Постановление №04-06/6264 Постановление Управления в отношении ФГУП «Почта России» в л... от 19 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа

по делу об административном правонарушении № 15/04-А-2016

 

26 августа 2016 г.                                                                          г. Чебоксары

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии «…», рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 15/04-А-2016, возбужденном в отношении ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России» (429700, Чувашская Республика, Ибресинский район, п. Ибреси, ул. Маресьева, ОГРН 1037724007276), в присутствии представителя ФГУП «Почта России» «…» по доверенности от 24.02.2016,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В Чувашское УФАС России поступила информация Прокуратуры Чувашской Республики (по заявлению  жителя п. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики) по установлению необоснованно высокой стоимости услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в 2015 году.

В заявлении указывалось, что при аренде абонементного ящика почтового шкафа в почтовом отделении Ибресинского района Чувашского филиала ФГУП «Почта России» в 2014 году заявитель уплачивал сумму 396 руб. за 1 календарный год. В 2015 году стоимость аренды почтового ящика составила 1440 рублей, в связи с чем заявитель просит провести проверку обоснованности установления тарифов ФГУП «Почта России».

 

Приказом Чувашского УФАС России № 118 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения УФПС было возбуждено дело № 32/04-АМЗ-2015.

 

Представитель Ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал. Пояснил, что до 01.07.2014 г. на территории Чувашской Республики тарифы утверждались УФПС Чувашской Республики – филиалом ФГУП «Почта России», с 01.07.2014 г. на территории республики начали действовать и применяться тарифы, утвержденные ФГУП «Почта России». Приказом ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 года № 188-п «Об установлении тарифов на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» были введены централизованные тарифы, с указанием минимального (базового) размера тарифа по каждой тарифной зоне и по категориям пользователей, включая физических и юридических лиц, а также лиц, которым предоставляются льготы. Централизация тарифа на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа была проведена во всех филиалах ФГУП «Почта России» с 01.07.2014 с целью оптимизации тарифной политики предприятия.

Комиссия, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в материалах дела документы, выслушав ответы и пояснения ответчика по делу, установила следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Оказание услуги абонирования ячейки абонементного шкафа не является услугой почтовой связи, а относится к иным (дополнительным) услугам, которые предприятия связи оказывают контрагентам на договорной основе в соответствии с положениями ст.ст. 420,421 Гражданского кодекса РФ, а тарифы на данную услугу устанавливаются  ФГУП «Почта России» самостоятельно.[1]

Для выхода на рынок организаций с целью предоставления услуг по предоставлению в пользование ячеек абонементных почтовых шкафов необходимо наличие следующих ресурсов:

-собственная материально-техническая база (абонементный почтовый шкаф с запирающимися ячейками, в которых могут быть размещены почтовые отправления);

-помещение для размещения абонементного почтового шкафа, позволяющего абонентам иметь самостоятельный доступ к ячейкам для получения почтовых отправлений;

-персонал для оказания услуги (заключение договоров с абонентами, предоставление абонентам ключей (кодов) от замков ячеек, получение почтовых отправлений по собственной почтовой или курьерской сети или по сети федерального почтового оператора, сортировка и распределение почтовых отправлений по ячейкам абонентов, техническое обслуживание абонементных почтовых шкафов, ремонт замков ячеек).

ФГУП «Почта России» размещает абонементные почтовые шкафы в собственных отделениях почтовой связи, каждой ячейке присваивается порядковый номер <...> Почтовые отправления, проходящие через почтовую сеть ФГУП «Почта России», попадают напрямую в ячейки абонементных почтовых шкафов. Текущая технология оказания услуги подразумевает адресование почтовых отправлений на ячейки, закрепленные за абонентами при заключении договора с ФГУП «Почта России», при этом пользование одной ячейкой несколькими абонентами не допускается. Абонент обязан уведомить отправителей о порядке адресования на абонируемую им ячейку, а отправители указывают номер ячейки при адресовании почтовых отправлений данному абоненту при сдаче отправлений в почтовую сеть ФГУП «Почта России».[2]

Услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа неразрывно связана с услугами почтовой связи, которые в соответствии с Законом о естественных монополиях отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Данная услуга не является регулируемой и хозяйствующий субъект, оказывающий данную услугу вправе самостоятельно устанавливать плату за оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики оказывается единственным хозяйствующим субъектом, функционирующим в данной сфере - филиалом ФГУП «Почта России».

Из содержания статьи 5 Закона о защите конкуренции следует, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим (пункт 1); доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок (пункт 2).

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России № 220 от 28.04.2010 (далее – Порядок проведения анализа), управлением был проведен анализ и оценка конкурентной среды на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в административных  границах Ибресинского района Чувашской Республики.

Для оценки состояния конкуренции на исследуемом рынке проведена расчетно-аналитическая работа по определению: временного интервала, продуктовых и географических границ товарного рынка; состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; объёма и долей хозяйствующих субъектов на рынке; уровня концентрации и барьеров входа.

Предметом исследования являлся товарный рынок, связанный с предоставлением в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики.

Анализ рынка выполнялся в отношении услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

При выявлении свойств товара (услуг), определяющих выбор покупателя, анализировалось функциональное назначение товара (услуги); применение товара (услуги); качественные характеристики; технические характеристики; цена; условия реализации.

1. Функциональное назначение, в том числе цель потребления товара (услуг) и его потребительские свойства: целью использования ячейки абонементного почтового шкафа является получение почтовой, заказной, с объявленной ценностью входящей корреспонденции.

Население вынуждено заказывать услугу абонирования как дополнительную услугу при отсутствии возможности получения корреспонденции по фактическому адресу проживания (поломка абонентского ящика, угроза хищения корреспонденции по адресу проживания).

Функциональное назначение ячейки абонементного почтового шкафа, помимо получения адресатом почтовых отправлений, является её сохранность на весь срок аренды, а так же обеспечивает некоторую анонимность, поскольку, кроме указания города и номера абонентского ящика, информация об адресате остаётся нераскрытой.

Таким образом, услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа заказывают с целью хранения полученной простой корреспонденции, периодических изданий, извещений на регистрируемые почтовые отправления, уведомлений на почтовые отправления до их изъятия из ячейки.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение  почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу,  до востребования или с использованием ячеек абонентного почтового шкафа.

Абонементный почтовый шкаф – устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

Письменная корреспонденция на абонементный ящик доставляется без указания сведений о получателе. Таким образом, за счёт соблюдения анонимности сведений о владельце абонементного ящика, рынок является специфическим. Ни одна другая услуга по доставке письменной корреспонденции не оказывается анониму.

ФГУП  «Почта России» представляет в аренду ячейки абонементного почтового шкафа своим абонентам по договору на возмездной основе, за определенную плату.

К общедоступным (без взимания платы) услугам почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции относятся: доставка почтовой корреспонденции через почтальонов на дом или «до востребования».

К платным услугам почтовой связи по пересылке внутренней письменной корреспонденции относятся: пользование абонементным ящиком и услуги экспресс-почты по доставке корреспонденции курьером «от двери до двери». Данные виды услуг связи относятся к универсальным услугам почтовой связи.

Универсальные услуги почтовой связи в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О почтовой связи» - это услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах Российской Федерации и по доступным ценам.

Услуга по доставке корреспонденции по своему почтовому адресу и до востребования является бесплатной.  Следовательно,  данные виды почтовых услуг   не могут  являться товаром заменителем на  рынке по доставке почтовых отправлений с использованием ячеек  абонементного почтового шкафа.

Согласно ст. 2 Закона о почтовой связи абонементный почтовый шкаф – это устанавливаемый в объектах почтовой связи специальный шкаф с запирающимися ячейками, которые абонируются на определенный срок адресатами для получения почтовых отправлений.

В соответствии с п.3 раздела 1 Правил оказания услуг почтовой связи, услуги почтовой связи подразделяются на:

а) универсальные услуги почтовой связи;

б) иные услуги, в том числе:

-услуги по осуществлению почтовых переводов денежных средств;

-услуги по пересылке международных почтовых отправлений;

-услуги по приему, обработке, перевозке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых в сроки, в порядке и с логотипом, определенными актами Всемирного почтового союза, которые осуществляются оператором почтовой связи, уполномоченным в установленном порядке на оказание этих услуг.

Согласно ст. 2 Закона о почтовой связи универсальные услуги почтовой связи – это услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам.

К универсальным услугам можно отнести:

- прием и вручение почтовых карточек (простых и заказных);

- прием и доставку писем (простых, заказных, а также с объявленной ценностью);

- прием и вручение бандеролей;

- прием и вручение посылок (обыкновенных, с объявленной ценностью);

- прием и вручение секограмм.

Согласно приказу ФГУП «Почта России» от 13.01.2006 № 4 «Об утверждении типовой формы договора на предоставление в аренду ячеек абонементных почтовых шкафов» утверждена типовая форма договора на предоставление в аренду ячеек абонементных почтовых шкафов.

Согласно пункту 1.1 предмета договора на предоставление в аренду ячеек абонементных почтовых шкафов «Исполнитель» принимает на себя обязательства по предоставлению в аренду ячейки абонементного почтового шкафа, а «Абонент» обязуется оплатить предоставленные услуги.

Согласно пункту 2.1.3. права и обязанности сторон договора на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, «Исполнитель» обязан обеспечить своевременное вложение в ячейку абонементного почтового шкафа простой письменной корреспонденции, периодических изданий, извещений на регистрируемые почтовые отправления, уведомлений о вручении почтовых отправлений.

Согласно приказу УФПС Чувашской Республики – филиал ФГУП «Почта России» от 06.12.2013 № 180 «О тарифах на дополнительные услуги почтовой связи» утверждены тарифы на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа на календарный 2014 год с 01.01.2014.

Согласно приказу ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 № 188-п «Об установлении тарифов на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа» утверждены тарифы на услугу пользования ячейкой абонементного шкафа с 01.07.2014.

Согласно письму УФПС Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России» от 17.04.2015 № 76.1.9.14/48, услуга по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа не является услугой почтовой связи, а относится к иным (дополнительным) услугам, которые предприятия связи оказывают контрагентам на договорной основе в соответствии с положениями ст.ст. 420,421 Гражданского кодекса РФ, а тарифы на данную услугу устанавливаются ФГУП «Почта России» самостоятельно.

Оказание услуги абонирования ячейки абонементного шкафа и предоставление адресату индивидуального номера ячейки абонементного почтового шкафа для адресования является дополнительной услугой, по отношению к основной услуге по доставке простых и регистрируемых почтовых отправлений, оказываемой по заявлению на договорной основе.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, услуга по предоставлению в пользование ячейки абонентного почтового шкафа является дополнительной услугой, которая неразрывно связана с услугами почтовой связи.

2. Применение товара: личное и профессиональное использование.

3. Качественные характеристики.

Процесс предоставления в пользование ячейки абонементного почтового шкафа включает в себя следующие этапы:

- заключение договора с абонентом на предоставление в аренду ячейки абонементного почтового шкафа;

- взаиморасчеты между абонентом и объектом почтовой связи, связанные с арендой ячейки абонементного почтового шкафа;

- порядок расторжения/прекращения договорных отношений по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Договор на предоставление в пользование абонементного почтового шкафа составляется на срок от 1 месяца до 1 года. Договор аренды ячейки абонементного почтового шкафа оформляется непосредственно в отделении почтовой связи по месту нахождения арендуемой ячейки.

В ячейки абонентских почтовых шкафов, почтовые абонентские ящики, ячейки абонементных почтовых шкафов, почтовые шкафы опорных пунктов опускаются в соответствии с указанными на них адресами, если иное не определено договором между оператором почтовой связи и пользователем услугами почтовой связи:

а) простые почтовые отправления;

б) извещения о регистрируемых почтовых отправлениях и почтовых переводах;

в) извещения о простых почтовых отправлениях, размеры которых не позволяют опустить их в ячейки почтовых шкафов;

г) простые уведомления о вручении почтовых отправлений и выплате почтовых переводов.

Качественными характеристиками в выборе услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа являются: своевременное вложение в ячейку абонементного почтового шкафа простой письменной корреспонденции, периодических изданий, извещений на регистрируемые почтовые отправления, уведомлений о вручении почтовых отправлений, направление акта сдачи-приема оказанных услуг, территориальность (местонахождение объекта почтовой связи и адресата в одном населенном пункте), гарантированный уровень защищенности информации от неправомерного доступа.

4. Технические характеристики.

Абонементный почтовый шкаф должен характеризоваться такими параметрами, как надежность, прочность и устойчивость к изнашиванию. Абонементный почтовый шкаф может иметь различный дизайн, но при этом главная его задача – обеспечить сохранность полученной корреспонденции.

При заключении договора абонент пользуется своей ячейкой, имея индивидуальный ключ.

Абонементный почтовый шкаф может состоять из 20-60 ячеек и подходить для корреспонденции формата от А5 до А4.

5. Цены.

Тарифы на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа юридическим и физическим лицам, согласно ч. 3 ст. 18 Закона о почтовой связи, не устанавливаются и не регулируются государством, в связи с тем, что указанная услуга не является универсальной услугой почтовой связи. Услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа является дополнительной услугой, и тариф на указанную услугу устанавливается оператором почтовой связи самостоятельно.

6.Условия реализации.

Возмездное оказание услуг на договорной основе.

Выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществлялось путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров (услуг), входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029 – 2007 (КДЕС Ред. 1.1) (в ред. изменения № 1/2007 ОКВЭД, приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) выделяют следующий вид деятельности: 64.11 Деятельность национальной почты.

Продуктовые границы товарного  рынка предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) определены позицией: 64.11.14   Прочая деятельность почтовой связи.

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» пользователи услуг почтовой связи имеют право на получение  почтовых отправлений и почтовых переводов денежных средств по своему почтовому адресу,  до востребования или с использованием ячеек абонентного почтового шкафа.

Услуги, входящие в одну классификационную группу не являются взаимозаменяемыми, так как услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, по своему функциональному назначению не взаимозаменяема.

Письменная корреспонденция на абонементный ящик доставляется без указания сведений о получателе. Таким образом, за счет соблюдения анонимности сведений о владельце абонементного ящика, рынок является специфическим. Ни одна другая услуга по доставке письменной корреспонденции не оказывается анониму.

На рынке доставки письменной корреспонденции по Чувашской Республике согласно данных Чувашстат свою деятельность осуществляют 9 официальных представительств экспресс-доставки корреспонденции в любую точку республики, таких организаций как: ООО «Дей-Групп», ООО «Федеральная почтовая служба», ООО «Почтовая служба», ООО «ЭРА», ООО «Республиканская почта», ООО «Почтовый курьер», Филиал ООО «СПСР-Экспресс» в г. Чебоксары и Республике Чувашия, ООО «Доставка-сервис», ООО «Подписка Чувашпечать». Однако, вышеперечисленные организации оказывают услуги почтовой связи по обмену письменной корреспонденции, без предоставления абонементных ящиков с соблюдением анонимности.

По причине различия в ценовом сегменте, а также отсутствия анонимности получателя при оказании  услуги по доставке корреспонденции экспресс-почтой, данный вид услуги и услуга по предоставлению абонементного ящика в пользование не являются взаимозаменяемыми. Услуга по  доставке почтовой корреспонденции через почтальонов на дом или «до востребования» может заменить услугу по предоставлению абонементного ящика, так как она оказывается без взимания с потребителя платы и временные затраты по доставке корреспонденции обоими видами услуг одинаковы. Однако анонимность в данном случае отсутствует.

Таким образом, на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование почтового ящика, ФГУП «Почта России» занимает на территории Ибресинского района Чувашской Республики доминирующее положение с долей на рынке в 100 %. Услуги по доставке почтовой корреспонденции с использованием ячеек абонементного почтового шкафа оказывают операторы почтовой связи.

Исходя из особенностей функционального назначения товара, услуга по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа не может быть заменена в процессе потребления другой услугой.

ФГУП «Почта России» создано в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-р. ФГУП «Почта России», действующей на основании Устава, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 18.06.2013 № 141, выполняет задачи по обеспечению на всей территории РФ потребностей граждан, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и юридических лиц в предоставлении услуг почтовой связи. В соответствии с Уставом, ФГУП «Почта России» имеет филиалы на всей территории Российской Федерации, в том числе и в Чувашской Республике.

УФПС Чувашской Республики является обособленным подразделением (филиалом) ФГУП «Почта России» и осуществляет часть его функций на территории Чувашской Республики на основании Положения об УФПС Чувашской Республики – филиале федерального государственного унитарного предприятия «Почта России». Устав ФГУП «Почта России»  утвержден приказом  Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 141 от 18.06.2013.

Положение об УФПС Чувашской Республики – филиале ФГУП «Почта России» утверждено приказом ФГУП «Почта России» от 09.02.2015 № 1.2.3.1.1-09/5-нд.

Основными задачами деятельности ФГУП «Почта России» в лице филиала УФПС Чувашской Республики, являющейся объектом антимонопольного контроля, согласно Положению, являются оказание всех  видов услуг почтовой связи и осуществление других видов деятельности, предусмотренных Положением, с целью получения прибыли. В соответствии с Положением, в состав УФПС Чувашской Республики - филиал ФГУП «Почта России» входят структурные подразделения.

В состав Чувашского филиала Почты России входят 9 почтамтов и автобаза почтовой связи. Услуги почтовой связи предоставляют 410 объектов почтовой связи, из них 324 — в сельской местности и 78 — в городах, в Алатырском почтамте действует 1 передвижное отделение почтовой связи. Отделения почтовой связи находятся в непосредственном подчинении УФПС Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России»[3] (далее – УФПС Чувашской Республики).

Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в пределах Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России».

Предварительно географические границы товарного рынка определены Ибресинским районом Чувашской Республики.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями), учтено следующее:

– организационно-транспортные схемы приобретения товара приобретателями;

– установившиеся связи между исполнителем и потребителем;

– отсутствие возможности перемещения услуги к потребителю с других районов Чувашской Республики;

–территориальное расположение исполнителя услуг;

– транспортные расходы.

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995        № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) услуги общедоступной почтовой связи отнесены к сфере деятельности естественных монополий.

Услуга по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) неразрывно связана с услугами почтовой связи, которые в соответствии с Законом о естественных монополиях отнесены к сфере деятельности естественных монополий. Данная услуга не является регулируемой и хозяйствующий субъект, оказывающий данную услугу вправе самостоятельно устанавливать плату за оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа.

Приказом № 188-п от 30.06.2014 ФГУП «Почта России» установлены базовые (минимально допустимые) централизованные тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа и дано распоряжение филиалам привести децентрализованные тарифы, установленные ранее, в соответствие с базовыми.

УФПС Чувашской Республики - филиал ФГУП «Почта России» в соответствии с названным приказом отнесен к 1 тарифной зоне.

ФГУП «Почта России» размещает абонементные почтовые шкафы в собственных отделениях почтовой связи, каждой ячейке присваивается порядковый номер <...> Почтовые отправления, проходящие через почтовую сеть ФГУП «Почта России», попадают напрямую в ячейки абонементных почтовых шкафов. Текущая технология оказания услуги подразумевает адресование почтовых отправлений на ячейки, закрепленные за абонентами при заключении договора с ФГУП «Почта России» (или обособленным подразделением), при этом пользование одной ячейкой несколькими абонентами не допускается. Абонент обязан уведомить отправителей о порядке адресования на абонируемую им ячейку, а отправители указывают номер ячейки при адресовании почтовых отправлений данному абоненту при сдаче отправлений в почтовую сеть ФГУП «Почта России».

Для определения географических границ рынка услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности приобретения изучаемой услуги на определенной территории. Так, например, для потребителя, проживающего в п. Ибреси, нецелесообразно арендовать ячейку абонементного почтового шкафа в почтовых отделениях расположенных за пределами п. Ибреси.

Таким образом, ячейка абонементного почтового шкафа используется для удобства получения корреспонденции по месту нахождения предприятия и сохранности корреспонденции.

Определение географических границ товарного рынка осуществлено определены потенциальной возможностью получения указанной услуги физическими либо юридическими лицами за пределами Ибресинского района Чувашской Республики в случае, если общие расходы (включая транспортные) не превысят 10 % стоимости услуги.

Подобный вид альтернативного варианта не рассматривается по причине установления ФГУП  «Почта России»  единого тарифа на указанную услугу (пользование абонементными ящиками (ячейками абонементных почтовых шкафов) в пределах всей тарифной зоны 1, в границах которой расположена Чувашская Республика, в том числе Ибресинский район Чувашской Республики.

Проезд в другой район республики приведет только к увеличению транспортных расходов при проезде от одного отделения ФГУП  «Почта России»  к другому: самый дешевый способ передвижения от 100 рублей («туда-обратно» в пределах республики), а также повлечет увеличение временных расходов.

Таким образом, как физическим, так и юридическим лицам экономически нецелесообразно приобретать указанную услугу за пределами муниципального образования, так как при этом возникают расходы, превышающие 10 % стоимости услуги, оказываемой на территории Ибресинского района Чувашской Республики.

Географические границы рынка предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) определены исходя из места предоставления указанной услуги потребителям и совпадают с административными границами Ибресинского района Чувашской Республики.

В соответствии с п.4.7. раздела IV Порядка проведения анализа в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта).

На основании вышеуказанного анализа географические границы рынка предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) определены Ибресинским районом Чувашской Республики.

В силу пункта 5.1 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар (услуги) в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, входят: операторы почтовой связи, организации почтовой связи, организации федеральной почтовой связи.

Приобретателями являются хозяйствующие субъекты, как юридические лица, так и физические лица, заключившие договор на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с продавцом услуг.

Согласно ст. 17 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи". Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление  деятельностью  в  области  почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.

Операторы почтовой связи должны иметь необходимое технологическое оборудование и средства механизации, автоматизации и информатизации, доступную для пользователей услуг почтовой связи информацию о тарифах, правилах оказания услуг почтовой связи, сроках пересылки почтовых отправлений, режиме работы, а также другую необходимую информацию, облегчающую доступ к услугам почтовой связи.

На основе информации, полученной при определении временного интервала, продуктовых и географических границ рынка услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа, определен хозяйствующий субъект, действующий на рассматриваемом рынке (идентификация):

Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (Варшавское шоссе, д.37, г. Москва, 131000) в лице Ибресинского отделения филиала Управления федеральной почтовой связи по Чувашской Республике ФГУП «Почта России» (пгт Ибреси, ул. Маресьева, д. 41; 428000, г. Чебоксары, пр. Ленина, д. 2).

По итогам 2014 - 1 кв. 2015 гг. на рынке предоставления в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в определенных географических границах состав продавцов остался неизменным.

Таким образом, при определении состава хозяйствующих субъектов при условии того, что выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции, количество выявленных хозяйствующих субъектов является достаточным. Кроме того, количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

При определении объема товарного рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа была использована информация, которая содержится в ответах УФПС по Чувашской Республике – филиала ФГУП «Почта России».

Расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на исследуемом рынке осуществлен на основании объема продаж (оказания) услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по итогам 2014 – 1 кв. 2015гг. в натуральном выражении (шт.) в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики.

На рынке услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики в период 2014 – 1 кв. 2015 гг. присутствовал 1 хозяйствующий субъект, единственным продавцом являлось ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России», доля которого составила соответственно 100% и 100%. Исходя из показателей рыночной концентрации (HHI равным 10000 за 2014 г.; HHI равным 10000 за 1 кв. 2015 г.), рынок услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики можно охарактеризовать высоким уровнем концентрации.

Основными барьерами входа новых хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов) на рассматриваемый товарный рынок являются следующие экономические барьеры:

- собственная материально-техническая база (абонементный почтовый шкаф с запирающимися ячейками, в которых могут быть размещены почтовые отправления);

- помещение для размещения абонементного почтового шкафа, позволяющего абонентам иметь самостоятельный доступ к ячейкам для получения почтовых отправлений;

-персонал для оказания услуги (заключение договоров с абонентами, предоставление абонентам ключей (кодов) от замков ячеек, получение почтовых отправлений по собственной почтовой или курьерской сети или сети федерального почтового оператора, сортировка и распределение почтовых отправлений по ячейкам абонентов, техническое обслуживание абонементных почтовых шкафов, ремонт замков ячеек);

- арендная плата за площади для осуществления данного вида деятельности;

- нерентабельность данного вида деятельности по причине недостаточного спроса на услуги пользования абонементными ящиками.

Барьеры входа на рынки можно признать труднопреодолимыми. На основании наличия труднопреодолимых барьеров, следует вывод о том, что доступ на рынок новых хозяйствующих субъектов затруднен.

Данные выводы подтверждают тот факт, что за период 2014 – 1 кв. 2015 гг. на рынке не появилось новых хозяйствующих субъектов, способных составить конкуренцию уже присутствующему субъекту рынка.

На основании вышеизложенного Комиссия делает вывод, что товарный рынок услуги по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в пределах определенных географических границ является высококонцентрированным, с единственным продавцом ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения филиала УФПС Чувашской Республики. Конкурентная среда на рассматриваемом товарном рынке не развита.

Доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется на основании ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006            № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, такой хозяйствующий субъект не обладает возможностью оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

По итогам 2014 – 1 кв. 2015 гг. на рынке услуг по предоставлению в пользование абонементных ящиков (ячеек абонементных почтовых шкафов) в географических границах Ибресинского района Чувашской Республики доминирующее положение занимало ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП «Почта России» с долей более 50%.

Пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установление необоснованно высокой цены товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Таким образом, для квалификации действий хозяйствующего субъекта по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции необходимо установить не только наличие доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, но и факт превышения в цене суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Приказом ФГУП «Почта России» от 30.09.2005 № 397 утверждён Порядок абонирования ячеек абонементных почтовых шкафов.

С 06 мая 2011 года ФГУП «Почта России» действует «Перечень технологических операций, осуществляемых при абонировании ячейки абонементного почтового шкафа» (СМК.ФГУП.СП.7.1.1/39) (далее –Перечень технологических операций), на основании которого производятся расчёты стоимости услуги по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа.

Стоимость услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа до 01.07.2014 г. составляла:

- для физических лиц при наличном расчете и тарифе 35 руб. в месяц;

- для юридических лиц при безналичном расчете и тарифе 113 руб. в месяц.

Согласно калькуляции затрат услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по УФПС Чувашской Республики – филиалу ФГУП «Почта России» с 01.01.2014 по 30.06.2014 г. (при условии заключения договора сроком на 1 месяц):

- при наличном расчете с физических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -10,56 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 0,45 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» 6,29 сек., норма времени на взимание установленной платы при наличном расчете 7,11 сек., норма времени на регистрацию клиента 3,37 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 4,61 сек., норма времени на оформление акта  сдачи-приема оказанных услуг 7,61 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 2,71 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 4,27 сек.) –затраты составляют  46,97 сек.;

- при безналичном расчете с юридических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -10,56 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 4,74 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» 6,29 сек., норма времени на взимание установленной платы при безналичном расчете 5,21 сек., норма времени на регистрацию клиента 3,37 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 4,61 сек., норма времени на оформление акта  сдачи-приема оказанных услуг 7,61 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 2,71 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при безналичном расчете 6,53 сек.) – затраты составляют 51,63 сек.

Приказом УФПС  Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России» № 180 от 06.12.2013 «О тарифах на дополнительные услуги почтовой связи» установлен тариф на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа на календарный год с 01.01.2014 в размере 420 руб. для населения и 1356 руб. для организаций. В соответствии с Регламентом ценообразования на реализуемые услуги (товары, работы), утверждённым Приказом ФГУП «Почта России» от 12.10.2012 № 322-п, ФГУП «Почта России» и его филиалы самостоятельно устанавливали плату на услуги, которые не подлежат регулированию со стороны государственных органов.

С 01.07.2014 года установленный ФГУП «Почта России» тариф на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа на календарный год составляет 1440 руб. для населения (или 120 руб. в месяц) и 3398,4 руб. (283,20 руб. в месяц) для организаций.

Калькуляция затрат на услугу по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП «Почта России» на 2014 год (при условии заключения договора сроком на 1 месяц) включает в себя затраты на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления, затраты на проверку правильности заполнения заявления, затраты на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» и взимания платы, выдача ключа клиенту/прием ключа у клиента, затраты на оформление акта сдачи-приема оказанных услуг, затраты на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды, затраты на ведение учета и отчетности.

Экономическое обоснование для введения тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.07.2014 предоставлено письмом УФПС Чувашской Республики от 10.06.2015 № 76.1.9.08/52 (калькуляция затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП «Почта России» и калькуляция затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по УФПС Чувашской Республики – ФГУП «Почта России»).

 В себестоимость услуги включены расходы на оплату труда, отчисления в фонды и косвенные расходы. Расходы на оплату труда рассчитаны путём умножения времени на выполнение операций (в соответствии с Перечнем технологических операций) на плановую среднюю заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов).

Согласно приказа ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 № 188-п  плановая среднемесячная заработная плата  работников отделений почтовой связи (без почтальонов) по 1 тарифной зоне на 2014 год установлена в размере 14572 руб. в месяц).

Норма времени на оказание рассматриваемой услуги:

- при наличном расчете с физических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 10,2 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при наличном расчете 162,0 сек., норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта  сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 97,2 сек.) – 1070,4 сек.;

- при безналичном расчете с физических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 10,2 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при безналичном расчете 118,8 сек., норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта  сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 148,8 сек.) – 1078,8 сек.;

- при наличном расчете с юридических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 108,0 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при наличном расчете 162,0 сек., норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта  сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при наличном расчете 97,2 сек.) – 1168,2 сек.;

- при безналичном расчете с юридических лиц (сюда включаются такие параметры как: норма времени на ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и прием заявления -240,6 сек., норма времени на проверку правильности заполнения заявления физическими лицами 108,0 сек., норма времени на оформление договора со стороны ФГУП «Почта России» 143,4 сек., норма времени на взимание установленной платы при безналичном расчете 118,8  сек., норма времени на регистрацию клиента 76,8 сек., норма времени на выдачу/прием ключей клиенту 105,0 сек., норма времени на оформление акта  сдачи-приема оказанных услуг 173,4 сек., норма времени на прием ячейки у абонента по истечении срока аренды 61,8 сек., норма времени на ведение учета и отчетности при безналичном расчете 148,8 сек.) – 1176,6 сек.

Среднемесячный фонд рабочего времени 164,17 часов, доля косвенных затрат, относящихся к услуге:

- для юридических лиц при безналичном расчете «…» руб.;

- для физических лиц при наличном расчете «…» руб.;

Расчёт затрат на операцию «Ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и приём заявления» с 01.01.2014 по 30.06.2014 г. рассчитан следующим способом:

- норма времени на оказание услуги для физических и юридических лиц составляет 240,6 сек.;

- среднемесячная заработная плата, в соответствии с калькуляцией затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа составляла 14572 руб. расчёт произведён по 1 тарифной зоне (то есть, в расчёте учтены плановые расходы на заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов).

В секунду средняя заработная плата составляет «…» руб.;

- ФОТ рассчитан путём умножения нормы времени, приходящейся на выполнение операции, на заработную плату: «…»

- страховые взносы рассчитаны в размере 30,2% от ФОТ: «…».;

- косвенные расходы рассчитаны путём умножения ФОТ на 98,92% в соответствии с расчётом косвенных расходов по 1 тарифной зоне: «…».

Итого, затраты на ознакомление клиента (физического и юридического лица) с порядком предоставления услуги и приём заявления в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП «Почта России» до 01.07.2014 составляли 10 руб. 56 коп.

Таким же образом были рассчитаны затраты на другие операции, включенные в Калькуляцию затрат до 01.07.2014, исходя из плановой среднемесячной заработной платы в «…» руб. и норм времени в соответствии с Перечнем технологических операций.

Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц до 01.07.2014 составляла: (затраты составляли «…» руб.; при стоимости аренды ящика  на 1 месяц по цене «…» руб.) итого рентабельность минус 25,5%, для юридических лиц составляла: (затраты составляли «…»руб.; при стоимости аренды ящика  на 1 месяц по цене «…» руб.) соответственно рентабельность составила 118,9 %.

С 01.07.2014 УФПС Чувашской Республики – филиал ФГУП «Почта России» повысило стоимость абонирования ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц с 35 руб. до 120 руб. в месяц, для юридических лиц со 113 руб. до 283,20 руб.

Приказом № 188-п от 30.06.2014 ФГУП «Почта России» установлены базовые (минимально допустимые) централизованные тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа и дано распоряжение филиалам привести децентрализованные тарифы, установленные ранее в соответствие с базовыми.

Филиал УФПС Чувашской Республики в соответствии с этим приказом отнесен к 1 тарифной зоне и базовый тариф по данной услуге для 1 тарифной зоны для физических лиц составляет 120 руб., для юридических лиц 283 руб. 20 коп. В 1 тарифную зону помимо УФПС по Чувашской Республике вошли также: для УФПС Республики Адыгея - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Дагестан - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Ингушетия - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Кабардино-Балкарской Республики - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Карачаево-Черкесской Республики - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Марий Эл - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Мордовия - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Республики Северная Осетия- Алания - филиала ФГУП «Почта России», УФПС «Татарстан почтасы» - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Чувашской Республики - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Астраханской области-филиала ФГУП «Почта    России», УФПС Белгородской области-          филиала ФГУП «Почта России», УФПС Брянской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Владимирской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Волгоградской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Воронежской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ивановской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Калининградской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Калужской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Костромской области - филиала ФГУП         «Почта       России», УФПС Краснодарского края – филиала ФГУП «Почта России», УФПС Курской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Липецкой области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Нижегородской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Новгородской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Орловской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Пензенской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Псковской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ростовской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Рязанской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Самарской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Саратовской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Смоленской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ставропольского края - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Тверской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Тульской области — филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Ярославской области - филиала ФГУП «Почта России», УФПС Чеченской Республики - филиала ФГУП «Почта России».

Тарифы являются базовыми (минимально допустимыми), и филиалам предоставляется возможность установления дополнительным приказом филиала более высоких тарифов в зависимости от спроса и себестоимости оказания услуги.[4]

УФПС по Чувашской Республике при расчете использует введенные в действие тарифы на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц в размере 120 руб., для юридических лиц в размере 283 руб. 20 коп.

Расчёт затрат на операцию «Ознакомление клиента с порядком предоставления услуги и приём заявления» рассчитан следующим способом:

- норма времени на оказание услуги для физических и юридических лиц составляет 240,6 сек.;

- среднемесячная заработная плата, в соответствии с калькуляцией затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с 01.07.2014, составила «…» руб. расчёт произведён по 1 тарифной зоне (то есть, в расчёте учтены плановые расходы на заработную плату работников отделений почтовой связи (без почтальонов).

В секунду средняя заработная плата составляет «…» руб.;

- ФОТ рассчитан путём умножения нормы времени, приходящейся на выполнение операции, на заработную плату: «…»

- страховые взносы рассчитаны в размере 30,2% от ФОТ: «…»

- косвенные расходы рассчитаны путём умножения ФОТ на 108,7% в соответствии с расчётом косвенных расходов по 1 тарифной зоне: «…»

Итого, затраты на ознакомление клиента (физического и юридического лица) с порядком предоставления услуги и приём заявления в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП «Почта России» с 01.07.2014 составили 14 руб. 17 коп.

Таким же образом были рассчитаны затраты на другие операции, включенные в Калькуляцию затрат с 01.07.2014, исходя из плановой среднемесячной заработной платы в «…» руб. и норм времени в соответствии с Перечнем технологических операций.

Себестоимость оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа для физических лиц с  01.07.2014 составляла: (затраты составляли «…» руб.; при стоимости аренды ящика  на 1 месяц по цене 120 руб.) итого рентабельность составила 91 %, для юридических лиц составляла: (затраты составляли «…» руб.; при стоимости аренды ящика  на 1 месяц по цене 283,2 руб.) соответственно рентабельность составила 309 %.

 

Таким образом, себестоимость, оказываемых услуг с 01.07.2014 по расчётам ФГУП «Почта России» составила для физических лиц «…» руб. (рентабельность – 91%), для юридических лиц «…» (рентабельность – 309 %).

Исходя из вышеизложенного следует, что:

рост расходов, необходимых для оказания услуги не соответствует росту стоимости услуги. Расходы с 01.07.2014 на оказание услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа для физических лиц увеличились на 34,21% («…».), а стоимость услуги увеличилась на 242,85% («…»); для юридических лиц рост расходов составил 34,20% («…».)  - стоимость услуги же выросла на 150,6% («…»

Кроме того, необоснованно увеличилась планируемая рентабельность оказания услуг по предоставлению в пользование ячейки абонементного шкафа с 01.07.2014 для физических лиц на 116,5%, для юридических лиц на 190,1%.

Кроме того, УФПС Чувашской Республики – филиалом ФГУП «Почта России» заключены договоры на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа с юридическими и физическими лицами по утверждённым тарифам. В соответствии с п. 3.1 договоров  абонент за период абонирования производит предоплату на расчетный счет (в кассу объекта почтовой связи) Исполнителя по тарифам, действующим на момент заключения договора в размере 100% стоимости услуг до начала периода абонирования ячейки. Срок действия договора может составлять не более 1 календарного года в соответствии с п. 7.1. договора.

Базовый тариф за пользование услугой абонирования ячейки абонементного почтового шкафа в соответствии с приказом ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 № 188-п устанавливаются за один полный календарный месяц использования. Пользование ячейкой более 1 календарного месяца осуществляется по таким же тарифам, что и за один месяц. Оплата вносится за весь период пользования ячейкой в соответствии с количеством месяцев использования. Дополнительные скидки или понижающие коэффициенты при пользовании услугой более одного месяца не предусмотрены.

Таким образом, заключая договор на 1 календарный год, в соответствии с экономическим обоснованием для введения тарифов на пользование ячейкой абонементного почтового шкафа с 01.01.2014, абонент платит 12 раз за ознакомление с порядком предоставления услуги, приём заявления и проверку правильности его заполнения, 12 раз за оформление заключаемого договора и взимание платы, 12 раз за выдачу ключа, оформление Акта сдачи-приёма и приём ячейки по истечении срока аренды. Из чего следует, что применение тарифа свыше 1 месяца является экономически необоснованным. Расходы на предоставление в пользование ячейки абонементного почтового шкафа многократно завышены, т.к. операции, включенные в расчёт стоимости, не проводятся каждый месяц.

Так как с 01.07.2014 в калькуляции затрат на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа по 1 тарифной зоне ФГУП «Почта России» (при условии заключения договора сроком на 1 месяц) так же включены затраты на ознакомление с порядком предоставления услуги, на приём заявления и проверку правильности его заполнения, оформление заключаемого договора и взимание платы, выдачу ключа, на оформление Акта сдачи-приёма и приём ячейки по истечении срока аренды, применение указанного тарифа свыше 1 месяца также является экономически не обоснованным, так как это приводит к многократному (в зависимости от количества месяцев использования) превышению расходов на операции, которые фактически проводятся 1 раз.

Таким образом, Комиссия усматривает в действиях ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения филиала УФПС Чувашской Республики установление завышенных цен на услугу по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа на территории Чувашской Республики.

Письмом от 09.06.2015 № 1.2.3.1.1-14/11348 филиала УФПС Чувашской Республики относительно увеличения тарифа на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа были даны следующие пояснения.

Тарифы на услугу абонирования ячейки абонирования абонементного почтового шкафа введены УФПС Чувашской Республики – филиалом ФГУП «Почта России» с 01.07.2014 года на основании приказа ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 г. № 188-п «Об установлении тарифов на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа». Централизация тарифа на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа была проведена во всех филиалах ФГУП «Почта России» с 01.07.2014 с целью оптимизации тарифной политики предприятия.

Тарифы на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа учитывают себестоимость оказания услуги в каждой тарифной зоне и норму прибыли. Норма прибыли по услуге абонирования ячейки абонементного почтового шкафа варьируется для разных категорий граждан, что обусловлено социальной ответственностью предприятия, а именно, предоставлением более низкого тарифа пенсионерам, инвалидам, участникам ВОВ.

В связи с тем, что услуга абонирования ячейки абонементного почтового шкафа не является универсальной, норма прибыли устанавливается с учетом обеспечения  рентабельной работы предприятия.

В сферу деятельности Предприятия входит оказание универсальных услуг почтовой связи по тарифам, подлежащим государственному регулированию. Универсальные услуги почтовой связи по пересылке простых и заказных писем, простых и заказных бандеролей, простых и заказных почтовых карточек, писем и бандеролей с объявленной ценностью оказываются населению и организациям по тарифам, не покрывающим затраты Предприятия на их оказание. Соответственно, установление тарифов с достаточным уровнем рентабельности по не универсальным услугам почтовой связи, том числе на услугу абонирования ячейки абонементного почтового шкафа, в сравнении с тарифами на универсальные услуги позволяет Предприятию обеспечивать рентабельную работу в целом и оказывать социально-значимые услуги почтовой связи на качественном уровне.

В настоящее время в целях повышения качества оказываемых пользователям услуг почтовой связи реализуется программа по модернизации ФГУП «Почта России». Прибыль, получаемая от не универсальных услуг, в том числе и от услуги по абонированию ячейки абонементного почтового шкафа, необходима для реализации поставленных целей по модернизации и развитию Предприятия.

На текущий день инфраструктура Предприятия характеризуется высокой степенью износа (более 35 тыс. отделений требуют капитального ремонта, более 20 тыс. отделений не имеют широкополосного доступа в интернет). Содержание и модернизация сети требуют значительных инвестиций, особенно в связи с прекращением субсидирования от государства. Одним из источников данных инвестиций является увеличение выручки от не универсальных услуг почтовой связи.

В части оплаты труда текущий уровень заработной платы на Предприятии значительно ниже среднего значения по стране. Одной из стратегических целей Предприятия является стремление стать привлекательным работодателем, предлагающим конкурентную заработную плату, что позволит привлекать квалифицированные кадры для дальнейшего развития. Это может быть обеспечено только за счет прибыли по не универсальным услугам почтовой связи.

В Федеральном бюджете на 2015 год не заложены средства на субсидирование Предприятия в части оказания почтовых услуг. В условиях отсутствия бюджетных ассигнований на модернизацию федеральной сети почтовой связи Предприятие реализовывает инвестиционную программу за счет собственных средств, а также за счет заемного финансирования. Основной поток инвестиций Предприятия в период до 2017 года будет направлен на модернизацию сети, модернизацию почтовой логистики, обновление транспортного парка и парка оборудования, а также внедрение информационных систем. Для реализации проектов и возврата заемных средств Предприятие устанавливает рентабельные тарифы по не универсальным услугам.

Предприятие использует возможности регулирования тарифов на не универсальные услуги для обеспечения рентабельности и модернизации инфраструктуры. Регулярный пересмотр и индексация тарифов дает возможность ФГУП «Почта России» реализовать стратегию Предприятия, которая позволит предоставлять населению и организациям почтовые услуги на высоком уровне качества.

Комиссия посчитала, что повышение цены и увеличение процента рентабельности с 01.07.2014 года не обоснованно, так как экономического обоснования увеличения рентабельности ФГУП «Почта России» не представлено, а увеличение расходов, необходимых для оказания услуги по предоставлению в пользование ячейки абонементного почтового шкафа не соразмерно увеличению цены товара.

В части расходов, включенных в себестоимость при заключении договора на срок, превышающий 1 месяц, когда включаются расходы за те услуги, которые фактически не предоставляются, такие как: подписание договора, выдача ключа и прочее, представители ответчика пояснили следующее – «Тариф рассчитан за услугу при заключении договора на один месяц и возникает риск».

Комиссия по данному доводу решила, что включение в себестоимость платы за услуги, которые фактически не предоставляются - не обоснованные расходы, включенные в цену, за которые платит потребитель.

 

Комиссия УФАС по ЧР – Чувашии по результатам рассмотрения дела № 32/04–АМЗ–2015 решением от 08 сентября 2015 № 04-05/8108 признала Ответчика нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т.ч. статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие решения Комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

С учетов изложенных обстоятельств, величина штрафа составляет 300 000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

П О С Т А Н О В И Л:

 

1. Признать факт совершения ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России» (429700, Чувашская Республика, Ибресинский район, п. Ибреси, ул. Маресьева, ОГРН 1037724007276) административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

 

2. Назначить ФГУП «Почта России» в лице Ибресинского отделения УФПС Чувашской Республики – филиала ФГУП «Почта России» в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 тысяч рублей.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.1 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Штраф надлежит перечислить на счет № 40101810900000010005 в отделение – НБ Чувашская Республика г. Чебоксары, БИК 049706001.

В поле «Получатель»: УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России), ИНН 2128017971, КПП 213001001, код КБК 161 116 02010 01 6000 140; ОКАТО 97 401 000 000.

Назначение платежа: Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России по делу № 15/04-А-2016 от 26 августа  2016 г.

Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 60-дневный срок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу и в соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 КоАП РФ в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

«…»         

 

[1] Письмо ФГУП «Почта России» от 17.04.2015 исх.№ 76.1.9.14/48

[2] Письмо ФГУП «Почта России» от 17.04.2015 исх.№ 76.1.9.14/48

[3] Данные, размещенные на официальном сайте ФГУП «Почта России» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://www.russianpost.ru/rp/filials/ru/home/okrug2/ufps?parentid=70

[4] Примечание к Базовым тарифам на абонирование абонементного почтового шкафа, утв. Приказом ФГУП «Почта России» от 30.06.2014 № 188-п

Связанные организации

Связанные организации не указаны