Постановление №04-06/3084 Постановление Управления в отношении ООО «Газпром межрегионг... от 6 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа

по делу об административном правонарушении № 10/04-А-2016

 

06 мая 2016 г.                                                                       г. Чебоксары

 

Я, «…», рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 10/04-А-2016, возбужденном в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии, 28 А, ОГРН 1022100971210), в присутствии представителей ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» «…»

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Чувашское УФАС России поступила информация Прокуратуры Ибресинского района Чувашской Республики через Прокуратуру Чувашской Республики  на действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выразившиеся в прекращении подачи природного газа в котельные  МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» о следующем. Прокуратурой Ибресинского района проведена проверка по факту прекращения подачи газа в котельные МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района». Установлено, что 25 ноября 2013 года между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» и администрацией Ибресинского района Чувашской Республики заключен договор поставки газа № р59-5-7412. 25 ноября 2013 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» также заключен договор поставки газа № р59-5-7915. Согласно указанным договорам  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» приняло на себя обязанность осуществлять поставку газа на  котельные, которые вырабатывают тепло для потребителей п. Ибреси: блочную котельную № 10, блочную котельную № 9, котельную РТП, котельную № 6, котельную д/с № 1 «Радуга», котельную Квартальную, котельную Центральную, котельную ЦРБ, котельную РДК п. Ибреси.

В связи с образовавшейся задолженностью МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» по оплате поставленного газа ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» прекратило ее поставку, предварительно направив в адрес предприятия уведомление от 17 апреля 2014 года № 05-01-05/2484, согласно которому поставка природного газа МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» прекращена с 08-00 часов 21 апреля 2014г.

Согласно акту об ограничении (прекращении) поставки/передачи газа от 21 апреля 2014 года поставка газа прекращена в следующие котельные: котельную № 5, блочную котельную № 9, блочную котельную № 10, , котельную № 6, котельную д/с № 1 «Радуга», котельную Квартальную, котельную Центральную, котельную ЦРБ, котельную РДК п. Ибреси.

Прекращение поставки газа повлекло невозможность подачи отопления в многоквартирные жилые дома, в том числе  и добросовестным потребителям, не имеющим задолженности за коммунальную услугу по отоплению, не имеющих возможность получить указанную услугу иным способом.

1. Положение о Федеральной антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 (далее- Положение о ФАС).

Согласно пунктам 1 и 2 Положения о ФАС,  Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАС, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

- недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, центральным банком Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения- отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно статье 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выполняет следующие функции:

- выявляет нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие  нарушения;

- предупреждает монополистическую деятельность недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными  внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Статья 23 Закона о защите конкуренции закрепляет, что антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия:

- возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;

- выдает в случаях, в Законе о защите конкуренции, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями, в том числе предупреждает монополистическую деятельность с целью соблюдения антимонопольного законодательства.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

 

2. Законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе "О недрах", Федеральном законе "О естественных монополиях", Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации" и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 7 Конституции Российской Федера­ции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное разви­тие человека.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государ­ства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Законодателем в развитие названных конституционных положений введе­ны дополнительные механизмы зашиты абонентов, которые надлежащим обра­зом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с постав­щиками электрической, тепловой энергии и газа.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обес­печить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, ко­торые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ре­сурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответст­вующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организа­циями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшество­вать прекращению ресурсоснабжаюшими организациями подачи теплоснабже­ния организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных або­нентов.

Действия энергоснабжающей организации по прекращению поставки ре­сурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Рос­сийской Федерации (статья 40).

Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 В силу ст. 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 указанного Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонен­том - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением, допус­кается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения  в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении  в Российской Федерации» (далее- Закон о газоснабжении).

Статьей 2 Закона о газоснабжении определены следующие основные понятия:

- газораспределительная система- имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

- газораспределительная организация- организация, которая осуществляет  транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении потребителем газа (абонентом) является юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.

Статьей 18 Закона о газоснабжении установлено, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от организационно-правовой формы собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными  Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.

Согласно статье 25 Закона о газоснабжении на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В статье 26 Закона о газоснабжении указано, что организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство. В указанной статье также отмечено, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

В соответствии с Федеральным законом "О газоснабжении" ОАО "Газпром" осуществляет централизованное управление, технологический и диспетчерский контроль за бесперебойным и безаварийным функционированием объектов Единой системы газоснабжения (далее - ЕСГ). При этом к исключительной компетенции ОАО "Газпром" относятся все вопросы по обеспечению доступа к ЕСГ, регулированию направлений потоков, а также ограничению подачи газа потребителям в случаях, установленных законом.

К числу иных правовых актов, регулирующих особенности заключения и исполнения договоров газоснабжения, относятся Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 (далее – Правила поставки газа).

Указанные Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

Пунктом 5 Правил установлено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

При этом договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 (поставка товаров) главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 33 Правил поставки газа по представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.

Пунктом 34 Правил №162 предусмотрено, что поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 №1 (далее – Порядок №1).

Согласно п. 2 Порядка ограничения он (Порядок ограничения) является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

В соответствии с пунктом 3 Порядка №1 при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов. Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (пункт 5 Порядка №1).

Согласно пункту 6 Порядка №1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

В соответствии с актами об ограничении поставки природного газа
«По достигнутому на основании п. 6 Порядка (Порядок,
утвержден   постановлением  Правительства  РФ  от   05.01.1998 №   1)  между Поставщиком   и   Покупателем   соглашению,   последний   самостоятельно обеспечивает    подачу    коммунальных    ресурсов    абонентам,     которые своевременно     оплачивают      использованные     топливно-энергетические ресурсы,   в   необходимых   для   них   объемах.   Настоящий   акт  является неотъемлемой частью вышеуказанного договора поставки газа».

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение.

Таким образом, Порядком №1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов, как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями. Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности.

Наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов, в частности, на получение коммунальных услуг.

Таким образом, Порядком № 1 определена высокая детализация процедуры введения ограничения и последующего прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов организации-потребителю, призванная обеспечить защиту прав и законных интересов как самой организации-потребителя, так и подключенных к ней добросовестных абонентов, если таковые имеются.

Согласно п. 121. Правил предоставления коммунальных услуг собственни­кам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) ограничение или при­остановление предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества по­требителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законода­тельством Российской Федерации и договором, содержащим положения о пре­доставлении коммунальных услуг, не допускается.

В силу п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. поста­новлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354) если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномо­ченным органом.

При указанных обстоятельствах, в связи с отсутствием такого соглашения между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары»  и МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» (ООО «УК «Поселок») общество не вправе в односторон­нем порядке прекращать поставку газа в период отопительного сезона, поскольку такие действия могут повлечь нарушение прав граждан своевременно оплачивающих получаемые коммунальные услуги.

 

3. 25 ноября 2013 между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (поставщик), МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» (покупатель) и администрацией Ибресинского района Чувашской Республики (заказчик)  на основании муниципального контракта №р59-6-0390 от 12 декабря 2013 был заключен договор поставки газа №р59-5-7412.

В соответствии с  п. 5.4 договора покупатель солидарно с заказчиком в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем поставки, на основании акта приема-передачи газа, оформленного в соответствии с п. 4.14 договора, производит расчеты за поставленный газ.

25 ноября 2013 года между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (поставщик) и МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» (покупатель) был заключен договор поставки газа № р59-5-7915.

В соответствии с пунктом 5.5. договора Покупатель в срок до 18-го числа месяца поставки газа производит оплату в размере 35% стоимости договорного месячного объема поставки природного газа; в срок до последнего дня месяца поставки газа производит оплату в размере 50%. Окончательные расчеты за поставленный в истекшем месяце природный газ производятся Покупателем до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется поставка.

Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет товар как объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - это сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, сложившиеся правоотношения между сторонами имели возмездный характер, т.е. имел место товар (услуга), предназначенная для продажи (поставка природного газа) в понимании статьи 4 Закона о защите конкуренции, а, следовательно, и товарный рынок (услуга по продаже (реализации) газа) - сфера обращения товара в понимании статьи 4 и 10 Закона о защите конкуренции.

 

4. Письмом от 13.03.2014 исх. № 05-01-05/1676 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в 4 адреса (главе администрации Ибресинского района, исполняющему обязанности директора МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района», министру строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары»), что в случае непогашения имеющейся задолженности, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» будут приняты меры по ограничению поставки газа, но должных мер по погашению не принято. Задолженность МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» на 13.03.2014 составляет  8 436,046 тыс. рублей.

В связи с невыполнением договорных обязательств в части расчетов за поставленный природный газ и в соответствии с условиями заключенных договоров поставки газа, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», руководствуясь законом «О газоснабжении в РФ» от 31.03.1999 № 69-ФЗ и «Правилами поставки газа в РФ», ограничивает  поставку  природного газа МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» на 50% с 08.00 ч.ч. 17.03.2014. В соответствии с постановлением Правительства РФ № 1 от 05 января 1998 года «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа» потребитель обязан принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования.

Письмом от 19.03.2014 № 05-01-05/1778 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в 4 адреса (главе администрации Ибресинского района, исполняющему обязанности директора МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района», министру строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары»), что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» 17.03.2014 в связи с неисполнением  договорных обязательств в части оплаты за поставленный природный газ, после уведомления   от  13.03.2014 № 05-01-05/1676, произведено ограничение поставки  природного газа на 75%. Должных мер по состоянию на 19.03.2014 по погашению задолженности не принято. В связи с невыполнением договорных обязательств и в соответствии с условиями заключенных договоров поставки газа, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», руководствуясь законом «О газоснабжении в РФ» от 31.03.1999 № 69-ФЗ, ГК РФ, и «Правилами поставки газа в РФ», прекратило поставку природного газа МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» с 08.00 ч.ч. 24.03.2014.

Письмом от 17.04.2014 № 05-01-05/2484 ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщило в 4 адреса (главе администрации Ибресинского района, исполняющему обязанности директора МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района», министру строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства ЧР, ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары»), что ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» 14.04.2014 в связи с неисполнением договорных обязательств в части оплаты за поставленный природный газ, после уведомления от 11.04.2014 № 05-01-04/2333, произведено ограничение поставки природного газа на 75%. Должных мер по состоянию на 17.04.2014 по погашению задолженности не принято.

Согласно письма администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 08.02.2016 №  311 (вх. Управления от 09.02.2016 № 04-05/881):

- блочная котельная № 10 обслуживает объект- уд. Дмитрова д. 13;

- блочная котельная № 9 обслуживает объект- ул. Леспромхозная д. 13;

- котельная РТП обслуживает следующие объекты: д/с «Солнышко» (ул. Сельхозтехники д. 20); ул. Сельхозтехники д. 12, 14, 21, 22;

- котельная № 6 обслуживает следующие объекты: ул. Советская д. 35, 36;

- котельная д/с № 1 «Радуга» обслуживает следующие объекты: д/с «Радуга» (ул. Кирова д. 70); ул. Дзержинского д. 4;

- котельная квартальная обслуживает следующие объекты: ул. Кооперативная д. 4, 5, 6; ул. Маресьева д. 51, 53, 63, 65; ул. Пионерская д. 22, 27, 29; ул. Почтовая д. 1, 5; ул. Энгельса д. 8а; СОШ № 1 (пр1 ул. Школьная д. 4);  СОШ № 1(пр2 ул. Школьная д. 4); СОШ № 1 спортзал (ул. Школьная д. 4); Библиотека (ул. Маресьева д. 41); администрация Ибреси (ул. Маресьева д. 37а); ДШИ (ул. Школьная д. 3а); универмаг Райпо (ул. Школьная д. 1); администрация Райпо (ул. Маресьева д. 45); администрация района (ул. Маресьева д. 49); налоговая (ул. Садовая д. 3); редакция (ул. Садовая д. 6); почта + Ростелеком (ул. Маресьева д. 41); КБО (ул. Садовая д. 7); Магазин «Березка» (ул. Маресьева д. 55); аптека 39 (ул. Кооперативная д. 2); УФСИН (ул. Маресьева д. 61);

- котельная Центральная обслуживает следующие объекты: СОШ № 2 (ул. Мира д. 23); ООО «Продснаб» пекарня (ул. Мира д. 9а); Коммунальная баня (ул. Мира д. 41а); ул. В. Интернационалистов д. 15, 17, 19, 21, 23; ул. Герцена д. 2, 4, 6, 8, 9, 10; ул. Мира д. 7а,  25а, 27, 29а, 31а, 33, 36, 41; ул. Энгельса д. 51, 53, 55, 57, 59, 61, 63, 65, 67, 69, 71;

- котельная ЦРБ обслуживает следующие объекты: Центральная районная больница (ул. Кооперативная д. 27); морг (ул. Кооперативная д. 27), ул. Кооперативная д. 23, 25, 31;

- котельная РДК п. Ибреси обслуживает следующие объекты: РДК (ул. Маресьева д. 20); ул. Комсомольская д. 8; ИП Киселев (ул. Маресьева д. 16 б).

Таким образом, ряд котельных поставляют тепловую энергию в многоквартирные дома и социально- значимые объекты п. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики.

Предназначение используемого Обществом газа для нужд отопления, в том числе, жителей многоквартирных домов, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» известно также исходя из условий договоров поставки газа поставки природного газа.

Поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность его предоставления добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

Для ограничения подачи газа в названные котельные в связи с наличием задолженности по оплате, обществу необходимо предусмотреть возможность подачи газа добросовестным плательщикам.

Поскольку система теплоснабжения отдельных жилых помещений в многоквартирных домах является единой с системой отопления многоквартирных домов, отключить отопление отдельных жилых помещений многоквартирных домов, принадлежащих недобросовестным потребителям, не затрагивая систему отопления жилого дома в целом и соответственно не нарушая права добросовестных жильцов, не представляется возможной.

Кроме того, прекращение подачи природного газа в котельные для нужд ЖКХ сопряжено с реальной угрозой для здоровья граждан, так как это неизбежно лишает их тепла, горячей воды, бытового комфорта, что может вызвать у них раз­ные заболевания. Право на охрану здоровья граждан гарантировано ст. 41 Консти­туции Российской Федерации.

Ввод ограничения газа в котельные Общества, обеспечивающие теплоснабжением население г. Чебоксары, повлечет нарушение прав добросовестных потребителей услуг теплоснабжения. Запрет на ограничение подачи коммунального ресурса гражданам - потребителям, выполняющим обязательства по оплате, а также требование, ограничивающие право газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены указанные потребители, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким потребителям, подтверждены Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. 86-ВПР11-6. В соответствии с указанным решением суда ограничение подачи газа в котельные, обеспечивающие тепловой энергией граждан - потребителей, выполняющих свои обязательства по оплате коммунального ресурса, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, что недопустимо.

 

5. Из пояснений ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» известно, что общество неоднократно направляло в адрес администрации Ибресинского района и руководства МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» информацию и претензии о наличии задолженности за поставленный природный газ по договорам поставки газа от 25.11.2013 №р59-5-7412 и от 25.11.2013 №р59-5-7416/333 и требования о ее погашении.

В целях соблюдения действующего законодательства Российской Федерации и в соответствии с п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 «1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов» ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом от 03.04.2014 №05-01-04/2146 в адрес руководителей тепловырабатывающих организаций, в том числе МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района», направило запрос о представлении информации о добросовестных абонентах, задолженности организаций и учреждений перед ними за отпущенную тепловую энергию по состоянию на 01.04.2014.

Запрашиваемая информация со стороны МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» в адрес общества не представлена, с инициативой о заключении соглашения, предусмотренного п. 6 Порядка предприятие не обращалось. Данными о наличии или отсутствии добросовестных абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, и подключенных к сетям организации-потребителя газа, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» не располагает.

Между тем, письмом от 25.08.2014 № 1267 (вх. Управления от 26.08.2014 № 04-05/6167) МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» сообщило следующее.18 февраля 2014 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом от 05-01-04/1071, направило письмо о представлении информации о задолженности  организаций и учреждений  перед МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» (по состоянию на 1 февраля 2014 года.) за отпущенную тепловую энергию в срок до 25 февраля 2014 года.

21 февраля 2014 года МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» исходящим письмом № 293 предоставило запрашиваемую информацию.

3 марта 2014 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом от 05-01/1476, направило письмо о предоставлении информации о задолженности организаций и учреждений перед МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» (по состоянию на 1 марта 2014 года) за отпущенную тепловую энергию в срок до 07 марта 2014 года.

6 марта 2014 года МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» исходящим письмом № 301 предоставило запрашиваемую информацию.

3 апреля 2014 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом от 05-01/2146, направило письмо о предоставлении информации о задолженности организаций и учреждений перед МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» (по состоянию на 1 апреля 2014 года) за отпущенную тепловую энергию в срок до 11 апреля 2014 года.

10 апреля 2014 года МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» исходящим письмом № 429 предоставило запрашиваемую информацию.

12 мая 2014 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» письмом от 05-01/2917, направило письмо о предоставлении информации о задолженности организаций и учреждений перед МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» (по состоянию на 1 мая 2014 года) за отпущенную тепловую энергию в срок до 14 мая 2014 года.

13 мая 2014 года МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» исходящим письмом № 471 предоставило запрашиваемую информацию.

Кроме того, согласно пункту 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоп­лате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, ут­вержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1 (с изменениями от 31 августа 2006 г.), в случаях, когда к сетям, при­надлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые свое­временно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, орга­низация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газо­снабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Следовательно, ограничение и прекращение поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем, и принятие такого решения поставщиком в одностороннем порядке не допускается.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение.

 

6. Также, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» сообщает, что поставщик газа произвел исключительно опломбировку запорной арматуры.

Между тем, при опломбировке запорной арматуры МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» не имеет возможности подавать тепловую энергию, поскольку названные действия могут повлечь безучетное потребление газа, и как следствие к негативным последствиям, в том числе к дополнительным судебным спорам.

 

7. ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» при направлении названных ранее уведомлений от  13.03.2014, 19.03.2014, 11.04.2014, 17.04.2014 нарушило нормы действующего законодательства, а именно постановление Правительства РФ № 1 от 05 января 1998 года «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа» в виду следующего.

Порядок распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен (п. 2 Порядка).

При неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

Ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов производится:

организацией-потребителем самостоятельно в указанный в предупреждении срок путем сокращения использования этих ресурсов;

энергоснабжающей или газоснабжающей организацией путем принудительного ограничения подачи указанных ресурсов. При этом энергоснабжающая или газоснабжающая организация имеет право в присутствии представителей государственного энергетического надзора и организации-потребителя произвести необходимые оперативные переключения в энергетических установках, принадлежащих организации-потребителю, если со своих объектов она не может реализовать принадлежащее ей право ограничения потребления топливно-энергетических ресурсов.

Возобновление подачи топливно-энергетических ресурсов осуществляется на основании соглашения сторон по результатам рассмотрения конфликтной ситуации и мер, принятых организацией-потребителем (п. 3 Порядка).

Информация о направлений обществом предупреждений об ограничении подачи (потребления) соответствующих топливно-энергетических ресурсов в материалах дела отсутствуют.

Также отсутствует информация об определении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» уровня аварийной брони перед ограничением подачи газа и его прекращении в последующем.

 

8. Письмом от  02.04.2015 № 804 (вх. Управления от 02.04.2015 № 04-05/2396) администрация Ибресинского района Чувашской Республики сообщила, что горячее водоснабжение в п. Ибреси Ибресинского района отсутствует.

МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» письмом от 02.04.2015 № 622 сообщило, что заключенных договоров на поставку горячего водоснабжения между МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» и собственниками жилых помещений и организациями по состоянию на 02.04.2015 не имеется.

ООО «Управляющая компания» письмом от 02.04.2015 № 60 сообщило, что централизованное горячее водоснабжение в многоквартирные дома п. Ибреси, обслуживаемые ООО «Управляющая компания» не предоставляется.

МБДОУ «Березка» письмом от 18.01.2016 № 03 (вх. Управления от  22.01.2016 № 04-05/395) сообщило, что МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» не осуществлял и не осуществляет подачу горячей воды в детский сад.

МБОУДО «Дом детского творчества» письмом от 20.01.2015 № 01 (вх. Управления от 20.01.2016 № 04-05/324) сообщило, что в здание поставляет воду МУП «Водоканал Ибресинского района». Горячей воды не предусмотрено. В здании находится водонагреватель электрический.

МБДОУ «Радуга» письмом от 19.01.2016 № 226 (вх. Управления от  19.01.2016 № 04-05/291) сообщило, что МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» не осуществлял и не осуществляет подачу горячей воды в детский сад.

Таким образом, довод ООО «Газпром  межрегионгаз Чебоксары» о невозможности прекращения поставки газа, необходимого для поставки горячего водоснабжения в многоквартирные дома п. Ибреси Ибресинского района и социально-значимые объекты находит свое отражение в перечисленных ранее письмах и информации.

МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» письмом от 19.01.2016 № 9 (вх. Управления от 20.01.2016 № 04-05/334) сообщило, что МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» оказывает услугу по отпуску тепловой энергии согласно договору № 12 от 03.02.2015 (договор между МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» и МБОУ «Ибресинская  СОШ № 2»).

Между тем,  информацией от 03.07.2014 № 145-ж -2011 прокуратура Ибресинского района Чувашской Республики сообщила, что 25 ноября 2013 года между ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» и администрацией Ибресинского района Чувашской Республики заключен договор поставки газа № р59-5-7412. 25 ноября 2013 года ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» также заключен договор поставки газа № р59-5-7915. Согласно указанным договорам  ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» приняло на себя обязанность осуществлять поставку газа на  котельные, которые вырабатывают тепло для потребителей п. Ибреси: блочную котельную № 10, блочную котельную № 9, котельную РТП, котельную № 6, котельную д/с № 1 «Радуга», котельную Квартальную, котельную Центральную, котельную ЦРБ, котельную РДК п. Ибреси.

Таким образом, установлено, что МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» поставляет тепловую энергию, необходимую для отопления  многоквартирных домов п. Ибреси Ибресинского района и социально-значимых объектов- садики, школы, больница и прочее.

В связи с непринятием мер по погашению задолженности ООО
«Газпром межрегионгаз Чебоксары» на основании уведомления от 13.03.2014
№05-01-05/1676, направленного в адрес главы администрации Ибресинского
района,  руководства МП  «ДЕЗ  ЖКХ  Ибресинского  района»,  министра
строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики и ОАО «Газпром
газораспределение Чебоксары», согласования ООО «Газпром межрегионгаз»
и уведомления Минэнерго России  17.03.2014 произвело мероприятия по
ограничению поставки газа на 50% МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» по
договору поставки газа от 25.11.2013 №р59-5-7412. Мероприятия по 50 %
ограничению проведены в 10 котельных.

В связи с непринятием покупателем и заказчиком должных мер по
погашению   задолженности   и   в   связи   с   неисполнением   договорных обязательств в части расчетов за поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», руководствуясь законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, «Правилами поставки газа в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 №162), на основании уведомления от 19.03.2014 №05-01-05/1778, направленного в адрес главы администрации Ибресинского района, руководства МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района», министра строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики и ОАО «Газпром газораспределение Чебоксары», уведомления Минэнерго России и ООО «Газпром межрегионгаз» 24.03.2014 произвело мероприятия по ограничению поставки газа на 75% МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района»по договору поставки газа от 25.11.2013 №р59-5-7412. Мероприятия по 75 % ограничению проведены в 10 котельных.

В связи с непринятием должных мер по погашению задолженности и
в связи с неисполнением договорных обязательств в части расчетов за
поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», руководствуясь
законом   «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-
ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, «Правилами поставки
газа в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от
05.02.1998 №162), на основании уведомления от 11.04.2014 №05-01-04/2333,
направленного    в    адрес    главы    администрации   Ибресинского   района,
руководства    МП    «ДЕЗ    ЖКХ    Ибресинского    района»,    заместителя
Председателя  Кабинета  Министров  Чувашской  Республики       министра
строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики, ОАО «Газпром
газораспределение Чебоксары», 14.04.2014 повторно произвело мероприятия
по ограничению поставки газа на 75% МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района»
по договорам поставки газа от 25.11.2013 №р59-5-7412 и от 25.11.2013 №р59-
5-7416/333 . Мероприятия по 75 % ограничению проведены в 12 котельных.

В связи с непринятием должных мер по погашению задолженности и
в связи с неисполнением договорных обязательств в части расчетов за
поставленный газ ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», руководствуясь
законом   «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 № 69-
ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации, «Правилами поставки
газа в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от
05.02.1998 №162), на основании уведомления от 17.04.2014 №05-01-05/2484,
направленного    в    адрес    главы    администрации   Ибресинского   района,
руководства    МП    «ДЕЗ    ЖКХ    Ибресинского    района»,    заместителя
Председателя  Кабинета  Министров  Чувашской  Республики       министра
строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики, ОАО «Газпром
газораспределение Чебоксары», согласования ООО «Газпром межрегионгаз»
и уведомления Минэнерго России 21.04.2014 вынуждено было прекратить
поставку газа МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» по договору поставки газа от 25.11.2013 №р59-5-7412. Мероприятия по прекращению проведены в 10 котельных.

Согласно Распоряжению главы администрации Ибресинского района Чувашской Республики от 30.04.2014 № 78-р отопительный сезон считать оконченным с 01 мая 2014 года.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» произвел ограничение поставки газа, необходимого для отопления  многоквартирных домов п. Ибреси Ибресинского района и социально-значимых объектов до окончания отопительного сезона, в связи с чем МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» и ООО «Управляющая компания» не имело возможность оказывать услуги по принятым обязательствам- подачи отопления.

Кроме того, как указывалось ранее, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» при направлении уведомлений от  13.03.2014, 19.03.2014, 11.04.2014, 17.04.2014 не соблюдены нормы действующего законодательства -  постановления Правительства РФ № 1 от 05 января 1998 года «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа».

 

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие), как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав лиц.

В силу статьи 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Как указывалось ранее, аналогичное содержится в  определении Верховного суда РФ от 20 сентября 2011 года № 86-Впр11-3.

Описанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о противоправном характере действий ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» и о возможных дальнейших противоправных действиях ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», что может повлечь реальные негативные последствия для нормального обеспечения тепловой энергией конечных потребителей, граждан.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В названной норме перечислены и действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление доминирующим положением.

 

Неправомерные действия ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары», выражаются в произведении  ограничения поставки газа, необходимого для отопления  многоквартирных домов п. Ибреси Ибресинского района и социально-значимых объектов до окончания отопительного сезона, в связи с чем МП «ДЕЗ ЖКХ Ибресинского района» и ООО «Управляющая компания» не имели возможность оказывать услуги по принятым обязательствам- подачи отопления.

 

           Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта  (группы лиц)  или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке  определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам  (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или)  устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает  пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» признаками ограничения конкуренции являются, в том числе сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Из содержания статьи 3  и части 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией)  товаров в условиях естественной монополии. Услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального  закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» занимается поставкой (реализацией) природного газа.

Поставка газа является необходимым элементом технологического процесса отопления и горячего водоснабжения, и возможность его предоставления добросовестным потребителям неразрывно связана с газоснабжением, осуществляемым ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары».

Поскольку система теплоснабжения отдельных жилых помещений в многоквартирных домах является единой с системой отопления многоквартирных домов, отключить отопление отдельных жилых помещений многоквартирных домов, принадлежащих недобросовестным потребителям, не затрагивая систему отопления жилого дома в целом и соответственно не нарушая права добросовестных жильцов, не представляется возможной.

Кроме того, прекращение подачи природного газа в котельные для нужд ЖКХ сопряжено с реальной угрозой для здоровья граждан, так как это неизбежно лишает их тепла, горячей воды, бытового комфорта, что может вызвать у них раз­ные заболевания. Право на охрану здоровья граждан гарантировано ст. 41 Консти­туции Российской Федерации.

Ввод ограничения газа в котельные Общества, обеспечивающие теплоснабжением население г. Чебоксары, повлечет нарушение прав добросовестных потребителей услуг теплоснабжения. Запрет на ограничение подачи коммунального ресурса гражданам - потребителям, выполняющим обязательства по оплате, а также требование, ограничивающие право газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены указанные потребители, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким потребителям, подтверждены Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 декабря 2011 г. 86-ВПР11-6. В соответствии с указанным решением суда ограничение подачи газа в котельные, обеспечивающие тепловой энергией граждан - потребителей, выполняющих свои обязательства по оплате коммунального ресурса, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг, что недопустимо.

Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» на рынке услуг по реализации природного газа распространяются ограничения, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Оценив обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к выводу о совершении ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» действий, нарушающих пункт 4  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия при принятии решения по делу о нарушении  антимонопольного законодательства оценивает доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, разрешает вопрос о выдаче   предписаний и об их содержании.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», по результатам рассмотрения  дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указал ВАС РФ в п. 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 30 от 30.06.2008 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства пунктом 2 статьи 11 ГК РФ и главой 9 Закона о защите конкуренции предусмотрена возможность защиты гражданских прав в административном порядке в случаях, установленных законом. Антимонопольный орган, рассматривая дела о нарушениях антимонопольного законодательства, принимает решения и выдает предписания, направленные на защиту гражданских прав, нарушенных вследствие их ущемления, злоупотребления доминирующим положением, ограничения конкуренции или недобросовестной конкуренции.Решение по названному делу вынесено 14 марта 2016 г.

 

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т.ч. статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения Комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

С учетов изложенных обстоятельств, величина штрафа составляет 300 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать факт совершения ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» (Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. 324-й Стрелковой дивизии, 28 А, ОГРН 1022100971210) административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

2. Назначить ООО «Газпром межрегионгаз Чебоксары» в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 тысяч рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.1 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Штраф надлежит перечислить на счет № 40101810900000010005 в отделение – НБ Чувашская Республика г. Чебоксары, БИК 049706001.

В поле «Получатель»: УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России), ИНН 2128017971, КПП 213001001, код КБК 161 116 02010 01 6000 140; ОКАТО 97 401 000 000.

Назначение платежа: Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России по делу № 10/04-А-2016 от 06 мая  2016 г.

Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 60-дневный срок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу и в соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 КоАП РФ в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

«…»         

Связанные организации

Связанные организации не указаны