Решение №04-10/6147 Решение Управления в отношении ИП Андреева от 25 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 26-Р-2017

 

 

17 августа 2017 г.                                                                                          г. Чебоксары

     

                     Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2017

                     Решение в полном объеме изготовлено  17.08.2017

 

        Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам

        нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:

        Председатель Комиссии:

        «…»

        Члены Комиссии:

        «…»

        рассмотрев дело № 26-Р-2017 в отношении ИП Андреева И.М. («…») по признакам нарушения требований, определенных частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе), в связи с отсутствием в рекламе части существенной для потребителя информации о рекламируемом товаре и наименовании юридического лица, оказывающего рекламируемые услуги,

         в присутствии представителей лица, в действиях которого содержаться признаки нарушения Закона о рекламе:      

        - ИП Андреева И.М. (личность установлена по паспорту),

        в отсутствии заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

        10.05.2017 в адрес  Чувашского УФАС России поступило заявление физического лица «…»(далее – Заявитель) (вх. № 04-21/36) по факту размещения рекламной листовки с признаками нарушения Закона о рекламе, распространявшейся  по адресу: г. Чебоксары, Московский пр-т, остановка "Театр оперы и балета" следующего содержания:

        "ипотека тел.: 37-37-16 квартира, быстро, выгодно, надежно. Подбор банка Низкий процент Срочно! Надежно! Помогаем решать самые сложные вопросы! С 10 до 18 ч. тел.: 37-37-16".                                                                                               Заявитель указывает, что в рассматриваемой рекламной листовке отсутствует информация об организации, предоставляющей потребителям услуги в получении ипотеки под низкий процент, а также все условия получения данной ипотеки.          Таким образом,  Заявитель указывает на нарушения соблюдения требований Закона о рекламе в части рекламирования финансовых услуг.

        Факт размещения указанной рекламной информации Заявитель подтвердил приложенной к заявлению листовкой, содержащей вышеуказанный текст.

        В результате рассмотрения заявления установлено следующее.

        С точки зрения пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе  под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Закона о рекламе).                    

        Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования выступает товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.                               

        Таким образом, из определения рекламы следует, что рекламой считается информация, которая, во-первых, была распространена, во-вторых, адресована неопределенному кругу лиц, в-третьих, направляет внимание и интерес на объект рекламирования, в-четвертых, имеет цель продвинуть объект рекламы (товар) на рынок.

        С учетом изложенного, представленная информация, содержит все квалифицирующие признаки рекламы, предусмотренные статьей 3 Закона о рекламе.        

        В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).        

        Ипоте́ка одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остаётся во владении и пользовании должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счёт реализации данного имущества.

        Ипотекой является также залог уже существующего недвижимого имущества собственника для получения им кредита или займа.

        Ввиду того, что рассматриваемая реклама содержит предложение финансовой услуги - ипотеки, на нее распространяется требование нормы части 1 статьи 28 Закона о рекламе.

        Согласно части  1  статьи 28  Закона о рекламе  реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).                                     

        В нарушение данной правовой нормы в тексте вышеуказанной рекламы отсутствует наименование лица, с указанием организационно-правовой формы, оказывающего услуги по предоставлению ипотеки, что указывает на   наличие признаков нарушения требований части 1 статьи 28 Закона рекламе.

        Указание правильных реквизитов организации, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей. Потребитель рекламы  вправе рассчитывать на формирование правильного, не  вводящего его в заблуждение, представления об организации, которая предлагает свои услуги и сотрудничество.            Наименование - индивидуализирующий признак организации. Без его наличия не может быть образовано и вести деятельность юридическое лицо. Требования Закона о рекламе предусматривают обязательность указания наименования юридического лица при размещении рекламы банковских, страховых и иных финансовых услуг.                                                                                         Для индивидуального предпринимателя обязательно указание фамилии, имени, отчества. Несоблюдение этого правила может стать основанием для признания рекламы ненадлежащей.

        В рассматриваемой рекламе, предлагающей  финансовые услуги, не указаны, предусмотренные законодательством в обязательном порядке, достоверные сведения о лице, оказывающем эти услуги.

        Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям  части 1 статьи 28  Закона о рекламе,  в связи с отсутствием в рекламе части существенной для потребителя информации - полного наименования лица, оказывающего эти услуги.

        Ответственность за нарушение требований, части 1 статьи  28,  Закона о рекламе возложена на рекламодателя (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

        В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).

        Из информации, представленной от ОАО "Мегафон" следует, что абонентский номер телефона 373716 (в федеральном формате «…») закреплен за физическим лицом - Андреевым Игорем Михайловичем («…»).

        Согласно выписке ЕГРИП установлено, что Андреев И.М. является индивидуальным предпринимателем («…»), зарегистрированным в качестве такового 16.11.2015.

        Исходя из изложенного, ИП Андреев И.М. является рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, поскольку является заинтересованным в продвижении указанной в рекламе финансовой услуги.        

           Таким образом, определением от 07.07.2017 (исх. № 04-10/5066) возбужденго дело по признакам нарушения ч. 1 ст.28 Закона о рекламе в отношении ИП Андреева И.М.

            В заседании Комиссии 04.08.2017 согласно письменным пояснениям ИП Андреева И.М. установлено, что последний не являет своей деятельностью непосредственного оказания финансовой услуги, в том числе  предоставления ипотеки.                                                                                                                  Из письменных пояснений ИП Андреева И.М. следует, что рассматриваемая рекламная информация осуществлена им в качестве оказания потребителям юридических услуг, поскольку  компетентность юридического лица играет немаловажную роль при выборе организации для оказания финансовых услуг.

         Согласно выписки ЕГРЮЛ ИФНС России ИП Андреев И.М. (ИНН 212908792589) имеет основным видом своей деятельности - деятельность в области права (69.10).                                                                                                            Таким образом, в рамках дела установлено и подтверждено материалами дела, что деятельность ИП Андреева И.М. не связана с оказанием услуг в сфере финансовой деятельности.

        В связи с представленными пояснениями и установленными обстоятельствами, Комиссия приходит к выводу об изменении квалификации вменяемого ИП Андрееву И.М. правонарушения с ч. 1 ст.28 Закона о рекламе на ч. 7 ст.5 Закона о рекламе.

        Рассматриваемая реклама, содержащая в тексте указания на ипотеку, искажается смысл информации и вводит в заблуждение потребителей рекламы, поскольку оценка рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

        В данном случае, потребитель вправе предположить, что указанные услуги предоставляет лицо (организация), имеющее отношение к деятельности оказания финансовых услуг.               

        Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о рекламируемом и предлагаемом товаре (услуге).   

        Отсутствие такой существенной информации в рекламе как указание на оказание консультационных и юридических услуг привело к искажению смысла рекламы и ввело в заблуждение Заявителя, что послужило его обращению в антимонопольный орган.

         Отсутствие в рекламе достоверной, полной информации о лице  (организации) и тех услуг, которые оно оказывает, влечет в соответствии с требованиями ч.7 ст.5 Закона о рекламе, признания недостоверной рекламы.

        На основании ч.7 ст.5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

          Ответственность за нарушение требований, части 7 статьи 5, части  1 статьи  28  Закона о рекламе возложена на рекламодателя (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

        В смысле Закона о рекламе,  рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (п.5 ст.3 Закона о рекламе).                                                                                             ИП Андреев И.М. является рекламодателем рассматриваемой рекламы, как лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы, поскольку является заинтересованным в продвижении указанной в рекламе услуги.

        В заседании Комиссии ИП Андреев И.М. проинформировал, что в настоящее время рассматриваемые листовки с ненадлежащей рекламой не распространяются.

        В связи с чем, Комиссия пришла к выводу об отсутствии основания выдачи ИП Андрееву И.М. предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе.

        Оценив и проанализировав представленные в заседании Комиссии документы и заявленные доводы,

           руководствуясь  частью  2  пункта  1 статьи  33,  частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения   антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения  Закона

о рекламе, Комиссия

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

РЕШИЛА:

          

         1. Признать ненадлежащей рекламу: "ипотека тел.: 37-37-16 квартира, быстро, выгодно, надежно. Подбор банка Низкий процент Срочно! Надежно! Помогаем решать самые сложные вопросы! С 10 до 18 ч. тел.: 37-37-16",  распространяемую  в мае 2017 года, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

         2. Признать ИП Андреева И.М. нарушившим требования части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

         3. Предписание о прекращении нарушения Закона о рекламе ИП Андрееву И.М. не выдавать.                                                                                                          4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях.

         Решение может  быть обжаловано в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                            «…»

 

Члены Комиссии                                                                                  

                                                                                                                «…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны