Постановление №04-07/10060 Постановление Управления в отношении ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от 15 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 53/04-А-2014

 

15 декабря 2014 г.                                                                                            г. Чебоксары

 

Я, «…», рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 53/04-А-2014, возбужденного по признакам нарушения части 1 статьи 14.32  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении

Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, юридический адрес: 428003, Чувашская Республика г. Чебоксары, ул. Ю. Гагарина, д. 20, ИНН 2128004517, КПП 213001001, ОГРН 1022101129775.

в присутствии представителя Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики: «…» действующей  по доверенности от 04 декабря 2014 г. № 113, выданной Государственным унитарным предприятием Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Ввиду наличия в действиях Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее – ГУП ЧР «Чувашавтотранс») признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, «…» 05.12.2014 возбуждено производство по настоящему делу.

Частью 1 статьи 29.6 КоАП установлен 15-дневный срок для рассмотрения дела об административном правонарушении, который исчисляется со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении протокола об административном правонарушении.

Определением № 53/04-АМЗ-2014 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 05.12.2014 № 04-07/9718 рассмотрение данного дела об административном правонарушении назначено на 12 декабря 2014 г.  13 часов 45 минут.

Определением № 53/04-АМЗ-2014 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 10.12.2014 № 04-07/9901 рассмотрение данного дела об административном правонарушении перенесено на 15 декабря 2014 г.  11 часов 00 минут.

Определение от 05.12.2014 № 04-07/9718 и протокол от 05.12.2014 № 04-07/9717  были вручены 05.12.2014 представителю  ГУП ЧР «Чувашавтотранс», действующему по доверенности от 04 декабря 2014 г. № 113, выданной ГУП ЧР «Чувашавтотранс», о чем свидетельствует его подпись о получении.

Кроме того определение от 05.12.2014 № 04-07/9718 и протокол от 05.12.2014 № 04-07/9717 были направлены посредством федеральной почтовой службы в адрес ГУП ЧР «Чувашавтотранс», о чем свидетельствует уведомление № 44528-1 от 08.12.2014.

Определение от 10.12.2014 №04-07/9901 было направлено посредством федеральной почтовой службы в адрес ГУП ЧР «Чувашавтотранс», за реестровым номером 44577 от 11.12.2014.

Изучив материалы дела, прихожу к следующему.

Комиссия Чувашского УФАС России решением от 29 июля 2014 года по делу № 09/04-АМЗ-2014 ГУП ЧР «Чувашавтотранс» признало нарушившим часть 3 статьи 15, часть 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Нарушение Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства выразилось в следующем.

В Чувашское УФАС России (далее - Управление) поступило заявление   «…», через Прокуратуру Чувашской Республики о передаче ГУП ЧР «Чувашавтотранс» автобусных маршрутов на обслуживание другим перевозчикам (ИП Павлову В.А., ИП Федотову В.В., ИП Георгиеву А.А.) за плату и исполнении данным предприятием функций организатора пассажирских перевозок для рассмотрения обращения по признакам нарушения ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Закона о защите конкуренции.

Кроме того, в Управление поступило обращение ООО «Милта» (далее – Заявитель, адрес: 428010, Чувашская Республика, г.Чебоксары, пер. Ягодный, д.4), в котором заявитель указывает на злоупотребление ГУП ЧР «Чувашавтотранс» доминирующим положением на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом на пригородном маршруте № 233 «Анаткас-Марги – Чебоксары (Привокзальная АС)», выражающееся в необоснованно высокой цене услуги – навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него и не относящегося к предмету договора.

На основании изложенного и в связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом по Управлению от 14.03.2014 № 77 возбуждено дело № 09/04-АМЗ-2014 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики  по признакам нарушения части 3 статьи 15, части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев и проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, Комиссия Чувашского УФАС России установила следующие обстоятельства по делу.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров ЧР от 06.06.2012 № 217, исполняет функции организатора по реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области транспорта и дорожного хозяйства на территории Чувашской Республики; организует осуществление контроля за деятельностью подведомственных организаций; исполняет функции организатора по проведению конкурсов в области транспорта.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) в соответствии с лицензией от 05.11.2002 № АСС-21-007472, выданного Управлением государственного автодорожного надзора по Чувашской Республике по видам работ (услуг):

- регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

- регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Приказом от 24.07.2009 №85 ГУП ЧР «Чувашавтотранс» включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, по деятельности, обеспечивающей пригородные и междугородные перевозки пассажиров (продажа билетов и резервирование мест в автобусах; посадка, высадка пассажиров и иные услуги автовокзалов) с долей более 85%:

- на рынке услуг по пригородным пассажирским перевозкам (ОКВЭД 60.21.1) в границах Чувашской Республики;

- на рынке услуг по междугородным пассажирским перевозкам (ОКВЭД 60.21.1) в границах Чувашской Республики.

Таким образом, установлено, что ГУП ЧР «Чувашавтотранс», занимая доминирующее положение, может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынках услуг по пригородным пассажирским перевозкам (ОКВЭД 60.21.1) и услуг по междугородным пассажирским перевозкам (ОКВЭД 60.21.1) в границах Чувашской Республики., в том числе возможность устанавливать цены на услуги и условия оказания услуг.

Согласно представленной информации ГУП ЧР «Чувашавтотранс» («Управление») заключил с перевозчиками договоры на выделение подвижного состава на междугородных маршрутах с «Перевозчиками» (письмо от 21.01.2014 № 75 с приложением копий подтверждающих документов):

- с ООО «Милта» договор от 31.12.2013 № 19-792/3-в по межмуниципальному автобусному маршруту № 233 «Анаткас-Марги – Чебоксары»;

- с ИП Федотовым В.В. договор от 25.12.2013 № 13-762/12-в по междугороднему автобусному маршруту № 266 «Чебоксары - Новочебоксарск»;

- с ИП Павловым В.А. договор от 25.12.2013 № 13-760/12-в по междугороднему автобусному маршруту № 270 «Чебоксары - Новочебоксарск» и договор от 25.12.2013 № 13-761/12-в по междугороднему автобусному маршруту № 332 «Чебоксары - Новочебоксарск»;

- с ИП Георгиевым А.А. договор от 01.01.2014 № 14-23/3-в по междугороднему автобусному маршруту № 710 «Чебоксары (Новосельская АС) - Ядрин»,

согласно которым, Управление оказывает перевозчику услуги по привлечению подвижного состава на перевозку пассажиров, в том числе услуги по проведению техосмотра и текущего ремонта, услуги по стоянке и мойке транспортных средств. Перевозка пассажиров осуществляется автотранспортом перевозчика по установленной схеме движения маршрута в соответствии с утвержденным расписанием движения и графиком работы.

Согласно пункту 2.1 договора Предприятие (появляется третья сторона в договоре – Чебоксарское ПАТП – филиал ГУП ЧР «Чувашавтотранс») обязано организовать работу транспортных средств перевозчика, проведение диспетчеризации перевозок, выполняемых перевозчиком и др. услуги. Перевозчик обязуется данные услуги принять и оплатить в установленные сроки, а также организовать подачу транспортных средств, выполнять перевозки по маршруту.

Все заключенные между предприятием и перевозчиками договоры на выделение подвижного состава на междугородных (пригородных) маршрутах идентичны.

Договором между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и перевозчиками устанавливается размер ежемесячного платежа за «услуги по привлечению подвижного состава». Согласно пункту 4.2 договора перевозчик ежемесячно выплачивает ГУП ЧР «Чувашавтотранс» денежную сумму «за услуги по привлечению подвижного состава» на маршрутах согласно Приложению № 3 («…», путем внесения денежных средств в кассу предприятия или перечислением на расчетный счет предприятия, либо удерживается из кассовой выручки Перевозчика.

Указанная сумма устанавливается ГУП ЧР «Чувашавтотранс» самостоятельно и подлежит оплате Управлению (предприятию) в полном объеме и возврату Перевозчику не подлежит вне зависимости от фактически оказанного объема услуг.

Услуги по техосмотру, стоянке и мойке оказываются только после предоплаты перевозчиком «услуг по привлечению подвижного состава», т.е. право перевозчика осуществлять пассажирские перевозки по конкретному маршруту поставлено в зависимость от ежемесячной платы ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Согласно квитанции об оплате с перевозчиков принимается ежемесячная плата «за услуги по организации перевозок пассажиров».

В едином государственном реестре маршрутов перевозчиком по маршруту № 233, 266, 270, 332 и 710 является ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Согласно расписанию движения автобусов по пригородным маршрутам Чувашской Республики (размещено на официальном сайте Минтранса Чувашии) перевозчиком по этим же маршрутам также является ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Изложенное в данном абзаце также подтверждается письмом Минтранса Чувашии от 25.07.2014 № 051/08-4024.

Кроме того, согласно условий договоров между предприятием и предпринимателями ГУП ЧР «Чувашавтотранс» вправе осуществлять контроль качества предоставляемых перевозчиком услуг по пассажирским перевозкам, за соблюдением перевозчиком правил дорожного движения и других нормативных документов по безопасности движения (пункт 2.2 договора).

Из представленных документов следует, что перевозчики (предприниматели и общество) также самостоятельно не осуществляют перевозочную деятельность по договору с ГУП ЧР «Чувашавтотранс», а нанимают лицензиатов со своими транспортными средствами, сдавая маршрут в «субаренду», заключая договор на право осуществления пассажирских перевозок на автобусном маршруте. Согласно данному договору «Арендатор маршрута» предоставляет Предпринимателю право осуществлять перевозку пассажиров на конкретном маршруте, организованном «Арендатором маршрута», перевозки осуществляются в соответствии с утвержденным «Арендатором маршрута» (т.е. на каждом уровне утверждается от имени перевозчика расписание) расписанием движения и графиком работы.

В соответствии с данным договором «Арендатор маршрута» организует работы автобуса на маршруте, обеспечивает прохождение техосмотра, диагностику, стоянку, мойку (т.е. услуг, оказываемых предпринимателю «Арендодателем маршрута»), осуществляет контроль качества услуг. За обеспечение организации работы подвижного состава предприниматель обязан ежемесячно уплачивать «Арендатору маршрута» вознаграждение, установленное дополнительным соглашением к договору.

При подаче заявки на участие в конкурсе на право заключения с Минтрансом Чувашии договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальному автобусному маршруту № 233 «Анаткас-Марги – Чебоксары» ГУП ЧР «Чувашавтотранс» обязалось осуществлять перевозку пассажиров по межмуниципальному автобусному маршруту № 233 «Анаткас-Марги – Чебоксары» в соответствии с требованиями конкурсной документации, а не организовывать их.

Данное подтверждается еще и документом, подтверждающим исполнение договора на выделение подвижного состава на междугородных маршрутах от 31.12.2013 № 19-792/3-в между ГУП ЧР «Чувашавтотранс», Чебоксарским ПАТП – филиалом ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и с ООО «Милта»: заявителем ООО «Милта» представлены копии квитанции от 13.01.2014 и кассового чека от 13.01.2014 № 0005, выданной Чебоксарским ПАТП – филиалом ГУП ЧР «Чувашавтотранс», где основанием указано – за аренду маршрута № 233 2014 г. сумма – 82 000 руб.

Дополнительно выявлено, что в едином государственном реестре маршрутов (представлено ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии письмом от 21.01.2014 № 75) перевозчиком по указанным маршрутам является ГУП «Чувашавтотранс». Договоры на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на маршруты № 266, 270, 332 и 710 не заключены с ГУП «Чувашавтотранс».

Срок заключенного 01.10.2007 между Минстроем Чувашии и ГУП ЧР «Чувашавтотранс» договора № 60 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, истек 31.12.2011 (в перечне были указаны маршруты № 266, 270, 332 и 710).

При этом ГУП ЧР «Чувашавтотранс» самостоятельно устанавливает размер ежемесячного платежа за услуги по привлечению подвижного состава для перевозчиков, предоставляя право на оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту, обслуживаемому официально ГУП ЧР «Чувашавтотранс.

ГУП ЧР «Чувашавтотранс» письмом от 08.05.2014 № 788 с приложением копий подтверждающих документов сообщило, что 11.03.2014 между ГУП «Чувашавтотранс» и Минтрансом Чувашии заключен договор № 42 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте, в приложении № 1 к которому указан перечень автобусных маршрутов, обслуживаемых предприятием. В перечне указаны в т.ч. маршруты:

- 266 (Чебоксары - Новочебоксарск);

- 270 (Чебоксары - Новочебоксарск);

- 332 (Чебоксары - Новочебоксарск);

- 710 (Чебоксары – Ядрин).

Также, этим письмом предприятие предоставило Комиссии подтверждения перечисления предпринимателями денежных средств предприятию - копии следующих платежных документов:

- платежное поручение от 06.02.2014 № 1: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору подвижного состава на маршруте № 332 и на маршруте № 270 за февраль 2014 год;

- платежное поручение от 05.03.2014 № 150: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги;

- платежное поручение от 07.03.2014 № 650: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору подвижного состава на маршруте № 332 и на маршруте № 270 за февраль 2014 года ;

- платежное поручение от 03.04.2014 № 988: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги;

- платежное поручение от 03.04.2014 № 992: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги;

- платежное поручение от 21.04.2014 № 650: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору подвижного состава на маршруте № 332 и на маршруте № 270 за февраль 2014 года.

Таким образом, подтверждается материалами дела, что имеют место отношения между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и предпринимателями как до заключения между Минтрансом Чувашии и предприятием договора № 42 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте до 11.03.2014, так и после.

При этом Комиссии не были представлены документы, подтверждающие наличие таких отношений между Минтрансом Чувашии и предприятием до заключения указанного договора № 42 на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальном маршруте, т.е. до 11.03.2014.

В свзяи с этим Комиссия определением об отложении рассмотрения дела от 13.05.2014 № 04-05/3624 запросила объяснения (с приложением копий подтверждающих документов), на каком основании ГУП «Чувашавторанс» являлся до 11.03.2014 перевозчиком на маршрутах 266 (Чебоксары - Новочебоксарск), 270 (Чебоксары - Новочебоксарск), 332 (Чебоксары - Новочебоксарск), 710 (Чебоксары – Ядрин), а также копии платежных документов (за 2013 год), свидетельствующих об исполнении привлекаемыми для работы на этих маршрутах перевозчиками пунктов 4.2 договоров на выделение подвижного состава на пригородных маршрутах, об уплате денежной суммы за услуги по привлечению подвижного состава согласно приложению № 3 к договорам.

На что предприятие письмом от 06.06.2014 № 1038 с приложением копий подтверждающих документов сообщило следующее.

До 11.03.2014 предприятие осуществляло перевозку по маршрутам 266 (Чебоксары (Медицинский центр) – Новочебоксарск (Иваново)), № 270 (Чебоксары (Альгешево) – Новочебоксарск (Сокол»)), № 332 (Чебоксары (Новосельская АС) – Новочебоксарск («Сокол»)) и № 710 (Чебоксары (Новосельская АС) – Ядрин) на основании договора № 60 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, заключенного 01.10.2007 межу Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

Срок действия указанного договора истек 31.12.2011.

Впоследствии, по истечении ранее заключенного договора, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» осуществляло перевозку пассажиров по указанным выше маршрутам на основании утвержденных паспортов маршрутов, с соблюдением обязательных обязательств сторон по договору № 60 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, заключенному 01.10.2007 между Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики и ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

В Чувашской Республике правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом регулируются Законом Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 (ред. от 30.07.2013) «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (принят Государственным Советом Чувашской Республики 23.12.2003) (далее – Закон № 48).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 48 организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах осуществляется уполномоченным органом.

В статье 7 Закона № 48 определены полномочия уполномоченного органа, который в частности:

- утверждает паспорта и схемы межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов;

- определяет потребность в регулярных пассажирских перевозках автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах;

- размещает государственный заказ на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- заключает договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом;

- осуществляет контроль за соблюдением перевозчиками и водителями законодательства Чувашской Республики в сфере регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в пределах предоставленных полномочий;

- организует конкурсы на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах.

Таким образом, законодатель однозначно определил лицо, ответственное за организацию и проведение конкурсов в сфере пассажирских перевозок.

Также предприятие предоставило Комиссии подтверждения перечисления предпринимателями денежных средств предприятию - копии следующих платежных документов:

- платежное поручение от 13.03.2013 № 1: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору от 31.01.2013 № 13-124/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 270, по договору от 28.12.2012 № 12-861/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 332 за март 2013 года;

- платежное поручение от 08.08.2013 № 1: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору от 31.01.2013 № 13-124/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 270, по договору от 28.12.2012 № 12-861/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 332 за август 2013 года;

- платежное поручение от 09.09.2013 № 1: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору от 31.01.2013 № 13-124/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 270, по договору от 28.12.2012 № 12-861/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 332 за сентябрь 2013 года;

- платежное поручение от 07.10.2013 № 1: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору от 31.01.2013 № 13-124/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 270, по договору от 28.12.2012 № 12-861/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 332 за октябрь 2013 года;

- платежное поручение от 07.11.2013 № 433: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору от 31.01.2013 № 13-124/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 270, по договору от 28.12.2012 № 12-861/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 332 за ноябрь 2013 года;

- платежное поручение от 05.12.2013 № 347: ИП Павлов В.А. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. по договору от 31.01.2013 № 13-124/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 270, по договору от 28.12.2012 № 12-861/12-в на выделение подвижного состава на маршруте № 332 за декабрь 2013 года;

- приходный кассовый ордер от 05.02.2013 № 6: ИП Федотов В.В. внес в кассу ГУП «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги по организации осуществления перевозок за маршрут № 266 за февраль 2013 года за 6 машин;

- приходный кассовый ордер от 06.03.2013 № 13: ИП Федотов В.В. внес в кассу ГУП «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги по организации осуществления перевозок за маршрут № 266 за март 2013 года за 6 машин;

- приходный кассовый ордер от 04.04.2013 № 18: ИП Федотов В.В. внес в кассу ГУП «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги по организации осуществления перевозок за маршрут № 266 за апрель 2013 года за 6 машин;

- приходный кассовый ордер от 06.05.2013 № 20: ИП Федотов В.В. внес в кассу ГУП «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги по организации осуществления перевозок за маршрут № 266 за май 2013 года за 6 машин;

- приходный кассовый ордер от 04.06.2013 № 23: ИП Федотов В.В. внес в кассу ГУП «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги по организации осуществления перевозок за маршрут № 266 за июнь 2013 года за 6 машин;

- приходный кассовый ордер от 05.07.2013 № 27: ИП Федотов В.В. внес в кассу ГУП «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги по организации осуществления перевозок за маршрут № 266 за июль 2013 года за 6 машин;

- платежное поручение от 13.08.2013 № 47: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги;

- платежное поручение от 03.09.2013 № 234: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги;

- платежное поручение от 03.10.2013 № 711: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги;

- платежное поручение от 06.11.2013 № 847: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги;

- платежное поручение от 04.12.2013 № 489: ИП Федотов В.В.. перечислил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» «…» руб. за услуги.

Комиссией также установлено, что факты перечисления вышеуказанных денежных средств также подтверждаются дополнительно копиями документов, предоставленных в материалы дела:

- ИП Федотовым В.В. (копия квитанции к приходному кассовому ордеру от 09.01.2014 № 1 на сумму 42 000 руб. за услуги по организации осуществления перевозок по маршруту № 266 за январь 2014 года за 7 машин);

- ИП Павловым В.А. (письмо от 05.06.2014 № 25 по маршрутам № 270 и 332).

Таким образом, Комиссия установила и материалами дела подтверждается, что в период с окончания срока заключенного 01.10.2007 между Минстроем Чувашии и ГУП ЧР «Чувашавтотранс» договора №60 на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, который истек 31.12.2011, по 11.03.2014 предприятие осуществляло перевозку по маршрутам 266 (Чебоксары (Медицинский центр) – Новочебоксарск (Иваново)), № 270 (Чебоксары (Альгешево) – Новочебоксарск (Сокол»)), № 332 (Чебоксары (Новосельская АС) – Новочебоксарск («Сокол»)) и № 710 (Чебоксары (Новосельская АС) – Ядрин) не имея на то законного права, в отсутствие договора с заказчиком - Минтрансом Чувашии.

Доказательств того, что ГУП ЧР «Чувашавтотранс» является перевозчиком на названных выше маршрутах и привлекает для указанной деятельности перевозчиков для обслуживания маршрута на законных основаниях, Комиссии не представлено.

Следовательно, ГУП ЧР «Чувашавтотранс» не обладая законным правом на обслуживание маршрутов № 266 (Чебоксары (Медицинский центр) – Новочебоксарск (Иваново)), № 270 (Чебоксары (Альгешево) – Новочебоксарск (Сокол»)), № 332 (Чебоксары (Новосельская АС) – Новочебоксарск («Сокол»)) и № 710 (Чебоксары (Новосельская АС) – Ядрин), не имея договоров с заказчиком пассажирских перевозок, не имел правовых оснований для заключения договоров на выделение подвижного состава на междугородных (пригородных) маршрутах, а также для включения в договоры с предпринимателями требований о ежемесячной арендной плате за использование маршрута и предоставление права работать на маршруте.

Письмом от 15.07.2014 № 051/28-3835 Минтранс Чувашии сообщило, что предприятие не информировало министерство об изменениях в структуре парка эксплуатрируемых автобусов на маршруте № 233 «Анаткас-Марги – Чебоксары», а также преоставило перечень автобусов, привлекаемых ГУП ЧР «Чувашавтотранс» для осуществления регулярных пассажирских перевозок по маршрутам № 266, 270, 332 «Чебоксары – Новочебоксарск» и № 710 Чебоксары – Ядрин».

Письмом от 14.07.2014 № 1243 ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с приложением копий подтверждающих документов предоставило информацию о том, что после расторжения договора № 13-792/3-в от 31.12.2013 с ООО «Милта» пассажирские перевозки по указанному маршруту осуществляются автобусами, заявленными в конкурсной документации, т.е. теми автобусами, которые указаны при подаче предприятием заявки на участие в открытом конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организуемых сверх государственного заказа, проведенного на основании приказа Минтранса Чувашии от 29.08.2012 № 02-03/21 «О проведении открытого конкурса» (лот № 8 автобусный маршрут №233 «Анаткас-Марги-Чебоксары»). В соответствии с конкурсной заявкой ГУП ЧР «Чувашавтотранс» заявлялся один собственный автобус марки ПАЗ-320402-03 с рег. № АО 406 и два привлеченных по договорам аренды марки Форд 222709 рег. № В 494 ОХ и № В 492 ОХ.

При этом предприятием предоставлены копии сведений о договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на автобусы, перевозчиком по которым является ИП Алексеев А.И. (ИНН 211603042808) и по которым истекли сроки договоров 30.03.2014, что свидетельствует о несоответствии представленной информации той, которая представлялась предприятием на открытый конкурс (письмом представлены данные на два автобуса FORD TRANZIT 222709 с регистрационными номерами В492ОХ21и В494ОХ21 (вместимость 19) и на автобус ГАЗ 322132 (Газель, вместимость 13) с регистрационным номером О936ХХ21 против ПАЗ 320402-03 с регистрационным номером АО406, указанной в заявке).

При сверке предоставленнной информации Минтрансом Чувашии (письмо от 15.07.2014 № 051/28-3835) и предприятием (письмо от 14.07.2014 № 1243), Комиссией также установлено следующее (см.таблицу № 1)

Таблица № 1

маршрута

Данные министерства

Данные предприятия

Модель транспортного средства

Государственный регистрационный знак

Модель транспортного средства

Государственный регистрационный знак

233

По информации министерства, предприятие не информировало об изменениях в структуре парка эксплуатируемых автобусов

FORD TRANZIT 222709

FORD TRANZIT 222709

ГАЗ 322132

В492ОХ21

В494ОХ21

О936ХХ21

266

Форд 222702

SOLLERS B-CF

MERSEDES-BENZ

HYUNDAI HD COUNTI

222709

FORD ИМЯ-М-3006

FST613

RENAULT MASTER

FST613

SITROEN L44M2C

ИМЯ-3030

FORD 222702

ПЕЖО 442M2-A

WOLKSWAGEN

FORD 222702

MERSEDES-BENZ

MERSEDES-BENZ

MERSEDES-BENZ

FORD 222702

FORD 222702

MERSEDES-BENZ

FST613

MERSEDES-BENZ

FORD 222702

Всего 24 автобуса

В095ТО21

В375УН21

А017ОА21

АН879 21

В886МС21

В511РС21

В865РН21

ЕО06821

В154ХР21

В671ТУ21

В715ТА21

АН503 21

В773НА21

D643

А634ХХ21

В463МЕ21

О909ВН21

В226ТО21

А301УТ21

А474ТО21

В723ОН21

А768ХА21

Е844ЕО21

А864ОС21

Форд 222702

SOLLERS B-CF

MERSEDES-BENZ

HYUNDAI HD COUNTI

222709

FORD ИМЯ-М-3006

FST613

RENAULT MASTER

FST613

SITROEN L44M2C

ИМЯ-3030

FORD 222702

ПЕЖО 442M2-A

WOLKSWAGEN

FORD 222702

MERSEDES-BENZ

MERSEDES-BENZ

MERSEDES-BENZ

FORD 222702

FORD 222702

MERSEDES-BENZ

FST613

MERSEDES-BENZ

FORD 222702

Всего 24 автобуса, из них 6 резервных

В095ТО21

В375УН21

А017ОА21

АН879 21

В886МС21

В511РС21

В865РН21

ЕО06821

В154ХР21

В671ТУ21

В715ТА21

АН503 21

В773НА21

D643

А634ХХ21

В463МЕ21

О909ВН21

В226ТО21

А301УТ21

А474ТО21

В723ОН21

А768ХА21

Е844ЕО21

А864ОС21

270

ГАЗ 322132

FORD

Луидор-225000

ГАЗ 322132

Луидор-225000

FORD

WOLKSWAGEN

ГАЗ 322132

FORD

ГАЗ 322132

ГАЗ 322132

32361

FORD

FORD

FORD

FORD

FORD

FORD

ГАЗ 322132

FORD

FORD

32750-02

ПЕЖО

Всего 23 автобуса

В168СМ21

В980ЕН21

В177СУ21

АН765 21

В119ТА21

В964СВ21

АО45821

А203ТР21

В591РО21

АЕ652 21

В678ЕР21

О421АО21

Е926ЕС21

Е272КО21

В547ХУ21

В596КН21

В830ЕО21

В700ТР21

Е795ЕО21

АН305 21

В514СХ21

В365ТА21

В313ОВ21

ГАЗ 322132

FORD

Луидор-225000

ГАЗ 322132

Луидор-225000

FORD

WOLKSWAGEN

ГАЗ 322132

FORD

ГАЗ 322132

ГАЗ 322132

32361

FORD

FORD

FORD

FORD

FORD

FORD

ГАЗ 322132

FORD

FORD

32750-02

ПЕЖО

Всего 23 автобуса, из них 2 резервных

В168СМ21

В980ЕН21

В177СУ21

АН765 21

В119ТА21

В964СВ21

АО45821

А203ТР21

В591РО21

АЕ652 21

В678ЕР21

О421АО21

Е926ЕС21

Е272КО21

В547ХУ21

В596КН21

В830ЕО21

В700ТР21

Е795ЕО21

АН305 21

В514СХ21

В365ТА21

В313ОВ21

332

ФОРД 224326

ФОРД 224326

WOLKSWAGEN

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ИМЯ-М 3006

ФОРД 224326

ФОРД 224326-02

ФОРД 224326-02

Луидор-2237ОС

ИМЯ-М 3006

222700

ПЕЖО

ФОРД 224326

ФИАТ ДУКАТО

ФОРД 224326

222709

ИМЯ-М 3006

222702

Мерседес Бенц 22360С

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ИМЯ-М306

ФОРД 224326

ИМЯ-М306

Хендай

Богдан

Всего 29 автобусов

 

А223УС21

О566СС21

А470ОО21

В832ХН21

В447ХК21

В165НТ21

У555АЕ21

В589ХС21

В364УН21

В686ХС21

А885УА21

В585ХА21

588АН21

В397ХН21

Е841ЕТ21

А748ХР21

В433ХО21

В566ТР21

В289РТ21

А790КВ21

Е832ЕО21

О258ОО21

В493ЧА21

Е581КС21

В958СС21

В128КВ21

В742ТВ21

В219УА21

В197ХУ21

 

ФОРД 224326

ФОРД 224326

WOLKSWAGEN

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ИМЯ-М 3006

ФОРД 224326

ФОРД 224326-02

ФОРД 224326-02

Луидор-2237ОС

ИМЯ-М 3006

222700

ПЕЖО

ФОРД 224326

ФИАТ ДУКАТО

ФОРД 224326

222709

ИМЯ-М 3006

222702

Мерседес Бенц 22360С

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ФОРД 224326

ИМЯ-М306

ФОРД 224326

ИМЯ-М306

Хендай

Богдан

Всего 29 автобусов, из них 1 резервный

А223УС21

О566СС21

А470ОО21

В832ХН21

В447ХК21

В165НТ21

У555АЕ21

В589ХС21

В364УН21

В686ХС21

А885УА21

В585ХА21

588АН21

В397ХН21

Е841ЕТ21

А748ХР21

В433ХО21

В566ТР21

В289РТ21

А790КВ21

Е832ЕО21

О258ОО21

В493ЧА21

Е581КС21

В958СС21

В128КВ21

В742ТВ21

В219УА21

В197ХУ21

 

710

ГАЗ-322122

ГАЗ-322122

ИМЯ-М-3006

Фиат Дукато

Богдан-09214

Фиат Дукато

Всего 6 автобусов

АО734 21

АО445 21

В565ОС21

В421ЕТ21

В124ЕО21

АО835 21

ГАЗ-322122

ГАЗ-322122

ИМЯ-М-3006

Фиат Дукато

Богдан-09214

Фиат Дукато

Всего 6 автобусов

АО734 21

АО445 21

В565ОС21

В421ЕТ21

В124ЕО21

АО835 21

При этом Комиссия отмечает, что ни по одному из указанных в таблице № 1 автобусов ГУП ЧР «Чувашавтотранс» не является лицензиататом и страхователем гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

То, что перечень автобусов, предоставленных министерством и предприятием по маршрутам 266, 270, 332 и 710 совпадает говорит о том, что министерство в полном объеме обладает информацией об осуществлении перевозок на названных маршрутах не ГУП ЧР «Чувашаватотранс», а иными перевозчиками.

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильной службы):

- маршрут - путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (пункт 8);

- маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9);

- перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу (пункт 13).

В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 4 Устава автомобильной службы:

- перевозки пассажиров и багажа, грузов осуществляются в городском, пригородном, междугородном, международном сообщении;

- перевозки в пригородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов;

- перевозки в междугородном сообщении осуществляются между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов.

Согласно статье 5 Устава автомобильной службы перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

- регулярные перевозки;

- перевозки по заказам;

- перевозки легковыми такси.

При этом, исходя из частей 1 и 2 статьи 19 Устава автомобильной службы регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок и относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 «Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии» Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности устанавливаются исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280 утверждено «Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)» (далее – Положение о лицензировании).

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

а) регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

б) регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки (пункт 1).

Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).

Правоотношения, связанные с организацией регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах Чувашской Республики регулирует Закон Чувашской Республики от 29.12.2003 № 48 «Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике» (далее – Закон об организации перевозок).

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона об организации перевозок организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, осуществляются уполномоченным органом.

Согласно Закону об организации перевозок, перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и доставить багаж в пункт назначения и выдать багаж управомоченному на его получение лицу, а организатор - заказчик регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом - орган исполнительной власти Чувашской Республики, уполномоченный Кабинетом Министров Чувашской Республики по организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на маршрутах регулярных перевозок (уполномоченный орган).

В соответствии с «Современным экономическим словарем» Стародубцева Е.Б. организация пассажирских перевозок - реализация комплекса организационных мероприятий и распорядительных действий, направленных на удовлетворение потребностей населения в пассажирских перевозках.

Таким образом, перевозчик в соответствии с обязательствами, взятыми по договору с уполномоченным органом должен надлежащим образом в период определенный договором осуществлять пассажирские перевозки по указанным маршрутам, а не организовывать их.

Полномочия уполномоченного органа определены статьей 7 Закона об организации перевозок, в том числе размещение государственного заказа, заключение с перевозчиками договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, организация взаимодействия перевозчиков, осуществляющих регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом, осуществление контроля за соблюдением перевозчиками и водителями законодательства Чувашской Республики в сфере регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в пределах предоставленных полномочий, координация работы пассажирского автомобильного транспорта, организация конкурсов на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, осуществление регионального государственного контроля за соблюдением перевозчиками правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и требований, ведение Единого реестра регулярных автобусных маршрутов Чувашской Республики с указанием перевозчиков, заключивших договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом и др.

В соответствии с Правилами организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров ЧР от 26.12.2012 № 594, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики является организатором-заказчиком регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах.

В соответствии с Положением о Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, утвержденным Постановлением Кабинета Министров ЧР от 06.06.2012 № 217 (далее - Положение), Минтранс Чувашии является органом исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющим государственную политику в области транспорта и дорожного хозяйства.

В соответствии с Положением Минтранс Чувашии исполняет функции организатора по реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ в области транспорта и дорожного хозяйства на территории Чувашской Республики; организует осуществление контроля за деятельностью подведомственных организаций; исполняет функции организатора по проведению конкурсов в области транспорта.

Согласно Уставу ГУП ЧР «Чувашавтотранс», утвержденного приказом Министерства градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики от 26.09.2006 № 04-13/201 (http://www.bus21.ru/) является коммерческой организацией, учредителем и собственником предприятия является Чувашская Республика, является подведомственным предприятием Минтранса Чувашии. Целями предприятия являются: производство продукции, выполнение работ, оказание услуг для выполнения социально-экономических заказов, удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Основными видами деятельности предприятия являются оказание транспортных услуг по перевозке и другие виды услуг, связанные с перевозочным процессом. Таким образом, ГУП ЧР «Чувашатотранс» является хозяйствующим субъектом. Организация пассажирских перевозок не входит в функции предприятия.

Как указывалось выше, ГУП ЧР «Чувашавтотранс имеет лицензию от 05.11.2002 № АСС-21-007472 на:

- регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

- регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Комиссия, рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы, пришла к выводу, что договоры на выделение подвижного состава является разновидностью организационных договоров, который направлен на возникновение права перевозчика осуществлять пассажирские перевозки, которое предоставляет ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Договор, заключаемый между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и перевозчиком, носит организационный характер, поскольку определяет не только условия организации пассажирских перевозок, вместе с тем осложнен элементами иных договорных конструкций: оказывать перевозчику услуги, связанные с проведением техосмотра, ремонта транспортных средств, стоянке и мойке транспортных средств носит характер возмездного оказания услуг, оплачиваемых перевозчиком согласно приложению № 2 к договору (п.1.1 договора), совместной деятельности.

Указанный договор не поименован ни в ГК РФ, ни в иных нормативных правовых актах, а его содержание вытекает из задач и функций ГУП ЧР «Чувашавтотранс», закрепленных в Уставе. На практике заключаемый ГУП ЧР «Чувашавтотранс» и перевозчиками договор о выделении подвижного состава следует считать организационным договором, направленным на организацию исполнения обязанности перевозчика по доставке пассажира и багажа в пункт назначения, вытекающую из договора перевозки.

Договор на выделение подвижного состава искажает истинный предмет договора и выполнение ГУП ЧР «Чувашавтотранс» функций организатора пассажирских перевозок.

После прекращения Чувашским УФАС России практики заключения ГУП ЧР «Чувашавтотранс» с перевозчиками договоров об оказании услуг по организации осуществления пассажирских перевозок, в соответствии с которыми предприятие оказывало перевозчикам услуги по организации осуществления перевозок пассажиров, в настоящее время действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по заключению договора на выделение подвижного состава направлены на достижение тех же целей, влекут те же правовые последствия и прикрывают действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» по организации пассажирских перевозок.

Согласно письму ГУП ЧР «Чувашавтотранс», представленному в материалы дела, основания для осуществления перевозок по данным маршрутам после истечения срока действия договора у ГУП ЧР «Чувашавтотранс» отсутствовали. Договор с министерством в 2012 году не заключался, конкурс по маршрутам № 266, 270, 332, 710 не проводился.

Таким образом, ГУП «Чувашавтотранс», не обладая правом на обслуживание маршрутов, не имея договоров с организатором пассажирских перевозок, сдает маршрут в аренду индивидуальным предпринимателям за определенную договором плату, осуществляя тем самым функции организатора пассажирских перевозок и выполняя определенные контрольно-надзорные функции в сфере организации пассажирских перевозок.

Данные обстоятельства создают возможность ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке и определять условия доступа перевозчиков на рынок пассажирских перевозок, а также устанавливать при предоставлении такого доступа требований к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, что в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции указывает на ограничение конкуренции на данном рынке.

Поскольку организация транспортного обслуживания населения на междугородных маршрутах находится в компетенции Минтранса Чувашии, то он, как уполномоченный орган, обязан самостоятельно осуществлять свои полномочия, его действия (бездействие) по решению вопросов организации транспортного обслуживания не должны препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности, создавать неравные условия для хозяйствующих субъектов, решения о предоставлении права осуществлять пассажирские перевозки должны быть объективными и не могут ставиться в зависимость от наличия или отсутствия договорных отношений с каким-либо хозяйствующим субъектом, либо между хозяйствующими субъектами.

Деятельность иных перевозчиков поставлена в зависимость от условий доступа на рынок, установленных ГУП ЧР «Чувашавтотранс», на платной основе, без конкурса в нарушение части 4 статьи 4 Закона об организации пассажирских перевозчиков.

Из имеющихся в материалах дела документов следует, что Минтрансу Чувашии было известно о привлечении предприятием иных перевозчиков на маршруты 266, 270, 332 и 710, вместе с тем, Минтранс Чувашии не усмотрел нарушений ГУП ЧР «Чувашавтотранс».

Таким образом, Минтранс Чувашии своим бездействием предоставил ГУП ЧР «Чувашавтотранс» право организовывать работу перевозчиков на маршруте на внеконкурсной основе и без заключенного с организатором договора, а ГУП ЧР «Чувашавтотранс», не обладая правами на маршруты, привлекает самостоятельно перевозчиков на маршруты, обеспечивая им доступ на рынок пассажирских перевозок, нарушили законодательство в сфере пассажирских перевозок на регулярных маршрутах и устранили конкуренцию на данном товарном рынке путем предоставления прав на осуществление пассажирских перевозок по пригородным и междугородным автобусным маршрутам третьим лицам, что является нарушением части 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушение антимонопольного законодательства установлено на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельности обозначен как перевозки междугородные регулярные пассажирские автобусами, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.41.110), Общероссийским классификатор видов экономической деятельности - ОК 029-2007 - междуго¬родные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию код (60.21.13).

Географическими границами рынка, в силу особенностей, является - маршрут, который представляет локальный рынок. Следует учитывать, что распределение перевозчиков по маршрутам, когда каждый маршрут закреплен за конкретным перевозчиком, и пассажир не имеет возможности выбрать других перевозчиков, так как они работают на других маршрутах, приводит к разделению рынка по территориальному принципу на ряд локальных монопольных рынков-маршрутов.

Таким образом, специфика транспортной инфраструктуры, заключается в том, что конкуренция реально происходит на конкретных маршрутах. Успех предпринимательской деятельности на этом рынке во многом зависит от того, как происходит распределение перевозчиков по маршрутам.

Рынки пассажирских перевозок на пригородных и междугородных маршрутах в Чувашской Республике являются конкурентными, так как на данных рынках осуществляют деятельность множество хозяйствующих субъектов (согласно письму Минтранса Чувашии от 25.07.2014 № 051/08-4024 (л.д. 154-163 т.4) таких хозяйствующих субъектов на пригородных и междугородных маршрутах действует более 60).

С учетом вышеизложенного, Комиссия решила:

Признать действия Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» (Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гагарина, д.20) по осуществлению функций организатора-заказчика регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом нарушающими часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Признать соглашение Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (Чувашская Республика, г.Чебоксары, ул. Гагарина, д.20) и Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» нарушающим пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» предписания об устранении выявленных нарушений антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Согласно части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях предусмотренными статьями Кодекса, в т.ч. статьей 14.32 КоАП РФ, является принятие решения Комиссией антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.32 заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным "законодательством" Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным "законодательством" Российской Федерации согласованных действий - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

При указанных обстоятельствах, в действиях ГУП ЧР «Чувашавтотранс» усматриваю совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемой ситуации у ГУП ЧР «Чувашавтотранс» имелась возможность для соблюдения правил и норм, установленных Федеральным законом «О защите конкуренции».

         Таким образом, вывод о виновности ГУП ЧР «Чувашавтотранс» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена  частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, однозначен.

В соответствии с п. 4 ст. 3.5 КоАП РФ при расчете размера административного штрафа берется выручка от реализации услуги за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение. Таким образом,  при  расчете штрафа берется  выручка за 2013 год.

Под выручкой от реализации товаров (работ, услуг) понимается выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма совокупного размера выручки ГУП ЧР «Чувашавтотранс» от реализации всех услуг за 2013 г., согласно данным представленным ГУП ЧР «Чувашавтотранс» письмом от 01.12.2014 № 04-07/9000, составила «…» руб.

Размер выручки от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, а именно сумма выручки на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования за 2013 г., согласно данным представленным ГУП ЧР «Чувашавтотранс» письмом от 01.12.2014 № 04-07/9000, составила «…» руб.

            К расчету максимального штрафа принимаем величину равную 3 процентам от суммы выручки на рынке товаров, если сумма выручки от реализации товара составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки.

            Так, максимальный штраф составит 3 процента от суммы выручки на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). (пункт «б» части 1).

                        «…»

            Рассчитывается минимальный размер административного штрафа (МинШ):

0,3 процент суммы выручки от реализации товара, на рынке которого произошло нарушение, если эта сумма составляет более 75 процентов совокупной суммы выручки.

                        «…»

             Базовый штраф определяется как сумма минимального размера административного штрафа (МинШ) и половина разности максимального размера административного штрафа (МаксШ) и минимального размера административного штрафа (МинШ) по формуле: БШ=(МаксШ-МинШ)/2 + МинШ

            «…»

             Размер административного штрафа, который подлежит применению (ПШ), является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной  на соответствующие  обстоятельствам выявленного правонарушения величины, уменьшающие  на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

Поскольку обстоятельств, уменьшающих  штраф  (ОС) и обстоятельств, увеличивающих  штраф (ОО) не выявлено, то размер административного штрафа, который подлежит применению составляет -

ПШ = 7 969 533 руб.

Правонарушение совершено по месту нахождения Государственного унитарного предприятия Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики - Чувашская Республика г. Чебоксары, ул. Ю. Гагарина, д. 20. Факт  нарушения установлен решением от 29.07.2014 по делу № 9/04-АМЗ-2014).

При изучении материалов дела рассмотрена возможность применения малозначительности.

Согласно  статье 2.9 КоАП  РФ  при малозначительности  совершенного правонарушения  должностное лицо уполномоченное решить  дело об административном  правонарушении может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

У ГУП ЧР «Чувашавтотранс» имелась возможность для надлежащего исполнения возложенной на него обязанности и соблюдения требований антимонопольного законодательства, однако оно не предприняло зависящие от него меры для соблюдения требований Закона о защите конкуренции и нарушил установленные нормативными правовыми актами порядок ценообразования, тем самым ущемил интересы контрагентов.

Согласно абзацам 3 и 4 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Аналогично согласно разъяснения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Действия ГУП ЧР «Чувашавтотранс» образуют состав  административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ не формально. Они содержат  существенную угрозу охраняемым  общественным отношениям,  в области антимонопольного законодательства, что не позволяет признать совершенное правонарушение малозначительным и освободить юридическое лицо от административной ответственности по этому основанию.

            С учетом изложенных  обстоятельств рассчитанная  величина  штрафа составляет 7 969 533 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями  4.1, 23.48,  29.9 и ч. 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Чувашского УФАС России  «…»

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать Государственное унитарное предприятие Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (428003, Чувашская Республика г. Чебоксары, ул. Ю. Гагарина, д. 20, ИНН 2128004517, КПП 213001001, ОГРН 1022101129775) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ назначить Государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 969 533 руб. (семь миллионов девятьсот шестьдесят девять тысяч пятьсот тридцать три) рублей.

 

Штраф надлежит  перечислить на счет N 40101810900000010005 в Отделение – НБ Чувашской Республики в г. Чебоксары, БИК 049706001.

В поле "Получатель": УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России),

ИНН 2128017971, КПП 213001001, код КБК 161 116 02010 01 6000 140; ОКТМО 97 701 000.

Назначение платежа:  Штраф согласно постановлению Чувашского УФАС России № 53/04-А-2014 от 15 декабря 2014 г.

 Надлежащим образом заверенную копию платежного документа, подтверждающую уплату штрафа, в 30-дневный срок представить  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике – Чувашии.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3  КоАП РФ  в судебном порядке в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления и вступает в силу в соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со срока, указанного в части 1 статьи 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшие постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, его территориального органа, а также иного государственного органа, уполномоченного осуществлять производство по делам об административных правонарушениях (за исключением судебного пристава-исполнителя), составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Копия протокола об административном правонарушении направляется судье в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны