Решение №04-10/1951 Решение Управления в отношении ИП Сергеева от 23 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
РЕШЕНИЕ
по делу № 06-Р-2017
20 марта 2017 г. г.Чебоксары
Резолютивная часть решения оглашена 07 марта 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20 марта 2017 года.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
«…»
Члены Комиссии:
«…»
рассмотрев дело № 06-Р-2017, возбужденное в отношении ИП Сергеева С.Ю. по признакам нарушения требований, определенных пунктом 8 статьи 7, Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» по факту распространения в сети Интернет рекламы кальянов, в присутствии лиц, участвующих в деле: лица, в действиях, которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Сергеева С.Ю.; заявителя – «…»
УСТАНОВИЛА:
20.12.2016 в Чувашское УФАС России поступило коллективное обращение (вх. № 04-21/8083) жителей жилого дома по адресу г.Чебоксары, Московский пр-т, д.10: «…» (далее – Заявители) на распространение в официальной группе в социальных сетях Интернет «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/club30933861 и "Instagram" по адресу:https://www.instagram.com/friеnd_zone_hookah,материалов,пропагандирующих курение кальяна и смеси для кальяна. Согласно заявлению в подвальном помещении жилого дома по адресу г.Чебоксары, пр-т Московский, д.10 функционирует кальянная "FriendZone - центры паровых коктейлей". В официальной группе данной кальянной в социальных сетях интернет «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/club30933861 и "Instagram", по адресу: https://www.instagram.com/friеnd_zone_hookah, размещены материалы, пропагандирующие курение кальяна и смеси для кальяна. В заявлении указана контактная информация вышеуказанной кальянной: номер телефона, принадлежащий ИП Сергееву Станиславу Юрьевичу («…»), являющемуся организатором кальянной и номер телефона (58-21-65), принадлежащий данному заведению, позвонив по которому можно получить информацию о том, что в данной кальянной можно осуществить заказ кальяна табачной смеси марок "AlFakher", "Nakhla", "Afzal" и др.
Наличие размещения указанной информации на страницах социальных сетей Заявители подтвердили прилагаемыми к заявлению фотографиями скриншотов данных страниц сетей Интернет «Вконтакте» и "Instagram". Согласно жалобе, Заявители просят проверить факты нарушений требований законодательства о рекламе в части запрещения рекламы табачной продукции.
На основании имеющихся в материалах дела пояснений и документов Комиссией установлено следующее.
При осуществлении осмотра Интернет-сайта, согласно вышеуказанным ссылкам «Вконтакте» и "Instagram", группы рассматриваемой кальянной, следует, что на интернет - сайтах - https://vk.com/club30933861 и https://www.instagram.com/friеnd_zone_hookah, размещается, в том числе, информация, с представлением фотоматериала, об ассортименте сортов кальяна, с указанием конкретных товарных марок кальяна, предлагаемые данной кальянной ("AlFakher", "Nakhla", "Afzal" и др.).
С точки зрения пункта 1 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 (далее - Закон о рекламе), под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы на рынок. Pассматриваемая информация находится в информационно-коммуникационной сети Интернет в открытых источниках, и, таким образом, предоставлена для сведения широкого круга потребителей (неопределенного круга лиц). В данной норме закона под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации.
При этом, данная информация преследует цели информирования: обратить внимание на предложение товаров (услуг) данного заведения, продвигая данные товары (услуги) на рынке реализации аналогичных товаров (услуг).
С учетом изложенного, представленная информация, с вышеописанным содержанием, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе. Таким образом, представленная информация является рекламой.
При этом, в силу статьи 7 Закона о рекламе установлены требования к товарам, реклама которых не допускается. Так, в соответствии с требованиями пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе определено, что не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок. Таким образом, кальяны относятся к курительным принадлежностям, реклама которых запрещена законодательством. При этом, на рекламу в Интернете распространяются все обязательные требования, ограничения и запреты к рекламным сообщениям, установленные Законом о рекламе.
В рамках рассмотрения заявления установлено, что лицом, определившим содержание рассматриваемого текста и изображения, и лицом, осуществившим распространение рассматриваемой рекламы способом использования сетей Интернет, является владелец кальянной "FriendZone" - центры паровых коктейлей" - ИП Сергеев С.Ю. Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с сайта ФНС России, Сергеев Станислав Юрьевич зарегистрирован 01.08.2016 в качестве индивидуального предпринимателя (ИНН212304469262).
Из письменных объяснений, а также в пояснениях, представленных ИП Сергеевым С.Ю. на заседании Комиссии 07.03.2017, следует, что ИП Сергеев С.Ю. является владельцем рассматриваемого заведения центра паровых коктейлей, осуществляя деятельность по реализации кальянов через кальянную "FriendZone" - центры паровых коктейлей", размещаемую в подвальном помещении жилого дома по адресу г.Чебоксары, Московский пр-т, д.10. Одновременно ИП Сергеев С.Ю.пояснил, что аккаутны в социальных сетях Интернет «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/club30933861 и "Instagram", по адресу: https://www.instagram.com/friеnd_zone_hookah, зарегистрированы на имя Сергеева С.Ю., с привязкой к его личной почте statis1989@mail.com. Таким образом, используя социальные сети Интернет, ИП Сергеев С.Ю.на страницах зарегистрированной группы «Вконтакте» и "Instagram" информировал о предлагаемых услугах рассматриваемой кальянной, с указанием ассортимента и марок смесей для кальяна. В то время как данный товар относится к категории товаров, реклама которых запрещена законодательством. Из пояснений ИП Сергеева С.Ю. следует, что рассматриваемые группы и страницы являются частными и закрытыми от общего просмотра, в том числе, предназначены для неопределенного круга лиц, являющихся официально зарегистрированными в группе кальянной. При этом, ИП Сергеев С.Ю. пояснил, что просмотреть спорную рекламную информацию, на указанных страницах группы, Заявители могли только в определенный период: с декабря 2016 года по январь 2017 года, в связи с тем, что страницы вышеуказанных сайтов на тот период времени по техническим причинам редактировались и таким образом, находились в открытом доступе. В настоящее время, как и в остальное время, за исключением указанного периода времени с декабря 2016 года по январь 2017 года, рассматриваемая рекламная информация действует в формате закрытых страниц, только для официально зарегистрированных членов группы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемая реклама кальяна и смеси для кальяна, распространявшаяся в официальной группе в социальных сетях Интернет «Вконтакте» и "Instagram", в период с декабря 2016 года по январь 2017 года, размещена с нарушением требований пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе. Согласно требованиям частей 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 7 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель. В силу пункта 5 статьи 7 Закона о рекламе, рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Учитывая имеющуюся информацию, объяснения ИП Сергеева С.Ю., установлено, что рассматриваемая рекламная информация в сети Интернет была полностью определена и осуществлена ИП Сергеевым С.Ю., следовательно, ИП Сергеев С.Ю. является рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы.
На заседание Комиссии, ИП Сергеевым С.Ю. были представлены доказательства устранения нарушения Закона о рекламе - скриншоты рассматриваемых страниц сайтов, из которых следует информация, указывающая, что аккаунт в настоящее время является закрытым. Таким образом, к данным, рассматриваемых интернет - сайтов, в настоящее время, если у вас нет аккаунта этой социальной сети, нельзя получить доступ без регистрации.
Руководствуясь пунктом 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508 (далее - Правила), ввиду того, что нарушение Закона о рекламе устранено в добровольном порядке, Комиссия приходит к выводу о нецелесообразности в данном случае выдачи предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.
Проанализировав фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространение которой происходило в период с декабря 2016 года по январь 2017 года в официальной группе в социальных сетях Интернет «Вконтакте» по адресу: https://vk.com/club30933861 и "Instagram" по адресу: https://www.instagram.com/friеnd_zone_hookah, поскольку в ней нарушено требование пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе.
2. Признать ИП Сергеева С.Ю. нарушившим требования пункта 8 статьи 7 Закона о рекламе. 3. В связи с добровольным прекращением распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе ИП Сергееву С.Ю. не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ИП Сергеева С.Ю.
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2017 года и может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»