Решение №04-10/5985 Решение Управления в отношении ООО "Инфолинк" от 4 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 22-Р-2017

 

 

 

10 августа 2017  г.                                                                                 г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 28.07.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  10.08.2017

 

 

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии:

«…»

        Члены Комиссии:

        «…»

        рассмотрев дело № 22-Р-2017 в отношении ООО "Инфолинк"  (г. Чебоксары, ул. К.Маркса,  60А, E-mail: office@info-link.ru)                                                                              по признакам нарушения требований, определенных частью 6 статьи 5 Закона о рекламе, в связи с размещением на официальном сайте Интернет провайдера ООО "Инфолинк"   (https://www.info-link.ru), а также в офисе продаж Интернет провайдера ООО "Инфолинк"  и в лифтах жилых домов г. Чебоксары, ненадлежащей  рекламы, не соответствующей общепринятым нормам поведения в обществе,

         в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных о дате и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом:

        лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - ООО "Инфолинк";

        заявителя - Духовного управления мусульман Российской Федерации Местной религиозной организации мусульман "Надежда" города Чебоксары;

        заинтересованного лица - ИП Сухаревой Е.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

             27.03.2017 в Чувашское УФАС России поступило заявление (вх. № 04-10/1960) Духовного управления мусульман Российской Федерации Местной религиозной организации мусульман "Надежда" города Чебоксары (далее - Заявитель) о распространении на официальном сайте Интернет провайдера "Инфолинк" (https://www.info-link.ru), а также в офисе продаж Интернет провайдера "Инфолинк" и в лифтах жилых домов г. Чебоксары, ненадлежащей  рекламы, содержащей, по мнению Заявителя, непристойный образ обнаженного женского тела, никаким образом не связанный с рекламой подключения Интернет.                                   

         Таким образом, Заявитель просит дать правовую оценку представленного им изображения   согласно требованиям  части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

         В рамках рассмотрения данного заявления определено.

         Представленная Заявителем информация, содержащая  предложение услуги Интернет провайдера "Инфолинк" в подключении интернета  50 мбит сек /мобильное + ТВ90 цифровых телеканалов/ за 350 руб. в месяц только до 30 апреля ", размещалась на сайте Интернет провайдера ООО "Инфолинк" (https://www.info-link.ru), а также в офисе продаж данного общества, и в лифтах жилых домов города Чебоксары.

         При этом, размещенное предложения вышеуказанной услуги в подключении Интернета оформлено с изображением фигуры обнаженного женского тела, кроме его тазобедренной части.  

         Рассматриваемая информация  имеет слоган: "Все складывается". Кроме того, рассматриваемая информация имеет надпись, расположенную под изображением указанной фигуры женского тела, призывающая: "ПОДКЛЮЧИТЬ".

         Данное изображение соответствует определению понятия рекламы, установленному пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.                                                   Объектом рекламирования является услуга Интернет провайдера ООО "Инфолинк" в подключении интернета на предлагаемых вышеуказанных условиях.   Рассматриваемая реклама, с предложением услуги в подключении интернета, размещена в интересах и в продвижении услуг ООО "Инфолинк",  таким образом, рекламодателем, в данном случае выступает ООО "Инфолинк".

         В связи с тем, что в действиях ООО "Инфолинк" усматриваются признаки  нарушения Закона о рекламе, Определением от 25.05.2017 (исх.№ 04-10/3782) Чувашским УФАС России в отношении ООО "Инфолинк" возбуждено дело № 22-Р-2016 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

 

 

         Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Закона о рекламе.

         В силу требований части 6 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

 

        

         Из разъяснения ФАС России (письмо от 29.04. 2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 ФЗ "О рекламе") следует, что положение части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" запрещает использовать в рекламе бранные слова, непристойные образы, сравнения, выражения, оскорбительные образы, сравнения, выражения.

         К бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

         К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.

         К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

         Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

         Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

         Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

         Учитывая изложенное, ФАС России рекомендует создать Экспертные советы при территориальных органах ФАС России, на заседаниях которых может быть дана оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

         При квалификации нарушений части 6 статьи 5 Закона о рекламе в части соблюдения этики в рекламе, антимонопольные органы особое внимание уделяют оценкам Экспертного Совета, решения которых учитываются при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе.

         Таким образом, в целях определения восприятия рассматриваемой рекламы непосредственно потребителями и оценки тех ассоциаций, которые она вызывает, Чувашским УФАС России рассмотрение данной рекламы включено 18.05.2017 в повестку заседания Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе, образованном при Чувашском УФАС России.

         Повестка заседания была сформирована следующим образом: Ассоциируется ли у потребителей рекламы рассматриваемое изображение с непристойным и оскорбительным образом, являющегося нарушением общепринятых норм и принципов поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности, установленных требованиями части 6 статьи 5 Закона о рекламе?                     Согласно результатам высказанных мнений, члены Совета единогласно пришли к мнению, что образ непристойного изображения обнаженного женского тела никак не привязан к объекту рекламирования, т.к. рекламируемые услуги подключения сети интернет и изображение обнаженного модельного женского тела, кроме его тазобедренной части, не соотносятся между собой. Рассматриваемая информация  имеет слоган: "Все складывается", в связи с чем, видимо, вышеуказанное изображение фигуры женского тела разбито на квадраты, которые должны сложиться.                                                                                                            Кроме того рассматриваемая информация, размещаемая на официальном сайте Интернет провайдера ООО "Инфолинк",  имеет надпись, расположенную под изображением указанной фигуры женского тела, призывающая: "ПОДКЛЮЧИТЬ". В связи с чем, реклама услуги подключения сети интернет с изображением обнаженного женского  тела,  выглядит неэтично, непристойно, пошло и безыскусно, что характеризует низкое качество рекламы и работу рекламодателя. Кроме того, рассматриваемая реклама размещена в доступном,  для всеобщего обозрения месте, в т. ч. несовершеннолетних детей, нарушая тем самым общепринятые нормы морали и нравственности.

         Таким образом, установлено наличие мнения членов Экспертного Совета (потребителей рекламы) на восприятие данной рекламы -  рассматриваемая реклама нарушает требования Закона о рекламе с точки зрения морали и нравственности.

         Члены Экспертного Совета, признавая рекламу нарушающей Закон о рекламе, оценивали совокупность всех элементов зрительного воздействия рассматриваемой рекламы на потребителя и дали оценку данной рекламы с учетом восприятия, которое характерно для ее потребителей.

 

         На заседании Комиссии 02.06.2017 ООО "Инфолинк" проинформировало, что в настоящее время распространение спорной рекламы прекращено.

         При этом общество пояснило, что лицом, ответственным за содержание рассматриваемой рекламы, является ИП  Сухарева Е.В., согласно договору об оказании рекламных услуг от 01.02.2017, заключенному между ООО "Инфолинк" и ИП  Сухаревой Е.В.

         В заседание Комиссии  ООО "Инфолинк" представлен договор на оказание рекламных услуг, заключенного между ООО "Инфолинк" и ИП Сухаревой Е.В.         Согласно данному договору макеты рекламы разработаны Исполнителем (ИП Сухаревой Е.В.).

         Из представленного в заседание Комиссии ООО "Инфолинк" пояснения (от 05.06.2017 № 04-10/3965) следует, что ООО "Инфолинк"  считает, что именно Исполнитель несет ответственность за разработанную им рекламу в соответствии с  требованиями норм законодательства.                                                                             В связи с изложенным ООО "Инфолинк" считает, что в данном случае, ответственным лицом за ненадлежащую спорную рекламу является рекламопроизводитель - ИП Сухарева Е.В. 

         На основании изложенного, определением (исх. от 06.06.2017 № 04-10/4102) ИП Сухарева Е.В. была привлечена в качестве заинтересованного лица.

          В заседание Комиссии ИП Сухарева Е.В. представила письменные пояснения (вх. от 22.06.2017 № 04-10/4385), из которых следует, что ИП Сухаревой Е.В. оказаны услуги по разработке рекламных материалов ООО "Инфолинк".                         При этом, при разработке изображения спорной рекламы,  ИП Сухарева Е.В. посчитала, что данное изображение не содержит непристойных и оскорбительных образов.

         В связи с изложенным, проанализировав представленные пояснения и материалы дела, Комиссией установлено.

         Из представленного в рамках дела приложения к договору на оказание рекламных услуг от 22.02.2017 № 3, следует, что  ИП  Сухарева Е.В., являясь Исполнителем, передала, а ООО "Инфолинк", являясь Заказчиком, в лице Управляющего Сивова В.А.,  принял результаты услуг, а именно: разработанные макеты для рекламных компаний ООО "Инфолинк" в количестве трех макетов.

         При этом, одним из макетов, представленных в приложении, является макет рекламы, рассматриваемый в рамках настоящего дела.

         На одобрение и принятие ООО "Инфолинк" данных макетов, в том числе макета рассматриваемой рекламы, указывает собственноручная подпись Управляющего ООО "Инфолинк" Сивова В.А., проставленная в указанном приложении и закрепленная печатью общества.

         Таким образом, Комиссия установила и материалами дела подтверждается, что, в данном случае,  ООО "Инфолинк" имело возможность выбора в принятии  или отказе разработанных рекламных материалов рассматриваемой рекламы.

 

          Ответственность за нарушение требований, установленных ч.6 ст.5 Закон о рекламе несет рекламодатель (ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе).

          Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (ст. 3 Закона о рекламе).      В данном случае, ООО "Инфолинк", являясь заинтересованным лицом в продвижении указанной в рекламе услуги, является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

         В рамках дела определено, что на момент рассмотрения дела, вменяемое обществу нарушение требований Закона о рекламе не осуществляется.                      В заседании Комиссии ООО "Инфолинк" проинформировало, что с 10.05.2017 обществом запущена новая маркетинговая акция услуг ООО "Инфолинк".                          В связи с чем, с данного периода времени материалы рассматриваемой ненадлежащей рекламы подлежат замене на новые рекламные материалы.                            В доказательство изложенного, ООО "Инфолинк" представлен в Комиссию приказ от 31.05.2017 "Об изъятии остатков рекламного материала".                                                                                                                                                     

         Оценив и проанализировав представленные на заседании Комиссии документы и заявленные доводы, Комиссия пришла к выводу, что выявленные обстоятельства нарушения Закона о рекламе в настоящее время устранены путем не  распространения  ненадлежащей рекламы.                                                               Таким образом,   Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО "Инфолинк" предписания о прекращении нарушения Закона о рекламе.

           На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕШИЛА:

 

         1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Инфолинк: "Все складывается подключи ИНТЕРНЕТ 50 мбит сек /мобильное + ТВ90 цифровых телеканалов/ за 350 руб. в месяц только до 30 апреля  ПОДКЛЮЧИТЬ", размещаемую на сайте Интернет провайдера ООО "Инфолинк" (https://www.info-link.ru), а также в офисе продаж данного общества, и в лифтах жилых домов города Чебоксары, распространявшуюся в период с 27.03.2017 по 02.06.2017, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст. 5 Закона о рекламе.

         2. Признать ООО "Инфолинк" нарушившим ч.6 ст. 5 Закона о рекламе.

         3. Предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе, в связи с отсутствием распространения рассматриваемой рекламы на момент рассмотрения дела ООО "Инфолинк" не выдавать.

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

         «…»

                  

Связанные организации

Связанные организации не указаны