Решение №04-10/2653 Решение Управления в отношении ООО «Кедр живи в достатке» от 27 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

19 апреля 2016  г.                                                                                          г. Чебоксары

     

  Дело № 01-Р-2016

                     Резолютивная часть решения оглашена 12.04.2016

                     Решение в полном объеме изготовлено  19.04.2016

 

 

         Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии -  «…»

члены Комиссии:

«…»

без участия представителей:

заявителя - Отделения Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (в отсутствие сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела);

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО «Кедр живи в достатке», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

рассмотрев дело № 01-Р-2016, возбужденное в отношении ООО «Кедр живи в достатке», по признакам нарушения части  7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России поступило обращение   Отделения Национального банка по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее Отделение НБ Чувашской Республики) исх. № Т497-21-12/11738 от 14.12.2015, зарегистрированное  от 16.12.2015 вх. № 05-16/9947, в котором сообщалось, что по результатам контрольно-надзорных мероприятий (акты №№ ВН-21-12/281 и ВН-21-12/282 от 28.10.2015) о том, что ООО «Кедр живи в достатке»  перед входом в здание «Бизнес-центра» по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 52, корп. 2 установило  штендер, на котором размещена реклама  финансовых услуг следующего содержания: «Кедр живи в достатке. Выгодные сбережения до 36 % годовых. Страхование сбережений ЗАО «СК Финрос». 1 этаж, офис 11, тел.: 22-92-55». Реклама сопровождается изображением логотипа  ООО «Кедр живи в достатке».

Согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и  направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация  является рекламой, поскольку соответствует всем  квалифицирующим  признакам данного понятия.

В соответствии  с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).

В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является  финансовая услуга ООО «Кедр живи в достатке» по привлечению сбережений граждан (физических лиц), которые  оформляются в виде договора займа.

Данная реклама финансовых услуг по приему сбережений  граждан (физических лиц)  содержит информацию о максимальной процентной ставке «до 36  % годовых», а информация об иных существенных условиях, таких как срок, на который принимаются сбережения граждан,  минимальная и максимальная сумма принимаемых свободных денежных средств, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов,  которые получат воспользовавшиеся услугами лица, не указаны. 

Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.

Таким образом, в содержании рекламы  финансовых услуг  указаны неполные сведения об условиях привлечения свободных денежных средств граждан по договору займа  по процентной ставке «до 36 % годовых», что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на сумму доходов, которые получат лица, предоставившие заем микрофинансовой организации, относятся сумма займа, срок займа, процентная ставка по займу, а также иные условия, если их включение в договор займа может повлиять на сумму денежных средств, которую займодавец должен получить по договору.

При этом вся необходимая и требуемая по закону информация, должна доводиться непосредственно в рекламе с тем, чтобы обеспечить возможность потребителю с ней ознакомиться, так как она может существенно повлиять на его выбор.

Исходя из понятия рекламы, реклама предназначается для распространения среди неопределенного круга лиц, в связи с этим вся информация, включая обязательные к указанию сведения, должна быть доведена до потребителей при ознакомлении с рекламой.

В рекламе указано лишь одно условие займа - процентная ставка. Иные условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, в рассматриваемой рекламе не указаны.

В соответствии с подпунктом б) пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» микрофинансовая организация не вправе привлекать денежные средства физических лиц. Данное ограничение не распространяется на привлечение денежных средств физических лиц предоставляющих денежные средства в рамках заключенного одним займодавцем с микрофинансовой организацией договора займа на сумму один миллион пятьсот тысяч рублей и более, при условии, что сумма основного долга микрофинансовой организации перед таким займодавцем не должна составлять менее одного миллиона пятисот тысяч рублей в течение всего срока действия указанного договора.

Таким образом, на основании указанной нормы микрофинансовая организация вправе привлекать денежные средства физических лиц в размере не менее 1,5 млн. рублей основного долга.

Также из обращения Отделения НБ Чувашская Республика от 16.12.2015 вх. № 05-16/9947 следует, что ООО «Кедр живи в достатке» внесено в реестр микрофинансовых  организаций, опубликованным на официальном сайте Банка России в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресу  www.cbr.ru в разделе «Финансовые рынки/Участники финансовых рынков/Микрофинансовые организации».

В рассматриваемой  рекламе отсутствует указание на установленное подпунктом б) пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» ограничение минимального размера привлекаемых по договору займа денежных средств. Финансовые услуги ООО «Кедр Живи в достатке» по привлечению сбережений граждан (физических лиц) предлагаются потребителям рекламы без каких-либо ограничений.

Вместе с тем указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях отсутствует, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение об условиях заимствования денежных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Согласно пунктам 1, 4 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Гражданского кодекса Российской Федерации фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью».

В нарушение  части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» в тексте рассматриваемой рекламы отсутствует наименование лица, оказывающего финансовую услугу.

Следовательно, реклама  финансовой услуги  ООО «Кедр живи в достатке»   по привлечению денежных средств на основе договора займа, распространявшейся  на штендере перед входом в здание «Бизнес-центра» по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 52, корп. 2, нарушает требования, установленные частью 7 статьи 5, частью 1 статьи  28,  пункта 2 части 2 статьи 28  Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона «О рекламе»  несет  рекламодатель.

В данном случае рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы  является  ООО «Кедр живи в достатке».

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушения требований, установленных  частью1 статьи 28пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», несёт рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»  рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рассматриваемая реклама содержит логотип ООО «Кедр живи в достатке» в виде круга с полосками, наименование общества «Кедр живи в достатке» и сокращенное наименование «Кедр» без указания сведений об организационно-правовой форме, в ней также указана контактная информация: ул. К. Маркса, д.52, корп.2, офис 112, г. Чебоксары, 428000.

          Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО «Кедр живи в достатке».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

В связи с тем, что  Комиссия не располагает сведениями  о распространении  в настоящее время  рассматриваемой рекламы,  Комиссия не  считает необходимым выдать ООО «Кедр живи в достатке»  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

            Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Федераль-ного  закона «О рекламе»  и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  законода-

тельства  Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕШИЛА:

           

         1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг ООО «Кедр живи в достатке», распространенную  в октябре 2015 года на штендере перед входом в здание «Бизнес-центра» по адресу: г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 52, корп. 2, поскольку в ней нарушены требования частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 28, пунктом 2 части  2 статьи 28    Федерального закона  «О рекламе».

         2. Не выдавать ООО «Кедр живи в достатке» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе.

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны