т.В) с проектируемым  водопроводом, проходящим по ул. Гражданская (т.Г) (ТУ 53200/17 от 22.09.2005 выданы МУП  «Градостроительства»);

- строительство водопровода диаметром 300 мм от проектируемого водопровода (т.Д) до водопровода диаметром 500 мм, проходящего по ул. 2-я Коммунальная Слобода (т.Е).

2.  Гарантийный свободный напор в точке подключения 55 м. вод. столба на отметке земли 130,95. Максимальный свободный напор 65 м вод.

б) Канализация

1. Водоотведение объекта  с общим максимальным суточным расходом сточных вод 3893 м3/сут.

- хозбытовые нужды 3893м3/сут.;

возможно осуществить путем подключения  водоотводящей линии в существующий водоотводящий промколлектор № 1А.

Трассы водопровода и канализации должны быть определены проектом в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89. Существующие коммуникации, попадающие под застройку, перекладываются силами и средствами застройщика до начала  строительства объекта.

Предусмотреть мероприятия по предотвращению затопления помещений и территорий в случае аварии на сетях водоснабжения и канализации.

Проект водоснабжения и канализации присоединяемых объектов должен быть разработан в соответствии с нормативно-техническими документами (СНиП), требованиями ТУ согласован с ЧМУПП «Водоканал». Один экземпляр утвержденного проекта  представляется в ЧМУПП «Водоканал».

Присоединение объекта к системам водоснабжения и канализации производится при наличии разрешения Роспотребнадзора по ЧР на подачу питьевой воды, исполнительной документации и заключения договора с ЧМУПП «Водоканал» на отпуск питьевой воды и прием сточных вод  (п. 25-29 Правил пользования системами  коммунального водоснабжения и канализации в РФ № 167 от 12.02.1999г.).

Предусмотреть в качестве запорной арматуры задвижки  с обрезиненным клином и невыдвижным  штоком производства ООО «Рязгидромаш» г. Рязань,  «Водоприбор», г. Москва и др.

Наружные сети водоснабжения предусмотреть из труб ПНД и ВЧШГ. Стальные трубы и фасонные части из стали не применять.

Технические условия на присоединение к системам  водоснабжения и канализации № 5487/17 на объект «Микрорайон «Центр VII «Радужный» утверждены и выданы ООО «Отделфинстрой» 29.11.2005, со сроком действия  «в течение всего периода проектирования и строительства объекта, но до начала проектирования срок их действия не должен превышать трех лет» (далее- ТУ №5487/17). ООО «Отделфинстрой» к проектированию Микрорайона «Радужный» приступило сразу после выдачи ТУ, что подтверждается проектно-сметной документацией (ПСД), и до настоящего времени строительство микрорайона «Радужный»  не завершено, т.е. ТУ, выданные 29.11.2005 действительны и до настоящего времени, в которых оплата за присоединение к системам водоснабжения и канализации не установлена.  Кроме того, действие ТУ подтверждено письмом ОАО «Водоканал» от 04.05.2012 № 1084/19.

Как указывалось ранее, срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий  при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а в остальных случаях не менее 3 лет (п. 10 Правил № 83), то есть после подтверждения застройщик мог руководствоваться этими техническими условиями не позднее мая 2017 года.

На основании выданных ТУ в период с 2012 по 01.01.2015  в I очереди VII микрорайона  центральной части г. Чебоксары введено в эксплуатацию 7 многоквартирных домов (поз. 9, поз. 11, поз. 29 (1 и 2 пусковой), поз. 28, поз. 20), что подтверждается справками о выполнении ТУ.

2) Выданные же технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта в рамках ранее названных договоров содержат следующее.

а) Водоснабжение.

-1.1. Точка подключения к сетям водоснабжения:

точка №1: возможно осуществить от существующего водовода диаметром 800 мм, г. проходящего по ул.500-летия Чебоксар.

точка №2: возможно осуществить от существующей сети диаметром 500 мм, проходящей по ул. 2-ая Коммунальная Слобода.

1.2. Гарантируемый свободный напор в точке № 1; 40 м. водяного столба.

1.3. Гарантируемый свободный напор в точке №2: 60 м. водяного столба.

1.4.     Разрешаемый отбор объема холодной воды: 101,75 м3/сyт.

1.5. Режим водопотребления (отпуска): круглосуточный.

1.6. Технические требования к объектам капитального строительства заявителя, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения (технологического присоединения), а также к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения).

1.6.1. Проектирование и строительство сетей водоснабжения необходимо выполнить в cooтвeтcтвии с СП 31.13330.2012 «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

1.6.2. Наружные сети водоснабжения предусмотреть при диаметре до Д =110 мм включительно из полиэтиленовых труб для питьевого водоснабжения ПЭ 100 и ПРОТЕКТ 1075 от Д = 110 мм до Д= 300 мм включительно из труб ВЧШГ с ВЦПП или полиэтиленовых труб ПЭ 100 RC с соэкструдтрованными слоями МУЛЬТИПАЙП III, при диаметре труб более 300 мм из стальных труб с ВЦПП. Для труб ВЧШГ с ВЦПП в футлярах предусмотреть усиленное соединение ВРС.

1.6.3. Предусмотреть в качестве запорной арматуры задвижки с корпусом из высокопрочного чугуна с обрезиненным клином, гарантийным сроком эксплуатации не менее 10 лет, полным сроком службы не менее 50 лет. Установку запорной арматуры предусмотреть с компенсирующими элементами.

1.6.4.  Пожарные гидранты предусмотреть с корпусом из высокопрочного чугуна. Шток гидранта из коррозионно-стойких сталей. Полный расчетный срок службы ПГ не менее 50 лет, гарантийный срок эксплуатации не менее 10 лет.

1.6.5.  При проектировании сетей водоснабжения предусмотреть их прокладку за пределами территорий с повышенной степенью благоустройства и автостоянок. При отсутствии возможности прокладки сетей водоснабжения за пределами территорий с повышенной степенью благоустройства и автостоянок, предусмотреть прокладку сетей водоснабжения в футлярах, каналах, и т.д., позволяющих производить ремонт без нарушения благоустройства.

1.6.6. Предусмотреть мероприятия по предотвращению затопления помещений и территорий в случае аварии на сетях водоснабжения.

1.7. Геодезическая отметка верха трубы в месте подключения (технологического  присоединения) определяется при проектировании и согласовывается с ОАО «Водоканал».

1.8. Требования по установке приборов учета воды и устройству узла учета.

1.8.1. Узлы учета холодной оды должны быть спроектированы и установлены в соответствии с СП 30.13330.2012 «Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий».

1.8.2.  Прибор учета холодной воды должен быть установлен на границе эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения между ОАО «Водоканал» и заявителем.

1.8.3. Установку и сдачу узлов учета холодной воды к коммерческому учету производить согласно «Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.

1.8.4. Прибор учета холодной воды должен иметь устройство формирования электрических импульсов, а также съемные или стационарные датчики электрических импульсов. Для подключения к единой автоматизированной системе учета холодной воды г.Чебоксары  рекомендуем предусмотреть установку радиомодема ЕМ 3G производства фирма ARAD (Израиль) или аналог.

1.8.5. Прибор учета холодной воды должен иметь возможность архивирования данных суточных и часовых объемов водопотребления (для контроля разрешаемого объема отбора холодной воды).

1.9. Проектирование и строительство наружных сетей водоснабжения объекта необходимо выполнить с соблюдением требований СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности».

1.10. После подключения объекта рекомендуем принять меры по рациональному использованию холодной воды.

1.11. Граница эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям между ОАО «Водоканал» и заявителем устанавливается по точке врезки водопроводного ввода объекта заявителя в коммунальную сеть водоснабжения.

2. Водоотведение.

2.1.     Точка подключения к сетям водоотведения:

возможно осуществить путем подключения водоотводящей линии к Промколлектору №1 А.

2.2.     Разрешаемый объем сброса сточных вод: 101,75 M3/cyт.

2.3.     Режим водоотведения: круглосуточный.

2.4.     Технические требования к объектам капитального строительства заявителя, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения (технологического присоединения), а также к выполняемым заявителем мероприятиям для осуществления подключения (технологического присоединения)

2.4.1.  Проектирование и строительство сетей водоотведения необходимо выполнить в соответствии с СП 32.13330.2012. «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения».

2.4.2.  Заявитель должен запроектировать за территорией объекта Заказчика, на которую будет ограничен круглосуточный доступ посторонних лиц, контрольный канализационный колодец, обеспечивающий возможность для ОАО «Водоканал» отбирать пробы сточных вод, поступающих от объекта Заявителя.

2.4.3.  Предусмотреть мероприятия по предотвращению затопления помещений и территорий в случае аварии на сетях водоотведения.

2.4.4.  При проектировании сетей водоотведения предусмотреть их прокладку за пределами территорий с повышенной степенью благоустройства и автостоянок. При отсутствии возможности прокладки сетей водоотведения за пределах территорий с повышенной степенью благоустройства и автостоянок, предусмотреть; прокладку сетей водоотведения в футлярах, каналах, и т.д., позволяющих производить ремонт без нарушения благоустройства.

2.4.5.  Предусмотреть в качестве запорной арматуры задвижки с корпусом из высокопрочного чугуна с обрезиненным клином, гарантийным сроком эксплуатации не менее 10 лет, полным сроком службы не менее 50 лет. Установку запорной арматуры предусмотреть с компенсирующими элементами.

2.5.     Отметка лотка в месте подключения определяется при проектировании и согласовывается с ОАО «Водоканал».

2.6.     Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, по перечню согласно приложению N 2 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами.

2.7.     Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 «Правил холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.

2.8.     Контрольный канализационный колодец для отбора проб сточных вод должен быть последним канализационным колодцем перед точкой врезки канализационного выпуска объекта заявителя в коммунальные сети водоотведения.

2.9.     Требования к устройствам, предназначенным для учета объема сточных вод.

2.9.1.  Прибор учета сточных вод должен быть установлен на границе эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения между ОАО «Водоканал» и заявителем.

2.9.2.  Прибор учета сточных вод должен иметь возможность архивирования данных суточных и часовых объемов водоотведения (для контроля разрешаемого объема сброса сточных вод).

2.9.3.  Установку и сдачу узла учета сточных вод к коммерческому учету производить согласно «Правилам организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.

2.10.   Граница эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения между ОАО «Водоканал» и заявителем устанавливается по внутренней стенке канализационного колодца (камеры) в точке врезки канализационного выпуска объекта заявителя в коммунальные сети канализации.

3) Таким образом, усматривается изменение ранее выданных технических условий, и, соответственно, мероприятий по осуществлению подключения (технологического присоединения) объекта, что в рассматриваемом случае свидетельствует о навязывании ресурсоснабжающей организацией выполнения дополнительных мероприятий, не предусмотренных ранее выданными техническими условиями.

Согласно договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоотведения от 09.02.2015 № 11/13-15, земельный участок определен площадью 5276 кв.м, размер нагрузки- 101,75 м3/сут.

При этом, в приложениях № 2 к названным договорам от 09.02.2015  подключение предусмотрено  за выполнение мероприятий по развитию систем водоснабжения во 2 квартале 2016 года, а фактически акт о подключении составлен 09.02.2015, т.е. сразу же после подписания договора, что свидетельствует о невозможности применении в рассматриваемом случае утвержденного тарифа в рамках инвестиционной программы, а соответственно, и взимания платы за подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, у ОАО «Водоканал» основания взимания платы  за подключение к системам водоотведения и водоснабжения отсутствуют.

К настоящему времени по данному вопросу сложилась довольно большая  судебная практика, подтверждающая толкование данного факта  (постановление ФАС Поволжского округа от 14.04.2011г. по делу № А49-3494/2009).

Между тем, во избежание нарушений сроков передачи завершенного строительством объекта (жилой дом переменной этажности со встроено-пристроенными объектами обслуживания и пристроенной котельной, поз. 15 в I очереди микрорайона центральной части г. Чебоксары) ООО «Отделфинстрой» заключило с ОАО «Водоканал» договора на технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения (договор № 10/13-15 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения  от 09.02.2015, договор № 11/13-15 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 09.02.2015, по которым была произведена оплата в размере 1 924 401,82  руб.  и по договору  № 10/13-15 (плат. поручение № 229 от 09.02.2015) и 1 661 459,  47 руб. по договору № 11/13-15 (плат. поручение № 228 от 09.02.2015).

 

7. По мнению ФАС России, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него, заключается в таком поведении доминирующего хозяйствующего субъекта, при котором ущемляются права контрагента либо он вынужден вступать в правоотношения на невыгодных для себя условиях.

При этом никакого принуждения, как физического воздействия, навязывание невыгодных условий не предполагает.

Так «навязыванием невыгодных контрагенту условий договора» является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента условиями, которые правомерно контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента. Именно настаивание организации, занимающей доминирующее положение, на предложенных ею условиях договора является злоупотреблением доминирующим положением в форме навязывания невыгодных или дискриминационных условий договора для абонента.
            О навязывании невыгодных условий договора также может свидетельствовать, к примеру, уклонение хозяйствующего субъекта от согласования спорных положений проекта договора, отклонение протокола разногласий и, тем самым, продление действия договора в прежней редакции. Кроме того, о навязывании свидетельствует также настаивание занимающей доминирующее положение организации на включение в договор спорных условий о повышенной ответственности покупателя (неустойка по договору носит штрафной характер и противоречит компенсационному характеру неустойки по отношению к убыткам) за ненадлежащее исполнение обязательств под угрозой незаключения договора либо прекращения действующего договора, либо прекращение исполнения обязательств по договору (например: прекращение энергоснабжения, уведомление о том, что подача энергии будет прекращена в связи с отсутствием между сторонами договорных отношений, намерения совершить подобные действия, оказание давление на контрагента каким-либо иным способом, применение мер материального характера, прекращение хозяйствующим субъектом подачи энергии контрагенту вслед за отказом последнего заключить новый договор на заведомо невыгодных ему условиях и т.д.).

При рассмотрении действий на соответствие антимонопольному законодательству необходимо учитывать, что при наличии на рынке занимающей доминирующее положение организации она способна оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке, на нее распространяются все запреты установленные антимонопольным законодательством, в связи с чем при рассмотрении навязывания нет необходимости проверять возможность контрагента заключить договор с иными организациями.

Кроме того, антимонопольный орган может признать злоупотребление доминирующим на рынке субъектом при условии, если навязываемые условия договора не относятся к предмету договора.

 

8. В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В названной норме перечислены и действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление доминирующим положением.

Пунктом  3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» занимающему доминирующее положение хозяйствующему субъекту  запрещается навязывание контрагенту  условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

 

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к естественно монопольным сферам деятельности относятся услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

Согласно части 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке.

Услуга по передаче водоснабжения и водоотведения носит естественно-монопольный характер, так как не может быть заменена иной.

ОАО «Водоканал» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим подключение объектов к принадлежащим ему сетям холодного водоснабжения и водоотведения.

С учетом изложенного, ОАО «Водоканал» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг  по водоснабжению и водотведению на территории г. Чебоксары, в связи, с чем на него распространяются запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссией установлено, что  ОАО «Водоканал»  необоснованно включило в договор о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 № 10/13-15 и в  договор о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоотведения от 09.02.2015 № 11/13-15 плату за технологическое присоединение (подключение).

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ОАО «Водоканал» действий, нарушающих пункт 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции. Антимонопольный орган в соответствии с полномочиями, перечисленными в пункте 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, вправе включить в предписание указание на совершение конкретных действий, выполнение которых лицом, нарушившим антимонопольное законодательство, позволит восстановить права других лиц, нарушенные вследствие злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции, в необходимом для этого объеме.

ОАО «Водоканал», несмотря на изложенные выше обстоятельства, не исключило плату за технологическое присоединение (подключение) из договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 № 10/13-15 и  договора о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоотведения от 09.02.2015 № 11/13-15.

В связи с тем, что ОАО «Водоканал» нарушение антимонопольного законодательства не прекращено, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать открытое акционерное общество «Водоканал» нарушившим пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  открытому акционерному обществу «Водоканал» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии                                                                              «…»

 

Члены Комиссии                                                                                          «…»

 

                                                                                                                         

                                                                                                                   

  

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

 

08.10.2015 № 04-05/9061

 

Предписание

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

по делу № 28/04-АМЗ-2015

 

«08» октября 2015 года                                                                         г. Чебоксары

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела № 28/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

 

 

 

 

«…»

 

 

 

 

 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения от  08.10.2015 по делу № 28/04-АМЗ-2015 о нарушении открытым акционерным обществом «Водоканал» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Открытому акционерному обществу «Водоканал» в срок до 10 ноября 2015 года прекратить нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем исключения из договоров  о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 09.02.2015 №10/13-15 и   о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 09.02.2015 №11/13-15 платы за технологическое присоединение (подключение).

 

2. Открытому акционерному обществу «Водоканал» об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов проинформировать Чувашское УФАС России в срок до 12 ноября  2015 года.

 

 

Председатель Комиссии                                                                    «…»

 

Члены Комиссии          «…»

                                                                                                   

                                                                                                     

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны