Решение №04-10/5909 Решение Управления в отношении АУ "Издательский дом "ХЫПАР" ... от 10 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 30-Р-2017

 

 

08 августа 2017  г.                                                                                    г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 26.07.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  08.08.2017

 

 

         Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе (далее - Комиссия) в составе:

         председатель Комиссии:

          «…»

         члены Комиссии:

          «…» 

рассмотрев дело № 30-Р-2017 по признакам нарушения требований определенных статьей 9 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) в отношении АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии, выразившихся в распространении рекламы, не содержащей всех условий проведения стимулирующего мероприятия,

         в отсутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе, АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии, извещенного о дате и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (согласно почтовому идентификатору 42800001163812 "получено 04.07.2017"

 

УСТАНОВИЛА:

 

         В период с 24.04.2017 по 12.05.2017, в соответствии с приказом Чувашского УФАС России от 10.04.2017  № 57  «О проведении плановой выездной проверки»,  Чувашским УФАС России осуществлена плановая выездная проверка в отношении редакции газеты "ХЫПАР" автономного учреждения Чувашской Республики "Издательский дом "ХЫПАР" Министерства информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (далее - АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии)  (г. Чебоксары, проспект Ивана Яковлева, 13).

         В ходе проведения проверки редакции газеты "Хыпар" выборочно проанализированы истребованные печатные издания данной газеты.

         При этом,  установлено, что в выпусках газеты "ХЫПАР" от 18.04.2017 № 55, от 20.04.2017 № 57-58, от 25.04.2017 № 59, от 26.04.2017 № 60, от 28.04.2017 № 61-62, от 03.05.2017 № 63, от 05.05.2017 № 64-65  размещена информация, с указанием пометки "реклама", имеющая  название в переводе с чувашского языка на русский язык "наша лотерея".

         В данной информации указывалось о проведении  лотереи среди подписчиков на газету "ХЫПАР".

         Согласно представленному в рамках проверки редакцией газеты "ХЫПАР" переводу текста с чувашского языка на русский язык реклама "наша лотерея" содержит следующее.

         "Подписавшись на газету "Хыпар,  у Вас появится шанс выиграть "Мотоблок".

         Подпишитесь на газету "Хыпар" на второе полугодие 2017 года и отправьте копию квитанции по почте ( адрес – г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 13) либо на электронную почту (hyparkd@vail.ru)   до 5-го июня этого года включительно.                                                                                         Розыгрыш лотереи пройдет в День Республики, 24-го июня, на культурном мероприятии перед зданием Чувашского национального конгресса.                    Сертификат главного приза – мотоблока - вручается перед зданием Чувашского национального конгресса, а мотоблок – в Доме печати.

         Подписка на "Хыпар" (индекс П2230) – 709,80 руб., на пятничный выпуск "Хыпара" (индекс П2267) – 322.20 руб. В розыгрыше лотереи участвуют оба упомянутых индекса. Реклама".

 

 

         В силу пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе  под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).                   

         Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования выступает товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.            С учетом изложенного, представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе, следовательно,  является рекламой.      

         Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе, содержащей название "наша лотерея", является  получение мотоблока в качестве приза.

         При этом, данная реклама содержит признак стимулирующего мероприятия - выполнение обязательного условия - приобретения определенного товара - осуществление подписки на газету "Хыпар" на второе полугодие 2017 года.     

         Порядок проведения стимулирующего мероприятия установлен статьей 9 Закона о рекламе.

          В силу  статьи 9 Закона о рекламе, установлено, что  в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:                                         - сроки проведения такого мероприятия;

         - источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

         Комментируемая норма данной статьи регламентирует рекламу стимулирующих мероприятий, под которыми понимаются мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара.                 К таким стимулирующим мероприятиям, в том числе, относятся организация и проведение игры, конкурса и стимулирующей лотереи.

         Таким образом,  реклама газеты "Хыпар", содержащей название "наша лотерея", подпадает под требования статьи 9 Закона о рекламе.

 

         При этом, в соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.                                                                                                       Применение  части 11 статьи 5 Закона о рекламе предусматривает  требования не только к Закону о рекламе, но и к нормам иных законодательств Российской Федерации.

         В данном случае, необходимо учитывать отличительные признаки определения "лотерея", которые описаны в Федеральном законе № 138-ФЗ «О лотереях» (далее - Закон о лотереях) и стимулирующего мероприятия, которое регулируется статьей 9 Закона о рекламе.                                                               Согласно Закону о лотереях, лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.                                                                    Основными отличительными признаками лотереи от стимулирующего мероприятия являются:                                                                                                 договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом на которых обязательно должна присутствовать лотерейная комбинация; организатором лотереи может быть только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта; призовой фонд лотереи формируется за счет выручки от проведения лотереи.                  

         Реклама лотереи, которая проводится без уведомления уполномоченного органа власти или в случае запрета на ее проведение, не допускается  согласно требованиям статьи 7 комментируемого Закона.

         В рассматриваемом случае, стимулирующее мероприятие, проводимое АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии, не подпадает под определение "лотерея" и таким образом  следует вывод о не соблюдении АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии требований законодательства, в связи с  несоответствием названия рекламной рубрики - "наша лотерея", в то время как по содержанию и отличительным признакам, предполагается проведение стимулирующего мероприятия.                                                                             

         Из информации, предоставленной АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии (вх. от 24.07.2017 № 04-10/5193) установлено.

         Проведение стимулирующего мероприятия "наша лотерея" организовано АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии в соответствии с договором от 17.04.2017 б/н,    заключенным между АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии и ИП Шачковым Ю.И. (Спонсор).

         В соответствии с настоящим договором Спонсор оказывает помощь в виде передачи в собственность АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии мотоблока.                                                                  При этом, АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии предоставляет Спонсору рекламные места в газетах АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики, в том числе в газете "ХЫПАР", в целях распространения рекламы о товарах (продукции) Спонсора.

         В соответствии с условиями настоящего договора срок распространения рекламы о товарах Спонсора установлен до 20.06.2017.

         В рамках рассмотрения дела, АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии представлены выпуски газеты "ХЫПАР от 19.05.2017, 23.05.2017, 20.06.2017с распространением рассматриваемого текста рекламы.

         Таким образом, определено, что размещение рассматриваемой рекламы осуществлялось в период с 18.04.2017 по 20.06.2017.

         Одновременно в заседание Комиссии АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики представлено Положение о розыгрыше среди подписчиков газеты "Хыпар" АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии, опубликованном на официальном сайте издательства (www.hypar.ru) и скриншот страницы с сайта, на котором представлена развернутая информация о проведении рассматриваемого стимулирующего мероприятия.   

 

         В силу требований пункта 1 статьи 9 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара, должны быть указаны сроки проведения такого мероприятия непосредственно в тексте самой рекламы.

         При этом,  срок должен быть указан полностью, включая год, иначе у потребителей отсутствует возможность достоверно определить срок в течение которого проводится мероприятие.                                                                        Согласно статье 190 ГК РФ срок может быть определен указанием на календарную дату. Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ "Об исчислении времени", календарная дата - порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года.

         В рассматриваемой рекламе, относительно сроков проведения стимулирующего мероприятия, содержится следующая информация: "подпишитесь на газету "Хыпар" на второе полугодие 2017 года и отправьте квитанцию до 5-го июня этого года", а также "розыгрыш лотереи пройдет в День Республики, 24 го июня".                                                                                     Таким образом, согласно вышеуказанному тексту, не установлен конкретный срок  проведения стимулирующего мероприятия, что вводит потребителей в заблуждение относительно временного промежутка реализации указанного в рекламе мероприятия, нарушает их права на получение достоверной информации.     

         При таких обстоятельствах, указание в рассматриваемой рекламе порядкового номера календарного дня и наименование календарного месяца не является соблюдением требований пункта 1 статьи 9 Закона о рекламе, поскольку отсутствует год проведения мероприятия.

        

        

         В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, в силу требований пункта 2 статьи 9 Закона о рекламе, должен быть указан источник информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.                 Данная норма обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, а источник этой информации, например, адрес интернет-сайта, номер телефона, либо предоставления информации по конкретному адресу и т.п., где потребитель может получить данную информацию.   

         При этом, в рекламе стимулирующих мероприятий следует указывать не только источник информации, но и сообщать о том, какого рода сведения может получить потребитель рекламы, обратившись к данному источнику информации, а именно – информацию об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

         Согласно вышеуказанным пояснениям АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии, установлено, что условия проведения стимулирующего мероприятия определены в Положении о розыгрыше среди подписчиков газеты "Хыпар" АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии, опубликованном на официальном сайте издательства (www.hypar.ru).

         При этом, согласно тексту рассматриваемой рекламы, потребителю не представлена в полном объеме требуемая Законом о рекламе информация:  не представлен источник информации об организаторе мероприятия, не указана ссылка на адрес интернет-сайта (www.hypar.ru), которую АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии представил в письменных пояснениях в заседание Комиссии.

         При этом, потребитель не имеет полной, достоверной информации о проведении стимулирующего мероприятия на этапе получения ее из информации, опубликованной в выпусках газеты "ХЫПАР",  имеющейся, при этом, в представленном АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии Положении, опубликованном на официальном сайте издательства (www.hypar.ru): о порядке проведения, призовом фонде, количестве призов, порядке и конкретных сроках проведения розыгрыша приза, порядке вручения приза, с указанием конкретного адреса места получения приза.

         Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении пункта 2 статьи 9 Закона о рекламе, поскольку в рассматриваемой рекламе не указан источник информации об организаторе мероприятия.

         Ответственность за нарушение требований статьи 9 Закона о рекламе несут рекламодатель и рекламораспространитель.

         Из представленных в рамках проверки и рассмотрения настоящего дела материалов и документов установлено, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии.

         В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Закона о рекламе).

         Согласно статье 3 Закона о рекламе, рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.  

         В данном случае, АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии, как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, и лицо, осуществляющее фактическое доведение объект рекламирования до сведения потребителя, является рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.

         В связи с тем, что  на момент рассмотрения дела распространение  ненадлежащей рекламы прекращено,  Комиссия  считает, что основания для выдачи предписания  АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии о прекращении нарушения Закона о рекламе отсутствуют.

         На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать ненадлежащей требованиям Закону о рекламе, рекламу АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии  (г. Чебоксары, проспект Ивана Яковлева, 13),  распространяемую в выпусках газеты "Хыпар" в период с 18.04.2017 по 20.06.2017 следующего содержания:

         "Подписавшись на газету "Хыпар,  у Вас появится шанс выиграть "Мотоблок".

         Подпишитесь на газету "Хыпар" на второе полугодие 2017 года и отправьте копию квитанции по почте ( адрес – г. Чебоксары, пр. И. Яковлева, 13) либо на электронную почту (hyparkd@vail.ru)   до 5-го июня этого года включительно.                                                                                         Розыгрыш лотереи пройдет в День Республики, 24-го июня, на культурном мероприятии перед зданием Чувашского национального конгресса.                    Сертификат главного приза – мотоблока - вручается перед зданием Чувашского национального конгресса, а мотоблок – в Доме печати.

         Подписка на "Хыпар" (индекс П2230) – 709,80 руб., на пятничный выпуск "Хыпара" (индекс П2267) – 322.20 руб. В розыгрыше лотереи участвуют оба упомянутых индекса. Реклама".

 

         2. Признать АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии  нарушившей требования части 11 статьи 5, статьи 9  Закона о рекламе.

         3. В связи с отсутствием распространения рассматриваемой рекламы на момент рассмотрения дела, предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе АУ "Издательский дом "ХЫПАР" Мининформполитики Чувашии не выдавать.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                  «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                                                                              «…»             

Связанные организации

Связанные организации не указаны