Решение №04-10/6145 Решение и предписание Управления в отношении ИП Розореновой от 25 октября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 19-Р-2017
Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2017
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2017
17 августа 2017 г. г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
«…»
члены Комиссии: «…»
рассмотрев дело №19-Р-2017 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), возбужденное в отношении ИП Розореновой А.С., выразившихся в отсутствии в рекламе информации, обязательной в силу закона, при оказании услуги по доставке товаров дистанционным способом их пргодажи,
в присутствии:
лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - представителя ИП Розореновой А.С.- «…» (по доверенности от 19.10.2016 № 21АА 0800150),
в отсутствии заявителя – «…», уведомленного о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом,
в отсутствии заинтересованного лица - ООО "КОМТЕРРА" (ИНН 7721691364, адрес: г. Москва, ул. Тимирязевская, д.1, корп.2, оф. 323, 109444,г. Москва,ул. Ферганская,10,3 Стр.2,)
УСТАНОВИЛА:
15.03.2017 (вх. № 04-21/1659) в адрес Чувашского УФАС России поступило обращение депутата Государственного Совета Чувашской Республики «…», перенаправленное из Прокуратуры Чувашской Республики о поступлении через приложение Viber на номер сотового телефона («…»), принадлежащего гражданину «…» (далее Заявитель), нежелательного сообщения о рекламной акции в службе доставки еды "Радуга вкуса Чебоксары".
Из заявления следует, что нежелательное смс сообщение отправлено 02.03.2017 с номера «…». При этом, Заявитель указывает, что не давал письменного или устного согласия на получение какой - либо рекламной рассылки, а также неоднократно писал о прекращении рассылки на номер компании с просьбой прекратить рассылку на принадлежащий ему номер «…».
В качестве доказательства получения через приложение Viber указанного сообщения, к заявлению Заявителем приложен скриншот страницы с информацией о рекламной акции, указанной в обращении.
В ходе рассмотрения заявления установлено.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования, по смыслу Закона о рекламе (п.2 ст.3), может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Таким образом, из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы (товар) на рынок.
Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение неперсонифицированной информации о товаре, услуге должно признаваться распространением информации среди неопределенного круга лиц.
При установлении критерия неопределенности круга лиц, которому направляется информация, как основание для отнесения такой информации к рекламе, следует исходить из непосредственного содержания этой информации.
Содержание полученной Заявителем информации свидетельствует о том, что она не предназначается конкретному лицу, т.е. данная информация является не персонифицированной.
Кроме того, в рассматриваемом случае присутствует признак понятия рекламы как направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования является предложение набора, имеющего название "зачетный", состоящего из ролл в количестве 60 шт.
Кроме того, указывается скидка, контактный номер телефона компании, реализующей данный товар. Таким образом, рассматриваемая информация поддерживает интерес к данной компании, и ее продукции.
С учетом изложенного, представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе.
На основании изложенного, в связи с тем, что данная информация определяется как реклама, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы, применительно к пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, на нее распространяются все ограничения Закона о рекламе.
В данном случае у Заявителя (потребителя рекламы) отсутствует прямой, непосредственный контакт с рекламируемым товаром. Ознакомление с товаром происходит посредством изучения его описания через приложение сети интернет Viber, поступившего на номер сотового телефона Заявителя.
Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является товар, предлагаемый дистанционным способом продажи.
В силу статьи 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В представленном Заявителем скриншоте смс сообщения указывается на номер телефона, по которому можно осуществить заказ 20-55-98, логотип, принадлежащий компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4), описание набора ролл "зачетный", который предлагается с "большой скидкой" по рекламной акции до 05.03.
Иная информация, обязательная для размещения в силу Закона о рекламе, в рассматриваемом рекламном объявлении отсутствует, что указывает на признаки нарушения ст.8 Закона о рекламе.
Согласно статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В смысле статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются продукты, предлагаемые компанией "Радуга вкуса Чебоксары", заказать которые можно по указанному в сообщении номеру телефона 20-55-98, принадлежащего компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4).
Установлено, что деятельность компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4) осуществляет ИП Розоренова Анжелика Сергеевна (ИНН 211301604970).
Соответственно, в рассматриваемом случае, ответственность за распространение рекламного сообщения при дистанционном способе продажи продуктов питания, как рекламодатель, несет ИП Розоренова А.С.
В связи с тем, что в действиях ИП Розореновой А.С. усматриваются признаки нарушения ст. 8 Закона о рекламе, Чувашским УФАС России возбуждено дело № 19-Р-2017 в отношении ИП Розореновой А.С.
В рамках рассмотрения дела, установлено.
Согласно материалам дела, рассматриваемая реклама была направлена посредством использования приложения сети интернет Viber на номер сотового телефона Заявителя, с предложением продуктов питания, реализуемых компанией "Радуга вкуса Чебоксары" ИП Розореновой А.С.
В представленном Заявителем скриншоте смс сообщения указывается на номер телефона, по которому можно осуществить заказ 20-55-98, а также логотип, принадлежащий компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4), описание набора ролл "зачетный", который предлагается с "большой скидкой" по рекламной акции до 05.03.
В заседании Комиссии представитель ИП Розореновой А.С. не смог представить в Комиссию информацию по поводу рассылки вышеуказанного сообщения, с приложением копий платежных документов, договоров, заявок, подтверждающих отношения с организациями, причастными к распространению вышеуказанной рассылки.
При этом представил пояснения, согласно которым следует, что рассылка спорной рекламы направлялась клиентам, зарегистрированным на сайте компании "Радуга вкуса Чебоксары" и содержала, в рассматриваемом случае, информацию с предложением потребителю набора ролл (их состав, вес, стоимость, калорийность), в том числе контактный номер телефона 20-55-98 компании "Радуга вкуса Чебоксары"(г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4).
Деятельность компании "Радуга вкуса Чебоксары" специализируется на реализации товара дистанционным способом продажи.
В соответствии с "Правилами продажи товаров дистанционным способом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612 (далее -Правила), продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Реализация через интернет-магазины является дистанционным способом продажи товаров и регламентируется наряду с вышеуказанным Постановлением, Гражданским кодексом РФ, Законом "О защите прав потребителей", Законом о рекламе, в соответствии с которыми на продавца возложена обязанность по предоставлению реквизитов, позволяющих его идентифицировать.
Данное требование направлено на защиту интересов потребителей, которые не могут оценить качество и особенности товара, в силу специфики дистанционного способа продажи, до момента его покупки.
Из статьи 8 Закона о рекламе следует, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержится возможность заказа товара через интернет, то есть дистанционным способом, без указания наименования, места нахождения и государственный регистрационный номера записи о создании юридического лица, фамилии, имени, отчества, основного государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу. Рекламодателем рекламы продукции копании "Радуга вкуса Чебоксары" является ИП Розоренова А.С (ИНН 211301604970), следовательно, она, как рекламодатель несет ответственность за рассматриваемую рекламу продажи товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров, в нарушение требований ст.8 Закона о рекламе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу компании "Радуга вкуса", распространяемую дистанционным способом путем направления сообщений в сети интернет через приложение Viber в марте 2017 года, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Закона о рекламе.
2. Признать ИП Розоренову А.С. (ИНН 211301604970) нарушившей статью 8 Закона о рекламе.
3. Выдавать ИП Розореновой А.С. предписание о прекращении нарушения 8 Закона о рекламе, в связи с распространением ненадлежащей рекламы продажи товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях в отношении ИП Розореновой А.С.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии
«…»
04-10/6146
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
17 августа 2017 г. г. Чебоксары
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам
нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии -«…»
члены Комиссии:
«…»
на основании своего решения от 17.08.2017 по делу № 19-Р-2017, вынесенного в связи с нарушением статьи 8 Закона о рекламе, выразившимся в распространении рекламы, осуществляемой дистанционным способом продажи товаров, без указания сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Розореновой А.С. (ИНН 211301604970) в срок до 01.09.2017 прекратить распространение ненадлежащей рекламы, осуществляемой дистанционным способом продажи товаров, реализуемых компанией "Радуга вкуса", в связи с не указанием сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
2. ИП Розореновой А.С. в срок к 18.09.2017 представить в Чувашское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Чувашское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии «…»
Члены Комиссии «…»