Решение №04-10/3377 Решение Управления в отношении ИП Николаева от 27 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

17 мая 2016 г.                                                                                            г. Чебоксары

     

  Дело № 06-Р-2016

                     Резолютивная часть решения оглашена 10 мая  2016 года.

                     Решение в полном объеме изготовлено  17  мая   2016 года.

 

 

           Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

«…»

члены Комиссии:

«…»

рассмотрев дело № 06-Р-2016 по признакам нарушения  пункта 1 части 3 статьи 5  Федерального закона  от 13.03.2006  №  38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе)  в рекламе «Лучшее такси», распространенной  01.02.2016 в эфире радиоканала «Европа плюс Чебоксары»,  

в отсутствии   заявителя и лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП Николаева  Е.А.

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Чувашское УФАС России  поступило обращение ООО «Такси-Вояж», зарегистрированное от 09.02.2016   вх. № 05-16/871 о распространении в 10 час. 40 мин. 01.02.2016 в эфире радиоканала  «Европа  плюс Чебоксары»  рекламы  следующего содержания: «Звони в лучшее такси города 333 000. Лучшее такси 333-000».

    В пункте 1 статьи 3 от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее Закон о рекламе) определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет, что объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама, а пункт 3 статьи 3 - товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

    Рассматриваемая информация является рекламой, поскольку соответствует всем квалифицирующим признакам понятия реклама.

    При  оценке рекламы на соответствие Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено следующее.

           Использованное  в рекламе словосочетание «Лучшее такси»  формирует  у потребителей рекламы представление о хозяйствующем субъекте, предлагающем рекламируемые услуги такси, как лучшем на территории города Чебоксары.

    Слово «лучший» означает: «самого высокого качества, самого хорошего свойства» (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка», 4-е издание, дополненное, М., 1999, стр. 335).

    Таким образом, слово «лучший» выражает степень превосходства, поэтому его употребление в совокупности с названием конкретного лица или товара создает представление о том, что объект рекламирования находится в более лучшей позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых товаров, тем самым стимулирует интерес потребителей именно к своим товарам и услугам.

    В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 8 октября 2012 г. № 58  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» необходимо исходить из того, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

   В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слова «лучший», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

   Реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

    Из вышеприведенного  разъяснения следует, что заявление о преимуществах, в том числе, утверждение «Лучшее такси», содержащее прилагательное в превосходной степени, должно иметь документальное  подтверждение и фактическое обоснование.

   В отсутствие конкретного критерия сравнения создается впечатление, что такси 333-000 обладает преимуществом по всем критериям и в масштабах всего города Чебоксары  является лучшим такси из числа однородных.

Слово «критерий» означает мерило оценки, суждения, а мерило - признак, свойство, на основе которого можно определить, оценить что-нибудь. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка», 4-е издание, дополненное, М., 1999.

   Следовательно, критерий является признаком, по которому проводится сравнение - процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух и более объектов.

   Определение «лучшее такси» может быть  основано на использовании различных сравнительных признаков, как, например, как  лучшая организация обслуживания, лучшая цена, лучшая акция по привлечению покупателей  и др.

    В силу пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 8 октября 2012 г. № 58  «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе»  оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

   Потребители спорной рекламы, не обладающие специальными познаниями в области лингвистики, понимают рекламу буквально: такси 333-000 – это лучшее такси среди  хозяйствующих субъектов, оказывающих аналогичные услуги, которое имеет лучшие позиции, включая качество, ассортимент, сервисный и ценовой уровень реализуемых услуг.

   Рассматриваемая реклама является недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара и некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

    В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

  В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами, признается недостоверной и не допускается.

    Таким образом,  в  рекламе  услуг такси ИП Николаева Е.А., распространенной  в эфире радиоканала  «Европа  плюс Чебоксары», содержится нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

    В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных требований несет рекламодатель.

    Размещение рекламы осуществлено по договору от 29.01.2016 № СНВ-2016-С-0060 (далее Договор), заключенному между ООО «Выбери радио» (исполнитель) и  индивидуальным предпринимателем Николаевым Е.А. (заказчик).

Рекламная информация для распространения в радиопрограмме рекламно-информационных материалов предоставлена Заказчиком (пункт 2.1 Договора).

    В силу части 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей признается  реклама,- не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе.

   В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение части 3 статьи 5 названного Федерального закона.

   В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе  рекламодателем является  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, в данном случае – индивидуальный предприниматель Николаев Е.А.

          В соответствии с  пунктом 1 части 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

          Согласно  пункту 2 акта сдачи-приемки рекламно-информационных материалов (РИМ) по договору от 29.01.2016, составленному 03.02.2016 и подписанному исполнителем  ООО «Выбери Радио» и заказчиком ИП Николаевым Е.А.  рассматриваемый рекламный ролик  размещался в радиопрограмме  в период с 01.02.2016 по 14.02.2016.

  В связи с тем, что в настоящее время  рассматриваемая реклама  не распространяется, Комиссия не считает необходимым выдать ИП Николаеву Е.А.  предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Федерального  закона «О рекламе»  и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу ИП Николаева Е.А. («Звони в лучшее такси города 333 000. Лучшее такси 333-000»), распространенную  01.02.2016 в эфире радиоканала  «Европа  плюс Чебоксары»,  поскольку в ней нарушены требования пункта  1  части 3 статьи 5   Федерального закона  «О рекламе».

          2. Не выдавать  ИП Николаеву Е.А. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации  о рекламе.

          3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решение может  быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                                                   «…»                        

 

Члены Комиссии                                                                                      «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны