Решение №04-10/3684 Решение Управления в отношении ООО "Ритм" от 5 июня 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 05-Р-2018

 

 

31 мая 2018  г.                                                                                 г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2018

                     Решение в полном объеме изготовлено  31.05.2018

 

         Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе в составе:

         председатель Комиссии:

«…»

         члены Комиссии:

         «…»

          рассмотрев дело № 05-Р-2018, возбужденное по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе,  законодательство о рекламе) в отношении ООО "Ритм" (ИНН 2130161563, г. Чебоксары,   Гаражный проезд, д.7,литер Б, пом. 19),

        - лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - представителя ООО "Ритм" – «…»

        заинтересованного лица - представителя ООО "Амур" – «…»

        в отсутствии: заявителя, извещенного о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ИП Белова Е.В., не уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения настоящего дела,

       

 

УСТАНОВИЛА:

 

 

           01.02.2018 (вх. № 04-21/651) в адрес Чувашского УФАС России поступило перенаправленное из Управления контроля и общественной безопасности Главы Чувашской Республики заявления c адреса электронной почты  «…» (далее - Заявитель) с указанием на ненадлежащую рекламу.

        Заявление обусловлено следующими обстоятельствами.                    

        На рекламном щите в границах г.Чебоксары, в месте территориального размещения торгового комплекса "Хевешский",  по адресу г. Чебоксары, Гаражный проезд, 7, Заявителем обнаружено размещение наружной рекламы, содержащей неэтичный, нарушающий общепринятые нормы морали и нравственности, образ и текст.            

        Факт указанной информации Заявитель подтвердил прилагаемым к заявлению фотоматериалом.        

 

        

         Согласно представленному фотоматериалу усматривается информация, содержащая, в том числе, текст: " цены просто ох…ть (охренеть) ".

В целях осуществления соблюдения обязательных требований Закона о рекламе, Чувашским УФАС России осуществлен выезд на место размещения представленной информации.

 В результате проведенного контрольного мероприятия выявлен факт (акт наблюдения от 08.02.2018 б/н время 14 час.40 мин.) распространения наружной рекламы, с использованием перетяжки (рекламной конструкции), размещенной в границах месторасположения торгового комплекса "Хевешский", находящегося по   адресу г. Чебоксары, Гаражный проезд, 7, содержащей, в том числе, следующий текст:

"цены просто ох…ть (охренеть)".

В рамках рассмотрения заявления установлено, что распространение  ненадлежащей рекламы осуществлено в границах месторасположения торгового комплекса "Хевешский", представляющего в данном случае  ООО "Амур" (ИНН 2130194520,  адрес местонахождения: г. Чебоксары, Гаражный проезд, 7, офис 300).          Из представленного ответа ООО "Амур" следовало, что общество не владеет информацией о владельце спорной рекламы и не имеет договоров на ее размещение.         Таким образом, ООО "Амур" было определено рекламодателем рассматриваемой рекламы.                                                                                                 

         В заседание Комиссии 16.03.2018 " Амур" указало, что  общество является  арендатором земельного участка, в месте нахождения которого находится рассматриваемая реклама, в силу требований договора аренды земельного участка от 01.01.2018 № 1/01, заключенного между ООО "Бренд" (ИНН 2130000654) и ООО "Амур" (ИНН 2130194520).

         Таким образом, земельный участок, расположенный по адресу  г.Чебоксары,  Гаражный проезд, дом 7, в месте расположения торгового комплекса, имеющего наименование "Хевешский", предоставлен ООО "Амур" ООО "Бренд" для эксплуатации оптовой базы для торговой и складской деятельности с 01.01.2018.

        Кроме того, ООО "Амур" сообщило, что  рассматриваемая реклама могла быть размещена предыдущим арендатором земельного участка - ООО "Ритм"" (ИНН 2130161563, г. Чебоксары,  Гаражный проезд, д.7,литер Б, пом. 19).

        Вместе с тем, учитывая, что содержание и изображение спорной рекламы имело место обращения в антимонопольный орган и, как следствие, явилось предметом разбирательства антимонопольного органа, распространение спорной рекламы прекращено силами ООО "Амур" путем ее демонтажа.

         При этом, в заседание Комиссии ООО "Амур" представило фотоматериал, указывающий на устранение ненадлежащей рекламы.

         Из представленных в рамках дела документов (доверенностей, счета и расходных кассовых ордеров),  а также устных пояснений ООО "Амур",  следует, что ООО "Ритм" явилось заказчиком (покупателем) у ИП  Белова Е.В. (продавца) рассматриваемого баннера с текстом спорной рекламы в августе 2017 года.

Таким образом, из представленных пояснений ООО "Амур" установлено, что ООО "Ритм" и ИП  Белов Е.В. являются лицами, непосредственно осуществившими изготовление и размещение рассматриваемой рекламы.

          В связи с установленными обстоятельствами, к рассмотрению дела, в качестве заинтересованных лиц,  привлечены ООО "Ритм" (ИНН 2130161563, г. Чебоксары,   Гаражный проезд, д.7,литер Б, пом. 19) и ИП Белов Е. В. ( ИНН 212702767660, г.Чебоксары, Эгерский б-р, д.53, кв.78).

Из представленного в Комиссию ООО "Ритм" пояснения (вх. от 11.05.2018 № 04-10/2907) следует, что баннер с рассматриваемой спорной рекламой изготовлен ИП Беловым Е.В. по заказу ООО "Ритм" и размещен обществом в августе 2017 года на рекламном щите, территориально размещенного в границах  торгового комплекса "Хевешский".

Таким образом,  Комиссией установлено, что рекламодателем спорной рекламы  явилось ООО "Ритм".

В целях определения восприятия рассматриваемой рекламы непосредственно потребителями и оценки тех ассоциаций, которые она вызывает, Чувашским УФАС России рассмотрение данной рекламы включено 28.02.2018 в повестку заседания Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе, образованном при Чувашском УФАС России.                                                                              Повестка заседания была сформирована следующим образом: Ассоциируется ли у потребителей рекламы рассматриваемое изображение и текст с непристойным и оскорбительным образом, являющегося нарушением общепринятых норм и принципов поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, установленных требованиями части 6 статьи 5 Закона о рекламе?                     Согласно результатам высказанных мнений, члены Совета пришли к единому мнению относительно того, что рассматриваемая наружная реклама в нарушение требований, установленных частью 6 статьи 5 законодательства о рекламе, затрагивает общепринятые нормы и принципы поведения в обществе.  

        Члены Совета обратили внимание на недопустимость размещения  подобного рода рекламы, содержащей, в том числе,  непристойный текст, в месте, для всеобщего обозрения, в т. ч. потребителей рекламы, чьи жизненные ценности еще не сформированы, несовершеннолетних потребителей.

        При этом, свои выводы члены Совета аргументировали следующими пояснениями.                                                                                                       Слово "охренеть" - эвфемизм (по словарям), т.е. с точки зрения лингвистики, нейтральное по смыслу и стилю слово, бессмысленное созвучие или описательное выражение, используемое в речи для замены слов и выражений, признанных грубыми или непристойными.

         Так как ненормативные слова не принято использовать в приличном обществе, тем более в рекламе, логично предположить, что на данном щите, в первом случае, с пропуском букв, подразумевается именно непристойное,  недопустимое в публичном общении слово (а иначе, зачем скрывать его середину?).          Поэтому, при первом взгляде на эту запись, у большинства потребителей данной рекламы возникнет ощущение, что здесь скрыто неприличное ругательство.          Доказательством этому является пояснение в круглых скобках.                             Создателям рекламы ничто не мешало сразу написать эвфемизм (который они итак изобразили на рекламном щите), без использования спорного написания с пропуском букв.                                                                                                                     Эвфемизм был добавлен как для создания впечатления законности, так и для создания ощущения у потребителя, что это только у него в мыслях возникают непристойные слова, а рекламодатель, при этом, в своей рекламе ничего непристойного не имел в виду.                                                                                            Можно предположить, что ожидаемой реакцией на рекламу должны быть общественные споры, шумиха, которая сделает место расположения рынка "Хевешский" более известным обществу, а также путём создания информационного спора (бума, шумихи) повышенного интереса в целях его посещения.        

         Значит, спорное написание было употреблено рекламодателем намеренно: с целью шокировать потребителя и тем самым сделать рекламу запоминающейся.         

         Но какая бы ни была креативная идея или уникальный текст, чтобы реклама «работала», она не должна нарушать закон, т.е. должны быть соблюдены нормы законодательства о рекламе.

           Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии материалы и заявленные доводы сторон, в том числе, приобщенные к делу материалы Экспертного Совета по рекламе, Комиссия приходит к следующему.

Отношения в сфере рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы законодательно определены требованиями Закона о рекламе.

         С точки зрения Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статья 3 Закона о рекламе).

         Рассматриваемая информация соответствует определению понятия рекламы, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.

         Следовательно, на такую информацию распространяются положения Закона о рекламе.   

           Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе.  При этом, в силу требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.                                                                  При квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе антимонопольные органы особое внимание уделяют оценкам Экспертного Совета, решения которых учитываются при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения данной нормы законодательства. В данном случае наличие признаков нарушения ч. 6 ст.5 Закона о рекламе в рассматриваемой рекламе явилось для членов Экспертного Совета очевидным. В этой связи мнения членов Экспертного Совета подтвердили довод, указанный в обращении Заявителя.

         Ответственность за нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 Закон о рекламе несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

         В смысле ст. 3 Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

           Согласно полученным материалам и документам, установлено, что рекламодателем рассматриваемой спорной рекламы является ООО "Ритм".

          На этом основании, ответственность за выявленное нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 Закон о рекламе несет данное общество.

        Оценивая спорную рекламу,  Комиссия исходила из требований  норм части 6 статьи 5 Закона о рекламе, официальных разъяснений ФАС России, а также мнения членов Экспертного Совета, потребителей рекламы, их восприятия и оценке тех ассоциаций, которые вызывает данная реклама.

 

          При этом, в заседании Комиссии установлено, что, на момент рассмотрения дела,  размещение спорной рекламы прекращено путем ее демонтажа.

         Таким образом, в рамках дела определено, что на момент рассмотрения дела, вменяемое обществу нарушение требований Закона о рекламе устранено.

          В силу пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе, вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

        Учитывая, что выявленные обстоятельства нарушения Закона о рекламе устранены путем не распространения  ненадлежащей рекламы,   Комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО "Ритм" предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.

         Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

РЕШИЛА:

 

         1. Признать рекламу, содержащую, в том числе,  текст: " цены просто ох…ть (охренеть) ", размещаемую в период с августа 2017 года по 18.04.2018 в границах месторасположения торгового комплекса "Хевешский", находящегося по   адресу     г. Чебоксары, Гаражный проезд, 7,  ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст. 5 Закона о рекламе.

         2. Признать ООО "Ритм" нарушившим ч.6 ст. 5 Закона о рекламе.

         3. В связи с отсутствием распространения ненадлежащей рекламы на момент рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе ООО "Ритм" не выдавать.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях в отношении ООО "Ритм".

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                                                                                 «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны