Постановление №04-08/1969 Постановление Управления в отношении ООО "Ломбард ТАТ" от 3 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

№ 07-АР-2018

 

26  марта 2018 г.                                                                                         г. Чебоксары

 

             «…», рассмотрев протокол об административном правонарушении от 16.03.2018, составленный «…» и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "Ломбард ТАТ" (ИНН 21240225930, г. Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.22),

        в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, «…»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

         Решением Чувашского УФАС России от 09.01.2018 по делу № 58-Р-2017 реклама, распространяемая в выпусках газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 и 06.11.2017, с содержанием текста:               

        "ООО "Ломбард ТАТ"

        Предъявителю купона скидка на процентную ставку по займу 25%

        СТАВКА  0,33% в день

        9,9% в месяц.

        73-85-09 ул. Винокурова, 22 магазин "Самоцвет", цокольный этаж

        Срок займа 30 дней",

 

         признана нарушающей требования, определенные пунктом 2 части 2статьи 28 Закона о рекламе.

        При этом, ООО "Ломбард ТАТ" признано нарушившим требования, определенные пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

         Комиссия Чувашского УФАС России пришла к указанному решению в силу следующего.

         30.10.2017 в адрес Чувашского УФАС России поступило заявление гражданки «…» (далее – Заявитель) (вх. № 04-21/7341) по факту размещения в СМИ рекламной информации финансовых услуг с признаками нарушения Закона о рекламе.

        Согласно заявлению, на 1 странице выпуска газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 № 1 размещена рекламная информации ООО "Ломбард ТАТ".

        При этом, информация о финансовых услугах данного общества не содержит требования, установленные Законом о рекламе в части  указания всех необходимых условий предоставления финансовых услуг.                                                          Факт размещения указанной в заявлении рекламной информации подтвержден фотографией страницы выпуска газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 № 1, содержащей вышеуказанный текст.

         Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

           Рассматриваемая информация, по смыслу п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, является рекламой.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга  ООО  «Ломбард ТАТ» по выдаче денежных займов.

Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги - займа, на нее распространяется требование нормы  статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

  В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона "О ломбардах" существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

        В рассматриваемой спорной рекламе указано: " СТАВКА  0,33% в день. 9,9% в месяц. Срок займа 30 дней".

Между тем, иные обязательные условия, являющиеся существенными условиями при получении денежных средств, в силу законодательных норм, в рекламном сообщении не указаны.

Сведения о сумме займа являются важной информацией, необходимой потребителю для принятия решения, однако, данная информация в рекламе не указана.                                                                                                                         Кроме того, в спорной рекламе содержится информация о предоставлении 25%  скидки на процентную ставку по займу.       

При этом, в заседании Комиссии установлено, что из рассматриваемой информации, на момент ознакомления потребителя с данной информацией, не представляется возможным определить ни срок действия предлагаемой акции, ни условия, соблюдение которых необходимы для скидки, составляющей 25 %.   

Поскольку реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение ею воспользоваться.

Вся необходимая и требуемая по закону информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе, в связи с тем, чтобы обеспечить возможность ознакомиться с ней на момент ознакомления с рекламой, так как только при полной осведомленности обо всех условиях финансовой услуги, влияющих на конечную сумму расходов и доходов, потребитель рекламы может сделать правильный окончательный выбор.

 

        Учредителем периодического печатного издания «Новочебоксарская городская газета», согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 29.09.2017 ПИ № ТУ21-00429, является ООО "РА ПРОМО" (ИНН2124043040).                Из представленных пояснений ООО "РА ПРОМО" установлено, что размещение рассматриваемой рекламы осуществлено в соответствии с договором от 11.10.2017 б/н, заключенному между ООО "РА ПРОМО", в лице периодического печатного издания «Новочебоксарская городская газета», и ООО "Ломбард ТАТ" (ИНН 21240225930).                                                                                      Предметом данного договора является обязательство редакции газеты по размещению на страницах газеты информационного и рекламного материала ООО "Ломбард ТАТ".                                                                                                      Из представленных пояснений ООО "Ломбард ТАТ" следует.          ООО "Ломбард ТАТ" разместило в вышеуказанном выпуске газеты купон с информацией на получение для предъявителя купона льготной процентной ставки по займу в размере 0,33 % в день.

         Данная информация имела место размещения, в рамках вышеуказанного договора, в двух номерах выпуска газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 и 06.11.2017.

         ООО  "Ломбард ТАТ" предполагало, что общество, размещая данную информацию, руководствуясь при этом требованиями Федеральных законов от 19.07.2007 № 196 - ФЗ "О ломбардах" и от 21.12.2013 № 353 - ФЗ "О потребительском кредите (займе)",  указывает все необходимые условия, влияющие на окончательную сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица.

         При этом, более полные  условия потребительского займа  ООО  "Ломбард ТАТ" размещены на стенде информации помещения данного общества.

         Кроме того, из пояснений следует, что сумма займа не отражена в купоне, поскольку зависит от вида и качества закладываемого изделия. К тому же, лицо, желающее получить займ, имеет возможность заранее рассчитать свои расходы по займу в виде процентов простым умножением на процентную ставку.

Возможность потенциальных потребителей ознакомиться с существенными условиями получения денежных средств на информационном стенде общества, как указало ООО "Ломбард ТАТ" в заседании Комиссии, не заменяет обязанности по размещению данных существенных условий непосредственно в рекламе и не может быть принято во внимание.

В данном случае, поскольку в рассматриваемой рекламе сообщаются некоторые из условий предоставления финансовой услуги, отсутствие иных условий оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований пункта 2 части 2 статьи  28  Закона о рекламе возложена на рекламодателя (часть 6  статьи 38 Закона о рекламе).                        В смысле ст.3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.   

         Установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО "Ломбард ТАТ".

        Таким образом, в результате представленных пояснений и документов, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Ломбард ТАТ", являясь рекламодателем рассматриваемой рекламы, нарушило требования пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

 

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.  

  Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулирующей организации.

Объективная сторона состоит в нарушении законодательства о рекламе.

Субъектом административного правонарушения является ООО "Ломбард ТАТ".

Субъективная сторона выражается в форме вины, ООО "Ломбард ТАТ" должно было знать и соблюдать законодательство Российской Федерации о рекламе, однако, в ходе осуществления своей деятельности допустило нарушение требований действующего законодательства.

 Учитывая изложенное, действия ООО "Ломбард ТАТ" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 26.1 КоАП предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении является  виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.    

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из материалов настоящего дела видно, что ООО "Ломбард ТАТ" виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оно имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований Закона о рекламе, хотя должно было предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

При назначении наказания ООО "Ломбард ТАТ" учтены обстоятельства  и характер совершенного  правонарушения, имущественное положение физического лица. Обстоятельства,  отягчающие административную ответственность, отсутствуют.  

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.             

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Совершенное ООО "Ломбард ТАТ" правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.  

По сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательств, размещенного на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно - телекоммуникационной сети Интернет по адресу: https://www.nalog.ru, ООО "Ломбард ТАТ" указано в качестве микропредприятия.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частями 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, что ООО "Ломбард ТАТ" является субъектом микропредприятия, правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не привлекалось,  а также в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также отягчающих ответственность обстоятельств, учитывая совершение вменяемого административного правонарушения впервые, прихожу к выводу о возможности применения к нему меры административной ответственности в виде предупреждения.

По правилам ч. 1 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.           

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Определяя степень ответственности ООО "Ломбард ТАТ", считаю возможным применить к нему меру административного наказания в соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО "Ломбард ТАТ" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО "Ломбард ТАТ" меру административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по  делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном правонарушении,  если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны