Постановление №04-06/6285 Постановление Управления в отношении АО «Чувашская энергосбы... от 5 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 36/04-А-2018

 

«03» сентября 2018 г.                                                                       г. Чебоксары

 

Я, «…», рассмотрев материалы дела об административном правонарушении   № 36/04-А-2018, возбужденного по признакам нарушения части 1  статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении:

юридического лица -  акционерного общества «Чувашская энергосбытовая компания» (далее – АО «Чувашская энергосбытовая компания»)  юридический адрес: 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Гладкова д. 13а                       (ИНН 2128700232 КПП 213050001; ОГРН 1052128000033),

в присутствии представителя юридического лица – «….» по доверенности от 01.01.2018 б/н (доверенность выдана сроком до 31.12.2018)

 

УСТАНОВИЛ:

 

Решением от 08 ноября 2017 № 04-05/8282 по делу № 12/04–АМЗ–2017 Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии (далее -  Чувашское УФАС России) АО «Чувашская энергосбытовая компания» признана нарушившей  п. 4  ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушение АО «Чувашская энергосбытовая компания» выразилось в следующем.

АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Теплоэнерго» 28.02.2017 заключен договор энергоснабжения №26-01/09-1295.

Уведомлением от 24.04.2017 №26/01-1666  АО «Чувашская энергосбытовая компания» направило в адрес МУП «Теплоэнерго»  уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления ввиду образовавшейся задолженности за потребляемую электрическую энергию (мощность) в размере 16646600,39 руб. в соответствии с абз. 2 подпункта б п. 2 Правила ограничения потребления электрической энергии (данный пункт о введении ограничения режима потребления  корреспондируется с пунктом 6.1 договора энергоснабжения №26-01/09-1295).

АО «Чувашская энергосбытовая компания» 25.04.2017 направило информационное письмо о планируемом введении МУП «Теплоэнерго»  ограничения режима потребления электрической энергии  в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ГУ МЧС России по Чувашской Республике, Приволжское Управление Ростехнадзора по Чувашской Республике.

Также представлено уведомление от 26.04.2017 №26/01-4703 о введение ограничения режима потребления электроэнергии  по точкам поставки: котельная №1, котельная №2, котельная №3, котельная №3, котельная №6, котельная №7, котельная №8, котельная №10, котельная №11, котельная №13, котельная №14, котельная №15, ЦТП №1, ЦТП32, ЦТП№3, ЦТП №4, ЦТП №5, ЦТП №8, ЦТП №9  с 10.05.2017 , а также  акты от 10.05.2017  ограничения режима потребления электроэнергии.

На запрос Чувашского УФАС России АО «Чувашская энергосбытовая компания» письмом от 21.08.2017 №08/29-3322  (вх. Управления 23.08.2017 №04-05/5885) сообщило, что введение ограничения режима потребления электроэнергии  осуществлено в соответствии с требованиями Правил ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 в отношении потребителей ( в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил ограничения  не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

Поскольку погашение задолженности потребителем в установленные срок не произведено, в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил ограничения                              МУП «Теплоэнерго» самостоятельно под контролем сетевой организации произведено частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони, о чем свидетельствуют акты ограничения режима потребления электроэнергии от 10.05.2017 №№80-10-17-ою-98-10-17-ою.

В последующем в связи с непогашением потребителем задолженности 16.05.2017 МУП «Теплоэнерго» самостоятельно под контролем сетевой организации произведено частичное ограничение режима потребления электроэнергии до уровня аварийной брони, о чем свидетельствуют акты ограничения режима потребления электроэнергии от 16.05.2017 №99-16-17-ою-117-16-17-ою.

Ограничение режима потребления электроэнергии объектов                                 МУП «Теплоэнергии» произведено первоначально не ниже уровня технологической, а в последующем-уровня аварийной брони, указанной в акте от 01.02.2016.

В связи в отсутствием оплаты задолженности за потребленные энергоресурсы со стороны МУП «Теплоэнерго» в адрес АО «Чувашская энергосбытовая компания» режим ограничения потребления электроэнергии до уровня аварийной брони на объектах потребителя в настоящее время сохранен.

В адрес АО «Чувашская энергосбытовая компания» от МУП «Теплоэнерго» письменного расчета объема потребления электроэнергии по каждому потребителю, не имеющему задолженности, не поступало.

Письмом от 30.08.2017 №6014 Администрация г. Шумерля сообщила, что установленный размер аварийной брони потребления электрической энергии не достаточен для выработки горячей воды котельными МУП «Теплоэнерго».

Согласно пункту 54 главы 5 Приказа Министерства Энергетики РФ №290 от 06.03.2013  «Об утверждении Правил разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики», величина аварийной брони определяется как минимальный расход электрической энергии (наименьшая потребляемая мощность) объектов потребления с полностью остановленным технологическим процессом, обеспечивающий их безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние, и признается равной величине максимальной мощности токоприемников дежурного и охранного освещения, охраной и пожарной сигнализации, насосов пожаротушения, связи, аварийной вентиляции таких объектов.

Распоряжение администрации г. Шумерля по вопросу прекращения подачи горячего водоснабжения с 16.05.2017 не принималось.

В материалах дела представлен перечень добросовестных плательщиков за теплоэнергию с января 2017 по июль 2017 года,  в состав которых входят  также физические лица, ТСЖ.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законов, иных правовых актов, а ст. 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.546 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с пунктом 29 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 сетевая организация в порядке и по основаниям, указанным в Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, вводит ограничение режима потребления электрической энергии потребителем, что не влечет за собой расторжения договора.

В соответствии с п. 4 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 г. № 442, ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.

В соответствие с п/п. «в» п.7 указанных Правил частичное ограничение - это сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя.

МУП «Теплоэнерго»  является объектом жилищно-коммунального хозяйства, ограничение подачи электрической энергии которому может привести к опасности для жизни и здоровья людей.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, устанавливаются Правительством РФ.

Порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс определяется в соответствии с правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг (п. 29 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124).

Пунктом 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, установлен запрет на ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов также устанавливается порядок ограничения и прекращения поставки коммунальных услуг.

Согласно пункту 121 Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации; возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости; получения исполнителем предписания о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа; проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Таким образом, ограничение режима потребления электроэнергии ресурсоснабжающей организации и, как следствие, лишение данной организации возможности осуществлять подогрев воды для предоставления услуги отопления уже свидетельствует о том, что указанными действиями создается угроза нарушения прав добросовестных абонентов на получение коммунальной услуги по отоплению надлежащего качества, при том, что право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным.

В то же время спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи энергетических ресурсов.

Согласно ст.14 Гражданского кодекса РФ способы защиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

В настоящем случае возникший между АО «Чувашская энергосбытовая компания» и МУП «Теплоэнерго»  конфликт, связанный с неоплатой электроэнергии, в силу повышенной социальной ответственности, мог быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Вместо этого АО «Чувашская энергосбытовая компания»  ограничил поставку электроэнергии на котельные ресурсоснабжающей организации, игнорируя интересы добросовестных абонентов – потребителей тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чувашской Республики единоличное доминирующее положение занимает АО «Чувашская энергосбытовая компания» (гарантирующий поставщик) согласно проведенному Чувашским УФАС России анализу состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Чувашской Республике в 2016 г.

В связи с изложенным, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемые действия  АО «Чувашская энергосбытовая компания», выразившиеся во введение ограничения режима потребления электроэнергии в виду образовавшейся задолженности МУП «Теплоэнерго», исключившие возможность технологической подачи теплоснабжения и горячей воды потребителям  МУП «Теплоэнерго» полностью выполняющим обязательства по оплате коммунальной услуги, нарушают требования антимонопольного законодательства, а именно пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

Решение по названному делу вынесено 08 ноября 2017 года.

В соответствии с пунктом 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дел об административной правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного законодательства Российской Федерации и составляет один год.

Часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ признает административным правонарушением противоправное, виновное действие, бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.

В силу части 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, образует состав административного правонарушения.

Таким образом, в действиях АО «Чувашская энергосбытовая компания», усматриваю состав административного правонарушения в соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Оценив обстоятельства дела, оснований для признания совершенного                                АО «Чувашская энергосбытовая компания»  правонарушения малозначительным не усматриваю, поскольку имеется существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

В ходе вынесения настоящего постановления  установлено смягчающее обстоятельство – п. 2 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ (возобновление подачи электрической энергии до вынесения решения по делу №12/04-АМЗ-2018), которое учтено при расчете административного штрафа.

Таким образом, административный штраф составляет:

- максимальный штраф  – 1 000 000 руб.

- минимальный штраф (МинШ) – 300 000 руб.

1. Определяется базовый штраф (БШ), составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа:

БШ (базовый штраф) = (1 000 000 – 300 000) / 2+ 300 000= 650 000 руб.

2. Определяются обстоятельства, отягчающие (ОО) и смягчающие  административную ответственность (ОС).

ОС (смягчающее обстоятельство)  = (1 000 000 – 300 000) / 8 = 87 500 рублей. 

3. Исчисляется размер административного штрафа, подлежащий наложению (ПШ), при этом учитывается наличие одного смягчающего обстоятельства согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.2 (добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение), размер административного штрафа подлежащего уплате должен составлять:

ПШ (штраф, подлежащий наложению) = 650 000 – 87 500 * 1 = 562 500 рублей.

Таким образом, размер административного штрафа по ч. 1 ст. 14.32 КоАП РФ подлежащий уплате в бюджет составляет: 562 500 рублей (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 коп.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1.  Признать юридическое лицо -  АО «Чувашская энергосбытовая компания»)  юридический адрес: 428000, Чувашская Республика,   г. Чебоксары, ул. Гладкова                 д. 13а (ИНН 2128700232 КПП 213050001; ОГРН 1052128000033), виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена   ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ.

2. Назначить  АО «Чувашская энергосбытовая компания»)  административный штраф в  размере   562 500 (пятьсот шестьдесят две тысячи пятьсот)  руб.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу.

 

Штраф надлежит  перечислить на счет N 40101810900000010005 в Отделение –НБ Чувашской Республики г. Чебоксары, БИК 049706001.

В поле «Получатель»: УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России),

ИНН 2128017971, КПП 213001001, код КБК16111602010016000140; ОКТМО 977701000.

Назначение платежа:  Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России № 36/04-А-2018 от 03 сентября 2018 г.

 Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 60-дневный срок представить  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3  КоАП РФ  в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления и вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны