Решение №04-10/6145 Решение и предписание Управления в отношении ИП Розореновой от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 19-Р-2017

 

 

                     Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  17.08.2017

 

 

 

17 августа 2017  г.                                                                                          г. Чебоксары

                  

        Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе (далее - Комиссия) в составе:

         председатель Комиссии:

          «…»

         члены Комиссии:                                                                                                                  «…»

       рассмотрев дело №19-Р-2017 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),  возбужденное в отношении ИП Розореновой А.С., выразившихся в отсутствии в рекламе информации, обязательной в силу закона, при оказании услуги по доставке товаров дистанционным способом их пргодажи,   

          в присутствии:

          лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе - представителя  ИП Розореновой А.С.- «…» (по доверенности от 19.10.2016 № 21АА 0800150),  

        в отсутствии заявителя – «…», уведомленного о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

        в отсутствии заинтересованного лица - ООО "КОМТЕРРА" (ИНН 7721691364, адрес: г. Москва, ул. Тимирязевская, д.1, корп.2, оф. 323, 109444,г. Москва,ул. Ферганская,10,3 Стр.2,)

УСТАНОВИЛА:

 

        15.03.2017 (вх. № 04-21/1659) в адрес Чувашского УФАС России поступило обращение депутата Государственного Совета Чувашской Республики «…», перенаправленное из Прокуратуры Чувашской Республики о поступлении через приложение Viber на номер  сотового телефона («…»), принадлежащего гражданину «…» (далее Заявитель), нежелательного сообщения о рекламной акции в службе доставки еды "Радуга вкуса Чебоксары".

        Из заявления следует, что нежелательное смс сообщение отправлено 02.03.2017 с номера «…». При этом, Заявитель указывает, что не давал письменного или устного согласия на получение какой - либо рекламной рассылки, а также неоднократно писал о прекращении рассылки на номер компании с просьбой прекратить рассылку на принадлежащий ему номер  «…».

        В качестве доказательства получения через приложение Viber указанного сообщения, к заявлению Заявителем приложен скриншот  страницы с информацией о рекламной акции, указанной в обращении.

 

        В ходе рассмотрения заявления установлено. 

        Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

        Объектом рекламирования, по смыслу Закона о рекламе (п.2 ст.3), может выступать товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

        Таким образом, из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы (товар) на рынок.

        Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно, распространение неперсонифицированной информации о товаре, услуге должно признаваться распространением информации среди неопределенного круга лиц.

        При установлении критерия неопределенности круга лиц, которому направляется информация, как основание для отнесения такой информации к рекламе, следует исходить из непосредственного содержания этой информации.

         Содержание полученной Заявителем информации свидетельствует о том, что она не предназначается конкретному лицу, т.е. данная информация является не персонифицированной.

       Кроме того, в рассматриваемом случае присутствует признак понятия рекламы как направленность на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

        В рассматриваемом случае объектом рекламирования является предложение набора, имеющего название "зачетный", состоящего из ролл в количестве 60 шт.

        Кроме того, указывается скидка, контактный номер телефона компании, реализующей данный товар.                                                                                            Таким образом,  рассматриваемая информация поддерживает интерес к данной компании, и ее продукции.

          С учетом изложенного, представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе.       

         На основании изложенного, в связи с тем, что  данная информация определяется как реклама, поскольку обладает всеми квалифицирующими признаками рекламы, применительно к пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, на нее  распространяются все ограничения Закона о рекламе.

        В данном случае у Заявителя (потребителя рекламы) отсутствует прямой, непосредственный контакт с рекламируемым товаром. Ознакомление с товаром происходит посредством изучения его описания через приложение сети интернет  Viber, поступившего на номер  сотового телефона Заявителя.

        Таким образом, в рассматриваемой рекламной информации объектом рекламирования является товар,  предлагаемый дистанционным способом продажи.

        В силу статьи 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

          В представленном Заявителем скриншоте смс сообщения указывается на номер телефона, по которому можно осуществить заказ 20-55-98, логотип, принадлежащий компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4), описание набора ролл "зачетный", который предлагается с "большой скидкой" по рекламной акции до 05.03.         

           Иная информация, обязательная для размещения в силу Закона о рекламе, в рассматриваемом рекламном объявлении отсутствует, что указывает на признаки нарушения ст.8 Закона о рекламе.        

        Согласно статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

        В смысле статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

        В рассматриваемом случае объектом рекламирования являются продукты, предлагаемые компанией "Радуга вкуса Чебоксары",  заказать которые можно по указанному в сообщении номеру телефона 20-55-98, принадлежащего компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4).                                          

        Установлено, что деятельность компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4)  осуществляет ИП Розоренова Анжелика Сергеевна (ИНН 211301604970).

         Соответственно, в рассматриваемом случае, ответственность за распространение  рекламного сообщения при дистанционном способе продажи продуктов питания, как рекламодатель, несет ИП Розоренова А.С.

        В связи с тем, что в действиях ИП Розореновой А.С. усматриваются признаки  нарушения ст. 8 Закона о рекламе,  Чувашским УФАС России возбуждено дело         № 19-Р-2017 в отношении ИП Розореновой А.С.

        В рамках рассмотрения дела, установлено.

        Согласно материалам дела, рассматриваемая реклама была направлена посредством использования приложения сети интернет Viber на номер  сотового телефона Заявителя, с предложением продуктов питания, реализуемых компанией "Радуга вкуса Чебоксары" ИП Розореновой А.С.

        В представленном Заявителем скриншоте смс сообщения указывается на номер телефона, по которому можно осуществить заказ 20-55-98, а также  логотип, принадлежащий компании "Радуга вкуса Чебоксары" (г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4), описание набора ролл "зачетный", который предлагается с "большой скидкой" по рекламной акции до 05.03. 

        В заседании Комиссии представитель ИП Розореновой А.С. не смог представить в Комиссию информацию по поводу рассылки вышеуказанного сообщения, с  приложением копий платежных документов,  договоров, заявок, подтверждающих отношения с организациями, причастными к распространению вышеуказанной рассылки.

        При этом представил пояснения, согласно которым следует, что рассылка спорной рекламы направлялась клиентам, зарегистрированным на сайте компании  "Радуга вкуса Чебоксары" и содержала, в рассматриваемом случае, информацию с предложением потребителю набора ролл (их состав, вес, стоимость,  калорийность), в том числе контактный номер телефона 20-55-98 компании "Радуга вкуса Чебоксары"(г.Чебоксары, ул.Чапаева, 4).

        Деятельность компании "Радуга вкуса Чебоксары" специализируется на реализации товара дистанционным способом продажи.

         В соответствии с "Правилами продажи товаров дистанционным способом", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. N 612 (далее -Правила), продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

        Реализация через интернет-магазины является дистанционным способом продажи товаров и регламентируется наряду с вышеуказанным Постановлением, Гражданским кодексом РФ, Законом "О защите прав потребителей",  Законом о рекламе, в соответствии с которыми на продавца возложена обязанность по предоставлению реквизитов, позволяющих его идентифицировать.

        Данное требование направлено на защиту интересов потребителей, которые не могут оценить качество и особенности товара, в силу специфики дистанционного способа продажи, до момента его покупки.

        Из статьи 8 Закона о рекламе следует, что в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

        В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы содержится возможность заказа товара через интернет, то есть дистанционным способом, без указания наименования, места нахождения и государственный регистрационный номера записи о создании юридического лица, фамилии, имени, отчества, основного государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.                                                                                Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

        Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу.                          Рекламодателем рекламы продукции копании "Радуга вкуса Чебоксары" является ИП Розоренова А.С (ИНН 211301604970), следовательно, она, как рекламодатель несет ответственность за рассматриваемую рекламу продажи товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров, в нарушение требований ст.8 Закона о рекламе.

         На основании изложенного,  руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

          

         1. Признать ненадлежащей рекламу компании "Радуга вкуса", распространяемую дистанционным способом путем направления сообщений в сети интернет через приложение Viber в марте 2017 года, поскольку в ней нарушены требования статьи 8  Закона о рекламе.

 

         2. Признать ИП Розоренову А.С. (ИНН 211301604970) нарушившей статью 8  Закона о рекламе.

 

         3. Выдавать ИП Розореновой А.С. предписание о прекращении нарушения 8 Закона о рекламе, в связи с распространением ненадлежащей рекламы продажи товаров дистанционным способом без указания сведений о продавце таких товаров.

 

         4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях в отношении ИП Розореновой А.С.

 

 

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                                                                              «…»

 

04-10/6146

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ      

 

                                                                                 

17 августа  2017 г.                                                                                        г. Чебоксары

     

 

         Комиссия  Чувашского УФАС  России  по рассмотрению дел по признакам

нарушения  законодательства  о  рекламе в составе:

         председатель Комиссии  -«…»

         члены Комиссии:

         «…»

        на основании своего решения от 17.08.2017 по делу № 19-Р-2017, вынесенного  в связи с нарушением  статьи 8 Закона о рекламе, выразившимся в распространении рекламы, осуществляемой дистанционным способом  продажи товаров, без указания  сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя,                                                                                                в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, 

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

      1. ИП Розореновой А.С. (ИНН 211301604970) в срок до 01.09.2017 прекратить распространение ненадлежащей рекламы, осуществляемой дистанционным способом  продажи товаров, реализуемых компанией "Радуга вкуса", в связи с не указанием  сведений о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

      2. ИП Розореновой А.С. в срок к 18.09.2017 представить в Чувашское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

 

      В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Чувашское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

 

 

Председатель Комиссии                                                                      «…»

                

         

Члены Комиссии                                                                                         «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны