Решение №04-10/33 Решение Управления в отношении ООО "Ломбард ТАТ" от 15 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 58-Р-2017

 

 

09 января  2017  г.                                                                                          г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 19.12.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  09.01.2018

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии:

        «…»

        Члены Комиссии:

        «…»

        рассмотрев дело № 58-Р-2017 в отношении ООО "Ломбард ТАТ" по признакам нарушения требований, определенных пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

         в присутствии:

         лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - директора ООО " Ломбард ТАТ" – «…»;

        заинтересованного лица -  директора  ООО "РА ПРОМО" – «…».;

        в отсутствии Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

                  

         30.10.2017 в адрес Чувашского УФАС России поступило заявление гражданки «…» (далее – Заявитель) (вх. № 04-21/7341) по факту размещения в СМИ рекламной информации финансовых услуг с признаками нарушения Закона о рекламе.

        Согласно заявлению, на 1 странице выпуска газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 № 1 размещена рекламная информации ООО "Ломбард ТАТ".

        При этом, информация о финансовых услугах данного общества не содержит требования, установленные Законом о рекламе в части  указания всех необходимых условий предоставления финансовых услуг.                                                           Факт размещения указанной в заявлении рекламной информации подтвержден фотографией страницы выпуска газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 № 1.

         В результате рассмотрения заявления установлено.

        Согласно представленному фотоматериалу в выпуске газеты от 16.10.2017 № 1, имеющей название «Новочебоксарская городская газета»,  размещена следующая информация:                                                                                                              "ООО "Ломбард ТАТ"

        Предъявителю купона скидка на процентную ставку по займу 25%

        СТАВКА  0,33% в день

        9,9% в месяц.

        73-85-09 ул. Винокурова, 22 магазин "Самоцвет", цокольный этаж

        Срок займа 30 дней".

        Учредителем периодического печатного издания «Новочебоксарская городская газета» является ООО "РА ПРОМО" (ИНН2124043040) согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации от 29.09.2017 ПИ № ТУ21-00429.  

         Из представленных пояснений ООО "РА ПРОМО", в том числе в письменном виде (вх. от 22.12.2017 № 04-10/7797), установлено, что размещение рассматриваемой рекламы осуществлено в соответствии с договором от 11.10.2017 б/н, заключенному между ООО "РА ПРОМО", в лице периодического печатного издания «Новочебоксарская городская газета», и ООО "Ломбард ТАТ" (ИНН 21240225930).

         Предметом данного договора является обязательство редакции газеты по размещению на страницах газеты информационного и рекламного материала ООО "Ломбард ТАТ".

         Из представленных пояснений ООО "Ломбард ТАТ", в том числе в письменном виде (вх. от 18.12.2017 № 04-10/8401), установлено.

         ООО "Ломбард ТАТ" разместило в вышеуказанном выпуске газеты купон с информацией на получение для предъявителя купона льготной процентной ставки по займу в размере 0,33 % в день.

         Данная информация имела место размещения, в рамках вышеуказанного договора, в двух номерах выпуска газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 и 06.11.2017.

         При этом, ООО  "Ломбард ТАТ" предполагало, что общество, размещая данную информацию, руководствуясь при этом требованиями Федеральных законов от 19.07.2007 № 196 - ФЗ "О ломбардах" и от 21.12.2013 № 353 - ФЗ "О потребительском кредите (займе)",  указывает все необходимые условия, влияющие на окончательную сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица.

         При этом, более полные  условия потребительского займа  ООО  "Ломбард ТАТ" размещены на стенде информации помещения данного общества.

         Кроме того, из пояснений следует, что сумма займа не отражена в купоне, поскольку зависит от вида и качества закладываемого изделия. К тому же, лицо, желающее получить займ, имеет возможность заранее рассчитать свои расходы по займу в виде процентов простым умножением на процентную ставку.

           Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии материалы и заявленные доводы сторон, Комиссия приходит к следующему.

         В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

           Объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

           Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

           Исходя из способа и формы размещения вышеуказанной информации, она адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, способствует формированию интереса к рекламируемому товару и его продвижению на рынке.

