Постановление №04-08/5424 Постановление Управления в отношении КПК "Чебоксарский центр... от 25 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении

по делу № 14-АР-2017

 

21 июля 2017 г.                                                                                         г. Чебоксары

 

«…», рассмотрев протокол об административном правонарушении от 11.07.2017, составленный «…»  и другие материалы дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении КПК "Чебоксарский центр сбережений" (ИНН/КПП 2130113707/213001001, 428000, г.Чебоксары, пр-т Ленина, д.3, помещение 2), по признакам совершения административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

        в присутствии представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенного о месте и времени рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении,

        «…»

 

 

УСТАНОВИЛ:

          23.01.2017 в Чувашское УФАС России поступило обращение  прокуратуры  города Новочебоксарск (далее – Заявитель), в котором сообщалось, что по результатам контрольно-надзорных мероприятий в период с 06.12.2016 по 18.01.2017 (справка от 18.01.2017, б/н, с материалами проверки) Заявителем установлено, что при входе в здание, где располагается отделение КПК "Чебоксарский центр сбережений" (г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.70а), установлен штендер с рекламой, противоречащий требованиям Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закона о рекламе),  Федерального закона от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).

         Наличие размещения вышеуказанной рекламы, Заявитель подтвердил прилагаемой к жалобе фотографией.

           Согласно изображению фотографии, усматривается, что данная реклама размещена на рекламной конструкции (выносимом, складном штендере) и содержит следующий текст:

 

 "Кредитный потребительский кооператив

          "Чебоксарский центр сбережений"

                НУЖНЫ ДЕНЬГИ?

               СРОЧНЫЕ ЗАЙМЫ!

         От 1000 руб., без поручителей

         Особые условия

         для пенсионеров!

         Узнайте подробнее:

         77-11-22

         23-79-80

         г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, 70А

         (ТЦ"7Я"1 этаж)

         г.Чебоксары, ул. Ленинградская, 23, оф.4".

 

Займы предоставляются только членам кооператива. Для физ. лиц - вступительный взнос - 50 руб., паевый взнос- 100 руб. Займы предоставляются гражданам в возрасте от 21 до 70 лет. Срок займа от 1 нед. До 6 мес. Сумма займа от 1000 руб. % ставки от 0, 33 в день в зависимости от программы ИНН 2130113707 ОГРН 1132130000386".

 

         Представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе.                                                                                                                        

             В рамках рассмотрения заявления определено, что рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является  КПК "Чебоксарский центр сбережений" (г.Чебоксары, ул. Ленинградская, д.№ 23,оф. 4).

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга (займа) КПК "Чебоксарский центр сбережений" по предоставлению потребительских займов.

 В силу ч.1 ст. 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

         На основании ч.7 ст.5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Требования к рекламе финансовых услуг установлены в статье 28 Закона о рекламе.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.28 Закона о рекламе определено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Частью 3 данной статьи установлено, что если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Законом о потребительском кредите, для заемщика и влияющие на нее.

При этом, доведение рекламодателем до всеобщего сведения неопределенного круга лиц (потребителей рекламы) существенной информации должно осуществляться способами и в форме, которые позволят каждому из потребителей рекламы воспринимать существенную информацию наравне с иными привлекательными для потребителей сведениями.

        Согласно тексту рассматриваемой рекламы, информация, расположенная в нижней части штендера и выполненная более мелким шрифтом, в отличие от  иных привлекательных для потребителей сведений, содержащейся в данной рекламе, - "НУЖНЫ ДЕНЬГИ?  СРОЧНЫЕ ЗАЙМЫ! От 1000 руб., без поручителей Особые условия для пенсионеров!",  содержит следующие существенные условия выдачи займов: " займы предоставляются только членам кооператива. Для физ. лиц - вступительный взнос - 50 руб., паевый взнос- 100 руб. Займы предоставляются гражданам в возрасте от 21 до 70 лет. Срок займа от 1 нед. До 6 мес. Сумма займа от 1000 руб. % ставки от 0, 33 в день в зависимости от программы.                                    

         К условиям, определяющим стоимость кредита (займа) для заемщика, относятся сумма кредита (займа), срок кредитного (потребительского займа) договора, размер процентной ставки, единовременные и периодически взимаемые платежи, а также дополнительные расходы заемщика, если их включение в кредитный договор (потребительского займа) может повлиять на сумму денежных средств, которую заемщик должен выплатить кредитору по кредитному (потребительского займа) договору.

        Согласно представленным КПК "Чебоксарский центр сбережений" на заседание Комиссии программам потребительских займов установлено, что в рассматриваемой рекламе умалчивается  условие,  указанное в условиях потребительских займов, представляющее собой обязательный членский взнос в резервный фонд КПК, который составляет,  в зависимости от условий программ потребительских займов, - 2%, 3%. 4%  от суммы займа.

        Таким образом, в содержании рассматриваемой рекламы указаны не полные сведения об условиях предоставления займов, что приводит  к искажению сути рекламы предоставления займов и способствует введению потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами КПК "Чебоксарский центр сбережений", в заблуждение. 

        Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться займом, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей рекламы.

        Кроме того, рассматриваемая реклама содержит условие: От 1000 руб., без поручителей" и предлагает процентную ставку "от 0, 33 в день в зависимости от программы".

        Согласно представленным КПК "Чебоксарский центр сбережений" на заседание Комиссии программам потребительских займов, действующих с 01.10.2016  установлено следующее.

        Программа "Неотложные нужды с поручительством" предполагает: "сумма займа от 1000 руб., процентная ставка 0,33% за 1 день , требуется поручительство".

         При этом, условия данной программы не совпадают с условиями размещенной рекламы, поскольку объектом рекламирования является сумма от 1000 руб. без поручительства.

        Программа "Неотложные нужды" предполагает: "сумма займа от 1000 руб., процентная ставка 0,62% за 1 день", поручительство не указывается.

        Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит указание на процентную ставку от 0,33 % за 1 день, предполагается, что при обращении потребителя за услугой получения потребительского займа, на условиях рекламы, получение данного займа возможно лишь на условиях 0,62% за 1 день.  

        Таким образом, указанная информация также вводит потребителей в заблуждение об условиях заимствования денежных средств, поскольку условие наличия поручителя при выдачи займа, является одним из существенных условий.

        Исходя из рассматриваемого текста рекламы, можно сделать вывод о том, что в рассматриваемой рекламе указаны наиболее выигрышные условия предоставления займа.                                                                                                        Однако в рассматриваемой рекламе умалчивается или указаны не достоверные сведения об иных условиях, влияющих на сумму предоставления займа, которые получат воспользовавшиеся услугами лица (пайщики).

        Вместе с тем, в спорной рекламе указана не годовая процентная ставка за пользование суммой займа, а процентная ставка - 0,33% от суммы займа за каждый день пользования суммой займа.

        Из письменного пояснения КПК "Чебоксарский центр сбережений" (вх. от 04-10/1955 от 24.03.2017) следует, что в данном случае процентная ставка, определенная, исходя из пользования суммой займа в день, указывается для удобства потенциальных заемщиков.                                                                   При этом, более подробные условия предоставления займов, как указано в рекламе, пайщик может узнать по обозначенным номерам телефонов на рекламном штендере, или обратившись непосредственно в офис  КПК "Чебоксарский центр сбережений". 

 

         Деятельность такой организации как рассматриваемый КПК "Чебоксарский центр сбережений" определена, в том числе,  требованиями Федерального закона  от 21.12.2013 № 353 – ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).

        Таким образом, КПК "Чебоксарский центр сбережений" вправе выдавать потребительские займы гражданам (пайщикам) в порядке указанного Закона о потребительском кредите.

        Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6  Законом о потребительском кредите.            

        Из ч. 2 ст. 6 Закона о потребительском кредите следует, что полная стоимость потребительского кредита (займа) определяется в процентах годовых по формуле:

ПСК = i x ЧБП x 100,

        где ПСК - полная стоимость кредита в процентах годовых с точностью до третьего знака после запятой;

        ЧБП - число базовых периодов в календарном году.

        При этом, вся необходимая и требуемая по Закону о рекламе информация должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.       

        Проанализировав размещенную рекламу КПК "Чебоксарский центр сбережений" в месте нахождения  отделения КПК "Чебоксарский центр сбережений" (г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.70а), с информацией, указанной в условий действующих программ займов, утвержденных  КПК "Чебоксарский центр сбережений", Комиссия пришла к выводу, что выявленные обстоятельства противоречат требованиям ч. 7 ст. 5, п.2 ч.2,  ч. 3 ст. 28  Закона о рекламе, в связи с отсутствием в рекламе части существенной для потребителя информации - всех условий, определяющих полную стоимость займа для заемщика и влияющих на нее.

        В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5, п.2 ч.2,  ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Согласно ч. 5 ст. 3 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание лицо.

         Рекламодателем рассматриваемой рекламной информации является КПК "Чебоксарский центр сбережений" (г.Чебоксары, ул. Ленинградская, д.№ 23,оф. 4).

          Решением Чувашского УФАС России от 12.04.2017 по делу № 07-Р-2017 реклама, распространяемаю  в период с 06.12.2016 по 18.01.2017 на штендере при входе в здание, где располагается отделение КПК "Чебоксарский центр сбережений" (г.Новочебоксарск, ул.Винокурова, д.70а) признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, п.2 ч.2,  ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе. 

         При этом, КПК "Чебоксарский центр сбережений" признан нарушившим требования ч. 7 ст. 5, п.2 ч.2,  ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

         Учитывая изложенное, действия КПК "Чебоксарский центр сбережений" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Статьей 26.1 КоАП предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении является  виновность лица в совершении административного правонарушения.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.    

В соответствии с частью 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Из материалов настоящего дела видно, что КПК "Чебоксарский центр сбережений" виновен в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он имела возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не предпринял все зависящие от него меры для соблюдения требований Закона о рекламе, хотя должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом оценка малозначительности деяния должна соотноситься с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.              

Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судьей, органом, должностным лицом, уполномоченным решить дело в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

         В связи с наличием существенной угрозы причинения вреда охраняемым общественным отношениям оснований для признания КПК "Чебоксарский центр сбережений" совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности не имеется.

Совершенное КПК "Чебоксарский центр сбережений" правонарушение посягает на установленный в Российской Федерации порядок распространения рекламы, создает существенную угрозу охраняемым общественным правоотношениям, следовательно, не может быть признано малозначительным.  

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При назначении наказания КПК "Чебоксарский центр сбережений" учтены обстоятельства  и характер совершенного  правонарушения, финансовое положение юридического лица.    Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, отсутствуют.  

         Оценивая собранные по делу доказательства, нахожу вину КПК "Чебоксарский центр сбережений" доказанной, а действия верно квалифицированными по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначаю административное наказание КПК "Чебоксарский центр сбережений" в пределах санкции, определенной вышеназванной правовой нормой.

  Определяя степень ответственности КПК "Чебоксарский центр сбережений", считаю возможным применить меру наказания в пределах низшей санкции, предусмотренной частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

     Руководствуясь статьями 23.48, п.1 ч.1 ст. 29.9, 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать КПК "Чебоксарский центр сбережений"  виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного  частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить  КПК "Чебоксарский центр сбережений" наказание в виде административного штрафа в размере 100 000  (сто тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В  соответствии  с  частью  5  статьи  3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объёме.

Сумму штрафа за нарушение законодательства о рекламе надлежит уплатить  по следующим реквизитам:

Административный штраф за нарушение законодательства о рекламе необходимо перечислить по следующим реквизитам:

 

Получатель:

ИНН 2128017971,

КПП 213001001 УФК по Чувашской Республике (Чувашское УФАС России)

Банк получателя:

Отделение –НБ Чувашская Республика г.Чебоксары, 

БИК 049706001,

р/счет 40101810900000010005, 

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140, 

ОКТМО 97701000

 

Наименование платежа: «Денежные взыскания (штраф) за нарушение законодательства о рекламе по делу № 14-АР-2017».

В  соответствии  с  частью  3  статьи  30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление   по  делу  об  административном  правонарушении  может  быть обжаловано  в  районный суд  в  течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

В силу части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В силу статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом,  влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

 

 

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны