Постановление №04-08/5422 Постановление Управления в отношении ООО «МеталлТорг» от 25 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                                                                                   

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

по делу № 15-АР-2017

21 июля 2017 г.                                                                                         г. Чебоксары

 

 

«…», рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11.07.2017, составленный «…» и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО "МеталлТорг" (ИНН/КПП 2122007399/212201001, 429826, г.Алатырь, ул.Б Хмельницкого д. 92) по признакам совершения административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

        в присутствии представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом     

        «…»

 

 

 

 

УСТАНОВИЛ:

           В Чувашское УФАС России поступило заявление  ИП Пилюгина Владимира Александровича (далее Заявитель) (вх. от 14.02.2017 № 04-05/981) с жалобой на недостоверную рекламу, распространяемую ООО "МеталлТорг" (Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Б. Хмельницкого, д.92).                                      Из заявления следует, что ООО "МеталлТорг" опубликовало объявление в  информационно - развлекательной газете "СПУТНИК  АСТ" (выпуск от 06.02.2017 № 5)  с предложением стройматериалов, согласно которому стоимость профнастила  составляет 189 руб. за 1 кв.м., в сети Интернет на странице сайта "Авито" (от 10.02.2017, время 14:15),  с указанием цены на профнастил -  179 руб. за 1 кв.м.                                                          Согласно заявлению, цена, указанная ООО "МеталлТорг" в объявлении информационно - развлекательной газеты "СПУТНИК  АСТ" (в сумме 189 руб./кв.м) и в сети Интернет на странице сайта "Авито" (в сумме  179 руб. за 1 кв.м) не соответствует действительности на момент  реализации ООО "МеталлТорг" данного строительного материала покупателям.                          Факт размещения вышеуказанной информации Заявитель подтвердил прилагаемым к заявлению фотоматериалом - копией листа газеты"СПУТНИК  АСТ" (выпуск от 06.02.2017 № 5), которая содержит объявление следующего содержания:

"ООО "МеталлТорг"

Кроем крыши и отделываем

фасады своим материалом

Профнастил 189 руб./кв.м, сайдинг-325 руб/кв.м.,

сайдин (золотой дуб) - 519руб./кв.м,

OSB-3-479руб./лист.

ул.Б.Хмельницкого, 92

Тел.89053477227"

 

           и скриншотом страницы с сайта "Авито" от 10.02.2017, время 14:15, имеющую, в том числе, следующее содержание:   

 " ВНИМАНИЕ!!! Компания "МеталлТорг" Производим и реализуем Профнастил заборный 189 руб.м2 Профнастил кровельный 199 руб. м2 Некондиционный профнастил 179 руб. м2".                                                              Все, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе, признаки рекламы содержатся в информациях, размещаемых в  информационно - развлекательной газете "СПУТНИК  АСТ" (выпуск от 06.02.2017 № 5)  и в сети Интернет на странице сайта "Авито" (скриншот страницы сайта "Авито" от 10.02.2017, время 14:15).             

           ООО «МеталлТорг» пояснило, что в объявлениях, на которые ориентировался Заявитель, указано следующее: «Некондиционный профнастил 179 руб./кв.м.» (страница на сайте «Авито»), «Профнастил 189 руб./кв.м» (объявление информационно-развлекательной газеты «СПУТНИК АСТ»), без указания конкретного вида изделия, его физических величин, вариантов покрытия и т.д. То есть в рекламном объявлении предлагается конкретный профнастил, имеющий четкие и определённые параметры, имеющий в указанную в объявлении цену из всего многообразия данной товарной группы. Определения «заборный», «кровельный», «некондиционный» носят лишь информационный характер о возможном применении данного профнастила и не характеризуют его по качественно-количественным характеристикам.  В связи с огромным разнообразием профнастила ООО «МеталлТорг» не имело возможности, при размещении рекламных материалов,  указать конкретные параметры профнастила, так как данный перечень состоит более чем 1500 позиций.                                         

           В рассматриваемой рекламе  потенциальных покупателей привлекает условие приобретения профнастила по  цене  за 1 м2 - 189 руб. При этом потребителю рекламы не представляется возможным, исходя из текста рекламы, самостоятельно получить и определить всю информацию о рекламируемом товаре, о его потребительских свойствах.                            Смысловое содержание рекламы не позволяет потребителю однозначно определить стоимость профнастила, поскольку, хотя в ней, и указана стоимость, но не содержится сведений, что по указанной стоимости можно приобрести определенный по качественным показателям товар, в данном случае,  некондиционный.                                                                                           Таким образом, рассматриваемая реклама вводит потребителей в заблуждение относительно цены профнастила, т.к. в данной рекламе не указана категория (качественный показатель)  профнастила по цене за 1 м2 - 189 руб.Отсутствие сведений о потребительских свойствах профнастила привело к искажению смысла рекламы и ввело потребителя в заблуждение.                                 В предлагаемой потребителю рекламе не указано существенное условие о товаре, а именно то, что по цене  189 руб./кв.м предлагается "некондиционный" профнастил, что предполагает, согласно вышеуказанному пояснению ООО "МеталлТорг",  дефекты и изъяны, отклонения от стандартных параметров.                                                             Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

           В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

           В рамках рассмотрения дела, возбужденного в отношении  ООО "МеталлТорг" по признакам нарушения Закона о рекламе были  выявлены новые материалы, имеющие признаки нарушения Закона о рекламе, а именно

           1. Скриншоты с сайта "Авито" (от 25.03.2017,время 15.11) размещенные ООО «МеталлТорг», согласно которым объявление содержит, в том числе, следующее:

           " Мы работаем на рынке строительных материалов более 15".  "Производим и реализуем качественные материалы по самым лучшим в регионе ценам".

           "Компания "МеталлТорг" является лидером по производству профнастила в приволжском федеральном округе".

          

            2. Фотография от 23.03.2017, на которой усматривается наружная реклама ООО «МеталлТорг» в виде растяжки на заборе по адресу: г. Алатырь,                       ул. Б.Хмельницкого, д.93, содержащую следующий текст:

" лучшие цены

ПРОФНАСТИЛ

без посредников

сайдинг, блокхаус, экобрус и др.

металторг г. Алатырь, ул. Б.Хмельницкого, 92

8-905-347-72-27"

 

           В тексте рекламы указано, что у ООО «МеталлТорг» "лучшие цены".

           Оценка рекламной информации, как правило, осуществляется с позиции рядового потребителя, не обладающего специальными  знаниями,  которые в данном случае ориентируются на содержание текста рекламной статьи: "Мы работаем на рынке строительных материалов более 15".    

           В то время как, согласно представленной ООО «МеталлТорг» копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и  свидетельства о государственной регистрации юридического лица, зарегистрировано в качестве такового 12.05.2015.

            Реклама, в целях привлечения внимания потенциальных потребителей, с указанием на недостоверную информацию,  искажает смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы.

           Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

           В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

           На основании изложенного, реклама ООО "МеталлТорг", размещенная в сети Интернет на сайте «Авито»: «мы работаем на рынке строительных материалов более 15 лет» противоречит требованиям пункта 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

            В соответствии с п. 29 Постановления Пленума № 58 от 08.10.2012 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

           Согласно значению слов толковых словарей,  слово «лучший» означает: «самого высокого качества, самого хорошего свойства» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).

           Таким образом, слово «лучший» выражает степень превосходства, поэтому его употребление в совокупности с названием конкретного лица или товара создает представление о том, что объект рекламирования находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров, тем самым стимулирует интерес потребителей именно к своим товарам и услугам.

           Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

            В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слова «лучший», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

           Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, считается недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

           Из вышеприведенного  разъяснения следует, что заявление о преимуществах, в том числе, утверждение «по самым лучшим в регионе ценам», содержащее прилагательное в превосходной степени, должно иметь документальное  подтверждение и фактическое обоснование.

           В отсутствие конкретного критерия сравнения создается впечатление, что ООО «МеталлТорг» обладает преимуществом по всем критериям и в масштабах всего приволжского региона из числа однородных.

             Потребители спорной рекламы, не обладающие специальными познаниями в области лингвистики, понимают рекламу буквально: "Производим и реализуем качественные материалы по самым лучшим в регионе ценам" - это самые лучшие в регионе цены среди  хозяйствующих субъектов, реализовывающих аналогичные товары.

           Как указывает в рамках дела Заявитель, ООО «МеталлТорг» ничего не производит, а осуществляет лишь торгово - закупочную деятельность.

             Доказательств того, что ООО "МеталлТорг", согласно тексту рекламы, производит строительные материалы, со стороны ООО «МеталлТорг» в рамках дела не представлено.

           При этом, ООО «МеталлТорг» ошибочно полагает, согласно информации, представленной на заседании Комиссии, что реализовывая продукцию, получаемую непосредственно от производителей, общество может позиционировать себя, таким образом,  в качестве производителя.

При оценке рассматриваемой рекламы на соответствие требованиям Закона о рекламе в части изложенной в рекламе информации: "Компания "МеталлТорг" является лидером по производству профнастила в приволжском федеральном округе",  Комиссия приходит к следующему.

Понятие "лидер" произошло от английского слова "leader" – ведущий, первый, идущий впереди - это субъект в какой-либо группе, пользующийся большим, признанным авторитетом и обладающий влиянием, которое проявляется как управляющие действия.

Таким образом, буквальное толкование рекламной фразы ООО «МеталлТорг»  "Компания "МеталлТорг" является лидером по производству профнастила в приволжском федеральном округе", означает, что ООО «МеталлТорг», производящий профнастил, является ведущим, первым по качеству, скорости и иным характеристикам вышеуказанной деятельности среди остальных субъектов на рынке производства аналогичного товара на территории приволжского федерального округа.

В рамках дела со стороны ООО «МеталлТорг» не представлены документальные доказательства того, что  ООО «МеталлТорг» является лидером (ведущим, первым) на рынке производства и реализации строительного материала.

В связи с изложенным, рассматриваемая реклама, ввиду отсутствия объективных и действительных сведений,  подтверждающих:

- 15 летний период деятельности общества на рынке деятельности строительных материалов,

-   ценовые преимущества (лучшие цены),

- лидерство по производству и реализации профнастила,           

рекламируемых ООО «МеталлТорг» перед аналогичными товарами,  которые производятся и реализовываются иными производителями,  является недостоверной.  

           В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недостоверной и не допускается.

           В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.

           На основании изложенного, реклама ООО "МеталлТорг", размещенная в сети Интернет на сайте «Авито», содержащая текст: "Компания "МеталлТорг" является лидером по производству профнастила в приволжском федеральном округе",  «Производим и реализуем качественные материалы по самым лучшим в регионе ценам», в виде растяжки на заборе по адресу: г. Алатырь, ул. Б.Хмельницкого, д.93: "лучшие цены" на профнастил", противоречит требованиям пункта 1, 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

           Распространение недостоверной рекламы влечет за собой ответственность в соответствии с Законом о рекламе.

           Согласно пункту 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пунктов 1, 20 части 3,  части 7 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.  

           В смысле Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5.ст.3 Закона о рекламе).

           Учитывая имеющуюся информацию, установлено, что рассматриваемая рекламная информация была осуществлена "ООО "МеталлТорг" (Чувашская Республика, г. Алатырь, ул. Б. Хмельницкого, д.92), следовательно, "ООО "МеталлТорг" является рекламодателем данной рекламы.

           Решением Чувашского УФАС России от 01.06.2017 по делу № 11-Р-2017 реклама, размещаемая:

        - в сети Интернет на сайте "Авито" в период с 08.02.2017 по 28.03.2017; 

        -в информационно-развлекательном издании газеты «Спутник» в период с января 2017 года по апрель 2017 года;

        - общественно-политической газеты "Алатырские вести", в период: № 12 от 18.02.2017, № 13 от 22.02.2017, № 15 от 04.03.2017, № 17 от 11.03.2017.

        - в качестве наружной рекламы в виде растяжки на заборе по адресу: г. Алатырь, ул. Б.Хмельницкого, д.93 в период с 23 марта 2017 года по 23 апреля 2017 года ,

        признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 1, 20 части 3,  части 7 статьи 5  Закона о рекламе.

        При этом "ООО "МеталлТорг" (г. Алатырь, ул.Б.Хмельницкого, 92, ИНН/КПП 2122007399/212201001)  признано нарушившим требования пунктов 1, 20 части 3,  части 7 статьи 5  Закона о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.  

         Учитывая изложенное, действия ООО  "МеталлТорг" как рекламодателя  вышеуказанной рекламы,  нарушающие требования Закона о рекламе, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  Статьей 26.1 КоАП предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении является  виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.    

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из материалов настоящего дела видно, что ООО  "МеталлТорг" виновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку оно имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не предприняло все зависящие от него меры для соблюдения требований Закона о рекламе, хотя должно было предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение.

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания ООО  "МеталлТорг" учтены обстоятельства  и характер совершенного  правонарушения, имущественное положение физического лица. Обстоятельства,  отягчающие административную ответственность, отсутствуют.  

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.              

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

С учетом изложенных обстоятельств, правонарушение совершенное ООО  "МеталлТорг"   не может быть признано малозначительным.  

Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», вступившим в силу 04.07.2016, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 4.1.1, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

Руководствуясь частью 2 статьи 3.4, частями 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание, заявленное ходатайство о применении  статьей 4.1.1 КоАП РФ, в силу того, что ООО  "МеталлТорг"  является субъектом малого предпринимательства, правонарушение совершено впервые, ранее к административной ответственности за нарушение законодательства в сфере рекламы не привлекалось,  а также в отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, а также отягчающих ответственность обстоятельств, учитывая совершение вменяемого административного правонарушения впервые, прихожу к выводу о возможности применения к нему меры административной ответственности в виде предупреждения.

По правилам ч. 1 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.           

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Определяя степень ответственности ООО  "МеталлТорг", считаю возможным применить к нему меру административного наказания в соответствии со статьей 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23.48, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ООО  "МеталлТорг" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить ООО  "МеталлТорг"    меру административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по  делу об административном  правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление по делу об административном  правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного   для обжалования постановления по делу об административном правонарушении,  если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны