Решение №04-05/978 Решение Управления в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Чеб... от 9 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Чебоксары                                                                               Дело № 34/04-АМЗ-2014

 

 

Резолютивная часть решения объявлена 05 февраля 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 09 февраля 2015 года.

 

 

Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дела №  34/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

«…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при участии на заседании Комиссии ответчика - ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»:

«…»

при участии на заседании Комиссии свидетелей:

- «…» техник ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»;

«…» главный инженер ООО «Теплоснаб»,

при отсутствии на заседании Комиссии заявителей:

администрация Козловского района Чувашской Республики,ООО «Теплоснаб», надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения настоящего дела,

 

рассмотрев материалы дела № 34/04-АМЗ-2014, возбужденного в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по признакам нарушения  пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выраженного в прекращении подачи природного газа в городе Козловка Чувашской Республики,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступила информация Прокуратуры Козловского района Чувашской Республики через Прокуратуру Чувашской Республики на действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выразившиеся в прекращении подачи природного газа в городе Козловка Чувашской Республики о следующем. Прокуратурой Козловского района проведена проверка обеспечения горячим водоснабжением многоквартирных жилых домов в г. Козловка  Чувашской Республики. Проверкой установлено, что жилые дома в г. Козловка  имеют систему централизованного горячего водоснабжения.  С 21 апреля  2014 года по настоящее время ограничено предоставление горячего водоснабжения в г. Козловка. Подача горячего водоснабжения осуществляется от котельных ООО «Теплоснаб» г. Козловка. Проверкой также установлено, что между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ООО «Теплоснаб» и администрацией Козловского района Чувашской Республики заключен договор поставки газа от 31.12.2013 № р59-5-7699.

В связи с задолженностью  теплоснабжающей организации г. Козловка ООО «Теплоснаб»  за поставленный природный газ в осенне-зимнем сезоне 2013-2014 годов для последующего предоставления коммунальных ресурсов потребителям г. Козловка, поставка газа котельным ООО «Теплоснаб» с 21.04.2014 прекращена.

Из материалов проверки следует, что из 2900 лицевых  счетов  многоквартирных жилых домов г. Козловка, по 2450  счетам,  оплата производится своевременно, то есть большая часть населения   города являются добросовестными плательщиками за предоставленные коммунальные услуги.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по прекращению поставки  газа организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, произведенные  21.04.2014, ведут не только к нарушению конституционных и жилищных прав граждан на получение коммунальных услуг, но и к нарушению требований антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 06.08.2014 № 209 возбуждено дело № 34/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

 

Представители ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» нарушения антимонопольного законодательства не признали. Сообщили, 25 декабря 2012 г. между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Поставщик), ООО «Теплоснаб» (Покупатель) и Администрацией Козловского района Чувашской Республики (Заказчик) на основании муниципального контракта № р59-6-0346 от 12 ноября 2012 г.  был заключен договор поставки газа № р59-5-7699. В соответствии с пунктом 5.4. договора Покупатель солидарно с Заказчиком в срок до 18-го числа месяца поставки газа производит оплату в размере 35% стоимости договорного месячного объема поставки природного газа; в срок до последнего дня месяца поставки газа производит оплату в размере 50%. Окончательные расчеты за поставленный в истекшем месяце природный газ производятся Покупателем солидарно с Заказчиком до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется поставка. 31 декабря 2013 г. между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Поставщик), ООО «Теплоснаб» (Покупатель) и Администрацией Козловского района Чувашской Республики (Заказчик) на основании муниципального контракта № р59-6-0432 от 12 декабря 2013 г. был заключен договор поставки газа № р59-5-7699. В соответствии с пунктом 5.4. договора Покупатель солидарно с Заказчиком в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки, на основании акта приема - передачи газа, оформленного в соответствии с п. 4.14 договора, производит расчеты за поставленный газ. 31 декабря 2013 г. между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Поставщик) и ООО «Теплоснаб» (Покупатель) был заключен договор поставки газа № р59-5-7921. В соответствии с пунктом 5.5. договора Покупатель в срок до 18-го числа месяца поставки газа производит оплату в размере 35% стоимости договорного месячного объема поставки природного газа; в срок до последнего дня месяца поставки газа производит оплату в размере 50%. Окончательные расчеты за поставленный в истекшем месяце природный газ производятся Покупателем до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется поставка.

В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

ООО «Теплоснаб» и администрация Козловского района Чувашской Республики надлежащим образом обязательство по оплате поставленного природного газа не исполняют. По состоянию на 30.07.2014 не оплачен долг даже за поставленный природный газ за ноябрь 2013 года по договору № р59-5-7699 от 25 декабря 2012 г., заключенного с ООО «Теплоснаб» и администрацией Козловского района ЧР.

Общество неоднократно направляло в адрес администрации Козловского района и руководства ООО «Теплоснаб» информацию и претензии о наличии задолженности за поставленный природный газ по договорам поставки газа от 31.12.2013 №р59-5-7699 (на муниципальные нужды) и от 31.12.2013 №р59-5-7921 (на собственные нужды) и требования о ее погашении.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» ежемесячно направляет информацию о задолженности организаций коммунального комплекса главе администрации Козловского района, кроме того информация о задолженности еженедельно направляется в органы исполнительной власти Чувашской Республики - Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики.

В соответствии с запросом Прокуратуры Чувашской Республики от 17.08.2012 №7-35-2012 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» ежемесячно до 23 числа направляет информацию о задолженности за поставленный природный газ организаций коммунального комплекса и организаций по обслуживанию жилищного фонда Чувашской Республики, в том числе по ООО «Теплоснаб».

В целях соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и в соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 «1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» (далее - Порядок) ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом от 03.03.2014 №05-01-04/1476 в адрес руководителей тепловырабатывающих организаций, в том числе ООО «Теплоснаб», направило запрос о представлении информацию о добросовестных абонентах, задолженности организаций и учреждений перед ними за отпущенную тепловую энергию по состоянию на 01.03.2014.

В целях соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и в соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 «1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом от 03.04.2014 №05-01-04/2146 в адрес руководителей тепловырабатывающих организаций, в том числе ООО «Теплоснаб», направило запрос о представлении информацию о добросовестных абонентах, задолженности организаций и учреждений перед ними за отпущенную тепловую энергию по состоянию на 01.04.2014.

Запрашиваемая информация со стороны ООО «Теплоснаб» в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не представлена, с инициативой о заключении соглашения, предусмотренного п. 6 Порядка предприятие не обращалось. Данными о наличии или отсутствии добросовестных абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, и подключенных к сетям организации-потребителя газа, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не располагает.

Таким образом, поставщиком газа принимались все возможные и
предусмотренные законодательством меры по погашению
задолженности                без               осуществления      мероприятий               по ограничению/прекращению поставок газа неплательщикам, однако они не привели к сокращению задолженности.

 

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите  конкуренции Комиссия может приостановить  рассмотрение дела в случае  и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Прокуратурой Козловского района Чувашской Республики в адрес Козловского районного суда направлено исковое заявление о признании действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по прекращению поставки  газа в котельные ООО «Теплоснаб» г. Козловка незаконными; об обязании ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» обеспечить бесперебойное газоснабжение котельных, расположенных в Козловском районе Чувашской Республики.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу о наличии оснований для приостановления рассмотрения настоящего дела до рассмотрения судом спора и вступления  в законную силу решения  суда.

Козловский районный суд Чувашской Республики  определением от 17.10.2014  по делу № 2-546/2014  определил принять отказ прокурора от заявленного иска и производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики к ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ООО «Паритет» г. Нижний Новгород о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по прекращению поставки газа в котельные ООО «Теплоснаб» г. Козловка незаконными; обязании ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» возобновить газоснабжение следующих газовых котельных, расположенных в Козловском районе Чувашской Республики: котельная № 1 Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Калинина, дом 24; котельная № 6  Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Виноградова; котельная № 9 Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Лобачевского, дом 24-А;  котельная БМК-5,0 «ОКА» Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул.Ленкина, дом 4; обязании ООО «Паритет» возобновить поставку тепловой энергии в виде горячей воды для горячего водоснабжения многоквартирных домов, обслуживаемых котельными № 6 (с которой горячая вода поступает в дома города Козловка: №№1а, 3а по ул. Звездная; № 2 по ул. Виноградова) и № 9 (с которой горячая вода поступает в дома города Козловка: № 42а по ул. 30 лет Победы; №№ 3, 11, 12, 13, 15 по ул. Герцена; № 31а по ул. Лобачевского; № 1 по ул. Чернышевского; №№ 4, 6, 8, 10, 17, 19, 21 по ул. Герцена; №№ 20, 26, 26а, 28, 32, 35, 37, 39 по ул. Лобачевского; № 95 по ул. Октябрьская); возложении обязанности на ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ООО «Паритет» г. Нижний Новгород» обратить к немедленному исполнению решение суда прекратить.

Согласно  части 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции, об отложении, о приостановлении, о возобновлении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также о назначении экспертизы комиссия выносит определение, копия которого  в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле.

Определением о возобновлении производство по делу № 34/04-АМЗ-2014 от 10 декабря 2014 года производство по делу № 34/04-АМЗ-2014 возобновлено.

 

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федера­ции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государ­ства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введе­ны дополнительные механизмы зашиты абонентов, которые надлежащим обра­зом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с постав­щиками электрической, тепловой энергии и газа.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обес­печить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, ко­торые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ре­сурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответст­вующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организа­циями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшество­вать прекращению ресурсоснабжаюшими организациями подачи теплоснабже­ния организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных або­нентов.

Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ре­сурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Рос­сийской Федерации (статья 40).

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 В силу ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 указанного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонен­том - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допус­кается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения  в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении  в Российской Федерации» (далее- Закон о газоснабжении).

Статьей 2 Закона о газоснабжении определены следующие основные понятия:

- газораспределительная система- имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

- газораспределительная организация- организация, которая осуществляет  транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении потребителем газа (абонентом) является юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Статьей 18 Закона о газоснабжении установлено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от организационно-правовой формы собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными  Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Согласно статье 25 Закона о газоснабжении на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В статье 26 Закона о газоснабжении указано, что организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В указанной статье также отмечено, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

В соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении" ОАО "Газпром" осуществляет централизованное управление, технологический и диспетчерский контроль за бесперебойным и безаварийным функционированием объектов Единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ). При этом к исключительной компетенции ОАО "Газпром" относятся все вопросы по обеспечению доступа к ЕСГ, регулированию направлений потоков, а также ограничению подачи газа потребителям в случаях, установленных законом.

К числу иных правовых актов, регулирующих особенности заключения и исполнения договоров газоснабжения, относятся Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа).

Указанные Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

При этом договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 (поставка товаров) главы 30 Гражданского кодекса.

В соответствии с пунктом 33 Правил поставки газа по представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.

Пунктом 34 Правил №162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 (далее – Порядок №1).

Согласно п. 2 Порядка ограничения он (Порядок ограничения) является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

В соответствии с пунктом 3 Порядка №1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 5 Порядка №1).

Согласно пункту 6 Порядка №1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, Порядком №1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

Таким образом, Порядком № 1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

Согласно п. 121. Правил предоставления коммунальных услуг собственни­кам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) ограничение или при­остановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества по­требителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законода­тельством Российской Федерации и договором, содержащим положения о пре­доставлении коммунальных услуг, не допускается.

В силу п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. поста­новлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномо­ченным органом.

При указанных обстоятельствах, в связи с отсутствием такого соглашения между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», администрацией Козловского района Чувашской Республики  и ООО «Теплоснаб» общество не вправе в односторон­нем порядке прекращать поставку газа в период отопительного сезона, поскольку такие действия могут повлечь нарушение прав граждан своевременно оплачивающих получаемые коммунальные услуги.

3. 31 декабря 2013 года между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Поставщик), ООО «Теплоснаб» (Покупатель) и Администрацией Козловского района (Заказчик) заключен договор поставки газа №р59-5-7699, согласно которому Поставщик обязуется поставлять с 01 января 2014г. по 31 декабря 2014г. горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный, нефтяной попутный, добытый ОАО «Газпром» и его аффилированными лицами (далее - газ, до сетей газораспределеительной организации - ОАО «Чувашсетьгаз» (далее - ГРО) и обеспечивать его транспортировку силами ГРО до границ(ы) трубопроводов(а) ГРО, технологически связанных(ого) с точками подключения, принадлежащих Покупателю, к газораспределительным сетям, а Покупатель принимать (отбирать) газ с облюдением режима газопотребления для использования на газопотребляющем оборудовании его точек подключения, в соответствии с Приложением №1 к договору поставки газа, и производить расчеты за него.

Письмом от 04.04.2014 исх. № 05-01-04/2211 ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в адрес главы администрации  Козловского района  и ООО «Теплоснаб» о наличии задолженности в размере 24 310,161  тыс. руб. по состоянию на 04.04.2014 за поставленный природный газ и ограничении поставки газа в случае непогашения имеющейся задолженности.

Письмом от 11.04.2014 исх. № 05-01-04/2333 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в 4 адреса (главе администрации Козловского района, ООО «Теплоснаб», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары») об ограничении поставки природного газа ООО «Теплоснаб» на 75% с 8.00 ч.ч. 14.04.2014г.

Письмом от 17.04.2014 исх. № 05-01-05/2184 ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в 4 адреса (главе администрации Козловского района, ООО «Теплоснаб», Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары»), что прекращает  поставку природного газа ООО «Теплоснаб» с 08.00 21.04.2014 в связи с невыполнением договорных обязательств в части расчетов за поставленный природный газ по договору поставки газа № р59-5-7699 от 31 декабря 2013 года на 2014 год, заключенного  между ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары» (поставщик) и ООО «Теплоснаб» (покупатель) и администрацией Козловского района (заказчик), по которому заказчик и покупатель несут солидарную ответственность по оплате за поставленный газ.

Согласно акта об ограничении (прекращении) поставки/передача газа от 21.04.2014  произведено прекращение поставки газа на 100%  в  следующие котельные:

- котельная № 9;

- котельная № 6;

- котельная № 8;

- котельная № 4;

- котельная 5 МК пос. Еметкино;

- котельная Липово;

- котельная Янтиково;

- котельная А-Базары;

- котельная Карамышево.

Запорная арматура опломбирована пломбой 80. Акт подписан представителями следующих сторон: ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары», ООО «Теплоснаб».

Согласно акта об ограничении (прекращении) поставки/передача газа от 12.05.2014  произведено прекращение поставки газа на 100%  в   котельную № 6. Запорная арматура опломбирована пломбой 80. Акт подписан представителями следующих сторон: ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары», ООО «Теплоснаб».

На заседании Комиссии 05.02.2015 свидетель Зюляев Василий Александрович (главный инженер ООО «Теплоснаб») пояснил, что котельная № 6 обслуживает ЦРБ (больница) и 2 жилых дома (16-ти квартирные дома). Поскольку в здании больницы температура в период с 21.04.2014 по 12.05.2014 была низкая, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» продлило поставку горячей воды на больницу. 12 мая 2015 года произошло отключение и больницы.

В то же время, котельная № 6 служит для поставки тепловой энергию на отопление и горячее водоснабжение на объекты:  ООО «УК «Слобода»- Звездная д. 1, Звездная д. 3, ЦРБ-ПУ, поликлиника, инфекционное отделение, жилые дома, грязелечебница, основной корпус, ЦРБ Хозкорпус, ГУП «Фармация» Минсоцздравразвития – ПУ; котельная № 8: Козловская ОШ № 1-ПУ; котельная № 9: ООО «УК «Слобода»- Герцена д. 4, Герцена д. 6, Герцена д. 8, Герцена д. 10, Герцена д. 17,Мичурина д. 3, Чернышевского д. 1, Чернышевского д. 2, Чернышевского д. 3, Чернышевского д. 9, Чернышевского д. 11, Чернышевского д. 13; ЦРБ «Стомалотология», ДОД «Козловская ДШИ», агентство Роснедвижимости, НОЦ, МОУ СОШТ № 3- ПУ, МОУ СОШТ № 3- гараж, МОУ д/сад «Звездочка» ПУ, регистрационная палата, ООО «Паритет» (баня),  ООО «Теплоснаб» (гараж кот. 1), ООО «Теплоснаб» (кр. Уг. Кот. 1), «Чуваштеплоэнергогаз (офис), народный кредит, ИП Дмитриев (магазин Лидер), ИП Перов, ИП Тухватуллин, ООО «Металлстройсервис» (магазин Б. Аист), ИП Гофман, «ВолгаТелеком», ООО «Александрия (магазин Каприз), ООО «Кристалл», ИА Орлов С., «Чувашрегионгаз» (офис), ИП Филиппова Е.Б. (магазин Поволжье), Страховая компания «Поддержка», КПРФ, Буянов А.Н. (химчистка); котельная № 4: паспортный стол, РОВД, районная администрация, МОУ д/сад «Радуга»- ПУ, ГППЧ-30, ДХШ, ЦДТ, библиотека, военно-учетный стол, управление образования, реабилитационный центр, городская администрация, министерство юстиции, МНС-7, РОВД, Чебоксарская универбаза (магазин Радуга), Ефремов В.Ф., Сбербанк, ООО «Александрия», Корнилов А.А., ООО «Шузъм», ООО «Аргон», ИП Евдокимова, ИП Шихранова (магазин Эскат), ИП Гилимянова (парикмахерская Леана), ИП Лазаревм А.М. (магазин Евросеть), ИП Смирнова С.Н. (магазин Ювелирный салон), ИП Никифоров, ИП Овакимян, ИП Крутова Л.Г., ИП Маличкин А.П. (аптека «Доктор»), ИП Агниашвили (магазин «на бугре»)- ПУ, ИП Агниашвили (кафе «Островок»), ИП Орлова (пивильон), ООО «Паритет (гараж, павильон, мехмастерская, столярка), ИП Сабиров И.Ф.; котельная деревни Андреево-Базары:  Молодежная д. 1, Молодежная д. 2, Молодежная д. 3, Молодежная д. 5, Молодежная д. 7, А-Базарское сельское поселение (ДК), ЦРБ (офис врача), вет. Пункт, урмарский почтамт,  ИП Владимиров А.Л. (магазин); котельная деревни Янтиково: Янтиковская ОШ ПУ; котельная деревни Еметкино: жилой дом, Еметкинская ОШ ПУ, ИКЦ Еметкинского сельского поселения, ОАО «Ростелеком России», ОАО Сбербанк России, МБУЗ Козловское ЦРБ, ФГПУ «Почта России»; котельная деревни Карамышево: Карамышевская СОШ ПУ, ЦРБ-ПУ, Дом престарелых-ПУ.

Затем, факсограммой от 25.04.2014  исх. № 87 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщил о снятии ограничения с котельной № 6 (Козловская центральная районная больница им. И.Е. Виноградова) для выработки тепловой энергии и горячего водоснабжения социально-значимым объектам, без снятия ограничений поставки газа установленного на основании письма от 11.04.2014 № 05-01-04/2333.

В свою очередь, ООО «Теплоснаб»  известило письмом главного врача БУ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» и главу администрации г. Козловка 25 апреля 2014 года исх. № 94 о возобновлении подачи горячей воды в больницу города с 16.00 ч.ч. 25.04.2014г.

В последующем, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  факсограммой  от 08.05.2014  исх. № 105 сообщило о прекращении поставки газа в котельную № 6 с 12.05.2014.

В связи с этим,  ООО «Теплоснаб»  направило письмо главному врачу БУ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова» и главе администрации г. Козловка о прекращении поставки ГВС с 9.00 ч.ч. 12 мая 2014 года в БУ «Козловская ЦРБ им. И.Е. Виноградова».

ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары» прекратил поставку газа в арендуемые котельные ООО «Теплоснаб», который необходим для производства горячей воды. Вследствие чего, ООО «Теплоснаб» не может исполнить  свое обязательство по поставке горячей воды ООО «УК «Слобода».

ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары» прекратил поставку газа в арендуемые котельные ООО «Теплоснаб», который необходим для производства горячей воды. Вследствие чего, ООО «Теплоснаб» не может исполнить  свое обязательство по поставке горячей воды ООО «УК «Слобода».

В то же время, между ООО «Теплоснаб» и ООО «УК «Слобода»  заключен договор по которому управляющая компания обязана оплачивать поставленную тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в срок до 15 числа месяца следующего за отчетным. 22 ноября 2012 между ООО «Управляющая компания «Слобода» и ООО «Теплоснаб» заключен договор ресурсоснабжения по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома Козловского горпоселения, находящиеся в содержании управляющей компании ООО «УК «Слобода». Настоящий договор заключен в целях организации исполнения заказа органа местного самоуправления города (района) для обеспечения потребителей города- граждан, проживающих в муниципальных многоквартирных жилых домах  услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения (п.1.1.).

Котельные обслуживают и подают тепло в 85% жилищного фонда Козловского района и 100% социально-значимые объекты: школы, больницы, детские сады, дома культуры, а также ряд предприятий и организаций.

Кроме того, согласно письма ООО «УК «Слобода»  от 01.07.2014 № 248, на обслуживании управляющей компании находятся дома с количеством 2900 лицевых счетов, из них 450 являются злостными неплательщиками коммунальных услуг, остальные 2450 регулярно вносят платежи за жилищно-коммунальные услуги.

Поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность его предоставления добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

27 мая 2014 года специалистами ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» демонтированы счетчики газа котельных  № 6 (на хранение), № 9 (на государственную поверку) и контроллеров № 3664, 2474, 1589, от котельной БМК-5,0 «Поселок» (на хранение) (акты снятия счетчика газа типа СГ, ТСГ, РГ, RVG (прочие) от 27.05.2014). Демонтированные  приборы учета не установлены. По вышеуказанной причине  возможность подать газ ООО «Теплоснаб» не имелась.

Факсограммой от 03.10.2014 № 296 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» известило ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары» о том, что  разрешает сезонный пуск газа, после опломбирования узлов учета газа сотрудниками ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» при выполнении нормативных требований предъявляемых к системам газоснабжения, наличии заключенного договора на техническое обслуживание со специализированной организацией, а для котельных мощностью  100 кВт и более- при наличии разрешения Ростехнадзора, следующим потребителям: ООО «Теплоснаб» Козловского района.

4. В Чувашское УФАС России поступило заявление жителей многоквартирного дома № 87 по ул. Октябрьская г. Козловки Чувашской Республики (вх. Чувашского УФАС России от 26.05.2014 № 04-06/3808) на действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выразившиеся в прекращении подачи природного газа в котельные ООО «УК Слобода» о следующем. В городе Козловке ЧР существует многолетняя практика непрерывного многомесячного (полугодового) отключения централизованного горячего водоснабжения в многоквартирных жилых домах, в том числе в нашем доме. ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ООО «Теплоснаб», ООО «УК Слобода» каждый год противозаконно привязывают организацию централизованного горячего водоснабжения многоквартирных жилых домов к отопительному сезону (периоду), хотя это - совершенно разные коммунальные ус­луги, не связанные друг с другом.

Централизованное горячее водоснабжение многоквартирных жилых домов каждый год прекращается с окончанием отопительного периода и возоб­новляется лишь в начале следующего отопительного сезона (периода), который со­ответственно длится полгода. Из поступившей в апреле текущего года информации ООО «Газпром межре­гионгаз Чебоксары», ООО «Теплоснаб», ООО «УК Слобода» следует, что 21 апре­ля текущего года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» прекратило поставлять природный газ в котельные ООО «УК Слобода», расположенные в г. Козловке, сроком на 6 месяцев (полгода). Указанные котельные обеспечивают централизо­ванное горячее водоснабжение и отопление многоквартирных жилых домов. Согласно договору о поставке природного газа ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» обязано бесперебойно поставлять природный газ в котельные ООО «УК Слобода», расположенные в г. Козловке, для нужд ЖКХ. ООО «Газпром меж­регионгаз Чебоксары» приняло на себя обязанность осуществлять поставку газа в котельные, которые вырабатывают тепло и горячую воду для потребителей (жите­лей) г. Козловки.

По версии ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ООО «УК Слобода», ООО «Теплоснаб» перед ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» имеют про­сроченную задолженность за поставленный (потребленный) природный газ.

В связи с указанной задолженностью в апреле 2014 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в котельные, обслуживаемые ООО «УК Слобода», по­ставка газа прекращена. Между прочим, так было каждый год.

Горячим водоснабжением посредством котельных ООО «УК Слобода», в ко­торые прекращена подача газа, обеспечиваются свыше 10 многоквартирных жилых домов. Фактом прекращения ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» поставки га­за в котельные ООО «УК Слобода» многие граждане оставлены без горячего водоснабжения, чем нарушены права добросовестных потребителей -многочисленных добросовестных граждан, не имеющих просроченной задолжен­ности по оплате газа (и других ЖКУ).

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» применен такой способ защиты своих интересов, который привел к существенному нарушению прав добросовест­ных потребителей коммунальной услуги горячего водоснабжения, не имеющих возможности получить указанную услугу иным способом. При этом ООО «Газ­пром межрегионгаз Чебоксары» имело возможность защитить свои права иным способом, без прекращения поставки газа, то есть в судебных органах.

Кроме того, прекращение подачи природного газа в котельные для нужд ЖКХ сопряжено с реальной угрозой для здоровья граждан, так как это неизбежно лишает их тепла, горячей воды, бытового комфорта, что может вызвать у них раз­ные заболевания. Право на охрану здоровья граждан гарантировано ст. 41 Консти­туции Российской Федерации.

5. Поставщиком газа произведена опломбировка запорной арматуры. При прекращении поставки газа поставщик газа также произвел опломбировку запорной арматуры после принятия мер потребителем в соответствии с абз. 2 п. 4 Порядка к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.

В соответствии с актами об ограничении поставки природного газа
«По достигнутому на основании п. 6 Порядка (Порядок,
утвержден   постановлением  Правительства  РФ  от   05.01.1998 №   1)  между Поставщиком   и   Покупателем   соглашению,   последний   самостоятельно обеспечивает    подачу    коммунальных    ресурсов    абонентам,     которые своевременно     оплачивают      использованные     топливно-энергетические ресурсы,   в   необходимых   для   них   объемах.   Настоящий   акт  является неотъемлемой частью вышеуказанного договора поставки газа».

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Аналогичное содержится в  определении Верховного суда РФ от 20 сентября 2011 года № 86-Впр11-3.

Письмом от 04.08.2014 № 192 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в 3 адреса (главе администрации Козловского района Чувашской Республики, ООО «Теплоснаб», ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары»), что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  снимает ограничение  поставки газа, установленное уведомлением от 17.04.2014 № 05-01-05/2484 и разрешает пуск газа в котельные № 6, № 9, БМК-5,0 «Поселок» ООО «Теплоснаб» для выработки ГВС в пределах объемов природного газа, предусмотренных договором поставки от 31.12.2013 № р59-5-7699 и при условии выполнения требований промышленной безопасности предъявляемых  к опасным производственным объектам, и при обеспечении учета расхода газа.

Администрация Козловского района Чувашской Республики письмом от 04.08.2014 № 01-06-01/1735 сообщило,  что 27 мая 2014 года специалистами ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» демонтированы счетчики газа котельных  № 6 (на хранение), № 9 (на государственную поверку) и контроллер № 1589 от котельной БМК-5,0 «Поселок» (на хранение). Демонтированные  приборы учета не установлены. По вышеуказанной причине  не представляется возможным осуществить пуск газа в вышеуказанные котельные.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В названной норме перечислены и действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление доминирующим положением.

Неправомерные действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выразившиеся в необоснованном ограничении и прекращении поставки газа, влекут (могли повлечь) ущемление интересов добросовестных абонентов-плательщиков, а также абонентов, ограничение обслуживания которых ниже уровня аварийной брони не допускается.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В связи с тем, что описанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о противоправном характере действий ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и о возможных дальнейших противоправных действиях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», что может повлечь реальные негативные последствия для нормального обеспечения подачи (поставки) газа  гражданам.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

В силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» занимается поставкой (реализацией) природного газа, относящейся к естественно-монопольной сфере деятельности, в связи с чем  общество является субъектом, занимающим доминирующее положение на данном рынке услуг.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого  рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республики от 25.03.2011 № 90.

Комиссией установлено, что 21.04.2014  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» прекратило поставку газа в котельные ООО «Теплоснаб» (письмо от 17.04.2014 исх. № 05-01-05/2184).

На заседании Комиссии 05.02.2015  представитель ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» Яранцев Е.Н. сообщил, что 04 августа 2014 года общество сняло ограничение в поставке горячего водоснабжения на котельные ООО «Теплоснаб» (факсограмма от 04.08.2014), а 03.10.2014 сняло ограничение на поставку теплоснабжения на котельные ООО «Теплоснаб» (факсограмма от 03.10.2014).

 

Свидетель по настоящему делу Зюляев Василий Александрович, главный инженер ООО «Теплоснаб», подтвердил факт о получении названных факсограмм. Сообщил, что на сегодняшний день в котельные ООО «Теплоснаб» производится пуск газа.

 

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО Газпром межрегионгаз Чебоксары» действий, нарушающих пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

 

Козловский районный суд Чувашской Республики  определением от 17.10.2014  по делу № 2-546/2014  определил принять отказ прокурора от заявленного иска и производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Козловского района Чувашской Республики к ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ООО «Паритет» г. Нижний Новгород о признании действий ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» по прекращению поставки газа в котельные ООО «Теплоснаб» г. Козловка незаконными; обязании ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» возобновить газоснабжение следующих газовых котельных, расположенных в Козловском районе Чувашской Республики: котельная № 1 Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Калинина, дом 24; котельная № 6  Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Виноградова; котельная № 9 Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул. Лобачевского, дом 24-А;  котельная БМК-5,0 «ОКА» Чувашская Республика, Козловский район, г. Козловка, ул.Ленкина, дом 4; обязании ООО «Паритет» возобновить поставку тепловой энергии в виде горячей воды для горячего водоснабжения многоквартирных домов, обслуживаемых котельными № 6 (с которой горячая вода поступает в дома города Козловка: №№1а, 3а по ул. Звездная; № 2 по ул. Виноградова) и № 9 (с которой горячая вода поступает в дома города Козловка: № 42а по ул. 30 лет Победы; №№ 3, 11, 12, 13, 15 по ул. Герцена; № 31а по ул. Лобачевского; № 1 по ул. Чернышевского; №№ 4, 6, 8, 10, 17, 19, 21 по ул. Герцена; №№ 20, 26, 26а, 28, 32, 35, 37, 39 по ул. Лобачевского; № 95 по ул. Октябрьская); возложении обязанности на ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», ООО «Паритет» г. Нижний Новгород» обратить к немедленному исполнению решение суда прекратить.

В мотивировочной части суд указывает, что представитель прокурора Козловского района Чувашской Республики заявил ходатайство, в котором просил производство по делу прекратить, в связи с отказом от иска в полном объеме, поскольку ответчиком требования о возобновлении подачи природного газа на указанные выше котельные исполнены в добровольном порядке, а остальные требования в связи с этим теряют целесообразность.

Кроме того, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщил о том, что в настоящее время производится поставка природного газа в котельные ООО «Теплоснаб».

Главный инженер ООО «Теплоснаб» Зюляев В.А. также подтверждает названный факт.

 

В связи с тем, что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» нарушение антимонопольного законодательства прекращено, Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать общество с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Чебоксары» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 34/04-АМЗ-2014 в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Чебоксары» прекратить.

 

Председатель Комиссии                                                                              «…»

 

Члены Комиссии                                                                                         «…»

                                                                                                                  

 

       Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в Арбитражный суд  Чувашской Республики в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны