Решение №04-05/9249 Решение Управления в отношении ООО «Сахарок» от 18 декабря 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
Дело № 14/04-АМЗ-2018 г. Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 3 декабря 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 17 декабря 2018 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению дела № 14/04-АМЗ-2018 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
«…» |
|
|
|
|
|
|
|
|
при отсутствии на заседании Комиссии представителя ответчика,
рассмотрев дело № 14/04-АМЗ-2018, по признакам нарушения ООО «Сахарок» (ОГРН 1022101272379, адрес регистрации: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, б-р Юности, 2) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»,
УСТАНОВИЛА:
Чувашским УФАС России 20.09.2018 в целях осуществления мониторинга исполнения и соблюдения требований Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» произведен осмотр сайта сети магазинов «Сахарок», размещенный в сети Интернет по адресу http://saharok21.ru, принадлежащих Обществу с ограниченной ответственностью «Сахарок» (далее – ООО «Сахарок»).
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального Закона №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», торговой сетью является совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Согласно письму Минэкономразвития Чувашии от 03.08.2018 вх. № 04-12/5303 ООО «Сахарок» входит в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность посредством организации торговой сети.
Представители ООО «Сахарок» заранее о факте проведения, места и времени осмотра Интернет-сайта не уведомлялось, что обусловлено требованием недопущения внесения изменений в информацию, представленную на Интернет-сайте на момент осмотра.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» - хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность посредством организации торговой сети, обязан обеспечивать хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров, доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В ходе проведения осмотра по состоянию на 20.09.2018 в 17 ч. 29 мин. на сайте Общества с ограниченной ответственностью «Сахарок» нарушений в части предоставления свободного доступа хозяйствующему субъекту, осуществляющему поставки продовольственных товаров к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте не выявлено.
Информация об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора в полной мере представлена в открытом доступе на официальном Интернет ресурсе ООО «Сахарок».
Таким образом, нарушения требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле) на момент проведения осмотра официального сайта ООО «Сахарок», то есть на 20.09.2018, не выявлено.
Пунктом 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети (далее - торговые сети), и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети (далее - поставщики), запрещается создавать дискриминационные условия.
Дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (пункт 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
Дискриминационные условия могут быть созданы хозяйствующим субъектам, действующим на одном товарном рынке, то есть конкурентам.
В качестве создания торговой сетью дискриминационных условий поставщикам продовольственных товаров при их отборе с целью заключения договора поставки может рассматриваться отказ от заключения договора поставки при прочих равных условиях, а именно стоимости и качестве товаров, ассортимента поставляемых товаров, объемов поставок, иных условий, предлагаемых поставщиками для подписания в договоре поставки (отсрочка платежа, штрафы, размер вознаграждения за приобретение определенного количества товара и пр.).
Условия отбора контрагентов для заключения договора поставки, размещенные на официальном сайте ООО «Сахарок» содержат следующие требования к товару и упаковке: такие же (или аналогичные) товары не поставляются Компании в достаточном объеме другими Поставщиками.
Из указанного условия можно сделать вывод, что в случае предложения таких же или (аналогичных) товаров, поставляемых в достаточном объеме иными поставщиками, то ООО «Сахарок» оставляет за собой право отказаться от заключения договора поставки при прочих равных условиях, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В ходе проведения осмотра сайта выявлено, что в Условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки, размещенных на официальном сайте ООО «Сахарок», имеются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В ходе рассмотрения дела, представителем ООО «Сахарок» Тихомировым А.Н. даны пояснения о том, что на момент рассмотрения дела, на официальном сайте ООО «Сахарок» (http://saharok21.ru) размещаются иные условия отбора контрагентов для заключения договора поставки, без признаков названных нарушений, представлены на обозрение Условия отбора контрагентов для заключения договора поставки в новой редакции, то есть после инициирования Чувашским УФАС России осмотра сайта ООО «Сахарок».
За период 2017-2018 гг. не было ни одного случая официального поступления коммерческого предложения от поставщиков. Все вопросы по вступлению в договорные отношения по поставке товаров разрешаются в устном порядке. Информация об условиях отбора контрагентов как и проект договора поставки размещены в сети Интернет. Любое лицо имеет доступ к указанной информации. По сложившейся практике переговоры по условиям договора, качестве продукции, цене, условиях поставки ведутся в устном порядке, образцы товаров представляются при личном участии представителей поставщиков, уполномоченных вести переговоры.
Комиссией проведен анализ информации, представленной контрагентами поставщиками продовольственных товаров ООО «Сахарок». Запросы направлены поставщикам с которыми уже заключены договора поставки, выявить поставщиков, которым отказано в заключении договора поставки не представилось возможным. К тому же, как указали контрагенты торговой сети «Сахарок» все переговоры по заключению договора поставки ведутся в устной форме.
Представитель ООО «Сахарок» также указал, что рассматриваемые условия не пересматривались с 2011 года.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На основании части 2 статьи 16 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»государственный контроль (надзор) за соблюдением правил и требований, предусмотренных статьями 9, 13 - 15 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, и его территориальными органами с правом выдачи соответствующих предписаний в порядке и пределах полномочий, которые установлены антимонопольным законодательством Российской Федерации.
На момент осмотра сайта 20.09.2018 в 17 ч. 29 мин, Чувашским УФАС России проанализированы Условия отбора контрагентов для заключения договора поставки на предмет соответствия требованиям статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
По результатам осмотра установлено следующее.
В разделе «Поставщикам» определены условия отбора контрагентов для заключения договоров поставки продовольственных товаров. Определено, что отбор производится на основании оценки соответствия потенциального контрагента и предлагаемого им товара по экономическим и технологическим критериям:
- статус поставщика;
- репутация поставщика;
- требования к товару и упаковке;
- экономические условия поставки товаров;
- требования к таре и организации поставки.
Процедура выбора поставщиков включает в себя следующие этапы:
1) Направление контрагентом коммерческого предложения в адрес Компании с образцами Товара;
2) Рассмотрение Компанией поступивших коммерческих предложений контрагентов, проведение дегустации направленных образцов Товара;
3) Проведение оценки, исходя из конкурентоспособности предложенной цены Товара и иных условий поставки, в сравнении с уже имеющимися условиями поставки аналогичного товара и коммерческими предложениями других Поставщиков. Выбор предложения наиболее отвечающего интересам Компании;
4) Уведомление контрагентов, коммерческие предложения которых отклонены;
5) Уведомление контрагента, чье коммерческое предложение было признано наиболее отвечающим интересам Компании;
6) Анализ предоставленных Поставщиком учредительных документов;
7) Обсуждение и согласование с контрагентом существенных условий Договора поставки;
8) Подписание Договора поставки.
За период 2017-2018 гг. не было ни одного случая официального поступления коммерческого предложения от поставщиков. Все вопросы по вступлению в договорные отношения по поставке товаров разрешаются в устном порядке. Информация об условиях отбора контрагентов как и проект договора поставки размещены в сети Интернет. Любое лицо имеет доступ к указанной информации. По сложившейся практике переговоры по условиям договора, качестве продукции, цене, условиях поставки ведутся в устном порядке, образцы товаров представляются при личном участии представителей поставщиков, уполномоченных вести переговоры.
В связи с тем, что коммерческие предложения в торговую сеть «Сахарок» официально не поступают, вопросы по вступлению в договорные отношения по поставке товаров разрешаются в устном порядке, следовательно, указанная процедура не соблюдается торговой сетью.
По результатам проведенного комплексного анализа коммерческого предложения, документов и информации Поставщика Покупатель принимает одно из следующих решений:
- о заключении договора;
- об отклонении коммерческого предложения.
Основанием отклонения является, в частности несоответствие поставщика одному или нескольким критериям отбора поставщиков.
В качестве требований к товару и упаковке на официальном сайте ООО «Сахарок» в момент осмотра сайта по состоянию на 20.09.2018 указано что, такие же (или аналогичные) товары не поставляются Компании в достаточном объеме другими Поставщиками. Таким образом, в случае поставки таких же или (аналогичных) товаров в достаточном объеме другими Поставщиками последует отказ торговой сети от заключения договора поставки при прочих равных условиях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Таким образом, при прочих равных условиях, а именно стоимости и качестве товаров, ассортимента поставляемых товаров, объемов поставок, иных условий, предлагаемых поставщиками может поступить отказ торговой сети «Сахарок» от заключения договора поставки, в силу того, что такие же (или аналогичные) товары поставляются Компании в достаточном объеме другими Поставщиками.
Условия отбора контрагентов, являющиеся предметом настоящего разбирательства, являются дискриминационными для поставщиков товаров, с которыми не заключен договор поставки, и создают преимущества для поставщиков товаров, осуществляющих поставку аналогичных товаров в торговую сеть «Сахарок». Между тем, все поставщики товаров должны быть поставлены в равные условия по сравнению друг с другом, иметь равные возможности.
Учитывая изложенное, Комиссия по рассмотрению дела, приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Сахарок» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
С учетом изложенного, и применяя правовые нормы в совокупности с положениями ст. 23 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает, что на основании того, что рассматриваемый вопрос урегулирован, путем внесения изменений в условия отбора контрагентов для заключения договора поставки товаров, выдача ответчику предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства отсутствует.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать в действиях ООО «Сахарок» нарушение пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Председатель Комиссии |
«…»
|
Члены Комиссии: |
«…» |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.