  Таким образом, рассматриваемая информация является рекламой по смыслу п. 1 ст. 3 Закона о рекламе.

  Заем является финансовой услугой.

  Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая  услуга  ООО  «Ломбард ТАТ» по выдаче денежных займов.

Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги - займа, на нее распространяется требование нормы  статьи 28 Закона о рекламе.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

  В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона "О ломбардах" существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

        В рассматриваемой спорной рекламе указано: " СТАВКА  0,33% в день. 9,9% в месяц. Срок займа 30 дней".

Между тем, иные обязательные условия, являющиеся существенными условиями при получении денежных средств, в силу законодательных норм, в рекламном сообщении не указаны.

Сведения о сумме займа являются важной информацией, необходимой потребителю для принятия решения, однако, данная информация в рекламе не указана.                                                                                                                          Кроме того, в спорной рекламе содержится информация о предоставлении 25%  скидки на процентную ставку по займу.       

При этом, в заседании Комиссии установлено, что из рассматриваемой информации, на момент ознакомления потребителя с данной информацией, не представляется возможным определить ни срок действия предлагаемой акции, ни условия, соблюдение которых необходимы для скидки, составляющей 25 %.   

Поскольку реклама финансовой услуги направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о финансовой услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение ею воспользоваться.

Вся необходимая и требуемая по закону информация должна доводиться до потребителя непосредственно в рекламе, в связи с тем, чтобы обеспечить возможность ознакомиться с ней на момент ознакомления с рекламой, так как только при полной осведомленности обо всех условиях финансовой услуги, влияющих на конечную сумму расходов и доходов, потребитель рекламы может сделать правильный окончательный выбор.

Возможность потенциальных потребителей ознакомиться с существенными условиями получения денежных средств на информационном стенде общества, как указано ООО "Ломбард ТАТ" в заседании Комиссии, не заменяет обязанности по размещению данных существенных условий непосредственно в рекламе и не может быть принято во внимание.

В данном случае, поскольку в рассматриваемой рекламе сообщаются некоторые из условий предоставления финансовой услуги, отсутствие иных условий оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, является нарушением пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований пункта 2 части 2 статьи  28  Закона о рекламе возложена на рекламодателя (часть 6  статьи 38 Закона о рекламе).                        В смысле ст.3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.   

         Согласно полученным материалам и документам, установлено, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы, является ООО "Ломбард ТАТ".

 

  В рамках рассмотрения дела установлено, что распространение данной рекламы, осуществлялось в определенный период времени, согласно приложению к договору от 11.10.2017 б/н, заключенному между ООО "РА ПРОМО", в лице периодического печатного издания «Новочебоксарская городская газета», и ООО "Ломбард ТАТ":

в выпусках газеты от 16.10.2017 и 06.11.2017, и не распространении данной рекламы в настоящее время. 

        Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

        В связи с тем, что в рамках рассмотрения дела установлено, что распространение данной рекламы в настоящее время не осуществляется, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи ООО "Ломбард ТАТ" предписания о прекращении нарушения п.2 ч. 2 ст.28 Закона о рекламе по рассматриваемому факту.

        Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                     

Р Е Ш И Л А:

 

        1. Признать  рекламу,  распространеняемую в выпусках газеты «Новочебоксарская городская газета» от 16.10.2017 и 06.11.2017, с содержанием текста:                 

        "ООО "Ломбард ТАТ"

        Предъявителю купона скидка на процентную ставку по займу 25%

        СТАВКА  0,33% в день

        9,9% в месяц.

        73-85-09 ул. Винокурова, 22 магазин "Самоцвет", цокольный этаж

        Срок займа 30 дней",

         нарушающей требования, определенные пунктом 2 части 2статьи 28 Закона о рекламе.

        2.Признать ООО "Ломбард ТАТ" нарушившим требования, определенные пунктом 2 части 2статьи 28 Закона о рекламе.

        3. Не выдавать ООО "Ломбард ТАТ" предписание о прекращении нарушения  Закона о рекламе в связи с прекращением распространения рекламы        .                          4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Ломбард ТАТ".

        Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель комиссии «…»                   

 

Члены Комиссии                                                                                     «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны