Решение №04-05/9589 Решение Управления в отношении ООО «Коммунальные технологии»... от 28 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                  Дело № 36/04-АМЗ-2015

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 октября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 28 октября 2015 года.

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  36/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при отсутствии на заседании ответчика - ООО «Коммунальные технологии»;

при отсутствии на заседании заявителя – ООО «Жилкомсервис-1»,

 

рассмотрев материалы дела № 36/04-АМЗ-2015, возбужденного в отношении ООО «Коммунальные технологии» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила информация Прокуратуры Чувашской Республики на действия ООО «Коммунальные технологии» о нарушении антимонопольного законодательства, выраженные в неправомерности определения объема тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения, в котором содержится следующее. 17.10.2012 между ООО «Коммунальные  технологии» и ООО «Жилкомсервис-1»  заключен договор  снабжения тепловой энергией, по условиям которого объем энергетических ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период. В декабре 2014 года ООО «Коммунальные технологии» произведена корректировка объема тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения по температуре холодной воды и по открытой системе теплоснабжения по многоквартирным домам №№ 2, 2а, 2/1, 2//2, 2, 3, 4, 4а, 5, 5/1, 6 по пр. 9-Пятилетки, №№ 10, 10/1 по ул. Хузангая, №№ 8/1, 10, 10/1, 10/2 по пр. И. Яковлева г. Чебоксары за период с февраля по апрель 2013 г. и с июля по октябрь 2013г.

Предъявление ООО «Коммунальные технологии» к оплате ООО «Жилкомсервис-1» количества тепловой энергии на отопление, отличного от количества, определенного  с учетом имеющихся данных, а также расчет количества тепловой энергии не по показаниям приборов учета, нарушает права управляющей организации и собственников помещений в указанных многоквартирных домах.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 08.06.2015 № 127 возбуждено дело № 36/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представитель ООО «Коммунальные технологии» нарушения антимонопольного законодательства не признал. Сообщил, что Общество производит расчет за фактически полученную тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, теплоноситель многоквартирными жилыми домами на основании представленных ООО «Жилкомсервис-1» актов снятия показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя по тарифам, утвержденным постановлением Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 26.12.2012 №60-20/гв. Приложением №3 постановлением Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 26.12.2012 №60-20/гв с 01.07.2013 установлены тарифы на горячую воду с использованием открытых систем горячего водоснабжения в виде двухкомпонентного тарифа, состоящего:

- с 01.07.2013 из компонента на теплоноситель в размере 25,91 руб. за 1куб.м с учетом НДС и компонента на тепловую энергию в размере 1382,48 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

Общество в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 производило начисления в адрес ООО «Жилкомсервис-1» за поставленную тепловую энергию и теплоноситель на нужды горячего водоснабжения вышеуказанным многоквартирным жилым домам по одноставочному тарифу - 84,95 руб. за 1 куб. м с учетом НДС.

В декабре 2014 Общество произвело корректировку начислений ООО «Жилкомсервис-1» за тепловую энергию и теплоноситель на нужды горячего водоснабжения, полученные вышеуказанными многоквартирными жилыми домами за периоде 01.07.2013 по 31.12.2013 в сторону увеличения на 2 426,5817 Гкал на сумму 3 481 137,71 руб. с учетом НДС по двухкомпонентному тарифу.

Необходимость проведения в декабре 2014 года корректировки начислений в адрес ООО «Жилкомсервис-1» за тепловую энергию и теплоноситель на нужды горячего водоснабжения, отпущенные вышеуказанным многоквартирным жилым домам за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сторону увеличения на 2 426,5817 Гкал на сумму 3 481 137,71 руб. с учетом НДС по двухкомпонентному тарифу на горячую воду, утвержденному для открытых систем теплоснабжения, была вызвана утверждением постановлением Администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 03.06.2014 № 2001 схемы теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары на период 2013-2028 годы. Согласно утвержденной схемы теплоснабжения, а также вступившего в силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № А79-4850/2014 система теплоснабжения вышеуказанных многоквартирных жилых домов определена, как открытая.

 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите  конкуренции Комиссия может приостановить  рассмотрение дела в случае  и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

Арбитражным судом Чувашской Республики рассматривалось дело № А79-2969/2015 по иску ООО «Коммунальные технологии» к ООО «Жилкомсервис-1» по взысканию задолженности с ООО «Жилкомсервис-1», в том числе сумм корректировки по двухкомпонентному тарифу за период с июля по декабрь 2013 года.

 

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до вступления  в законную силу решения  суда.

Арбитражным судом Чувашской Республики  по делу №А79-2969/2015 по взысканию задолженности с ООО «Жилкомсервис-1», в том числе сумм корректировки по двухкомпонентному тарифу за период с июля по декабрь 2013 года принято решение от 23.06.2015 об удовлетворении исковых требований ООО «Коммунальные технологии» в полном объеме.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года по делу № А79-2969/2015 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 июня 2015 года по делу № А79-2969/2015 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Жилкомсервис-1»- без удовлетворения.

 

Согласно  части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, об отложении, о приостановлении, о возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также о назначении экспертизы комиссия выносит определение, копия которого  в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле.

Определением о возобновлении производство по делу № 36/04-АМЗ-2015 от 07 октября 2015 года производство по делу № 36/04-АМЗ-2015 возобновлено.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. В соответствии  с п. 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные  статьями 539-547 Кодекса, применяются  к отношениям, связанным  со снабжением  тепловой энергией  через присоединенную сеть, если иное не установлено  законом или иными правовыми актами.

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК РФ).

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.                                    

 Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ говорится о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается  исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По рассматриваемым домам (согласно представленной информации) управляющей компанией является ООО «Жилкомсервис-1».

В силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации ООО «Жилкомсервис-1» обязано оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, который находится в управлении управляющей компании, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на Достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Управляющая компания, являющаяся исполнителем, приобретает тепловую энергию у энергоснабжающей организации (ООО «Коммунальные технологии») в целях оказания коммунальных услуг населению.

Согласно пункту 15 Правил № 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, Общество должно приобретать тепловую энергию у Компании по тарифам, установленным обществу для граждан.

В соответствии с пунктом 22 Правил № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета потребители коммунальных услуг в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации говорится о том, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулированию тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» тарифы на горячую воду подлежат государственному регулированию.

Таким образом, действовавшее законодательство исходит из того, что объём потреблённых коммунальных услуг, в том числе тепловой энергии, определяется на основании показаний приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

3. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее- Закон о водоснабжении) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 г. № 1149, органы регулирования устанавливают следующие тарифы на горячую воду:

- тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения;

-  тариф на горячую воду  в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) (п. 7.1). Надбавка к тарифам  на горячую воду устанавливается в виде надбавки к компоненту на холодную воду из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды (п. 10). Тарифы на горячую воду и надбавки  к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее  водоснабжение  с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения) (п. 47).

Под закрытой системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора холодной воды из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева холодной воды с использованием центрального теплового пункта (без отбора горячей воды из тепловой сети).

Тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения состоит из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.

Компонент на холодную воду принимается равным тарифу на холодную воду, установленному и применяемому в соответствии с названным документом.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования равным сумме следующих составляющих:

- тарифа на тепловую энергию (мощность), установленного и применяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения;

- финансовых потребностей организации коммунального комплекса на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и указанной организации, отнесенных на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность);

- стоимости потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности потребителя и организации коммунального комплекса, отнесенной на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) (пункт 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года N 520).

Под открытой системой горячего водоснабжения (теплоснабжения) понимается технологически связанный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для теплоснабжения и горячего водоснабжения, осуществляемого путем отбора горячей воды из тепловой сети. Тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения." (п. 49).

По данному факту имеется судебное решение- определение Верховного Суда РФ от 19.06.2013 № 50-АПГ13-8.

В соответствии с подпунктами 4, 5, 5.1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О теплоснабжении" регулированию в сфере теплоснабжения подлежат, в том числе тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Подпункт 5.1 пункта 1 введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 417-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года.

Таким образом, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункту 49 Основ ценообразования, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

По сравнению с действующим по 31.12.2012 года тарифным регулированием ГВС и с учетом Решения ВАС РФ от 29.06.2012 № ВАС-4747/12, согласно которым тариф на ГВС вне зависимости от системы теплоснабжения был установлен в руб. за куб. метр, с 01.01.2013 года тарифы на ГВС могут приниматься в виде двухкомпонентных тарифов.

Письмом от 28.05.2015 № 7531 (вх. Управления от 28.05.2015 № 04-06/4123) администрация города Чебоксары Чувашской Республики сообщила следующее. Источником теплоснабжения многоквартирных жилых домов № 2, 2А, 2/1, 2/2, 3, 4, 4А, 5, 5/1, 6 по пр. 9-ой Пятилетки, № 10, 10/1, по ул. Хузангая, № 8/1, 10, 10/1, 10/2 по пр. И. Яковлева является Чебоксарская ТЭЦ-2 Филиала «Марий Эл и Чувашии» ОАО «Волжская ТГК». Регулирование параметров теплоносителя тепловых сетей обеспечивается на камерах приготовления КП-4, КП-14 и в теплоузлах многоквартирных домов. Поддержание заданного давления и температуры системы ГВС осуществляется путем отбора теплоносителя (химически очищенной воды) с подающего и обрат­ного трубопроводов источника теплоснабжения.

Потребителями указанных многоквартирных домов в качестве горячей воды используется теплоноситель источника теплоснабжения, без промежуточного ис­пользования теплообменного оборудования и подогрева холодной воды.

Таким образом, система теплоснабжения указанных жилых домов является открытой. В связи с чем, размер платы за коммунальную услугу по водоснабжению должен был производиться исходя из тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями по­требителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием откры­тых систем теплоснабжения.

Схема теплоснабжения вышеуказанных многоквартирных жилых домов открытая, что подтверждается «Схемой теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары на период 2013-2028 годы», утвержденной постановлением Администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 03.06.2014 № 2001. Открытая водяная система теплоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения путем отбора горячей воды (теплоносителя) из тепловой сети или отбора горячей воды из сетей горячего водоснабжения.

Оценка правомерности определения четырехтрубной системы, как открытой, была дана при рассмотрении Арбитражным судом Чувашской Республики дела № А79-2962/2104 в связи с наличием между сторонами спора относительно определения системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов.

 

4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 134 утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя. Названные Правила вступили в действие 29.11.2013. В пункте 1 Правил определено, что они устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, в том числе:

а) требования к приборам учета;

б) характеристики тепловой энергии, теплоносителя, подлежащие измерению в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения;

в) порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (в том числе расчетным путем);

г) порядок распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями при отсутствии приборов учета на границах смежных тепловых сетей.

Согласно пункту 111 Правил количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на  основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

В случае если для определения количества поставленной (потребленной) тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета требуется измерение температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, допускается введение указанной температуры в вычислитель в виде константы с периодическим пересчетом количества потребленной тепловой энергии с учетом фактической температуры холодной воды. Допускается введение нулевого значения температуры холодной воды в течение всего года (пункт 112 Правил).

Величина фактической температуры определяется:

а) для теплоносителя - единой теплоснабжающей организацией на основе данных о фактических среднемесячных значениях величины температуры холодной воды на источнике тепловой энергии, предоставляемых владельцами источников тепловой энергии, которые являются одинаковыми для всех потребителей тепловой энергии в границах системы теплоснабжения.

Периодичность перерасчета определяется в договоре;

б) для горячей воды - организацией, эксплуатирующей центральный тепловой пункт, на основе замеров фактической температуры холодной воды перед нагревателями горячего водоснабжения. Периодичность перерасчета определяется в договоре (пункт 113 Правил).

Таким образом,  действующее нормативно-правовое регулирование предусматривает корректировку поставленного коммунального ресурса  на фактическую температуру холодной воды.

 

5. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том  числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление,  горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных НПА РФ (п. 13 Правил), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей оганизации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (п. 38 Правил).

Между ООО «Жилкомсервис-1»  и ООО «Коммунальные технологии» заключен  договор снабжения тепловой энергией от 17.10.2012 № 6649.

Таким образом, ООО «Жилкомсервис-1», осуществляя управление многоквартирными жилыми домами №№ 2, 2а, 2/1, 2//2, 2, 3, 4, 4а, 5, 5/1, 6 по пр. 9-Пятилетки, №№ 10, 10/1 по ул. Хузангая, №№ 8/1, 10, 10/1, 10/2 по пр. И. Яковлева г. Чебоксары,  предоставляет коммунальные услуги потребителям.

 

6. Верховный суд Российской Федерации по делу №31-АПГ-14-4 вынес определение от 22.10.2014, в котором указал следующее. Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Законом о водоснабжении. Согласно пункту 9 статьи 32 вышеуказанного закона тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Особенности установления  тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названных положений Основ ценообразования в сфере водоснабжения. Согласно пункту 1 Основ ценообразования  в сфере водоснабжения этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на  товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности). Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.

Таким образом, федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения в настоящее время, не предусмотрена  возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метр горячей воды.

 

7. Как указывалось ранее, отношения между Обществом и ООО «Жилкомсервис-1» регулируются условиями заключенного между сторонами договора № 6649 снабжения тепловой энергией от 17.10.2012.  В соответствии с условиями вышеуказанного договора Общество производит расчет за фактически полученную тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения, теплоноситель многоквартирными жилыми домами на основании представленных ООО «Жилкомсервис-1» актов снятия показаний приборов учета тепловой энергии и теплоносителя по тарифам, утвержденным постановлением Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 26.12.2012 №60-20/гв.

Постановлением Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 26.12.2012 №60-20/гв:  в период с 01.01.2013 по 31.12.2013 для ООО «Коммунальные технологии» установлены как одноставочные, так и двухставочные тарифы.

Приложением №3 постановлением Государственной службы ЧР по конкурентной политике и тарифам от 26.12.2012 №60-20/гв с 01.07.2013 установлены тарифы на горячую воду с использованием открытых систем горячего водоснабжения в виде двухкомпонентного тарифа, состоящего:

- с 01.07.2013 из компонента на теплоноситель в размере 25,91 руб. за 1куб.м с учетом НДС и компонента на тепловую энергию в размере 1382,48 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

Общество в период с 01.07.2013 по 31.12.2013 производило начисления в адрес ООО «Жилкомсервис-1» за поставленную тепловую энергию и теплоноситель на нужды горячего водоснабжения вышеуказанным многоквартирным жилым домам по одноставочному тарифу - 84,95 руб. за 1 куб. м с учетом НДС.

В декабре 2014 Общество произвело корректировку начислений ООО «Жилкомсервис-1» за тепловую энергию и теплоноситель на нужды горячего водоснабжения, полученные вышеуказанными многоквартирными жилыми домами за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сторону увеличения на 2 426,5817 Гкал на сумму 3 481 137,71 руб. с учетом НДС по двухкомпонентному тарифу.

Как указывает ООО «Коммунальные технологии», необходимость проведения в декабре 2014 года корректировки начислений в адрес ООО «Жилкомсервис-1» за тепловую энергию и теплоноситель на нужды горячего водоснабжения, отпущенные вышеуказанным многоквартирным жилым домам за период с 01.07.2013 по 31.12.2013 в сторону увеличения на 2 426,5817 Гкал на сумму 3 481 137,71 руб. с учетом НДС по двухкомпонентному тарифу на горячую воду, утвержденному для открытых систем теплоснабжения, была вызвана утверждением постановлением Администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 03.06.2014 № 2001 схемы теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары на период 2013-2028 годы. Согласно утвержденной схемы теплоснабжения, а также вступившего в силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики по делу № А79-4850/2014 система теплоснабжения вышеуказанных многоквартирных жилых домов определена, как открытая.

Исходя из представленных технических паспортов рассматриваемых домов (2012-2013г.г.) №№ 2, 2а, 2/1, 2//2, 2, 3, 4, 4а, 5, 5/1, 6 по пр. 9-Пятилетки, №№ 10, 10/1 по ул. Хузангая, №№ 8/1, 10, 10/1, 10/2 по пр. И. Яковлева г. Чебоксары схема горячего водоснабжения- открытая.

Возможность довыставления ресурсоснабжающей организацией счетов за ранее оплаченные периоды была предметом рассмотрения спора в суде по делу № А43-9866/2014. Согласно указанного решения суд признал правомерным осуществление ресурсоснабжающей организацией корректировки выставленных счетов-фактур в целях приведения расчетов в соответствие с решением Региональной службы по тарифам. В соответствии с законодательством поставка ресурсов населению и приравненным к ним категориям потребителей производится по регулируемым ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Арбитражным судом Чувашской Республики  по делу №А79-2969/2015 по взысканию задолженности с ООО «Жилкомсервис-1», в том числе сумм корректировки по двухкомпонентному тарифу за период с июля по декабрь 2013 года принято решение от 23.06.2015 об удовлетворении исковых требований ООО «Коммунальные технологии» в полном объеме.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10 сентября 2015 года по делу № А79-2969/2015 решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 июня 2015 года по делу № А79-2969/2015 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ООО «Жилкомсервис-1»- без удовлетворения.

Таким образом, применение ООО «Коммунальные технологии» двухкомпонентного тарифа в отношениях с ООО «Жилкомсервис-1» соответствует  действующему законодательству.

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае наличия вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 5 части 1 и частью 2 статьи 48, частью 1 статьи  49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» дело № 36/04-АМЗ-2015 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные технологии» (428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Водопроводная д. 2А), производством прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                   «…»

 

Члены Комиссии                                                                            «…»

          

                                                                         

          Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны