Решение №04-10/595 Решение и предписание Управления в отношении ООО «Вертикаль»... от 1 февраля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 35-Р-2018

 

 

29 января 2019  г.                                                                                   г. Чебоксары

     

 

         Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе (далее - Комиссия) в составе:

         председатель Комиссии:

«…»

          члены Комиссии:

          «…» 

рассмотрев дело № 35-Р-2018 по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 10.3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), возбужденное в отношении ООО «Вертикаль» (ИНН 2129070015, г. Чебоксары, ул. Эльменя, д.15),

         в присутствии:                                                                                         Заявителей - граждан «…»

         лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе - представителя ООО «Вертикаль» «…» (по доверенности от 05.10.2018 б/№), «…» (без доверенности);  

         заинтересованного лица - представителя ООО «Гидродинамика – Поволжье» - «…» (доверенность от 16.01.2019 б/н);

        

 

УСТАНОВИЛА:

 

                   В Чувашское УФАС России 19.11.2018 (вх. № 04-21/7119), 27.12.2018      (вх. № 04-21/8039) поступили обращения граждан «…» (далее - Заявители) с заявлением о неправомерном размещении рекламы на платежных документах для оплаты жилищно - коммунальных услуг. 

         Согласно заявлениям, на квитанциях по оплате жилищно - коммунальных услуг за апрель, май, июль, октябрь 2018 года многоквартирного жилого дома    № 15 по ул. Мате Залка г.Чебоксары размещена скрытая реклама, с содержанием следующего текста.

«Уважаемые жильцы! Напоминаем Вам, что потребители, установившие квартирные счетчики воды, самостоятельно несут расходы по их содержанию, ремонту и поверке. Обязанность потребителей также является своевременная поверка счетчиков, межповерочный интервал для которых составляет: горячей воды – 4 года, холодной – 6 лет. Просим поверить счетчики с истекшим сроком поверки в ООО «Гидродинамика – Поволжье» тел. 68-06-99 и представить в расчетно – кассовый центр документы, подтверждающие их пригодность к дальнейшей эксплуатации. Главный инженер 31-57-99, расчетно-кассовый центр 34-68-89, 31-68-36 паспортный стол 31-57-26».

         Заявители указывают, что данная рекламная информация вступает в противоречие требованиям Закона о рекламе в связи с необоснованным указанием на квитанциях информации о поверке счетчиков воды исключительно в ООО «Гидродинамика - Поволжье», как единственной организации по осуществлению данного вида услуг, так и в связи с установлением запрета на размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилищно - коммунальные услуги.

         В материалы дела представлены копии квитанций по оплате жилищно - коммунальных услуг за октябрь 2018 года.

        Представитель ООО «Гидродинамика - Поволжье» в заседании Комиссии пояснил, что спорная информация не имеет отношения к деятельности общества. ООО «Гидродинамика - Поволжье» не состояло в гражданско - правовых отношениях с ООО «Вертикаль» и не заключало договоров, в том числе, на размещение рассматриваемой информации.                                                               В результате размещения ООО «Вертикаль» данной информации, какой-либо коммерческой выгоды ООО «Гидродинамика - Поволжье» не получало.

Кроме того, ООО «Гидродинамика - Поволжье» с февраля 2017 года хозяйственную деятельность не осуществляет и 27.09.2018 принято решение о ликвидации данного юридического лица.

         На момент рассмотрения дела, согласно сведениям выписки из ЕГРЮЛ ИФНС России,  ООО «Гидродинамика - Поволжье» имеет статус «Находится в стадии ликвидации».

           Представители ООО «Вертикаль» в заседании Комиссии также указали, что общество не состоит с ООО «Гидродинамика - Поволжье» в договорных отношениях, в том числе, по размещению рекламы.

         Размещение рекламы услуг данного юридического лица ООО «Вертикаль» не предполагало.

        При этом, поименованная выше информация носила справочно - информационный характер.           

           Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, Комиссия установила следующее.

         Отношения в сфере рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы законодательно определены требованиями Закона о рекламе.

         С точки зрения Закона о рекламе, под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).

         Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.                                                                                Из материалов дела следует, что помимо содержащегося в квитанциях информационного материала о необходимости осуществления поверки счетчиков водоснабжения, имеется текст следующего содержания: "Просим поверить счетчики с истекшим сроком поверки в ООО «Гидродинамика - Поволжье» тел. 68-06-99».

           Таким образом, распространенная в квитанциях информация направлена не только на  сообщение о необходимости  проведения своевременной поверки счетчиков водоснабжения, предусмотренной требованиями законодательства Российской Федерации о водоснабжении, а также на субъект ООО «Гидродинамика - Поволжье», где требуется проведение такой поверки.

           С учетом вышеизложенных законодательных норм, рассматриваемая информация признается рекламой.

           Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 28, 29 постановления от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», следует, что оценку рекламы судам надлежит осуществлять с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.                                                                               При этом, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.                                                                  

   Реклама, как правило, влияет на мотивацию потребителя при выборе товара (услуги) и побуждает потребителей совершать определенные действия в отношении объекта рекламирования, при этом реклама воспринимается потребителем буквально.

Таким образом, Комиссия, исследовав спорную информацию, исходя из представления о рекламируемых услугах с позиции рядового потребителя, не обладающего специальными познаниями, пришла к выводу, что данная реклама направлена на привлечение внимания к услугам ООО «Гидродинамика - Поволжье» в части осуществления поверки приборов учета воды.

           Анализ информации, содержащейся в представленной рекламе, позволяет сделать вывод о создании у потребителей впечатления о том, что ООО «Гидродинамика - Поволжье» является единственной организацией, способной и полномочной осуществлять услуги по установке/поверке приборов учета воды.         В соответствии с положениями статей 2, 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» поверку средств измерений осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений.

 

        При этом, необходимо отметить, что сведения, размещенные на официальных сайтах Росстандарта (http://fundmetrology.ru), а также Росаккредитации (http://fsa..gov.ru)  содержат, в том числе, и иные различные организации, аккредитованные  на проведение поверки средств измерений.

        В связи с этим следует вывод о том, что поверку средств измерений вправе осуществлять не только ООО «Гидродинамика - Поволжье», но и иные лица, которые прошли процедуру аккредитации в порядке, установленном законодательством.

         Следовательно, содержание рассматриваемой рекламы относительно того, что осуществление поверки приборов учета воды возможно осуществить только в ООО «Гидродинамика - Поволжье», вводит ее потребителей в заблуждение.

При таких обстоятельствах, распространенная рекламная информация не является достоверной, и вводит рядового потребителя в заблуждение относительно того, что осуществление поверки приборов учета воды возможно осуществить только в данном обществе, что является нарушением его права на достоверную информацию.

Кроме того, доказательств того, что ООО «Гидродинамика - Поволжье»  является лицом, аккредитованным на проведение работ по поверке средств измерений (счетчиков водоснабжения), в материалы дела не представлено.

        Принимая во внимание вышеизложенное, а также факт того, что на момент распространения спорной рекламы ООО «Гидродинамика - Поволжье»  не осуществляло какую - либо хозяйственную деятельность, что подтверждено представленными документами, рекламодатель, определивший объект рекламирования и содержание рекламы, предоставил недостоверную информацию как об исполнителе услуги, указав как на действующее юридическое лицо, так и о не соответствующих действительности преимуществах услуг поверки счетчиков водоснабжения ООО «Гидродинамика - Поволжье» перед иными участниками рынка данного вида услуг, чем ввел потребителей рекламы в заблуждение.      

        Указанные обстоятельства, лицами, участвующими в деле, не опровергались.

        Целью Закона о рекламе является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы.                                            

         Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

         В соответствии с пунктом 20 части 3 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или продавце рекламируемого товара.                                                                              

        Пунктом 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе определено, что недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

          Материалами дела подтверждается, что рассматриваемые действия рекламодателя не соответствуют изложенным требованиям Закона о рекламе.

           В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение указанных требований Закона о рекламе несет рекламодатель.

  В силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе  рекламодателем является  изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Формирование платежных документов на оплату жилищно-коммунальных услуг жильцам вышеназванного многоквартирного дома осуществляет управляющая компания ООО «Вертикаль» (ИНН 2129070015).

        В рассматриваемом случае, рекламодателем является ООО «Вертикаль».

        Кроме того, 3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.                                                              При этом, положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.                                                               Под социальной рекламой согласно статье 3 Закона о рекламе установлена информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.                                                      Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Закона о рекламе, не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

        В данном случае усматривается, что на рассматриваемом платежном документе  размещена информация рекламного характера, формирующая интерес потребителей к услугам ООО «Гидродинамика - Поволжье». 

        В связи с чем, рассмотренные  обстоятельства указывают на признаки нарушения  части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

        Ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе возлагается на рекламораспространителя.

        В смысле статьи 3 Закона о рекламе под рекламораспространителем понимается лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.                                                           Установленные в рамках рассмотрения заявления обстоятельства свидетельствуют о том, что лицом, осуществившим распространение спорной рекламы, т.е. рекламораспространителем, также является ООО «Вертикаль».

        На основании пункта 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.

        Наличие в действиях ООО «Вертикаль» нарушения пунктов  1, 20 части 3 статьи 5, части 10.3 статьи 5  Закона о рекламе, и в связи с не представлением в материалы дела материальных доказательств устранения нарушения требований Закона о рекламе, обуславливает выдачу ООО «Вертикаль» предписания.

           Руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

РЕШИЛА:

 

         1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную ООО «Вертикаль» на квитанциях по оплате жилищно - коммунальных услуг за октябрь 2018 года многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Мате Залка г.Чебоксары содержащую, в том числе, текст: «…Просим поверить счетчики с истекшим сроком поверки в ООО «Гидродинамика – Поволжье» тел. 68-06-99 …», в связи с нарушением требований пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 10.3 статьи 5  Закона о рекламе.

         2. Признать ООО «Вертикаль» (ИНН 2129070015, г. Чебоксары, ул. Эльменя, д.15) нарушившим пункты 1, 20 части 3 статьи 5, части 10.3 статьи 5 Закона о рекламе.

         3. Выдать ООО «Вертикаль» предписание о прекращении нарушения пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 10.3 статьи 5  Закона о рекламе.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Вертикаль».

 

         Решение изготовлено в полном объеме 29.01.2019.                             Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

         «…»                            

29.01.2019

04-10/596

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ      

 

                                                                                 

29 января 2019 г.                                                                                        г. Чебоксары

     

 

         Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе в составе:

         председатель Комиссии:

        «…»

         члены Комиссии:                                                                                                                  «…»

         на основании своего решения от 29.01.2019 по делу № 35-Р-2018 о признании ненадлежащей рекламу, размещенную ООО «Вертикаль» на квитанциях по оплате жилищно - коммунальных услуг за октябрь 2018 года многоквартирного жилого дома № 15 по ул. Мате Залка г.Чебоксары, содержащую, в том числе, текст: «…Просим поверить счетчики с истекшим сроком поверки в ООО «Гидродинамика – Поволжье» тел. 68-06-99 …», в связи с нарушением требований пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 10.3 статьи 5  Закона о рекламе, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      1. ООО «Вертикаль» прекратить распространение ненадлежащей рекламы, на квитанциях по оплате жилищно - коммунальных услуг, с содержанием, в том числе, текста: «…Просим поверить счетчики с истекшим сроком поверки в ООО «Гидродинамика - Поволжье» тел. 68-06-99 …», в связи с нарушением требований пунктов 1, 20 части 3 статьи 5, части 10.3 статьи 5  Закона о рекламе.

      2. ООО «Вертикаль» в срок к 08.02.2019 представить в Чувашское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

 

      В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Чувашское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

      Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

 

 

Председатель Комиссии                                                                                     «…»

                

         

Члены Комиссии                                                                                            «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны